Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Людмила РАДИОНОВА
г. Окуловка
Новгородская обл.

Про котов и кошек

Уроки чтения несут в себе прекрасную возможность воспитания любви к природе, окружающему нас миру. Людмила РАДИОНОВА из г. Окуловка Новгородской области показывает, как можно скомпоновать материал для уроков, чтобы дети могли не просто знакомиться с текстами разных авторов, но и лучше познакомиться со своими любимыми домашними животными – кошками.

Тема. "К.Паустовский. "Кот-ворюга".

Цели. Учить работе с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, "мелочи"; учить доброте, прививать любовь ко всему живому.

ХОД УРОКА

К уроку дети иллюстрируют рассказ. Обычно я предлагаю изобразить на бумаге не общую картину, а представить один эпизод или одну строку из текста, что помогает овладению техникой грамотного и осмысленного чтения. Через рисунок уже видно "я" читателя, ведь ученик показывает свое видение.

I. Предкоммуникативная фаза

На этом этапе учитель знакомит детей с задачами урока. Можно поработать со статьей учебника* (с. 90–91), после прочтения которой задать вопросы.

  • Какие произведения Паустовского вы читали?

  • Что вам известно об этом писателе?

  • Каким он вам видится через портрет?

Учитель. Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром, потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много верст прошел и проехал по Руси. Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озер, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе. Скажите, на сей раз удалось ему оставить след в вашей душе? Почему?

II. Коммуникативная фаза

1. "Свободный микрофон"

Учитель в ожидании ответов на поставленный вопрос предлагает "Свободный микрофон".
Учащиеся делятся впечатлениями по поводу прочтения рассказа: у одних осталось веселое настроение, другие вдруг задумались: "До чего же человек может довести животное!.." и даже выступают в качестве обвинителей самих себя...
(Считаю, что "Свободный микрофон" должен присутствовать на каждом уроке. В кабинете висит сменный стенд "Слова-помощники", куда помещаются словосочетания типа "мне кажется", "впечатление произвел", "запечатлелось", "запало в душу", "был поражен"...)
Безусловно (и учитель это отметит), что добрый след в душах остался.

2. Аналитическая работа по тексту

У. Почему, по вашему мнению, так интересно было читать этот рассказ?
Дети, ведомые учителем, говорят о том, что автор хорошо пишет, что он прибегнул к приему "очеловечивания" (олицетворения).
– А где уже встречались с этим?

Дети. В сказках.
– В фольклоре...
Дальше, вспоминая сказки, можно поговорить о том, какими же нам видятся животные.

У. Дайте характеристику животным.

Д. Волк – злобен, глуп, жаден.
– Лиса – хитра, мудра.
– Заяц – труслив.
– Медведь – неуклюж, нерасторопен.
– Грозен, но и добр чаще всего.
– Змей – коварен.
– Силен, беспощаден...

У. А коты?

Дети вспоминают мудрого кота из сказки "Кот, дрозд и петух", сметливого и проворного кота из литературной сказки "Кот в сапогах" и др.

– Вот и Паустовский пишет о котах. Выходит, злободневная тема?

Дети вспоминают примеры, связанные с котами. Далее учитель предлагает зачитать начало рассказа "Кот-ворюга" ("Мы пришли в отчаяние...").

– Как вы поняли значение слова "отчаяние"?

Д. Состояние крайней безнадежности.

У. Почему именно так начинается рассказ?

Д. Такое интригующее начало необходимо автору, чтобы вызвать интерес у читателя.

У. Есть ли от чего приходить в отчаяние?

Дети приводят примеры из текста.

3. Повторение. Портрет в художественном произведении

У. Что входит в понятие "портрет"?

По ответам детей составляется алгоритм.

На доске.

III. Исследовательские работы в группах

Учащиеся получают задания по исследованию текста, в ходе которого происходит заполнение таблицы (текст берется до переломного момента: "Кот ждал, зажмурив глаза...").

Группа 1

Внешний вид

"Рыжий кот", "разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста", "дикие глаза", "тощий... огненно-рыжий... с белыми подпалинками на животе".

Группа 2

Действия, поступки

"Обворовывал", "ловко прятался", "воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб", "разрыл жестяную банку с червями", "протащил кукан с окунями", "уронил колбасу", "решился на отчаянный поступок", "украл кусок ливерной колбасы", "грозно выл", "отчаянно упирался".

Группа 3

Авторская оценка

"Кот, потерявший всякую совесть", "кот – бродяга и бандит", "ворюга", "грабеж средь бела дня", "бандитские проделки", "босяцкие выходки", "кот-беспризорник".

Учитель просит каждую группу учащихся дать оценку, какие чувства вызвало такое описание, и охарактеризовать кота по данному описанию.
Далее каждая группа делает выводы.

Группа 1. Видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

Группа 2. Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган-мальчишка, то есть налицо явное "очеловечивание".
Нам кот понравится: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.

Группа 3. Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из "голодного положения".

У. Назовите самое веское слово-характеристику, как автор назвал кота.

Д. В заглавии – "ворюга".

У. Найдите смысловые различия слов "ворюга", "воришка".

Иногда дети говорят о том, что они бы назвали именно "воришка". Но вместе с учителем они приходят к выводу, что до "отчаяния" воришка довести не может, это явный "ворюга".
Речь идет также о роли заглавия, которое отражает основную мысль текста.
– Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?

Д. Кот "совершил благородный поступок", тем самым произошло его перерождение в "Милиционера".

Конечно же, в данном случае разговор пойдет о доброте, о влиянии доброго поступка на перемены в характере кота.
И все приходят к выводу о том, что не только "доброе слово кошке приятно", но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, "с подпалинами", грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния.

IV. Посткоммуникативная фаза

Проходит в виде теста-игры.

У. Вы внимательно прочитали рассказ? Сейчас мы это проверим.
Детям раздается тест "Самый внимательный читатель" по рассказу К.Паустовского "Кот-ворюга".

1. Кот был:

а) серый; б) белый; в) рыжий.

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели.

3. Хвост у кота был:

а) пушистый; б) облезлый; в) грязный.

4. Объевшиеся куры:

а) стонали; б) кудахтали; в) молчали.

5. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц; б) два месяца; в) две недели.

6. В кукане жирных окуней было:

а) 5; б) 10; в) 7.

7. Кот полез с колбасой:

а) на дуб; б) на тополь; в) на березу.

8. Кот свалился с березы:

а) как камень; б) как футбольный мяч.

9. Будил всех:

а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер.

10. Чтобы заманить кота Ленька прицепил:

а) окуня; б) карася; в) плотицу.

11. Поесть давали коту:

а) сметану; б) жареную свинину; в) рыбу; г) молоко; д) творожники.

12. Кот совершил "благородный и неожиданный поступок":

а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.

Ключ: 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, в, г, д, 12-а.

В ходе взаимопроверки узнаются итоги тестирования.

2. Обобщение сведений о рассказе

У. В чем особенность рассказа как жанра?

Ответы детей.

V. Домашнее задание

У. Готовимся к игре "Кот в русской литературе" (материалы на планшете, иллюстрации к рассказам о котах).

* * *

Тема. "Кот в русской литературе".

За две-три недели до проведения данного урока вывешивается планшет следующего содержания.

Готовимся к уроку "Кот в русской литературе".

I. Выполнить обязательно

1. Прочитать рассказы о котах (см. ниже список книг*).
2. Представить иллюстрации о "своем" коте на основании одного из выбранных рассказов.
3. Подготовиться к защите "своего" кота.

II. План защиты

1. Представить кота (портрет, привлекательное в нем; занятие кота – о чем это свидетельствует; черты характера и повадки).
2. За что можно любить и уважать его.

Вывод: "Наш кот – идеальное существо..."

III. Выполнить желательно

Иллюстрации к понравившимся рассказам.

IV. Темы творческих работ

1. "Кот в моей жизни".
2. "Завидую кошкам".
3. "Отзыв о рассказе..." (по выбору).
4. "Новые приключения кота из рассказа..." (по выбору).
5. "Кошачьи премудрости".
6. "Советы хозяину (письмо кота)".

Можно посвятить котам и кошкам стихи, акростихи, рассказы, пожелания, даже послать телеграммы...

V. Советы

  • Ты должен знать названия рассказов, имена авторов.

  • Ты должен помнить "имена" котов, их повадки, занятия, суметь дать словесный портрет.

  • Ты должен запомнить детали из текстов (читай внимательно).

VI. Рекомендуем прочитать

1. Л.Толстой. "Котенок".
2. С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".
3. В.Вересаев. "Похвалите меня!"
4. А.Бостром. "Кошка и котята".
5. Б.Шергин. "Одно дело делаешь, другого не порть!"
6. М.Пришвин. "Кот".
7. К.Паустовский. "Кот-ворюга".
8. Б.Емельянов. "Сапоги-собаки", "Кот-пожарный", "Кот и собака".

Дети объединились в пять групп и для защиты взяли рассказы: 1. Б.Шергина "Одно дело делаешь, другого не порть!"; 2. М.Пришвина "Кот"; 3. С.Аксакова "Как кошки ловят рыбу"; 4. Б.Емельянова "Сапоги-собаки"; 5.Б.Емельянова "Кот и собака".

Цели. Воспитывать читателя, любящего читать, видящего детали и ничего не пропускающего мимо, улавливающего стиль автора, умеющего рассуждать и защищать свою точку зрения; воспитывать любовь ко всему живому на земле.

Оборудование. Игрушки кошек, иллюстрации, выставка книг.

ХОД УРОКА

I. Предкоммуникативная фаза

1. Слово о котах и кошках

Урок начинается с музыкальной заставки "А у кошки четыре ноги..."

Учитель. Кот... Ни один дом, наверное, не существует без котов и кошек. Даже когда человек вселяется в новую квартиру, первой заходит туда кошка.

Учитель вместе с детьми вспоминает приметы, пословицы о котах; говорит о том, зачем нужен кот в доме, в квартире. Можно почитать стихи, акростихи (см. Приложение).

2. Беседа о прочитанном

Дети рассказывают о том, какие из прочитанных рассказов им больше понравились и почему.

У. А теперь поиграем в игру под названием "L-клуб".

II. Коммуникативная фаза

Игра в L-клубе проходит по секторам. Ход игры следующий.

1. Жеребьевка.

У нас пять команд, в каждой есть капитан. Ему-то и предлагается сделать выбор.
На парте пять карточек – изображение мордочки кота, на обратной стороне которой номер, в каком порядке команде будет предоставлено слово.

2. Объявление правил игры.

Каждая команда вправе ответить на семь вопросов из любого сектора: называется сектор, номер вопроса. Ответ готовится в течение 10 с. Если команда отвечает правильно, получает одно очко (красочные мышки и рыбки). Если молчит – остальные четыре команды могут заработать дополнительную мышку.

Вопросы для игры по секторам

Сектор 1. "Труд"

1. Как звали эту трудолюбивую особу? Кто о ней поведал читателю?
Они думали, что кошка приходит в гости. Угощали ее молоком и рыбой. А она "была убеждена, что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой". (Кошка Муська из рассказа Б.Шергина "Одно дело делаешь, другого не порть!".)

2. Кто, куда приходил и зачем? Как называется рассказ?
"Они приходили рано утром сюда, когда еще не было народу, располагались по удобным местам и ждали, когда можно будет..." (С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".)

3. Назовите автора и название рассказа.
Она ловила мышей "с удивительным искусством. И никогда их не ела", она всегда была убеждена, что "сделала нечто заслуживающее похвалы..." (В.Вересаев. "Похвалите меня!")

4. Назовите автора и название рассказа.
Она душила мышь, бросала и равнодушно уходила. (В.Вересаев. "Похвалите меня!")

5. Назовите автора и название рассказа.
Днем – птицы, ночью – мыши, а это весь (его) мир. (М.Пришвин. "Кот".)

 

Сектор 2. "Почемучка"

1. Зачем Васька, герой рассказа М.Пришвина "Кот", делает это?
Поднялся на задние лапы, передние на стекла – и ну протирать, ну протирать... (Любит считать галок.)

2. Почему Муська, героиня рассказа Б.Шергина "Одно дело делаешь, другого не порть!" ночью "прыгнула и заворчала"? Неужели она поймала мышонка? Бабушка ведь так и подумала. (Нет, она попала лапой на крашеный пол.)

3. Зачем одна из героинь рассказа С.Аксакова "Как кошки ловят рыбу" подкрадывалась к пруду и пряталась в траве? (Чтобы поймать рыбу.)

4. Зачем Агапычу из рассказа Б.Емельянова "Кот-пожарный" пришлось однажды очень долго сидеть под диваном? (Он увидел страшных собак – сапоги.)

5. Зачем героиня рассказа В.Вересаева "Похвалите меня!" "терлась о ноги мамы"? Неужели есть хотела? (Нет, хотела, чтобы ее похвалили.)

Сектор 3. "Портрет"

1. Назовите автора и название рассказа.
Он был "серый с белыми лапками". (Л.Толстой. "Котенок".)

2. Назовите автора и название рассказа.
Это была "большая пестрая кошка", она всегда осторожно подкрадывалась. (С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".)

3. Назовите автора и название рассказа.
Она была дымчато-серая, с острою мордою. (В.Вересаев. "Похвалите меня!")

4. Назовите автора и название рассказа.
Это был "серый котенок... очень хороший и храбрый…". (Б.Емельянов. "Сапоги-собаки".)

5. Назовите автора и название рассказа.
У него белая мордочка, ходит "прямым тигровым шагом". (М.Пришвин. "Кот".)

Сектор 4. "Знатоки"

1. Продолжите фразу.
Если у кошки острая морда, это знак, что она… (Хорошо ловит мышей.) (В.Вересаев. "Похвалите меня!")

2. Продолжите фразу.
Если у кошки круглая мордочка, то такие кошки больше для того, чтоб... (Ласкаться к людям и мурлыкать.) (В.Вересаев. "Похвалите меня!")

3. Ответьте на вопрос.
Умеют ли слепые котята находить мать? (Они слышат ее голос и носом чуют ее запах.) (А.Бостром. "Кошка и котята".)

4. Ответьте на вопросы.
Любят ли коты и кошки тепло? (Да.) (Б.Емельянов. "Кот-пожарный".)
До чего однажды это довело Агапыча? (Обгорели усы и брови, потом хвост.)

5. Продолжите фразу.
"Торжествующее, громкое мурлыканье" свидетельствует о том, что... (Кошка поймала мышь.) (В.Вересаев. "Похвалите меня!")

Сектор 5. "Деталь"

1. Из какого рассказа?
"Красненькие цветочки" на подоконнике. (Б.Шергин. "Одно дело делаешь, другого не порть!".)

2. Что это за звери? Из какого рассказа?
"Мохнатые звери", которые делали "топ-топ". (Б.Емельянов. "Сапоги-собаки".)

3. Продолжите фразу.
На кухне запахло паленым, значит... (Кот горит) (Б.Емельянов. "Кот-пожарный".)

4. Что же ему должны кричать?
Он очень любил, чтобы ему, когда он пробирался по саду, кричали что-то "самым нежным голосом". ("Ва-сень-ка! – кричал коту хозяин.) (М.Пришвин. "Кот".)

5. Из какого рассказа эти детали?
"Охота" – "добыча" – "садовник". (С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".)

Сектор 6. "Кто это?"

1. Она прошла, ее долго искали, а потом нашли под крышей амбара. (Кошка из были Л.Толстого "Котенок".)

2. Она живет с ними в кузне на печке. (Кошка из рассказа А.Бострома "Кошка и котята".)

3. Однажды утром его нашли в сапоге. Что он там делал? (Спал, так как "подружился с сапогом-собакой".) (Б.Емельянов. "Сапоги-собаки".)

4. Он "очень любил сидеть у открытой форточки и дышать свежим воздухом…", но не один, а с товарищем, с собакой-игрушкой. (Б.Емельянов. "Кот и собака".)

5. Он любил сидеть у столовой и дожидаться там своего хозяина. (М.Пришвин. "Кот" – кот Васька.)

Сектор 7. "Цифры"

1. Сколько котят было у кошки, которая окотилась под крышей амбара? (Пять. Л.Толстой. "Котенок".)

2. Сколько котят было у кошки из рассказа А.Бострома "Кошка и котята"? (Шесть.)

3. На каком этаже жил Агапыч, если его не выпускали гулять? (На третьем. Б.Емельянов. "Кот и собака".)

4. Сколько собак бежало впереди охотника, которые, увидав котенка, хотели его схватить? (Две. Л.Толстой. "Котенок".)

Ролевая игра "Защита кота"

Здесь учитель выступает в роли обвинителя, а дети – в роли адвокатов. (Защита в группах. Для этого под руководством учителя они готовили защиту своего кота по примерному плану.)

Учитель может сказать, что "их" коты непривлекательны, ленивы, никаких героических поступков совершить не могут… Дети очень активны в защите. Они приводят факты опровержения моих доводов. И со своей функцией обычно легко справляются.

Данная форма урока (а займет он, возможно, два часа) вызывает, несомненно, интерес у учащихся.

III. Посткоммуникативная фаза

Учитель подводит итоги работы каждой группы на уроке. Выделяет активных участников игры. Дети пробуют проводить саморефлексию своих удач (неудач). Урок заканчивается словом учителя об отношении ко всем беззащитным существам, о том, что каждый из детей может помочь им, внести свой посильный вклад в дело защиты, даже, может быть, иногда просто тем, что не будет обижать их.

Урок заканчивается музыкальной заставкой: любая песенка о котах.

Приложение

АКРОСТИХИ

Кошка – дивное созданье – пора знать.
Очень любит кошка мышек донимать.
Шоколадку ей не надо – это вздор!
Коли мышек будет полон-полон двор!
А когда не будет мышек, кошка – вор!

(Аня Радионова)

Красив он и строен, длинноус он, мохнат.
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так ты отгадай же скорей: кто сей франт?

(Наташа Радионова)

Киска ела из миски:
Ириски любила киска,
Сосиски обожала –
Кота все угощала.
А потом свадьбу сыграла.

(Алиса Журавлева)


* Из списка книг, рекомендованных для прочтения, ребенок выбирает одну, на основании которой и будет готовить защиту и иллюстрировать. Так дети организуются в группы. Остальные книги они должны прочитать и знать содержание.

Рис. Я.Борисковой