Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Валентина БЕЛОЛИПЕЦКАЯ,
Кемеровская область

Как победить злой и страшный недуг – алкоголь

(Классный час-игра)

3-й класс

Что такое алкоголизм? Разговор на эту тему надо начинать уже в начальной школе. Какие напитки вредны для здоровья, а какие – полезны? На какие органы влияет алкоголь? На все эти вопросы вам поможет ответить игра, составленная учителем из Кемеровской области Валентиной БЕЛОЛИПЕЦКОЙ.

Цели. Выработать у учащихся чувство негативного отношения к людям, употребляющим алкоголь; сформировать представление о том, что алкоголизм – это болезнь; вызвать у детей стойкое нежелание быть похожими на алкоголиков; познакомить с мерами предосторожности при встрече с пьяными.

Оборудование. Плакат-картина с изображением алкоголика и словами для его описания на обратной стороне; схема органов человека; пословицы о пьянстве (записанные на доске, одна зашифрована); шарики со слогами для составления слов и табло с буквами; загадки; картинка с изображением Змея Горынича; мяч (для игры).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. Сегодня, уважаемые гости и ребята, мы собрались с вами, чтобы поговорить о болезни, очень злой и страшной, и поэтому начнем занятие с песенки. Вот с какой.

Дети поют, несколько учащихся показывают.

Сел комарик на дубочек, на зелененький листочек.

Припев:

Ой, люли-люли-люли, на зелененький листочек. (После каждой строки.)

Он сидит и напевает,
Черных мушек забавляет.
Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела.
Ой, с дубочка, ой, с листочка
Буря сдула комарочка.
Тут две мушки подлетали,
Комара под руки брали,
Комара под руки брали,
В дом вели, в постельку клали.
Мерили температуру,
А потом дали микстуру.
Сел комарик на дубочек,
На зелененький листочек.

– Что же случилось с комариком? Почему он заболел?
А какие болезни вы еще знаете?
А курение – это болезнь?
А пьянство?

Вот мы сегодня и поговорим с вами об одной страшной болезни, о ее причинах и последствиях. Помогать мне будут герои, которых вы знаете. Отгадайте, кто они.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор...

Дети. Айболит.

Учитель. Второй герой из русской народной сказки. Кто же он? "Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уже дожидается, схватила ее, навязала ей на шею камень и бросила в море. И пошла она на дно. Козленочек заплакал горько-горько.

Дети. Аленушка.

Заходят герои и здороваются.

Айболит. Здравствуйте, ребята. Мне художник Тюбик, мой друг, подарил картину. Отгадайте, чей это потрет: бледный, неопрятный, изможденный, небритый, нездоровый, качается, ругается, под глазом синяк, с разбитым носом.

Ответы детей.

Айболит. Вам нравится потрет человека, которого можно описать такими словами? Вам хочется быть похожими на него?

Учитель показывает потрет алкоголика.

Учитель. Кто это?

Дети. Алкоголик.

Учитель. Да, ребята, верно, это алкоголик. А алкоголизм – это болезнь, которая поражает человека, если он постоянно употребляет спиртные напитки.

Айболит. Как же быть с теми, кто уже стал алкоголиком?

Дети. Надо их лечить.

Айболит. Вы правы, ребята, алкоголиков надо лечить. Вылечить их можно при одном условии: алкоголик должен сам захотеть избавиться от своей болезни. Алкоголики не критичны по отношению к себе, они не считают себя больными и не хотят лечиться. А тем временем болезнь разрастается. Почему же люди становятся алкоголиками? В чем причина? Ответить на этот вопрос поможет нам Аленушка и ее сказка. Давайте внимательно послушаем сказку. После сказки Аленушка задаст нам вопросы.

Аленушка. Послушайте историю про злого оборотня по имени Ал Коголь и граждан, которые его победили.

Давным-давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вел себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе начали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник подрался с соседом-парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жен и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопек были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Горожане заметили, что, когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки и миски, а высокие бутылки. Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели и говорили они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слезы пришли в дома. Горожане обратились за помощью к мудрому старцу.
И вот что он сказал.

Учитель. Давайте же послушаем, что посоветовал мудрый старец.

Старец. Всегда идет борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает "дурманящий". Этим дурманом наполнены бутылки. Вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя грубо и глупо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем тела людей. Существовала легенда, что тот, кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится в орла, которого заклюет курица, кто выпьет две рюмки, тот превратится в барана, самого безмозглого в стаде. Тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой травы, ни листвы, ни звезд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Аленушка. Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.

Айболит. Хорошо слушали сказку? Тогда скажите, чем торговал приезжий. Какие страшные вещи стали происходить в городе после приезда чужеземца и почему? Что сделали жители по совету мудреца?

Дети отвечают на вопросы Айболита.

Аленушка. А что это, Айболит, у тебя в сумке?

Айболит. Это картинки. Как вы думаете, почему возле каждой картинки нарисована зачеркнутая бутылка?

Дети называют людей разных профессий и объясняют, почему нельзя пить.

Дети. Людям этих профессий нельзя пить водку.

Учитель. Если люди пьют водку, они теряют свои профессиональные способности.

Айболит. Какие еще знаете профессии, где нельзя работать алкоголику?

Дети называют профессии.

Айболит. Как вы думаете, алкоголь влияет на людей? На их здоровье? Что делает разбойник-алкоголь в организме человека?

Дети, которые любят смотреть передачу "Здоровье" или заранее подготовленные, по очереди рассказывают. Айболит на схеме показывает пораженные алкоголем органы и закрашивает их фломастером.

Ученик 1. Прежде всего алкоголем поражается мозг, нарушается проводимость сигналов ко всем органам, нарушается координация движений. Вот почему пьяные водители совершают наезды и аварии. Если алкоголь употребляют дети, подростки, они тупеют, плохо учатся.

Ученик 2. Нарушается работа сердца, сердце плохо качает кровь по всем органам.

Ученик 3. Алкоголь обжигает стенки желудка, где переваривается пища.

Ученик 4. Страдают и легкие от неравномерно поступающего воздуха, в легкие попадает много вредных микробов, кровь плохо снабжается кислородом, поражается легочная ткань.

Ученик 5. Печень обезвреживает алкоголь. Но это происходит медленно. За 1 час – 1 грамм. Если выпил 1 ложку алкоголя, печени надо 10 часов, чтобы обезвредить алкоголь. А если алкоголя выпито много, клетки гибнут и печень разлагается.

Учитель. Вот так постепенно разрушает алкоголь весь человеческий организм. В 40 лет алкоголики уже старые люди.

Айболит. А теперь посмотрим, как губительно воздействует алкоголь на растения. Об этом расскажет Маша.

Маша рассказывает, что одно растение поливалось водкой, а другое – водой. Показывает результат этого опыта.

Айболит. Видите? Даже небольшое количество алкоголя ядовито, оно губительно для любого живого организма.

Аленушка. О вреде алкоголя люди сложили много пословиц.

Много пить – добру не быть.
Счастлив тот, кто вина не пьет.
Хлеб на ноги ставит, а вино валит.
Кто часто станет пить, тот часто станет бит.
Пойми пьяного речи, поймешь и свиное хрюканье.
Пьян – храбрится, а проспится – свиньи боится.
Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит.

А вот эту пословицу расшифруйте. Ключом являются решенные примеры. Дети по желанию объясняют значение этих пословиц.

Дети. Пить до дна – добра не видать.

Учитель. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

Учитель. Бороться с алкоголем нам нужно научиться уже сейчас. Для этого надо хорошо уметь отличать полезные напитки от вредных. Вы умеете это делать? Тогда проверим. Сразимся со Змеем Горынычем. Кто хочет с ним сразиться один на один? Надо отгадать четыре загадки.

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без...

Дети. Воды.

Учитель. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

Дети. Молоко.

Учитель. Вася вырос, стал высок.

Часто пил томатный...

Дети. Сок.

Учитель. Сядем вместе, помечтаем,

Угостим вас сладким...

Дети. Чаем.

Учитель. Чтобы победить вторую голову, надо восстановить порядок в словах, записанных на доске, и вы узнаете полезные напитки.

На доске.

Даво, сельки, комоло, каока, феко.

Дети находят правильные ответы.

Учитель. Победить третью голову поможет это задание. Вот слоги на шариках. Составьте названия полезных напитков.

Дети выполняют задание.

Ответы

Молоко
йогурт
кофе
лимонад

Ответы

Компот
кисель
кефир
какао

Учитель. Мы победим четвертую голову, если без ошибок сыграем в мяч.

Дети отбивают, если учитель произнес название вредного напитка, ловят – если полезного.

Учитель. Вот мы и победили Змея. Отпразднуем победу. Танцуем "Ламбаду".

Припев: Дружно танцуем, тра-та-та-та-та,
Танец веселый – это ламбада.

Ручки были? Не были.
Взялись за ручки.

Припев.

Пальчики были? Не были.
Взялись за пальчики.

Припев.

Локотки были? Не были.
Взялись за локотки.

Припев.

Плечики были? Не были.
Взялись за плечики.

Припев.

Талия была? Не была.
Взялись за талию.

Припев.

Коленочки были? Не были.
Взялись за коленочки.

Припев.

(На припев дети берут друг друга за ручки, пальчики и ходят по кругу, делая приставной шаг вправо.)

Айболит. Ребята, как надо вести себя, если к вам на улице подошел незнакомый пьяный человек и пытается с вами заговорить? А если подошел знакомый пьяный человек? Что же такое алкоголизм? Хотите ли вы болеть этой болезнью? Нужно ли пробовать спиртные напитки, если вам их кто-либо предложит?

Аленушка. Давайте дома вместе с родителями нарисуем листовки о том, как вредно пить вино, водку.
Раздаются напоминалки всем участникам с пословицами.
Пить до дна – не видеть добра.
И другие пословицы написаны на этих напоминалках. Сделаны они из цветного картона.
Примечание. На занятии присутствуют родители.