Елена БАРСОВА,
учитель школы-лаборатории
"Лосиный остров" № 368,
г. Москва
Обучение грамоте
Только что закончился учебный год,
убраны тетради и книги. Но не успеем мы
оглянуться, как снова прозвенит первый звонок и
вновь пришедшие первоклашки будут открывать мир
звуков, букв и слов.
Тема. "Слова, называющие признак
предмета" (урок по обучению грамоте).
Оборудование. Опорные таблицы,
обобщающие пройденный материал
("запоминалки");
карточки, задающие формы работы
(коллективную, парную и т. д.); нарисованное на
доске дерево, к которому на магнитах прикреплены
два яблока (большое из красной бумаги, маленькое
– желтое и еще одно маленькое – красное); набор
предметных и сюжетных картинок.
ХОД УРОКОВ
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, настрой
на работу.
II. Повторение
Учитель. Посмотрите на наши
"запоминалки". Вот сколько мы уже знаем! Что
мы изучаем на уроках обучения грамоте?
Дети. Мы изучаем слова.
У. Зачем нужны слова? Какую
работу они выполняют?
Д. Слова называют предметы,
действия.
У. На какой вопрос отвечают
слова, называющие предмет?
Д. Слова, называющие предмет,
отвечают на вопросы: кто? что?
У. Что называют слова,
отвечающие на вопрос: что делает?
Д. Эти слова называют действия
предмета.
III. Работа в группах. Дидактическая
игра "Вопрос, предмет, действие"
У. Давайте поиграем в игру, в
которой надо называть предмет и его действие! Все
вместе!
Учитель ставит табличку "Вместе".
– Первый ряд ставит вопрос к
предмету, второй – называет предмет, первый ряд
– ставит вопрос к действию, третий – называет
это действие.
Д. Кто?
– Дом.
– Что делает?
– Стоит.
Д. Кто?
– Лягушка.
– Что делает?
– Прыгает.
Д. Что?
– Телефон.
– Что делает?
– Звонит.
Д. Кто?
– Черепаха.
– Что делает?
– Ползет.
Д. Что?
– Молоток.
– Что делает?
– Стучит.
Д. Кто?
– Мальчик.
– Что делает?
– Бежит.
Д. Кто?
– Цыпленок.
– Что делает?
– Клюет.
Д. Кто?
– Бабушка.
– Что делает?
– Вяжет.
IV. Новый материал
У. Молодцы! A теперь работает
каждый сам.
Учитель ставит табличку "Индивидуальная
работа".
– Слушайте задание, выполняйте его
только в том случае, если оно задано четко и
точно, не попадитесь в ловушку".
На доске – дерево с яблоками.
– Назовите предмет.
Д. Что? Дерево.
У. Назовите действие предмета.
Д. Что делает? Растет. Стоит.
У. Назовите этот предмет.
Д. Что? Яблоко.
У. Назовите этот предмет (показывает
на другое яблоко).
Д. Что? Яблоко.
У. Выйдите к доске и возьмите
яблоко.
Д. "Ловушка"! "Ловушка"!
К доске выходит Ксения.
Ксения. Я не могу выполнить
задание. Оно задано неточно.
У. Уточни задание.
Ксения. Надо спросить, какое
яблоко.
Вопрос выносится на доску.
У. Я отвечу одним словом – красное.
Повторите это слово хором. Что называет это
слово? Предмет?
Д. Нет.
У. Действие предмета?
Д. Нет.
У. Что же называет слово, которое
отвечает на вопрос: какое? Вспомните уроки
математики. Там вы сравнивали предметы по цвету,
форме, по другим...
Д. Признакам!
Слово выносится на доску.
У. Продолжим игру. Уточняйте
задание для Ксюши хором. Ксюша, возьми яблоко.
Д. Какое?
У. Ксюша, возьми красное
яблоко.
Д. Какое?
У. Ксюша, возьми красное
большое яблоко.
Ксюша выполняет задание.
– Какие признаки яблока я назвала?
Д. Большое, красное.
У. Назовите словом еще
какие-либо признаки этого предмета.
Д. Яблоко какое?
– Вкусное.
– Сочное.
– Сладкое.
– Кислое.
– Твердое.
– Червивое.
У. Вот сколько слов вы назвали!
На какой вопрос они отвечают?
Д. Какое?
У. Что они называют?
Д. Признак предмета.
У. У нас получилась новая
"запоминалка".
– Но как нам обозначить
слова-признаки на модели?
Дети предлагают свои варианты:
– Как удобнее? А как в учебнике?
Дети заглядывают в учебник и договариваются об
обозначении слов, называющих признаки, значком .
V. Физкультминутка
У. Пока будем отдыхать, будем
называть и показывать признаки предметов.
Дом какой? Высокий.
(Руки вверх.)
А этот какой? Низкий.
(Руки вниз, присесть.)
Улица какая? Широкая.
(Руки в стороны.)
Переулок какой? Узкий.
(Руки свести.)
VI. Работа по учебнику*
У. Посмотрите на картинку на
с. 12. Назовите предмет слева.
Д. Мяч.
У. Назовите предмет справа.
Д. Мяч.
У. Как их различить?
Д. Один большой, а другой
маленький.
У. Что называют слова
"большой", "маленький"?
Д. Они называют признаки
предмета.
У. Посмотрите на схему. Как вы
думаете, о чем догадался дядюшка Ага?
Д. О том, что у одного предмета
может быть несколько признаков.
VII. Работа в тетради
У. У вас в тетрадях нарисованы
разные фигуры. Я буду называть признаки этих
фигур, а вы найдете и раскрасите их в нужный цвет.
В тетрадях.
– Покажите: большой желтый месяц;
маленькую синюю звезду; маленький зеленый
прямоугольник; большой красный овал...
Дети находят фигуры и раскрашивают их.
VIII. Работа в парах. Дидактическая игра
У. А сейчас я загадаю загадку. Я
назову признаки одного предмета, а вы
догадайтесь, какой предмет я загадала. Длинный,
страшный, зеленый, зубастый.
Д. Крокодил!
У. А теперь вы поработайте
парами и придумайте такие загадки.
Учитель ставит табличку.
Дети составляют загадки. Пары задают
загадки друг другу.
Д. Маленький, усатый, пушистый,
полосатый.
– Котенок.
– Скользкая, холодная, зеленая.
– Лягушка.
– Плоское, большое, прозрачное, стеклянное.
– Окно.
IX. Итог урока
У. Узнали ли вы что-нибудь новое о
словах?
Д. Да. Слова могут называть
предметы, действия предметов и признаки
предметов.
У. На какой вопрос отвечают
слова, называющие признаки предметов?
Д. Какой? какая? какое? какие?
У. Как будем обозначать эти слова
на модели?
Дети показывают новые карточки.
У. А теперь ответьте на вопросы:
урок какой?
Д. Интересный.
У. Ученики какие?
Д. Хорошие.
У. Дети какие?
Д. Умные.
* Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь
– М.: Вита-пресс, 2001. В 2 ч.
|