Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Роза ЧУРАКОВА,
научный руководитель ФНМЦ имени Л.В. Занкова

Школа заочника

Основные требования к подготовке урока в системе Л.В. Занкова

Подготовка к уроку – весьма важная и ответственная часть профессиональной деятельности учителя. Анализ этой деятельности начнем с видения урока Леонидом Владимировичем: "Очень важно, чтобы на уроке развертывался живой процесс познания. И уж конечно, ни в коем случае не следует приобретение знаний втискивать в рамки пресловутой схемы "комбинированного урока" (проверка домашнего задания, сообщение нового материала, закрепление и т.д.). Четкая структура урока должна определяться не схемой, которая привносится извне, а внутренней логикой учебного материала и поступательным движением мысли детей". (Занков Л.В. Избраные педагогические труды. – М.: Дом педагогики, 1999. С.121.)

Следуя этой логике при подготовке к уроку, весьма важно определить главную часть урока и выделить все подчиненные ей части. Главной мы называем ту часть урока, которая является решающей для выполнения его центральной задачи.

Возьмем в качестве примера один из уроков литературного чтения, где так же, как и на многих других, решается задача воспитания чувства прекрасного. Главная часть конкретного урока – знакомство с классическими иллюстрациями к литературным произведениям с целью создания ситуации эстетического удивления, помогающего детям и в обыденном (знакомом) обнаружить чудесное. Подчиненные основной задаче урока "части": чтение текста (первая встреча с незнакомым литературным произведением). В чьем исполнении услышит класс это произведение? Дети будут читать его сами или текст прочтет учитель? Это и решает учитель при подготовке к уроку.

Часто главная часть урока подчинена усвоению нового (понятия, закона, закономерности, нового действия, включение усвоенного понятия в новую систему связей и т.д.) или формированию необходимого при любой системе обучения умения или навыка (навык чтения, письма, вычисления и т.д.).

И вновь вернемся к урокам литературного чтения. Предположим, что это первые уроки по литературному чтению в 1-м классе. Главная часть урока – формирование навыка чтения (многие дети все еще читают по слогам). Вспомогательная часть – решение "литературоведческих" задач. Предположим, что это первый опыт знакомства со спецификой поэтического текста, первые встречи с понятиями "рифма", "поэзия", "проза" без введения четких определений. Для того чтобы подготовить детей к чтению "целого" текста (а только на основе осмысленного чтения можно решать задачу по формированию понятий "рифма", "проза", "поэзия"), выбираются те слова из текста, которые при чтении вызовут затруднения. "Цепочка" или "столбик" слов (слогов) записывается на доске и дается соответствующее задание. Например, прочесть "строчку" слева направо, затем справа налево, выделяя голосом слог сти: сти-сто-ста, сто-ста-сти, ста-сти-сто. Затем дети читают слова: стих – стихи – стихотворный; стар – старый – устарели; густой – душистое.

Выполнение одного из требований системы "идти вперед быстрым темпом" предполагает, что на каждом уроке ученики узнают (откроют для себя) что-то новое, как правило, связанное с прежде изученным. Согласно процессуальному характеру новой дидактической системы каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами. Каждый элемент все время прогрессирует по мере овладения другими за счет взаимосвязей с ними. Следовательно, необходимо продумать, какие знания и способы действия (умения, навыки), ранее усвоенные, необходимо включить в новую систему связей и какой новой "гранью" повернется к детям ранее изученный материал.

Так, например, в 1-й части учебника по математике для 1-го класса (автор И.И. Аргинская и др.) 34 упражнения, формирующие понятие "сравни", 25 заданий на "знаки сравнения", а во 2–4-й частях – 20 упражнений, цель которых составляет обучение учащихся умению выделять общий признак (основание), по которому можно объединить предметы в группы. В каждом из случаев упражнения направлены на учебную деятельность детей с одним и тем же понятием, но каждое упражнение раскрывает новую грань этого понятия.

Первая встреча с новым материалом имеет особенно большое значение для прочности сохранения его в памяти. Следовательно, для запоминания вредно, если школьники, надеясь на повторение, пассивно выслушивают объяснение учителя, не проявляя активной деятельности, цель которой – познание нового. При подготовке к уроку важно продумать всю систему заданий, которую учащиеся смогут выполнить самостоятельно (уровень актуального развития), и те проблемы, которые будут решены в условиях коллективной деятельности (зона ближайшего развития).

При подготовке к уроку важно продумать методы обучения с точки зрения реализации в них типического свойства многогранности. Многогранность метода обучения заключается в том, что системе приемов обучения свойственны разнородные функции. Одни приемы служат способам организации усвоения новых знаний всех детей, другие – средством создания условий для общего развития сильного ученика, цель третьих – вовлечение в сферу деятельности наблюдения слабого ученика, четвертых – создание положительного эмоционального настроя в классе и т.д.

Для методической системы Л.В. Занкова в высшей степени важно свойство вариантности, которое вытекает из самой природы учебного процесса, зависящего от предмета, темы, подготовленности класса, склонностей учителя и т.д. Однако вариантность методической системы имеет границы, очерченные дидактическими принципами: ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп прохождения учебного материала; обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; осознание школьниками процесса учения; постоянная работа учителя над развитием всех учащихся, включая сильных и слабых; постоянное внимание к психическому и физическому здоровью детей.

Требование постоянного внимания к психическому и физическому здоровью детей приобретает особую значимость в условиях работы с шестилетними детьми. Основные методы обучения в адаптационный период (первые два-три месяца учебы) – доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в кругу семьи или в кругу своих сверстников; учебные экскурсии в музеи, в парк, на Красную площадь практические работы, ориентированные на наблюдения (прорастание семян, влияние тепла и света на растения, закономерности смены дня и ночи и т.д.) в хорошую погоду подвижные игры на воздухе, в плохую –познавательные игры в помещении.

Специфика первых уроков нашей системы в том, что на каждом уроке учитель решает сложнейшую задачу – воспитание у вчерашних дошкольников направленного внимания на основе организации деятельности наблюдения. Направленный характер является неотъемлемой чертой наблюдения, что отличает его от простого пассивного восприятия. Учитель стремится к организации такой учебной деятельности, которая основана на том, что дети слушают и слышат как его, так и друг друга. Вопросы, как правило, требуют неоднозначного ответа, но повторение ответа не поощряется. Детей обучают вести наблюдения за речью и действиями учителя, за ответами одноклассников.

Обучить наблюдению этому "своеобразному виду мышления" – одна из основных задач первого полугодия. Школьное обучение тем и примечательно, что оно по существу своему неизбежно рассчитывает на сформированные до школы способности ребенка осмысленно воспринимать объекты (то есть отмечать цвет, форму, детали, размеры, расположение предмета на плоскости и в пространстве) и речь окружающих его людей..

Развивая способности воспринимать на основе имеющихся первичных умений, которые в той или иной степени сформированы у каждого ребенка, учитель качественно изменяет его деятельность наблюдения.

В требованиях к уроку в дидактической системе Л.В. Занкова можно выделить следующие основные компоненты:

– социально-детерминированные цели урока (оптимальное общее развитие школьников; знания, умения и навыки рассматриваются в качестве средства для достижения этой цели);
– содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование: умений отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и действия "со стороны", критично (но не категорически) оценивать мысли, действия, поступки других людей; умений добывать недостающие знания и умения, пользуясь учебником, справочником, обращаясь к авторитету учителя и т.д.);
– дидактические условия проведения урока – соблюдение типических свойств системы (многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность);
– формы общения (деятельности) учителя и детей: со-трудничество, со-творчество, со-переживание, уважительное отношение к личности ребенка, к познавательным потребностям коллектива;
– методы деятельности учителя и детей на уроке – решение нравственных и познавательных коллизий, решение проблемных ситуаций;
– оценка деятельности учащихся – отметки в процессе урока не выставляются, оценивается успешность продвижения коллектива в решении проблемы;
– личные достижения каждого ученика (отметка, начиная со второго полугодия 2-го класса, превращается в определенный способ учета усвоения программных знаний и навыков);
– анализ со стороны детей результатов урока (подведение итогов личного участия в решении проблемы).

Задания для заочников

Основная цель выполнения задания: ознакомление с методикой подготовки к урокам.

Количество учебных часов, предусмотренных на разработку планов уроков по теме (разделу), от 6 до 8.

Изучите содержание статьи Р. Чураковой "Основные требования к подготовке урока в системе Л.В. Занкова". И на основе этих требований разработайте тематическое планирование уроков по одному из предметов. Выбор предметов, класса, темы остается за вами. Однако обязательным при выполнении этого задания является требование планирования системы уроков, предусматривающих изучение нового материала, закрепление и контроль.