Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2002

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Ирина АРТЮХОВА,
канд. пед. наук,
старший научный сотрудник
ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва

Умение учиться

Большинство трудностей, вызываемых неумением учиться, или несформированностью учебной деятельности (что то же самое), относится к числу скрытых психологических трудностей. Ученик чувствует их, но не понимает, в чем они состоят, не может их описать, а потому не может обратиться за помощью к старшим.
Получается, что эти трудности становятся как бы загадочными, непонятна их природа.
К сожалению, родители и учителя не всегда при этом могут прийти на помощь школьникам, потому что они сами часто незнакомы с психологическими аспектами учебной деятельности и ее структурой. Самые очевидные симптомы ее нарушений принимают за что-то другое – проявление лени и недобросовестности школьника, отсутствие способностей и т.д.
Особенно заметно несформированность учебной деятельности начинает проявляться в 4–5-м классах, когда обучение выходит на более сложный уровень и объем изучаемого материала резко возрастает. Кажется, что школьник упирается в какую-то загадочную и непреодолимую стену.
Поэтому уже в начальной школе необходимо создавать условия, для того чтобы ребенок постепенно овладевал специфическими учебными приемами, помогающими ему осваивать новые знания: необходимо, чтобы он учился учиться.
К тому времени, когда в учебниках будет преобладать материал, требующий от ученика умения производить необходимое обобщение, приемы типа смысловой группировки должны быть уже освоены. К 5-му, даже к 4-му классу школьник должен владеть ими свободно. Необходимым условием использования предлагаемых далее приемов является свободное, без каких-либо затруднений, чтение.

Весьма характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.
Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино или каток – короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными пробелами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.
Самое бессмысленное при этом – прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может это сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим.
Почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать и увеличивать время занятий.
Это грубая психологическая ошибка. Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.

Давайте рассмотрим, чем приобретение новых знаний отличается от учебной деятельности.
Прежде всего нельзя отождествлять эти два процесса, так как знания могут быть получены также в игре, при выполнении работы по дому, при чтении книг, во время экскурсий, просмотра телепередач и т.д.
Только тогда, когда человек ставит себе сознательную цель научиться чему-то, чего он раньше не знал или не умел, только тогда добывание знаний становится учебной деятельностью.
Можно выделить следующие основные моменты учебной деятельности.

Во-первых, наличие учебной задачи. По сути, это именно то, чем отличается учебная деятельность от всякой другой: научиться чему-то, чего сейчас человек не знает или не умеет.

Во-вторых, это учебные действия: мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения.

В-третьих, это контроль и самооценка: без них человек не знает, усвоено то, что подлежит усвоению, или нет.

Следовательно, сначала надо научить маленького ученика выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания. Это то, с чего надо начинать формирование учебной деятельности прямо в 1-м классе.
В противном случае школьник, вполне возможно, научится выполнять различные конкретные задания, но не будет видеть, какая за ними стоит учебная задача.
Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.

Как научить ребенка выделять учебную задачу?
Можно использовать ретроспективу (обращение к недавно пройденному материалу). Дело в том, что детям, не умеющим выделять учебную задачу, естественно, плохо удается сделать это на текущем материале. Однако когда материал освоен, ребенок довольно легко отмечает, что же он теперь умеет, чего не умел раньше.
Можно использовать и такой прием, как сопоставление заданий разного типа, предлагаемых для усвоения одного и того же правила.
Многие учителя практикуют в завершение урока разбор вопроса: "Чему мы научились на этом уроке?" ("Что узнали нового?"), что также помогает ребенку осознать учебную задачу.
Однако для того чтобы школьник смог выделять учебную задачу, мало научить его отличать ее от конкретного задания, надо еще научить выделять в материале предмет усвоения.

Неумение выделять предмет усвоения приходится наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик знает, что в предложении бывают подлежащее, сказуемое, второстепенные члены, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о составе предложения.
При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не поняв, что надо отвечать, школьник заявляет: "Не знаю", – а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: "Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!"
Желая помочь ребенку, к сожалению, многие родители, а иногда и педагоги стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.
Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ, как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона.
В каждом случае это действие своеобразно, специфично.
Только этим умение учиться не ограничивается. Надо еще уметь выполнять поставленную перед собой задачу – усвоить то, что подлежит усвоению.

Остановимся подробнее на учебных действиях, так как именно с их помощью и можно добиться желаемого результата – усвоить те или иные знания.
Одним из наиболее распространенных способов учения, и в частности выполнения домашних заданий, является дословное заучивание. Оно часто необходимо, но, бывает, этот метод оказывается единственным учебным приемом, которым овладел ученик, и поэтому применяет его во всех случаях жизни.
Школьнику надо уметь владеть многими приемами работы.
Когда учащийся имеет перед собой сложное и большое по объему задание, уже недостаточно сосредоточить свои усилия на том, чтобы запомнить материал точно так, как он изложен в учебнике. Чтобы разобраться в нем, школьнику необходимо проводить активную мыслительную обработку прочитанного. Рассмотрим подробно эти приемы.

Приемы активной обработки материала

Смысловая группировка

Такую работу с учащимися начальных классов надо начинать с подбора достаточно хорошо структурированного материала. Задача "разбить текст на куски" должна быть для ребенка самостоятельной работой – не следует соединять ее с задачей "выучить". Практика показывает, что многие дети, не применяющие смысловой группировки при приготовлении уроков, в состоянии справиться с ней, когда она предлагается им как самостоятельное задание.

Обозначение частей

После того как ребенок научится выделять в тексте части, нужно научить его обозначать их, то есть придумывать для них название. Взрослый нередко не отдает себе отчета в том, что это особый этап работы. Для него, взрослого, смысловое деление текста автоматически сопровождается обозначением каждой выделенной части своим названием. Иное дело у школьника. Для него поначалу это самостоятельный этап работы, требующий определенных усилий. Только постепенно это становится учебным навыком, который легко вписывается в контекст всей учебной деятельности.

План материала

Совокупность заглавий, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана – необходимый школьнику навык.
Однако это все же достаточно громоздкий прием активной умственной работы. Составлять план изо дня в день по всем изучаемым в школе темам – дело довольно трудоемкое.
Поэтому поговорим сейчас о других приемах мыслительной обработки текста.

Опорные пункты

Выделенные по ходу чтения слова являются обозначением данного отрывка только для самого читающего. Закрепившись в памяти, они (или отдельные фразы) делаются опорными пунктами, припомнив которые, ребенок легко вспоминает все содержание соответствующего отрывка.
Характерно, что в роли смысловых опорных пунктов у разных людей могут выступать разные слова и фразы.
Нетрудно понять, что умение производить смысловую группировку и давать выделенным отрывкам название в значительной степени подготавливает использование смысловых опорных пунктов.
Следует разъяснить школьнику, что придумывать такие названия полезно всегда, когда хочешь выучить какой-то материал. Однако записывать их на бумаге вовсе не обязательно, можно делать это в уме.
Когда для ребенка подобный прием станет привычным, ему можно сказать, что развернутое заглавие теперь придумывать не обязательно. Можно ограничиться его частью или даже каким-то одним словом. Так, постепенно сворачивая первоначально развернутую деятельность и переводя ее во внутренний план, мы формируем у ребенка нужное нам умение.

Структурная схема

Подобно тому, как обобщающие заглавия образуют в своей совокупности план изучаемого материала, смысловые опорные пункты, взятые вместе, образуют опорную схему, отражающую структуру этого материала, логику его построения.
Ясно, что удерживать в памяти такие схемы намного проще и легче, чем весь рассказ в такой последовательности, как он дается в книге. Это гарантирует школьнику, что в своем ответе он не упустит ничего существенного.