Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

ПРАЗДНИКИ

Валерий КУПРОВ,
г. Рязань.

Три встречи с лесовичком на экологической тропе

Если вы считаете себя туристом, то можете отправиться в путешествие в лес. Три раза вы встретитесь с Лесовичком и по экологической тропе дойдете до Поляны чая, загадок и цветов, попадете в "Зеленую аптеку" и узнаете, о чем говорят цветы в русской поэзии. Лето – самое подходящее время для прогулок, только не забудьте повторить правила поведения в природе. В этом вам помогут материалы, предложенные Валерием КУПРОВЫМ, г. Рязань.

Встреча 1. В лесу

Дети по тропинке входят в лес.

Сопровождающий. Ребята, тропинка привела нас в лес. Давайте поздороваемся с лесом.

Дети. Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!

Один из участников встречи читает стихотворение С.Погореловского.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!

Сопровождающий. Ребята, а ну-ка посмотрите вон туда. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже?

Дети. Это Лесовичок!

Лесовичок. Неужели мальчики и девочки пожаловали ко мне в гости? Как я вам рад, как я рад! Давно ко мне никто не приходил, все один да один. Скучно мне стало. Ребята, а что вам больше всего нравится в моем лесу?

Лесовичок слушает ответы детей.

Лесовичок. Вы, я вижу, любите природу. Добро пожаловать в лес. Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. У меня для вас три задания припасены. Ответите на них смело заходите в глубь моего леса! Знаете ли вы, как вести себя в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

Лесовичок. А ну-ка назовите деревья, которые растут в лесу.

Дети называют.

Лесовичок. А знаете ли вы, какое дерево называют сладким?

Дети. Это липа.

Лесовичок. Ай да молодцы, ребята! А теперь пойдем по тропинке на поляну. Эта полянка не простая, называют ее "Зеленой аптекой". А почему она так называется, вы потом мне скажете.

Учитель. Растения не только украшают русский лес, но и приносят немалую пользу людям: лечат их. Леса называют зеленой аптекой и легкими нашей планеты. И не зря. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.

Лесовичок. А ответьте-ка, ребята, на такой вопрос: почему люди называют лес защитником водоемов?

Дети. Реки, по берегам которых вырублен лес, быстро мелеют. А дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в речку, как бы питает ее. Если же лес будет вырублен, вода быстро стечет в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго не будет притока воды, река обмелеет.

Учитель. Ребята, ответьте Лесовичку, почему эту поляну называют "Зеленой аптекой".

Дети. Подорожник: если поранишь руку, надо вымыть лист подорожника и приложить его к ране. Рана скоро заживет.
– Чистотел: в стебельке у этого растения есть желтый сок, он лечебный. Если помазать ранку этим соком, ранка быстро заживет. В рот же брать это растение нельзя, потому что сок чистотела очень горький.
– Мать-и-мачеха: это растение лечит кашель. Его сушат, а потом заваривают как чай и пьют.

Лесовичок. Молодцы! Пойдемте дальше по нашей тропинке.

Учитель. Ребята, посмотрите: кто это наш встречает на экологической тропе?

Дети. Викторина!

Входит Викторина.

Викторина. Да. Это я – Викторина. Ожидала вас, припасла вам вопросы о лесе. Ответите – молодцы, а если нет, не печальтесь, помогу уж вам. Вот мои вопросы. Какие цветы первыми расцветают у нас весной?

Дети. Мать-и-мачеха, пролеска и другие подснежники.

Викторина. Какие съедобные грибы появляются первыми?

Дети. Сморчки и строчки.

Викторина. Листья каких деревьев осенью краснеют?

Дети. Рябины, осины, клена.

Викторина. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и даже весной?

Дети. Клюкву.

Викторина. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?

Дети. Яйца легко помять, особенно насиженные.

Викторина. Я довольна вами, ребята. Идите на встречу с Осенью. Она вас давно ждет.

Осень. Здравствуйте, дорогие и желанные гости! А вы знаете, почему я вас так называю? Пока вы шли по экологической тропе, мне сообщили, что идут ребята, которые знают правила поведения в лесу, лекарственные растения. Идут друзья леса! Это же прекрасно, значит, вы и мои друзья! Я вам приготовила загадки на листочках. Вот они, отгадывайте их.

Всех наградила, всех погубила.

Дети. Осень.

Осень. Дождь поливает, когда это бывает?

Дети. Осенью.

Осень. В тучах прячется во мгле, только ноги на земле.

Дети. Дождь.

Осень. Сидит – зеленеет, летит – желтеет, падает – чернеет.

Дети. Лист дерева.

Осень. У меня свои повадки: я всегда играют в прятки.

Дети. Гриб.

Осень. Все мои загадки вы отгадали. Лесовичок, веди ребят дальше в лес. Им можно доверять тайны нашего леса.

Лесовичок. Вы не устали? Шагаем вперед, но, чур, тихо! А это кто нам идет навстречу?

Дети. Лесник.

Лесник. Пожалуйте в мой лес. Сороки донесли мне, что идут ребята, которые все про лес знают и любят лес. Это отрадно. Присядем на полянке и послушаем мой рассказ.

Шли по дороге вы, к лесу пришли,
Где деревья шумят да ромашки цветут.
Сразу дорога сказкою стала,
Тропкой в лесную чащу вбежала.
Шли по тропе вы, солнце светило,
Много чудес вам тропинка открыла!

Лесник рассказывает о жизни и красоте леса, говорит об опасности костров в лесу. Закончив рассказ, он вручает ребятам памятки "Как разводить костер".

Как разводить костер

1. Дети не должны разводить костер без старших.
2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить костер без надобности!
3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Вблизи не должно быть ничего, что может загореться.
4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы вместе с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком. А дерн положить на место.

Учитель. Ребята, вот и кончается первая встреча на экологической тропе с Лесовичком. Расскажем ему еще раз правила поведения в лесу?

Дети показывают нарисованные заранее плакаты и называют правила. Учитель записывает их на доске.

На доске.

  • В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей.

  • Нельзя ломать деревья.

  • Запрещается рвать большие букеты цветов.

  • Нельзя разорять муравейники, так как муравьи – санитары леса.

  • Запрещается разорять гнезда птиц и бросать в них камни.

Лесовичок. Иногда в лес приходят такие ребята, которые ломают деревья, разоряют муравейники. Можно этих ребят ко мне на тропинку отправить, чтобы выучили правила поведения в лесу. А теперь давайте прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня великие лесные дела. А вы приходите ко мне, не забывайте меня! До встречи на экологической тропе!

Встреча 2. На Поляне цветов

Почтальон. Ребята, это вы собираетесь на Поляну цветов? У меня для вас письмо. Вот, получите его. Оно пахнет цветами! Счастливого похода на цветочную поляну!

Учитель. Какое необычное письмо, с запахами цветов! Но от кого же оно? Давайте прочитаем.

Учитель читает письмо.

Дорогие друзья! Вы меня еще не забыли, а я вас помню. Помню и приглашаю в гости. Теперь экологическая тропа приведет вас на удивительную Поляну цветов! И ждет вас сюрприз на экологической тропе. Но найдете вы его, если выполните все задания на каждой стоянке тропы. Удачи вам, мои юные друзья-цветоводы!

Ваш Лесовичок

Учитель. Загадочное письмо пришло от старого друга Лесовичка. Ну что, ребята, найдем сюрприз нашего старого друга? Тогда в поход, в дорогу! Так, а что еще вложил в письмо Лесовичок? Это первое его задание.

Ребята рассматривают картосхему.

Дети. Это лесной дом. Он у нас на первой станции.

Учитель. Нам надо пойти на первую станцию, которая называется "Войди в природу другом".

Учитель и ребята рассматривают экологическую карту тропы, вложенную в письмо.

Учитель. Идем вперед. Вот и первое дерево на нашем пути. На нем конверт. Посмотрим, что же в нем. Здесь какая-то схема. Оказывается, нелегко пройти и встретиться с сюрпризом Лесовичка.

Ребята выполняют задание: пробегают в наклон змейкой между деревьями, перелезают через пни разной высоты, на руках переправляются к указанному учителем дереву, играют в подвижную игру по выбору.
Все задания можно выполнять на спортивной площадке.

Учитель. Поспешим на следующую станцию. Идем по тропе осторожно, тихо, чтобы не спугнуть лесных жителей. Где же Лесовичок приготовил нам свой цветочный сюрприз?

Ученик 1. Смотрите! Вот какая-то коробка на дереве. Это, возможно, и есть его сюрприз!

Учитель. Достану я коробку эту и ее открою.

Открывает, видит там записку, читает.

Друзья мои! Цветочная чудо-поляна ждет вас! На этой станции вам необходимо назвать все лекарственные цветы. Можете стихи об этих цветах прочитать. Буду рад! Удачи вам! До встречи!

Лесовичок

Ребята рассматривают на поляне цветы, называют их, рассказывают о них. Учитель обобщает ответы ребят. Учитель заранее побывал на этой поляне и приготовил детям рассказы и стихи о лекарственных цветах.

Ученик 1.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

Дети. Ромашка.

Ученик 2.

Путника друг,
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Нежной заплаткою лег.

Дети. Подорожник.

Ученик 3.

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день,
Май цветами провожая,
Распускается...

Дети. Сирень.

Ученик 4.

И вся благоухая,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет...
В овраге у реки.

Дети. Черемуха.

Учитель. Знаете ли вы, какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств?

Дети. Ландыш, календула, шиповник, ромашка, василек синий, клевер луговой, мальва лесная, мать-и-мачеха, маргаритка, одуванчик, первоцвет, фиалка трехцветная, или анютины глазки, медуница.

Ученик 5.

Медуница лекарственная.
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.

Ребята с учителем идут на последнюю станцию. Когда они доходят до этой станции, то вдруг слышат музыку, удивляются, что это может быть. Дойдя до дерева, на котором висят разноцветные флажки со словом "Сюрприз", ребята видят, что им навстречу идет веселый и довольный Лесовичок.

Лесовичок. Вот, ребята, и выполнили вы все мои задания. Да так умно и старательно! А сюрприз-то не нашли! Ну ничего, это еще впереди. А сначала я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы ловкие, сильные и смелые. Сейчас вот я вас поймаю!

Лесовичок с ребятами играет в догонялки. Затем участники тропы ловят его.

Лесовичок. Ой, мои гости-ребятки! Как я устал. Вот посох мой волшебный. Кто через него перепрыгнет?

Ребята прыгают. Лесовичок очень незаметно уводит ребят к тому месту, где находится сюрприз.

Лесовичок. Ох, как я, старенький, устал, как я утомился. Вот сейчас чай из разных трав мне бы пригодился. А вам, ребята?

Дети. Да!

Лесовичок. Теперь пойдем на Поляну чая. Там и ждет вас сюрприз.

Дети идут в "Уголок леса". Там ребята находят термосы с чаем, приготовленные родителями. Лесовичок угощает всех чаем. Все вместе – дети и взрослые – поют песни, отдыхают.

Цветут и распускаются
От теплоты лучей
Цветы отчизны радостной,
Цветы страны моей!
Собрались мы
И весело заводим хоровод.
Поем мы хором песенку,
Поляна вся цветет!
Пускай нас греет солнышко,
Ласкает тишина,
Цвети еще прекраснее,
Любимая страна!

Учитель. А вот и следующее задание. Кто прочитает из вас?

Участник похода читает.

Молодцы, ребята! Знаете вы лекарственные цветы! Это хорошо. А сейчас вам надо дойти до станции "Цветочная поляна загадок", где вы отдохнете и отгадаете мои загадки. До скорой встречи!

Лесовичок

Учитель и ребята идут по тропинке, находят яркий конверт с загадками. Учитель читает разноцветные листочки с загадками, дети отгадывают.

Учитель.

Белые горошки
На зеленой ножке.

Дети. Ландыш.

Учитель.

Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов?

Дети. Роза.

Учитель.

Стоит кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?

Дети. Ромашка.

Учитель.

Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверное, замечал,
Как вьется розовый цветок,
Он называется...

Дети. Вьюнок.

Учитель.

На солнечной опушке я расцвела.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
В народе говорят:
"В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед".
Но всякий мне поклонится
И бережно возьмет.

Дети. Фиалка лесная.

Учитель.

Волшебница-полночь по лесу бродила
И бусинки-звезды в траву уронила.
А утром из теплой апрельской земли
Те белые звезды цветами взошли.

Дети. Звездочка лесная.

Учитель. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?

Дети. Незабудка.

Учитель. Название какого цветка – кондитерское изделие?

Дети. Ирис.

Учитель.

В моей белой чашке для всех ароматы
И пыль золотая для пчелки мохнатой.
Хоть стебель мой строен, головка красива
И листик мой длинен, я – не спесива.

Дети. Лилия.

Учитель.

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек,
Но кто его не знает? Это...

Дети. Василек.

Звучит песня Юрия Антонова "Не рвите цветы".

Учитель. Ребята, а вы бы как поступили, повстречав красивые цветы?

Ученик.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Учитель. Вот какие удивительные цветы растут в лесах, на лугах и полях. Мы увидели, узнали много цветов России. А теперь назовите родственные слова к слову "цветок". Полагаю, тем самым мы ближе окажемся к сюрпризу Лесовичка.

Дети. Цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный...

Учитель. Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет. Кто же это? Ребята, а вы не узнаете, кто это?

Дети. Это помощник Лесовичка – Словаренок.

Словаренок.

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Юные друзья цветов! А знаете ли вы, что означает тот или иной цветок? (Молчание.) Ну не горюйте, я вам уж так и быть помогу. Мои помощники сейчас вам поведают значение цветов.

Выходят дети и говорят о лексическом значении цветов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарик цветов

Астра – звезда, вечность красоты.

Бархатец – бессмертие.

Бутон розы – влюбленная, любовь, влюбленность.

Василек – веселость, верность и доверие.

Вьюнок – упрямство.

Гвоздика – честь и свобода, верность.

Георгины – новость.

Гиацинт – склонность к продолжительной привязанности.

Гладиолус – дружба, верность и благородство.

Иван-да-Марья – сердечный обман.

Колокольчик – болтливость.

Ландыш – тайная любовь, излияние сердца, ласка.

Лилия белая – честность, невинность, чистота.

Лилия водяная – успокоение.

Лютик – печаль, разлука.

Мать-и-мачеха – доказанная справедливость.

Мак – душа нараспашку.

Маргаритка – цветок рыцарей, любви и гаданий.

Нарцисс белый – кротость, смирение.

Нарцисс желтый – самовлюбленность.

Настурция – страстная любовь.

Незабудки – память, постоянство, верность.

Ноготки – ревность и тревога.

Одуванчик – пытливость.

Пион – пламенная любовь.

Тысячелистник – недоверие и болтуны.

Ромашка – милая простота.

Тюльпан – большое счастье, гордость.

Продолжение следует