Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

В. КОШАКОВА,
г. Сургут

Логические цепочки

Ребусы и кроссворды, которые предлагает В. КОШАКОВА из г. Сургут, созданы для более успешного запоминания и использования в речи математических понятий и терминологии, а также для разнообразия форм работы учителя на уроке математики.
Кроме того, кроссворды, ребусы, головоломки способствуют развитию любознательности, познавательной активности, творческого воображения, расширяют кругозор. Дети учатся рассуждать, спорить, выстраивать логические цепочки, делать выводы.
Большое значение такой работы в том, что дети учатся преодолевать трудности в процессе решения этих задач и добиваются успеха.
При использовании этих работ следует помнить, что дети еще не знакомы с правилами написания слов, поэтому, на определенном этапе, ребенку необходима помощь взрослого.

КРОССВОРДЫ

Вопросы

1. Как называется четырехугольник, у которого все углы прямые?
2. Способ, с помощью которого можно сравнить фигуры по площади.
3. Какая величина характеризуюет размер геометрической фигуры?
4. Характеристика, примета, знак, по которому можно узнать, определить.
5. Математическое выражение, требующееся для решения некоторых действий над числами.
6. Хоть 100 лет по ней иди, не найдешь конца пути (геометрическая фигура).
7. Математический знак.

Ответы

1. Прямоугольник. 2. Перекрой. 3. Площадь. 4. Признак. 5. Пример. 6. Прямая. 7. Плюс.

Вопросы

1. Набор, совокупность предметов, величина.
2. То же самое, но названо другим словом.
3. Геометрическая фигура, прямоугольник, у которого все стороны равны.
4. Геометрическое тело, у которого есть вершина, одно основание – круг.
5. Замкнутая кривая линия или геометрическая фигура, не имеющая углов.

Ответы

1. Количество. 2. Комплект. 3. Квадрат. 4. Конус. 5. Круг.

Вопросы

1. Свойство тела, с помощью которого вызывается определенное зрительное ощущение.
2. Геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.
3. Название чисел в последовательном порядке.
4. Кривая, замкнутая линия или фигура, имеющая форму вытянутого круга.
5. Четырехугольник, у которого все стороны равны.

Ответы

1. Цвет. 2. Угол. 3. Счет. 4. Овал. 5. Ромб.

Вопросы

1. Название чисел в последовательном порядке.
2. Замкнутая ломаная линия из трех звеньев или геометрическая фигура, имеющая три угла.
3. Математический знак.
4. Геометрическое тело, у которого есть вершина и основание – круг.
5. Геометрическая фигура, часть прямой, ограниченная с двух сторон.
6. Математический знак.
7. Величина, протяженность чего-нибудь от нижней точки до верхней.
8. Это то (предмет, явление), что можно измерить, вычислить, сравнить.
9. Геометрическая фигура, прямоугольник, у которого все стороны равны.
10. Геометрическое тело, у которого есть два основания – круга.
11. Геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, исходящих из одной точки.
12. Величина, которую получают взвешиванием.
13. Часть страницы, на которой работают ученики на уроке математики.
14. Цифра, любимая отметка учеников.

Ответы

1. Счет. 2. Треугольник. 3. Равно.
4. Конус. 5. Отрезок. 6. Минус. 7. Высота. 8. Величина. 9. Квадрат. 10. Цилиндр.
11. Угол. 12. Масса. 13. Сектор. 14. Пять.

Вопросы

По горизонтали

1. Вид ее – как запятая. Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев, а лентяи ее – нет.

4. Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить, потому что это – ...

5. Гляди-ка, эта цифра – стул, который я перевернул.

9. Шесть через голову перекатилась –
И я у вас получилась.

10. Не похож он на пятак, не похож на рублик,
Круглый он, да не дурак, с дыркой, да не бублик!

11. Я горбатая старушка. Или стружка – завитушка.

По вертикали

2. Два кольца, но без конца, в середине нет гвоздя.
Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?

3. Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!

6. Один заметил: "Нуль с хвостом",
Другой: "С хвостом, но только кошка".
А третий помолчал немножко.

7. Налитая, симпатичная, цифра самая отличная!

8. На одной ноге в болоте вы меня легко найдете.
Или: На длинной ножке, застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры.

Ответы

По горизонтали

1. Два. 4. Десять. 5. Четыре. 9. Девять. 10. Ноль. 11. Три.

По вертикали

2. Восемь. 3. Семь. 6. Шесть. 7. Пять. 8. Единица.

Вопросы

По горизонтали

2. Часть страницы, на которой мы работаем на уроке математики.
4. Это то, что можно измерить, сравнить, вычислить.
5. Величина, которой можно определить количество воздуха.
7. Величина, определяющая количество, например, книг в наборе.
8. Величина, получающаяся взвешиванием.
9. Признак.

По вертикали

1. Свойство какого-либо предмета.
3. Величина – результат умножения ширины и длины.
6. Математический знак, уточняющий неравенство.

Ответы

По горизонтали

2. Сектор. 4. Величина. 5. Объем. 7. Комплект. 8. Масса. 9. Цвет.

По вертикали

1. Признак. 3. Площадь. 6. Больше.

РЕБУСЫ

(Схема.)

(Величина.)

(Длина.)

(Кривая.)

(Конус.)

(Пирамида.)

(Треугольник.)

(Число.)

(Квадрат.)

(Замкнутая.)

(Куб.)

(Круг.)

(Фигура.)

(Перемена.)

(Отрезок.)

(Луч.)

(Ломаная.)

(Шар.)

(Овал.)

(Счет.)

(Угол.)

(Прямая.)