Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила БАНЩИКОВА,
учитель начальных классов,
с. Досатуй, Приаргунский р-н, Читинская обл.

Правописание непроизносимых и парных согласных

2-й класс

Как обычный урок-обобщение сделать ярче, интереснее? Можно провести его в виде игры. Какой? Можно воспользоваться примерами уже известных телевизионных передач или придумать что-то новое, неординарное. Пример такого урока предлагает Людмила БАНЩИКОВА, учитель начальных классов, с. Досатуй, Приаргунский р-н, Читинская обл.

Тема. "Правописание непроизносимых и парных согласных" (обобщение).

Цели. Закреплять знания детей по теме "Правописание непроизносимых и парных согласных; правописание звонких и глухих согласных в словах"; развивать мышление, творческие способности учащихся; воспитывать честность в игре, прививать интерес к урокам русского языка.

Оборудование. Карточки с цифрами, таблица "Звездный час".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. У нас необычный урок. А чем он необычен – догадайтесь сами.

Посреди деревьев
Кузнец кует.
Кто это?

Дети. Дятел.

У. Дятел передает телеграмму.

Учитель читает слова, дети записывают первую букву каждого слова.

Зима, Ветка, Ёж, Заяц, Дом, Нос, Ы, Йод, Чулок, Антенна, Сом.

Прочитайте, что получилось.

Д. Звездный час.

У. Чем же необычен наш урок?

Д. Мы будем играть в игру "Звездный час".

У. Кто это?

Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.

Д. Заяц.

У. Заяц бьет в барабан, передает вам послание.Отгадайте тему игры.

Учитель читает слова, дети записывают первые буквы каждого слова.

1. Петух, Рама, Альбом, Волк, Окно, Пистолет, Игла, Сани, Арка, Небо, Ирис, Ель.

2. Нитки, Ель, Поп, Рама, Ослик, Ирис, Зонт, Ноябрь, Овца, Сон, Имя, Мак, Ы, Хлеб.

3. Иволга.

4. Поле, Август, Рука, Нос, Ы, Хобот.

5. Сено, Овес, Глаз, Лак, Арбуз, Сено, Носки, Ы, Хворост.

– Назовите тему урока.

Д. Правописание непроизносимых и парных сог-ласных.

У. Как проверить непроизносимые согласные?

Д. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный слышится, то мы пишем его в нашем слове. Если согласный не слышится, то в проверяемом слове мы его не пишем.

III. Игра

В этой игре могут участвовать 4–5 человек, которые должны быть отобраны заранее, так как охватить весь класс вниманием очень сложно. Надо видеть правильные ответы детей, фиксировать и оценивать.

Возможны варианты:

1) разбить класс на команды, каждая команда выбирает своего представителя для игры;
2) каждый ряд выбирает одного учащегося для игры;
3) заранее проводится какой-то тест, отбираются 4–5 учащихся.

Предпочтительней два первых варианта, так как представителей команд поддерживают свои болельщики, то есть команды тоже участвуют в игре.
Кроме того, этих болельщиков (команды) можно использовать для помощи игроку в VI туре – для составления слов.

Тур I

У. Какое слово "лишнее"?

сердце
поздно
радостный
свистнуть
честный
опасный
("лишнее" слово)

Дети поднимают карточку с цифрой 6.
За каждый правильный ответ – 3 балла.

Тур II

У. Сорока-воровка растеряла слова. Помогите ей собрать их и составить предложение.

Ветра, сухой, шумит, от, тростник.

– Разберите по членам предложения.

У. Каким членами предложения являются слова:

[2] [1] [3] [4]

сухой, тростник, шумит, ветра.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова тростник.

Дети выполняют задание.

– Скажите и покажите карточками количество букв, звуков.

Д. Букв – 8, звуков – 7.

У. Разберите слово ветра по составу.

Дети карточкой показывают ответ 4.

Тур III

У. Вставьте пропущенные буквы.

Дети поднимают карточки с ответами.

Тур IV

У. Миша летом жил в деревне. В письме своему другу Толику он однажды писал:

У нас в деревне есть прут. Мы с братом сделали плод и спустили его в прут.

Толик прочитал письмо и удивился. Сколько ошибок он нашел? Где?

Д. Плод – часть растения, в которой содержатся семена.
– Плот – скрепленные бревна или доски для переправы на них по воде.
– Прут – сломанная ветка без листьев.
– Пруд – водоем, вырытый людьми.

11.gif (977 bytes)

Дети показывают ответы с помощью карточек.
Первое предложение – карточка 2.
Второе предложение – карточка 4 и карточка 2.

Тур V

У. Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.

У. В каждом стихотворении вы должны найти букву-озорницу.

Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело.

Д. Карточка 2.

У. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.

Д. Карточка 6.

У. Забодал меня котел,
На него я очень зол.

Д. Карточка 1.

У. На волке – сметана, творог, молоко,
И рад бы поесть, да достать нелегко.

Д. Карточка 3.

У. Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

Д. Карточка 4.

У. На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок!

Д. Карточка 5.

Тур VI

У. Начинается последний тур. У команд есть последняя возможность заработать баллы. Вам предлагается слово радостный. Кто больше составит из него слов?

Д. Сон, нос, сад, стон, наст, рост, рот, народ, рай, рой, дно, тон, нота, стадо, соты, сорт, нора...

IV. Подведение итога игры

Учащиеся подсчитывают очки. У кого больше очков – тот выигрывает.