Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Ирина АРТЮХОВА,
канд. пед. наук,
старший научный сотрудник
ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва

Окончание. Начало см. № 23/2002 г.

Умение учиться

Я не сомневаюсь, что приемы активной смысловой обработки, перечисленные в первой части данной статьи, знакомы вам, учителям начальной школы. Уверена, что вы и сами использовали их в годы своей учебы в школе и институте. Но, к сожалению, подобные навыки учения у многих людей складываются стихийно, так как в школе не всегда уделяют должное внимание их формированию. Хочется, чтобы этой участи избежали ваши ученики.

Для овладения учебными приемами нужно соблюдать некоторые правила.

Во-первых, нужна постепенность. Пусть сначала дети хорошо овладеют самым простым – смысловой группировкой текста. Потом переходите к другим приемам.

Во-вторых, нужно много и систематически тренироваться в овладении этими приемами. Они приобретут смысл для ваших учеников только тогда, когда станут для них как бы автоматическими, то есть перейдут во внутренний план действий.

В-третьих, не забывайте учить ваших учеников выделять учебную задачу и предмет усвоения, иначе применение учебных действий может стать для них самоцелью. Это также должна быть систематическая, кропотливая работа, усложняющаяся постепенно.

На первом этапе овладение приемами активной работы требует от ученика дополнительных усилий. Выполняя домашнее задание, ребенок сначала должен будет прочитывать материал и только потом приступать к его умственной обработке: разбить на смысловые группы, дать этим группам названия или выделить в них смысловые опорные пункты и, наконец, свести их вместе и составить логическую опорную схему материала.

Но так будет только на первых порах. По мере освоения этих умений школьнику все реже надо будет специально заниматься этой работой. Исчезнет необходимость, как было раньше, несколько раз читать и пересказывать заданный урок, контролируя, насколько полно удается пересказ. Теперь задание средней трудности ученик усваивает после одно-двукратного прочитывания, а для того чтобы убедиться, что он урок знает, достаточно перебрать в уме пункты структурной опорной схемы. Только в случае возникающих затруднений (большой объем знания, сложный материал) школьнику приходится после прочтения текста специально производить смысловую группировку, выделять опорные пункты, составлять в уме опорную схему или даже полный план ответа.

Значит, основные усилия ученик затрачивает теперь не на запоминание текста как такового, а на его активную мыслительную обработку.

Правда, следует отметить, что вначале, когда умственная обработка материала идет как самостоятельная стадия работы, у некоторых ребят это занимает больше времени, чем при пользовании привычными, старыми приемами. Но после освоения данных приемов их эффективность целиком окупит и лишнее время, и все затраченные усилия.

Для того чтобы успешно справляться со всевозрастающими учебными требованиями и все увеличивающимся объемом сведений, ученик должен перейти к такому усвоению материала, когда понимание и запоминание являются результатами одной и той же деятельности, а именно – активной мыслительной обработки материала.

Каким же правилам должно подчиняться чтение текста, который ученик обязан выучить и понять? Нужно научить ребенка активному чтению.

Цель первого чтения – самая общая ориентировка в материале.

Цель второго чтения – возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий, – смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы и т.п.

Цель третьего чтения – запоминание. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

Цель четвертого (последнего) чтения – контроль. Ученик стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверить в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

У школьников часто преобладает пассивное перечитывание. Но в психологии уже давно известно, что пассивное повторение значительно менее эффективно, чем активное. Конечно, урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил, да и усвоен он будет менее прочно, чем при активном повторении.
Хорошим приемом, позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием. Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему начать это раньше, но в нужных местах заглядывать в книгу.

Важный этап учебной деятельности – самоконтроль.

Контроль – умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты.
Вроде бы простая вещь – умение самому оценить, выучил ли ты уроки и насколько твердо. Но это, оказывается, представляет немалые трудности для школьника, особенно в 1–2-м классах.
Часто ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет.
Очень часто ощущение "понятности", возникающее при первом знакомстве с текстом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.
Необходимость сформировать у школьников контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений.
Если речь идет о начальных классах, то проще всего довести до сознания ребенка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения.

Необходимо приучить ребенка все время в процессе работы и по окончании ее сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи – с текстом, если "письмо" – то с прописями и т.д.
Вообще чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т.п.

Слов нет, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше.
Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняются и объем, и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы. Следовательно, меняются и приемы контроля.
Вначале пересказ был одновременно и способом заучивания, и способом контроля.
Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную опорную схему.
Наконец, некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы, контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте, иногда вообще отказываются от контроля как специального действия, завершающего работу над материалом.

В заключение этой небольшой статьи, в которой затрагивается такая важная и большая тема, как формирование у младших школьников навыков учебной деятельности, хочется отметить следующее.
На протяжении обучения ребенка в начальной школе у него развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для своего дальнейшего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. От того, насколько успешно учится ребенок, зависит отношение к нему взрослых и сверстников. У него и самого складывается на основе этого определенная самооценка.

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать основной характеристикой психологического развития детей младшего школьного возраста.

Литература

1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. – М.: Педагогика, 1988.
2. Возрастная и педагогическая психология. Тесты. – М.: МГУ, 1992.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
4. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1984.