Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2002

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Татьяна КИЛЬДИШОВА,
учитель школы № 1
г. Кировск,

Брейн-ринг по природоведению

Обобщение материала можно провести в форме устного опроса, тестирования, а можно организовать интеллектуальную игру. Брейн-ринг является мобильным и занимательным видом игры, нравящимся детям, позволяющим принять участие всему классу. В новой рубрике "Учимся играя" Татьяна КИЛЬДИШОВА, учитель школы № 1 г. Кировска, представляет занятие, которое в игровой форме поможет повторить тему "Лето и осень".

2-й класс

Игра проводится как обобщающий урок по теме "Лето и осень". В игре принимают участие все ученики класса, представленные командами по 6 человек. Каждая команда имеет название ("Дождинка", "Ежики", "Листопад", "Урожай", "Молния"), эмблему и выбирает капитана. На игру приглашаем родителей.

Цели. Обобщить знания учащихся о признаках неживой природы, о жизни растений, диких и домашних животных, труде людей летом и осенью; учить доказывать взаимосвязи между явлениями природы. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; учить наблюдать за явлениями природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать навыки работы в коллективе, в командах.

Оформление. Картины с изображением природы летом и осенью, птиц, домашних и диких животных, грибов; гербарии растений; поделки из природного материала и рисунки ребят; изображение совы.

Оборудование. 22 конверта с вопросами, игровое поле, волчок, скрипичный ключ, черный ящик, секундомер, 2 игрушечных радиотелефона; термометр, картофель, плакат с овощами, плакат с засушенными листьями; совы (медали) и главный приз – хрустальная сова (из фольги).

ХОД ИГРЫ

I. Вступление

Все команды выстраиваются перед зрителями. Ученики читают стихи про осень.

Ученик 1.
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется –
Это время года
Осенью зовется.

Ученик 2.
Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.
Одарила гостья-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

Ученик 3.
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер лесу прошептал:
"Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву".

Учитель. Дорогие гости! Мы рады вас приветствовать в интеллектуальном клубе "Что? Где? Когда?". Как вы догадались, игра сегодня будет посвящена осени и ушедшему лету. Игроки докажут, что многое знают про осень и лето, знают об изменениях, которые происходят в природе летом и осенью.

II. Правила игры

Учитель. Объясняю правила игры.

  • Играют по две команды.

  • За правильный ответ команда получает 1 очко.

  • В туре побеждает команда, получившая 3 очка.

  • Если обе команды не ответили на вопрос, в следующем туре за правильный ответ разыгрывается 2 очка.

  • Команда, победившая в двух турах подряд, выходит в финал.

  • В финале встречаются две команды. Победительницей становится команда, опять первой выигравшая 3 очка. Все члены команды-победительницы награждаются медалью – совой, символом клуба "Что? Где? Когда?".

Далее следует жеребьевка команд.
Капитаны команд вытаскивают номера – порядок участия в игре.

Учитель. Помните! У нас есть игровое поле, на нем – конверты с вопросами. Стрелка волчка указывает на вопрос.
Вопрос читаю один раз, выслушиваете его до конца внимательно.
По моему сигналу "Время!" начинаете обсуждать. Время обсуждения – 1 минута.
Команда, правильно ответившая на вопрос, получает очко и право завести волчок. Капитан называет того, кто будет отвечать на вопрос.

Если команда неправильно или не до конца ответила на вопрос, право ответа переходит к другой команде.

Если стрелка указала на скрипичный ключ, значит, музыкальная пауза.

Музыкальная пауза – танец "Зонтики", сказка "Про грибы".
По ходу игры учитель знакомит с участниками команд. Рассказывает кратко об увлечениях, интересах игроков.

III. Вопросы

Учитель. Внимание! Черный ящик!
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Что лежит в черном ящике? Что еще может указать?

Дети. Термометр. Указывает температуру тела человека, температуру воздуха, воды.

Учитель.
Голубой платок,
Алый клубок,
По платку катается,
Людям улыбается.
Что это? Что еще знаете о нем?

Дети. Это солнце. Солнце – это звезда, ближайшая к нашей планете Земля.

Учитель.

Уж не Солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
Что это? К какой природе относится?

Дети. Туча – относится к неживой природе.

Учитель.
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит.
Что это? Когда бывает?

Дети. Это гром и молния, бывают чаще всего летом.

Учитель показывает гербарий с листьями клена, березы, ольхи, рябины.

Учитель. С каких деревьев эти листья? В какое время года собраны? Как догадались?

Ответы детей.

Учитель. Веселый Карандаш нарисовал овощи, хотел подписать, какие их части употребляют в пищу, но он очень торопился и перепутал подписи. Найдите ошибки.

плод

корень

лист

Дети. Свекла – корень, капуста – лист, огурец – плод.

Учитель.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Что за клин? Куда мчится и зачем?

Дети. Клином улетают на юг осенью журавли. Зимой им здесь нет пищи.

Учитель.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это? Когда они появляются? Какие бывают? Назовите несколько видов.

Дети. Это грибы. В основном появляются в конце лета – начале осени. Бывают несъедобные (мухомор, поганки) и съедобные (белый гриб, подосиновики, грузди, рыжики, лисички, маслята).

Учитель. Листья каких деревьев осенью краснеют, а каких опадают на землю зелеными?

Дети. Краснеют листья рябины, осины, черемухи. Опадают зелеными листья сирени, ольхи.

Учитель.
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на "весла" поменяла.
Кто это? Что делают осенью?

Дети. Это лягушки. Осенью прячутся в ил, под корни растений.

Учитель.
Днем я сплю,
А ночь – летаю.
Хорошо я поступаю?
Объясните.

Дети. Это сова. Днем она плохо видит. Ночью охотится на мышей.

Учитель.
Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них – красные детки.
Что это? Как сохраняют на зиму?

Дети. Это помидоры. На зиму их солят, маринуют, делают томатный сок, соус.

Учитель. Внимание! Черный ящик! Отгадайте, что в нем.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?
Что еще копают под осень? Зачем?

Дети. Картофель. Под осень копают овощи, необходимые для нашего питания, – морковь, свеклу, редьку, репу.

Учитель.
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
Спать немедленно зовет.
Что это? Почему происходит?

Дети. День и ночь. Земля вращается вокруг оси за 24 часа – сутки.

Учитель.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Кто это? Почему не улетает?

Дети. Это воробей. Может найти себе пищу и зимой.

Учитель.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это такое? Как показывает?

Дети. Это глобус. С помощью условных знаков показывает, где и какие расположены реки, моря, горы, океаны.

Учитель. Это письмо прислала вам Дюймовочка.

"Не смогла прийти к вам из-за погоды".

  • * -80|

Дети. Пасмурно, снег, температура минус 8 градусов, ветер северный.

Учитель.
Подобна соснам, подобна елкам,
А зимою без иголок.

Дети. Это лиственница. Вместо листьев – хвоя, которая осенью опадает.

Учитель.
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Кто это? Как готовится к зиме? Кто из животных готовится к зиме?

Дети. Это волк. К зиме не готовится. Также ищут пищу зимой лиса, заяц.

Учитель.
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
Когда, где и зачем появляются такие чудеса?

Дети. Поливальные машины летом в городе поливают улицы, чтобы было чисто, не было пыли. Поливают цветы.

Учитель.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без нее беда:
Она их главная еда.
Что это? Как же живут коровы, если осенью умирает их еда?

Дети. Это трава. Летом ее косят, сушат. Этим сеном кормят зимой коров, коз, овец.

Учитель.
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделя только,
От него осталась долька.
Что это?

Дети. Это месяц или Луна. Луна – спутник Земли.

IV. Заключение

Вручение медалей команде, победительнице.
Определение лучшего игрока.
Родители подготовили детям подарки – корзину с фруктами.