Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

За буквой - мир родного языка

В настоящее время во многих регионах России завершается переход начальной школы на четырехлетнее обучение. В связи с этим появились и новые учебники.
Рады представить учителям начальных классов комплект по обучению грамоте и письму, в который входят:

1. Букварь (авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова).
2. Русский язык. Тетрадь по письму (в 4 частях) (авт. Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л. Андрианова). (Некоторые учителя уже успели познакомиться с этими тетрадями и даже поработать с ними.)
3. Методические рекомендации по работе с букварем (авт. Т.М. Андрианова).

Представлять заочно книгу, а тем более учебник, очень сложно. Ее следует самому подержать в руках, полистать, посмотреть иллюстрации, познакомиться с содержанием.
Главную задачу, которую мы – авторы – ставили перед собой при создании данного комплекта, можно сформулировать так: попробовать создать такие учебники, с которыми и ученикам, и учителям будет легко и интересно работать.
Вот с этих позиций мы и рассмотрим наш новый букварь. Внимание маленьких первоклассников привлечет прежде всего оформление книги.
Но учебная книга должна привлекать внимание не только своим внешним видом, но и интересным содержанием.

Чем же этот букварь отличается от десятка других?

1. Содержание книги, ее построение, изобразительный ряд позволяют максимально учитывать психофизиологические особенности первоклассников 6–7-летнего возраста.

2. Методический аппарат частично вынесен на страницы учебника. Более полные методические рекомендации находятся в отдельной методичке.

3. Основная идея системы Л.В. Занкова – достижение оптимального общего развития учащихся – "развития ума, воли и чувств", что является залогом прочного усвоения детьми знаний, умений и навыков. Эта идея является и основной идеей букваря.

4. Содержание учебника позволяет осуществлять разноуровневое обучение, предлагая широкое поле деятельности. Букварь рассчитан на работу как с нечитающими, так и с читающими учениками.

5. Одной из важных особенностей букваря является включение в него пропедевтического материала по русскому языку, направленного на формирование у детей орфоэпического чтения.

6. Содержание букваря и прописей не противоречит проведению комбинированных уроков обучения грамоте и письму (особенно на первых его этапах).

7. Букварь – личная "собственность" ученика. В книге он рисует, раскрашивает картинки, печатает слова, читает схемы.

Букварь создавался в соответствии с нормативными документами: проектом "Концепции содержания непрерывного образования" и письмом Министерства образования "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", подготовленными совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования Российской академии образования. Эти документы помогли нам сделать учебник более современным и актуальным, помогли правильно сориентироваться не только в подборе материала, но и в форме его подачи.

Во-первых, ученые считают, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации. В это время не следует повышать нагрузку и темп работы.

Данное положение нашло в букваре свое воплощение. Адаптационный добуквенный период занимает в учебнике целых двадцать две страницы. Детям предлагается очень спокойно и последовательно познакомиться с миром, в котором они живут. Их ждут "путешествия" в мир красок и звуков, в мир жестов и знаков, в мир предметов и слов.

Предлагаем вашему вниманию методический комментарий к одной из таких страниц букваря.

С. 12–13. В мире звуков.

I. Введение в тему

Рассматриваем ситуацию.

Учитель. Может ли один предмет издавать разные звуки?

Дети. Да! Машина гудит, сигналит, ревет, визжит тормозами, шуршит шинами.

II. Работа с букварем

1. Рассматриваем рисунки.

У. Что можно "услышать", глядя на них?

Д. Можно услышать стук. Стучат молотком, дятел стучит по дереву, человек стучит в дверь.

– А если посмотреть на вторую картинку, то можно услышать, наверное, свист. Девочка свистит, синичка свистит, свисток свистит.

У. Знаете, я думаю, это не девочка, а ветер, так его изобразил художник.

Далее рассматриваются остальные картинки.

Звон (колокольчик, капли, посуда).

Скрип (снег, дверь, половицы).

Можно добавить: треск сучьев, льдин, сороRк.

 Можно ли подражать этим звукам?

Дети пробуют издавать их.

2. Подражание звукам.

У. Есть люди, которые умеют подражать (имитировать) чужим голосам, животным и различным предметам. Они часто выступают на сцене с такими номерами (это звукоимитаторы).

Некоторые птицы могут подражать другим птицам. Это скворцы, попугаи. Скворец может "заскрипеть", как калитка, или залаять, как собака. Есть птица, у которой даже имя отражает ее звуковые возможности. Это пересмешник (родственник воробья).

3. Передача звуков предметов словами.

У. Знаете, передать звуки предметов можно и словами, только очень приблизительно.

Учитель выразительно читает отрывки из произведений К.И. Чуковского.

ФЕДОРИНО ГОРЕ

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы дзынь!– разбиваются.

(Дети могут произносить слова вместе с учителем.)

МУХА-ЦОКОТУХА

Звуки музыки вы услышите в строчках:
Тара-pa, тара-ра,
Заплясала мошкара...
Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!

КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

Представляете, а у Николая Носова даже рассказ называется "Тук-тук-тук!" (о ребятах, ночью испугавшихся этих странных звуков, и о вороне, которая сидела на крыше и клевала прошлогодние ягоды рябины). Зачитываем отрывок.

4. Звуки, издаваемые животными.

Рассматривание рисунка (раскрашивание его деталей). Растение рогоз, а не камыш.

У. Давайте внимательно посмотрим на рисунок. Я вам предлагаю раскрасить его. Какие замечательные у вас получились листочки. А кто изображен на рисунке?

Д. Мышата, котята, лягушата.

У. Давайте озвучим эту картинку. Представим, что мы подобрались к этой лужайке. Что мы услышим?

Дети имитируют звуки котят (мяу, мур-р-р), лягушек (ква-ква), мышат (пи-пи-пи).

– Для чего животные издают звуки?

Д. Птицы предупреждают – это их территория.

– Сигнал опасности – подача голоса другим животным.

– Способ общения друг с другом.

5. Игра "Деревенский дворик".

У. Вспомните, какие животные живут там. Какие голоса можно услышать?

Дети мычат, блеют, лают, ржут, хрюкают, мекают, гогочут, кукарекают и т.д.

– А кто знает, как "разговаривают" слоны?*

Д. Трубят.

У. Львы?

Д. Рычат.

У. Филин?

Д. Ухает.

У. Ослы?

Д. Кричат.

6. Прослушивание стихотворения.

У. С утра, спозаранку,
Я слышу во сне,
Как с улицы звуки
Стучатся ко мне:
Шаги почтальона,
Шуршанье газет,
И ветра, и веток
Привет и ответ.
Вот звуки все громче:
Лай, щебет, возня,
И солнце сквозь ставни
Находит меня
И шепчет:
– Глаза поскорее протри!
Довольно подслушивать!
Встань и смотри!

(Э.Фарджен)

III. Главные слова и понятия

У. Мы слышим звуки различного происхождения. Нужно учиться слушать мир!

* * *

Дети узнают, как зарождалась устная и письменная речь и для чего она нужна человеку.

Во-вторых, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре.

В букваре практически на каждой странице представлен игровой и занимательный материал. Иногда он объединен в блок под рубрикой "Игры в слова", иногда представлен отдельными видами, например игра в "путаницу звуков", в "эхо", в "третий "лишний" и т.д. Учебник очень близок детям "по духу". Он пронизан сказками, забавными стихами, интересными загадками, веселыми скороговорками, мудрыми пословицами.

В-третьих, в настоящее время повышено внимание ученых и к структуре урока в первом классе. Она должна быть "дробной", то есть включать несколько (желательно связанных темой!) видов деятельности. Недопустимо строить весь урок на одном ее виде, например, все 35 минут только читать или писать. Мы понимаем, что эту проблему одному учителю без помощи учебника решать будет очень сложно. Букварь предлагает учителю творческое сотрудничество! (На представленных страницах учебника можно увидеть, что весь материал четко тематически спланирован и представлен четырьмя-шестью видами разнообразных заданий.)

Представляем в качестве примера еще две страницы букваря и методический комментарий к ним.

С. 58, 60. Закрепление пройденного (буква П).

I. Введение в тему

Учитель. Давайте разгадаем шараду.

Шарада – это загадки со словами, с превращением одного слова в другое.

И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду.
Но вставь лишь "и" – я поведу
Стальную птицу к небосводу.

Дети. Плот – пилот.

Комментарий для учителя.

Если дети испытывают трудность, порекомендуйте им воспользоваться подсказкой на с. 58 (на ней изображен плывущий плот).
Если и это будет трудно, то на доске чертится схема слова плот и галочкой показывается то место в слове, куда нужно вставить букву и.

У. Как по-другому мы называем пилота?

Д. Летчик.

У. Этих людей мы отличим по их летной форме. А можно ли профессию человека узнать по какому-либо предмету?

Д. Да.
– Нет.

У. Давайте попробуем. Откройте свой букварь по закладке.

II. Работа с букварем

1. Рассматривание изображенных предметов и определение по ним профессии.

У. Кому принадлежат нитки, ножницы?

Д. Швее, портнихе.

Далее рассматриваются другие предметы.

Каска – строителю.
Палитра – художнику.
Фонендоскоп (медицинский прибор для прослушивания больных) – врачу (доктору).
Скрипка – музыканту.
Глобус – учителю.

2. Работа с текстом.

У. Как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чем будет идти речь в тексте?

Д. Речь пойдет о поваре. Может быть, о том, как он готовит, или про этого человека.

У. Когда мы будем с вами читать, мы узнаем, правы ли вы. Смотрим на запись текста.

Начало некоторых предложений сдвинуто вправо. Как называется такой отступ?

Д. Красная строка.

Чтение текста.

У. Сколько в тексте смысловых частей (абзацев)?

Д. Три.

У. Прочитайте первую часть.

Самостоятельное чтение первой части.

– Что вы из нее узнали?

Д. Что у Полины папа повар...

У. Что означает многоточие?

Д. Значит, можно было продолжить.

У. Давайте продолжим предложение о том, что нужно повару.

Д. Ножи, разделочные доски, колпак, фартук, полотенца, раковина, овощерезка, мясорубка и т.д.

Чтение второй части.

У. Давайте дочитаем рассказ.

Дети читают.

– Кто знает, что такое меню?

Д. Это список того, что можно заказать.

У. Список блюд.

Д. Да.

У. В каждой столовой оно обязательно есть, в том числе и в школьной.

Меню – листок с перечнем блюд (кушаний).

Кто может повторить меню, которое предложил нам повар?

Ответы детей.

– Почему последнее предложение вынесли в отдельную часть?

Д. Повар старался, чтобы все были сыты и довольны.

Воспитательный момент.

У. А вы благодарите за обед маму, бабушку или школьного повара?

Д. Да.

У. Сейчас проверим, что вы еще знаете об этой профессии.

Ответы на вопросы букваря.

 Когда повара называют кок?

Д. Коком называют повара на корабле.

У. Кто-нибудь знает, как называют кухню?

Д. Кухню называют камбуз.

У. Когда говорят: "Приятного аппетита!"?

Д. Когда все сели за стол и собираются кушать.

У. Прочитайте второе выражение: "Пальчики оближешь". Что оно означает?

Д. Когда блюдо очень вкусное, говорят "пальчики оближешь", хотя делать это за столом нельзя.

У. О правилах поведения за столом мы сейчас поговорим.

Д. Я знаю правило: когда я ем, я глух и нем.

3. Берем красный и зеленый карандаши.

У. Кто может объяснить, почему выбраны именно эти цвета?

Д. Это цвета светофора: запрещающий – красный, разрешающий – зеленый.

Самостоятельная работа по закрашиванию квадратов. Взаимопроверка. (Руками есть нельзя, это неприлично, после еды надо вытереть руки и рот салфеткой, а не рукавом...)

4. Продолжаем работу с многозначностью слов.

У. Давайте посмотрим, что объединяет каждую пару.

Д. Розетка – электрическая и для варенья.
– Вилка – электрическая и столовый прибор.
– Раковина – дом для некоторых маленьких животных, умывальник (мойка), ушная раковина.

У. У предметов одинаковые названия, а предметы разные.

III. Главные слова и понятия

У. Что вы сегодня узнали про текст?

Д. Большие тексты делятся на смысловые части (абзацы). Начинаются они с красной строки.

IV. Главные слова и понятия

В-четвертых, говоря о современной педагогике, нельзя не сказать о личностно-ориентированном обучении, без которого невозможно воспитать нравственного человека, что является основным смыслом образования.

Мы очень надеемся, что наш букварь поможет ученику осознать себя как личность; определиться в этом мире и во взаимодействии с другими людьми; сориентироваться во множестве социальных ролей, в которых выступает каждый человек. Ребенок сам проанализирует свое отношение к миру, в котором он живет, определит ценности и приоритеты в нем. Все вопросы и задания в букваре обращены конкретно к каждому ученику. На протяжении всего учебника мы незаметно для ребенка раскрываем ему его самогоR. (Расскажи, какая твоя самая любимая сказка и игра, любимый цвет и сказочный герой, любимое стихотворение и любимое блюдо; выскажи свое мнение по некоторым "спорным детским вопросам": можно ли победить лень; меняться – это хорошо или плохо.)

В-пятых, одним из основополагающих принципов отбора содержания непрерывного образования детей младшего школьного возраста является принцип развития, который предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка.

Мы тоже считаем, что букварь не только должен учить ребенка читать, он еще должен научить его мыслить, рассуждать, анализировать, применять полученные знания в нестандартной ситуации. Материалы учебника позволяют решать эти вопросы ежеурочно. Задания изобилуют словами "докажи", "объясни", "сравни", "сделай вывод".

В-шестых, читая данную статью, у педагогов может возникнуть мысль: "Не перегружен ли учебник?" Сказать честно, соблазн такой был. Очень хотелось сократить добуквенный период и частично иллюстративный материал. Хотелось как можно раньше начать изучение букв быстрым темпом. Но мы решили остаться на своих прежних позициях, и они оказались правильными. Ускоренный темп прохождения материала и, как следствие, большой его объем ведут к перегрузке учащихся, чего допускать категорически нельзя. Нельзя еще и потому, что интенсивность процесса обучения в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение) не только не способствуют их формированию, но тормозят развитие или приводят к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков.

Ни одна из задач, поставленных нами в букваре, не может быть решена без участия учителя. Он – "проводник" авторских идей. Благодаря учителю наш букварь может засверкать новыми гранями, стать книгой, в которой ребенок сам ежедневно будет совершать хоть и маленькие, но уже открытия.

Полистав наш букварь, каждый учитель сразу же подметит еще одну характерную деталь – наличие нескольких шрифтов. В букваре их три (не считая тех, которыми обозначены темы). Самый мелкий шрифт – для учителя. Этим шрифтом напечатан в учебнике методический аппарат. Средний шрифт – для читающих учеников. Этим шрифтом напечатаны стихи, загадки, пословицы и т.п. Крупный шрифт предусмотрен для тех, кто только учится читать.

Надеемся, что большую практическую помощь учителю в работе с букварем окажут методические рекомендации к заданиям. В них учитель найдет следующие разделы.

1. Задачи курса "Обучение чтению".
2. Программа курса.
3. Основные положения концепции букваря.
4. Общие рекомендации по работе с учебником.
5. Тематическое планирование уроков обучения чтению и письму.
6. Постраничный комментарий к букварю.
7. Карточки с текстами для индивидуальной работы с учащимися по чтению.

Тематическое планирование имеет следующую структуру (см. приложение):

1 – нумерация недель;
2 – нумерация уроков чтения (4 ч в неделю);
3 – нумерация уроков письма (5 ч в неделю);
4 – изучаемые темы по обучению грамоте и письму;
5 – нумерация соответствующих страниц букваря и прописей;
6 – дата изучения темы (данная графа заполняется учителем).

В течение букварного периода мы сочли необходимым запланировать шесть резервных часов, которые учитель будет использовать по своему усмотрению.

* * *

Продолжим наш разговор о букваре. В предыдущей статье мы уже начали рассматривать методический комментарий.

Постраничный комментарий к букварю представляет собой подробное объяснение методов и приемов работы с буквами и звуками, слогами и словами, предложениями и текстами. Практически каждый такой комментарий состоит из трех разделов:

I. Введение в тему.
II. Работа с материалом букваря.
III. Главные слова и понятия урока.

Второй раздел – самый объемный. Он может включать в себя следующие подразделы:

1. Информация для учителя.
2. Дополнительный материал.
3. Воспитательные моменты.
4. Задания повышенной сложности.

В качестве иллюстраций предлагаем вашему вниманию методические рекомендации к некоторым страницам букварного и послебукварного периода.

С. 23. Звук [а]. Буквы А, а.

I. Работа с букварем

1. Работа по выделению звука.

Учитель. Определите, с какого звука начинается слово азбука.

Дети. А – алфавит. Со звука [а].

У. Какой звук произносит мальчик?

Д. Звук [a].

У. Как вы догадались? Произнесите этот звук сами. (Используем зеркальце.)

Дети произносят.

 Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

Д. Гласный. Он поется, произносится легко.

У. Воздух не встречает на пути преград. Звук [a] обозначается буквой а.

2. Знакомство с буквой.

У. Большую букву знают многие, а вот с маленькой познакомимся поближе. (С письменными буквами будете знакомиться на уроках письма.) Посмотрим, как она выглядит. Найдем ее среди других букв и обведем.

Дети обводят карандашом в учебнике.

3. Работа со схемами слов.

У. Назовите изображенные предметы (маки, астра, ландыш). Назовите предметы одним словом.

Д. Цветы.

У. Назовите первое слово.

Д. Маки.

У. Сколько в этом слове звуков? Произнесите каждый звук.

Д. [м], [а], [кR], [и].

У. Какой он? Какие цвета будем использовать в схеме?

Дети отвечают.

Аналогично проводится работа с двумя другими словами.

4. Работа с предложениями.

У. Перед вами пиктограмма – рисуночное письмо. Прочитайте первое предложение.

Д. Малина сладкая, а лимон кислый.

– Малина нравится, а лимон нет.

У. Что вам помогло определить второе и последнее слова?

Д. Выражение лица – мимика.

У. Сколько слов в предложении?

Д. Пять.

У. Какое слово третье?

Д. Слово а.

Чтение следующих предложений.

Перо легкое, а гиря тяжелая.
Перо белое, а гиря черная.
Кит большой, а рыбка маленькая.
Кит – животное, а окунь – рыба (это предложение можно принять).

У. Вопросы-"ловушки". Можно ли так говорить?

Заяц белый, а волк злой.
Жук маленький, а бабочка красивая.

Д. Нет. Маленький – это размер, а красивая – это какая вообще. Надо было сказать так: "Жук маленький, а бабочка большая" или "Жук страшный, а бабочка красивая".

5. Работа с предложениями, состоящими из одного слова и с разными знаками препинания.

У. Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено.

Д. Мальчик убегает от собаки.

У. Прочитайте предложение (обратите внимание, как оно записано).

Несколько детей пробуют читать это предложение; предлагаю разыграть сценку.

(Хорошо, если учитель на доске сравнит две записи: "А! А-а-а-а!" Звук короткий и звук долгий, непрерывный, эмоционально окрашенный.

Разыгрывание второй ситуации.

Один ученик задает любой вопрос. Второй произносит: "А?"

 Какие средства устной речи использовали?

Д. Жесты, интонацию.

Рассматриваем третью картинку и запись под ней. Сравниваем запись первого и третьего предложений.

При изучении букв можно на каждом уроке использовать следующий прием: учитель предлагает встать тем детям, имена или фамилии которых начинаются с изучаемой буквы. (Находить эту букву в классной разрезной азбуке.)

II. Главные слова и понятия

У. Что мы сегодня узнали?

Д. Звук [a] гласный. Обозначается буквой а.

– Может быть частью слова (стоять в начале, середине и в конце).
– Может быть целым словом.
– Предложением.

С. 24. Звук [у]. Буквы У, у.

III. Работа с букварем

1. Работа по выделению звука.

У. Почему мальчик вытянул губки? Какой звук он произносит? Докажи.

Дети объясняют.

– Я вам предлагаю прочитать стихотворение на с. 24 букваря.

Дети читают.

 Почему рядом с буквой у изображена улитка?

Д. У нее рожки, как буква у; слово улитка начинается со звука [у].

У. Как называется домик у улитки?

Д. Раковина.

У. Есть ли в этом слове [у]?

Д. Нет.

У. Давайте назовем слова, которые начинаются с этого звука.

Д. Утюг, удочка.

У. Этот звук обозначается буквой у.

 Рассмотрите табличку с образцами букв. Находим маленькую букву у, обводим ее (если дети знают другие буквы, их можно будет потом назвать).

Дети обводят.

2. Работа со словом.

Составляем звуковые схемы слов.

УТКА ЖУК МУХИ

Предварительно дети анализируют слово, определяют количество звуков, дают их качественные характеристики.

Игра "Третий "лишний".

У. Какой предмет "лишний"?

Д. Утка, так как это птица, а жук и муха – насекомые.

У. Какое слово "лишнее"?

Д. Жук, так как в этом слове три буквы, а в остальных – по четыре; в этом слове один гласный, а в других – по два.

3. Работа с предложениями.

У. Читаем пиктограмму.

У дома дерево.

– Сколько слов?

Д. Три.

У. Как они записаны?

Д. Буквой и рисунками.

У. Посмотрим на нижнюю схему этого же предложения. В конце предложения знак вопроса. Упражняемся в чтении таких предложений.

У дома дерево?
У дома дерево?

Выделяем голосом разные слова (термин "логическое ударение" не используется). В данном задании требуется помощь учителя. Показать голосом (интонацией), что хочет узнать спрашивающий человек.

Задайте вопрос так, чтобы можно было ответить: "Да, у дома, а не у забора".
Задайте вопрос так, чтобы можно было ответить: "Да, дерево, а не куст".

Рассматриваем второй столбик схем предложений. Читаем.

Дерево растет у дома.

Сравниваем это предложение с первым предложением первого столбика. Предложение стало на одно слово больше. Попробуем прочитать, но уже с вопросительной интонацией (с разным логическим ударением).

4. Работа над выразительностью.

Пробуем подражать животным и явлениям природы.

У. Как воет волк?

Д. Долгий, протяжный звук.

У. Как завывает метель (ветер)?

Дети изображают.

– Сравните две записи.

Учитель объясняет постановку многоточия (оно показывает, что действие не окончилось).

– Кто изображен на третьем рисунке?

Д. Это филин.

У. Да. Его легко отличить от совы по большим надбровьям. Если волк воет, то филин...

Д. Ухает.

У. Как он ухает? Кто может показать?

Дети выполняют задание.

– Сколько предложений записано?

Д. Три.

У. Читаем три коротких слова. Сравниваем, как ухает филин и воет волк.

Эти звуки можно услышать в лесу. Разыграем ситуацию.

IV. Главные слова и понятия

У. Что вы узнали про новый звук?

Д. Звук [у] гласный. Обозначается буквой у, может быть частью слова, словом, предложением.

* * *

С. 110–111. Из истории обучения чтению.

 

I. Введение в тему

Учитель. Знаете ли вы, кто напечатал первый букварь на Руси?

Дети. Иван Федоров.

У. Каким был первый букварь по размеру, больше или меньше нашего букваря?

Д. Меньше.

У. Где вы прочитали об этом?

Д. В нашем же букваре.

Комментарий для учителя.

Букварь Ивана Федорова был напечатан в формате 100ґ157 мм в 1574 году. Единственный известный ныне экземпляр книги находится в библиотеке Гарвардского университета (США).

II. Работа с букварем

1. Открываем букварь на с. 64.

У. Зачитываем текст.

ИЗ ИСТОРИИ КНИГ

Книги были созданы давным-давно. В ту пору книги писали рукой. "Бумагой" служили доски из глины, кожа животного, папирус.
Потом книги печатали на станке. В России первые книги издал Иван Федоров. Он выпустил и самый первый на Руси букварик. Книжка была размером с ладошку.

2. Рассказ учителя о том, как учились в старину на Руси.

У. Давайте перенесемся в прошлое. Послушайте, как учились дети в старину.

В семь часов утра школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".
Первый урок – азбука.
"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы.
После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов.
За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

3. Работа с букварем (с. 110–111).

У. Давайте сейчас заглянем в такую школу. Рассмотрим картинку "Урок в старой русской школе".

Дети сравнивают ее содержание с рассказом учителя.

У. Что заметили? Что еще можете рассказать о школе?

Д. Школа – это обычная деревенская изба с маленькими оконцами.

– В красном (красивом) углу – иконы.
– В классе всего несколько учеников.
– Вместо стульев – лавки.

Обратить внимание детей на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

4. Рассмотрение древней азбуки.

У. Рассматриваем, как выглядели буквы, которые учили наши прапрапрабабушки. В старом алфавите букв было 43.

А сколько букв в современном?

Д. 33, буквы в старом алфавите были очень сложны и по написанию, и по названию.

5. Своеобразие старинной азбуки.

У. Не только буквы, но и слова, и сама речь в те далекие времена были совершенно другими. Послушайте, как звучит "Обращение к ученикам", напечатанное в одном из первых букварей (с. 111 букваря).

Цель первого прослушивания – уловить своеобразие старой русской речи, ее плавность и певучесть.
Перед вторым прочтением ставится задача постараться понять содержание обращения. Коллективно пробуем "перевести" его на современный русский язык.

Эта видимая тобой маленькая книжечка,
Названная азбукой.
Напечатана была по царскому приказу
Вам, малым детям, для обучения.
Ты же, умное дитя, все внимательно слушай
И из первого класса переходи во второй.

Далее дети пробуют прочитать это обращение самостоятельно.

– Рассматриваем страничку старинного букваря. На ней представлена буква р. Сравниваем ее со страницами нашего букваря, посвященными изучению этой буквы.

Дети устанавливают, что на странице есть предметы, значение которых им трудно объяснить: риза (одежда для священников), рогатина (ручное оружие в виде копья с длинным древком). Последнее слово на странице – "разумеется".

* * *

В букваре есть материалы (4 разворота), которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время в викторинах, интеллектуальных марафонах, тематических утренниках и т.д.

С. 84–85. Какие бывают перемены.

Материал этих страниц может быть использован во внеклассной работе: в проведении конкурсов, викторин, интеллектуальных марафонов, предметных утренников и т.д.
Задания могут выполняться устно или письменно. Соревнования могут быть личными или командными. Стихи заучиваются и литературно оформляют ход данного мероприятия.
Материал разворота может быть использован и для проведения обычного урока.

 

1. Замена буквы в словах.

  • Лак – мак, рак, бак.
    Лак – лук, люк, лик.
    Лак – лай, лад, лаз.

  • Чайка – зайка, лайка, майка, гайка.
    Чайка – чашка, чарка.

  • Кочка – точка, бочка, дочка, почка, мочка, ночка.
    Кочка – кучка, качка, кичка (головной убор).
    Кочка – кошка, корка, койка.

2. Анаграммы.

Шарф – фарш.
Кино – кони.
Лиса – сила.

3. Меняем слоги местами.

Насос – сосна.
Ткани – нитка.
Навес – весна.

4. Изменение ударений в слове.

Вспомнить аналогичные случаи.

КОзлы – козлЫ.
ИрИс – Ирис.
АтлАс – Атлас.

5. Восстановление деформированного предложения.

Можно дать шесть вариантов предложений.

  • Андрей поменял марки на машинку и фонарик.

  • Андрей поменял марки и машинку на фонарик и т.д.

6. Воспитательный момент.

Дети высказывают свое мнение о том, хорошо ли меняться.
Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. (Ибо коллекционеры, например, считают, что обмен – это прекрасная возможность пополнить свою коллекцию. Другие люди считают, что меняться вещами не очень хорошо). Главное для детей: если вы решили с кем-то поменяться, то нужно обязательно поставить об этом в известность своих родителей и посоветоваться с ними.

7. Чтение стихотворения "Мена".

Чтение учителем русской народной сказки "Мена".
Все данные слова похожи по смыслу и имеют общую часть (корень): перемена, поменял, сменная (обувь).
Можно продолжить этот ряд. Замена (уроков, вратаря). Смена (учимся во вторую смену; смена времен года). Разменять (квартиру, деньги).

8. Дополнительный материал.

Стихотворение Б.Заходера "Перемена".

"Перемена, перемена!" –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи
Попросил списать задачи –
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
"Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!"

С. 100–101. Удивительный русский язык.

На этом развороте мы подведем итог работы со словом, которую проводили практически на каждой странице букваря. "Путешествовать" по этой "волшебной стране" русского языка можно с любой точки. Что же мы видим?

Рисунок. Объем 40KB

Огромный зАмок. На его дверях замОк.

1. Разговор о роли ударения в словах.

Находим еще примеры:

стрелкИ (на башне);
стрЕлки (башенных часов).

Дети могут вспомнить слова из материалов букваря: козлы, ирис, гвоздики, атлас, кружки.

2. Разгадывание ребуса.

Замок охраняет страшный зверь в клетке. В русском языке слова можно зашифровать значками, рисунками, цифрами и буквами. Дети разгадывают ребус (тигр) и вспоминают те ребусы, которые запомнились на уроках чтения и письма.

3. Прямое и переносное значение слов.

"К замку идет мальчик. Вместе с ним идет дождь". Некоторые слова в русском языке можно использовать в прямом и переносном смыслах.

"Плывут облака, плывут плот и пароход".

4. Омофоны.

"Под ногами мальчика луг и лук". В русском языке есть слова, которые одинаково слышатся, но по-разному пишутся: плодплот (на реке).

5. Многозначность слова.

У него два значения: растение и оружие. Многозначность слова характерна для русского языка.

Барашки (животные) – барашки (волны).
Коса (у девочки) – коса (инструмент).

Дети могут вспомнить: ручки, кисти, трубы, плитки и т.д.

6. Cлово в слове.

Посмотрим повнимательнее на девочку и увидим, что около нее вьются осы. Косы осы. Эту особенность русского языка мы рассматривали в рубрике "Слово в слове".

Грозароза, мельница – мель (кстати, плот сел на мель).

7. Сложные слова.

За мельницей мы видим: пароход, самолет, вертолет.

Все эти слова объединяет то, что они составлены из двух слов (в русском языке их называют сложными словами.) Дети могут добавить слово медведь.

8. Палиндромы.

Шалаш на эту картину попал не случайно. В русском языке есть немного слов, которые одинаково читаются слева-направо и наоборот. Это явление называют палиндром. Вспомним другие примеры: казак, потоп, топот, комок, наган.

Путешествие в страну русского языка закончилось, а его изучение будет продолжаться еще очень долго. Следует сказать о синонимах и антонимах (словах с одинаковым и противоположным значениями).

Можно поиграть в игру "Наоборот". Учитель называет пару слов, а дети ищут на картинке их воплощение.

Например: крупные – мелкие (капли дождя);
глубокая – мелкая (река);
большой – маленький (замок и шалаш, девочка и медведь) и т.д.

Следует отметить и еще оно свойство слов – "умение" рифмоваться.

Дети любят подбирать рифмы и сочинять двустишия или буриме.

Пробуем: капли (цапли...);
оса (коса, роса...);
мишка (мышка, книжка...);
мель (ель, карамель...);
чайки (майки, гайки, лайки...);
стрелки (белки, грелки...);

Материал этого разворота можно использовать во внеклассной (внеурочной) работе: в конкурсах, викторинах, интеллектуальных марафонах, в кружках по русскому языку и т.д.

Приложение

Тематическое планирование уроков обучения чтению и письму (из расчета 9 часов в неделю)
Файл в формате PDF. Объем 52 КБ. Для просмотра этого файла требуется программа Acrobat Reader