Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Таисия ШАБАШЕВА,
учитель средней школы № 14,
г. Волгоград

Состав слова

Тестовые задания сегодня прочно вошли в педагогическую практику. Таисия ШАБАШЕВА, учитель средней школы № 141 г. Волгограда, предлагает тесты для работы учащихся в парах на уроках-тренингах при закреплении, обобщении и контроле знаний учащихся. Данный вид деятельности позволяет детям более прочно усвоить пройденный материал, развивать навыки само- и взаимопроверки и воспитывать корректное отношение друг к другу.

Урок начинается с постановки темы, целей урока, объяснения смысла эпиграфа на данном занятии. Учащиеся вместе с учителем вырабатывают критерии, по которым будут оценивать знания друг друга, записывают их на доске. Карточка с текстом разрезается на четыре части. Каждый ученик выбирает себе любое задание. Сначала дети выполняют задания на карточке самостоятельно и делают выбор. После этого они рассказывают друг другу, как выполняли задание, почему сделали такой выбор. Остальные ученики слушают, при необходимости поправляют своего товарища. По критериям оценивают его ответ, заполняют колонку "Выбор в паре". После того как все четыре ученика рассказали о выполнении задания, учитель кладет им на стол карточку "Экспертная оценка" или открывает на доске "Экспертную оценку".

Дети еще раз проверяют правильность выбора, окончательно ставят отметки друг другу или каждый себе.

Потом подводится большой итог по поставленным целям, по эпиграфу к уроку. Далее дети отвечают на следующие вопросы.

  • Что в группе получилось хорошо?

  • Что не получилось и почему?

  • Что надо сделать, чтобы в другой раз получилась эта работа?

  • Какую отметку поставили тебе ребята?

  • Согласен ли ты с ней?

  • Какую отметку себе поставил сам?

  • Что у тебя хорошо получилось?

  • Что тебе надо повторить?

  • Над чем еще работать?

Эти уроки позволяют детям более прочно усвоить пройденный материал, развивают речь детей, помогают решать проблемы личностного развития, созданию коллектива в классе.

Тема. "Состав слова".

Эпиграф. "Не пером пишут, а умом".

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

Укажи слова, в которых по является частью корня:

а) поезд
б) погон
в) покой
г) подумать
д) порожек

 

 

Задание 2

Найди "лишнее" слово в каждой группе и укажи его:

а) шиповник
б) шипит
в) шиповки
г) шипы
д) мышь
е) мышка
ж) мышонок
з ) смышленый

 

 

Задание 3

К слову море подбери однокоренные слова в порядке схем:

1) ,

2)  ,

3)  .

а) приморский
б) мореход
в) моряк
г) морской

 

 

Задание 4

Укажи слова, где корень выделен неверно:

 

 

Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

1
2

б, в, д
б, з

3
4

а, в, г
б, д

Тема. "Состав слова".

Эпиграф. "За одного ученого трех неученых дают".

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

К слову школьница подбери однокоренные слова в порядке схем:

а) школьный
б) школа
в) пришкольная
г) школьник

   

Задание 2

Найди слова с приставками:

а) (до) ехать
б) (за) грибами
в) (за) брать
г) (до) дороги
д) (у) летать

   

Задание 3

Найди слова, у которых корень совпадает с основой:

а) улов
б) орел
в) страна
г) подарок
д) ромашка

   

Задание 4

К слову говорить подбери однокоренные слова в порядке схем:

а) скороговорка
б) поговорка
в) говорливый
г) разговор

   

Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

1
2

б, г, а
а, в, д

3
4

а, б, г
б, г, в

Тема. "Виды предложений по цели высказывания, члены предложения".

Эпиграф. "Делай хорошо, а плохо и само получится".

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

Расположи предложения в таком порядке:

1) вопросительное,
2) побудительное,
3) повествовательное.

а) Слово горы ворочает.
б) Разве уже наступил вечер.
в) Ребята, сидите, пожалуйста, тихо.

   

Задание 2

Расположи побудительные предложения в таком порядке:

1) призыв,
2) просьба,
3) приказ.

а) Встать в строй.
б) Наташа, говори громче.
в) Передай, пожалуйста,ножницы.

   

Задание 3

Расположи предложения в таком порядке:

1) распространенные,
2) нераспространенные.

а) Горела заря.
б) Блестит чистое зеркало воды.
в) На березке пожелтели листья.
г) Медленно падают березовые листья на воду.
д) Осень царствует.
е) Осень царствует всюду.

   

Задание 4

Расположи предложения в порядке схем:

а) Надвинулась темная туча.
б) Тихо дремлет река.
в) Мы ходили в музей.
г) Созрели яблоки.
д) В реках плавают страшные крокодилы.

   

Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

1
2

б, в, а
б, в, а

3
4

б, в, г, е, а, д
б, в, а, д, г

Тема. "Правописание непроизносимых согласных в корне".

Эпиграф. "Учение везде найдет применение!"

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

Выбери слова с непроизносимой согласной т:

а) свис_нул
б) поз_но
в) грус_ная
г) прекрас_ный
д) ус_ный
е) звез_ный
ж) здра_ствуй
з) шес_надцать

 

 

Задание 2

Выбери слова с непроизносимыми согласными в корне и назови проверочные слова:

а) доблестный
б) лист
в) добрый
г) свистнул
д) тростник
е) портфель
ж) облако
з) вестник
и) здравствуй
к) лестница
л) окно

 

 

Задание 3

Выбери слова, где писать непроизносимую согласную в корне не надо:

а) грус_ный
б) опа_ный
в) прекрас_ный
г) радос_ный
д) злос_ный
е) вкус_ный
ж) чудес_ный
з) напрас_но
и) крепос_ной
к) лес_ница
л) ужас_ные

 

 

Задание 4

Выпиши имена существительные с непроизносимыми согласными в корне:

а) известный
б) тростник
в) чувство
г) яростный
д) солнце
е) праздник
ж) пастбище
з) властный
и) счастливый
к) местность
л) сердце

 

 

 Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

1
2

а, в, д, з
а, г, д, з, к, л

3
4

б, в, е, ж, з, л
б, в, д, е, ж, л, л

Тема. "Правописание падежных окончаний у существительных 1-го склонения".

Эпиграф. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в дательном падеже:

а) по дорог_
б) без библиотек_
в) от бабушк_
г) к рощ_ Маш_
д) на крышк_
е) по вод_
ж) для ветк_
з) подарки
и) за трав_

 

 

Задание 2

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в предложном падеже:

а) на юбк_
б) без азбук_
в) о кормушк_
г) к суш_
д) в клетк_
е) из норк_
ж) у речушк_
з) на былинк_
и) перед дач_

 

 

Задание 3

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в родительном падеже:

а) по лестниц_
б) на ладошк_
в) из школ_
г) вдоль грядк_
д) на карт_
е) по водиц_
ж) из чащ_
з) у речушк_
и) за туч_

 

 

Задание 4

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в творительном падеже:

а) на осин_
б) над берез_
в) в башн_
г) у рощ_
д) перед речк_
е) под парт_
ж) на ромашк_
з) над орлиц_
и) из вишн_

 

 

Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

1
2

а, г, е, з
а, в, д, з

3
4

в, г, ж, з
б, д, е, з

Тема. "Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения".

Эпиграф. "Умный водит, неученый следом ходит".

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в предложном падеже:

а) в дом_
б) перед штурм_
в) на огород_
г) до вечер_
д) о друг_
е) за стог_
ж) без теленк_

 

 

Задание 2

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в родительном падеже:

а) в центр_
б) из класс_
в) на вокзал_
г) для товарищ_
д) без чиж_
е) с голуб_
ж) у окн_

 

 

Задание 3

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в дательном падеже:

а) около корабл_
б) за овраг_
в) по снег_
г) к холм_
д) без ключ_
е) на восток_
ж) к тепл_

 

 

Задание 4

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в творительном падеже:

а) за тюлен_
б) в ручь_
в) без клен_
г) над пеньк_
д) перед пол_
е) до цветк_
ж) c колес_

 

 

Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

 

а, в, д
б, г, д, ж

 

в, г, ж
а, г, д, ж

Тема. "Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения".

Эпиграф. "Красна птица оперением, а человек – умением!"

Задания

Самостоятельный выбор

Выбор  в паре

Задание 1

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в дательном падеже:

а) о сирен_
б) без сырост_
в) по медал_
г) к бандерол_
д) в акварел_
е) на былинк_
ж) по кроват_
з) для азбук_
и) к ветк_

 

 

Задание 2

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в предложном падеже:

а) в ткан_
б) к зелен_
в) без кост_
г) на осок_
д) о молодост_
е) в нефт_
ж) без лейк_
з) около проруб_
и) к теплиц_

 

 

Задание 3

Вставь пропущенные окончания, выпиши имена существительные в родительном падеже:

а) о власти_
б) для благодарност_
в) от ветк_
г) в записк_
д) около проруб_
е) о здоровь_
ж) к мед_
з) по мебел_
и) без отрасл_

 

 

Задание 4

Вставь пропущенные окончания, выпиши существительные в предложном падеже 1-го склонения:

а) для бан_
б) о марл_
в) без сып_
г) на ткан_
д) без фасол_
е) о коряг_
ж) по площад_
з) на гадюк_
и) в букашк_

 

 

Экспертная оценка

Номер задания

Верный выбор

Номер задания

Верный выбор

1
2

в, г, ж, и
а, г, д, е

3
4

б, в, д, и
б, е, з, и