Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие  в Страну исторических источников

Путешествие девятое

Двадцать одна версия

Придя на очередное занятие, Сергей Сергеевич достал из портфеля какой-то листок.
– Вот, смотрите, – сказал он ученикам, – это приглашение на ученый диспут во Дворец Топонимики.
Ребята прочитали содержание листка.

"Накануне 11 апреля (4 апреля по старому стилю) – дня 855-летия первого упоминания в летописи города Москвы, в Стране исторических источников, во Дворце Топонимики, состоится ученый диспут "Как произошло название "Москва". Приглашаются все друзья Топонимики.

– Поняли? – добавил преподаватель. – В прошлый раз мы знакомились с одной частью области Ономастики. Какой?
– Антропонимикой, – ответил Ваня.
– Правильно, наукой об именах людей, а теперь вас ждет топонимика – дисциплина о географических названиях.
– То есть названиях городов? – уточнила Даша.
– Городов, рек, гор, морей, лесов, сел – в общем, всего, что есть на карте и вокруг нас. Но поспешим. Они уже начинают...

* * *

Когда после заклинания ребята открыли глаза, они увидели большой круглый зал, в котором за круглым столом сидело несколько десятков ученых. Сергей Сергеевич молча указал на места у стены, и все стали слушать председательствующего.
– Я как Главный Топонимист Страны исторических источников прошу присутствующих специалистов высказать свои точки зрения на топоним "Москва" – как он возник, как мог изменяться, пока не стал названием российской столицы. Слово имеет академик гидронимики.
– Общеизвестно, – начал академик, – что город Москва возник тогда, когда уже длительное время существовало название реки Москвы. Весь вопрос в том, почему так назвали реку. И кто ее так назвал: славяне-вятичи или жившие ранее на ней финские племена? Во всяком случае, окончание "ва" присутствует у многих рек Средней России: Протва, Болва... Из финских языков выводят значение этого "ва" – вода, река. Что же тогда означает "моск"? Пусть свое мнение представят все желающие об этом подискутировать.
– Я беру слово, – в разговор вступил ученый с пристальным взглядом. – Я лингвист, специалист по языкам. Предложена такая версия: "моск" – от "муст" – черный, темный.
– Разрешите не согласиться, – сказал сосед глазастого ученого. – Я предлагаю свою версию: "маска" – медведь. В измененном виде славяне-охотники усвоили это имя и стали называть хозяина леса "миша", чтобы его задобрить. То есть Москва – "медвежья река".
– Нет никаких оснований, – заговорил важный ученый, сидевший в дальнем углу, – считать, что Москва – "медвежья река". Для финских племен было характерно скотоводство. Вот и назвали реку "коровья", от "моска ва" – "коровья вода".
– Позвольте мне высказать свое мнение, – сказал еще один участник диспута. – Я как эллиновед – специалист по древним грекам – хочу напомнить, что историк пятого века до нашей эры Геродот упоминает, что где-то севернее скифских степей жило некое племя – мосхи. Они вполне могли обитать в бассейне Москвы-реки, и, значит, это – река мосхов!
– Эллиноведа может дополнить востоковед, – заявил еще один участник диспута. – В иранских источниках племя мосхов названо "мушки". Тоже похоже на "Москва", тем более что на Востоке и город Москву называли Мушкаф.
– Послушайте еще и слависта, – отозвались рядом. – В пользу того что Москва – не финское и не скифское, а славянское название, говорит то, что в Польше существует река Московица, а в Восточной Германии, там, где когда-то жили славяне, – река Москава. Что же означает славянский корень "моск"? Да то же, что слово "промозглый" – "влажный". Славянские предки москвичей – вятичи – могли произносить "мозглый" как "москы"...
– А как же "ва"? – послышался вопрос.
– А "ва" – это все равно что "вая" – "московая", то есть очень влажная река.
– У меня как главного специалиста Страны исторических источников по этимологии – объяснению слов – есть возражение, – сказал участник диспута, только что задавший вопрос. – В русском языке имеется собирательный суффикс -ва-: листва – много листьев, синева – много синего цвета. Не логично ли предположить, что "Москва" – это искаженное "мостква" или "моства" – река, место, где много мостов или мостиков? Как в песне: "И не москвичка-московитка поставит ведра на мостки!"
В зале произошло оживление, многие ученые заулыбались, кто-то, в свою очередь, запел: "Для нас Москва всегда права – как ширь, как неба синева"... Главный Топонимист вновь взял слово.
– Коллеги, давайте поменьше лирики! Итак, прозвучало семь версий происхождения названия "Москва". Слово брали уважаемые академик гидронимики, три лингвиста, эллиновед, востоковед, славист и этимолог. У кого есть еще мнения? Мы спокойно выслушаем все точки зрения.
– Разрешите вставить слово ученому-диалектологу, исследующему особенности речи в разных местностях – диалекты. Кто сказал, что название "Москва" происходит от общеупотребительного слова, а не от диалектного, известного только на небольшой территории? Так вот, диалектное слово "мосох", сохранившееся в западных областях Центральной России, означает "болото".
А Москва-река начинает свое течение из болотистой местности. Не зря ведь в некоторых старинных русских былинах река Москва называется Смородиной – от слова "смород" – "смрад", запах болота.
– А вот еще одна версия, которую позвольте озвучить мне, исследователю наследия великого русского историка Василия Татищева, государственного деятеля восемнадцатого века.
В "Истории Российской" он выдвинул гипотезу происхождения названия "Москва" от скифо-сарматского корня, означающего "крутящаяся" или, в переносном смысле, "искривленная".
В самом деле, река Москва удивительно извилистая. Кто из москвичей не знает излучину у Серебряного Бора или "подкову", образующую Замоскворечье...
– Вот и опять возникли скифы! Просто Татищев, при всем уважении к нему, жил в те времена, когда старались привязать любое географическое название к чему-то древнему и благородному, если не к греческому – так к скифскому... Лично у меня, историка восточнославянских племен, больше доверия вызывает другая версия, связанная с характером реки, – от древнеславянского корня, означающего "бежать, убегать, идти". Когда-то на перекатах Москва была действительно стремительной рекой – пока не обмелела и ее не перекрыли в черте города плотины.
– Вспомним о глине, в большом количестве добывавшейся на берегах реки Москвы. Каждый, конечно, судит обо всем со своей колокольни, но мне как искусствоведу очень симпатична гипотеза о происхождении имени "Москва" от слова, означающего "мягкий". Как-никак, из мягкой глины делались кирпичи, из которых построены церкви, боярские палаты и сам Кремль.
– Здесь не прозвучало еще мнение религиоведа, изучающего древние верования. А почему бы не предположить, что "Москва" – притяжательная форма от имени какого-нибудь языческого божества? Вполне возможно, что было божество этой местности – Моск или Мосх. И стояло на берегу реки святилище этого бога – Москово.
– Есть два особых мнения, – сказал председательствующий. – Сюда приглашены священник, исследователь Библии, и народный сказитель былин.
– Из Области фольклора? – тихо спросил педагога Ваня.
– Как видно, – ответил Сергей Сергеевич.
– Вам слово, святой отец, – обратился к вошедшему священнику Главный Топонимист.
– Священное Писание свидетельствует, что у праотца Ноя, продолжившего род людской после Всемирного потопа, был сын Иафет, прародитель народов полунощных, а у него – сын Мосох (или Месех). Преподобный диакон Киево-Печерской лавры Тимофей писал в веке семнадцатом от Рождества Христова: "Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей".

Продолжение следует