Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2002

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук

Потребность в движении

Хочется продолжить тему "Гипер-активный ребенок" (см. статьи А.Кошелевой, Л.Алексеевой в № 9, 11, 18/2002). Сегодня предлагаем вашему вниманию практические материалы, которые помогут вам организовать обучение таких детей, найти с ними контакт, а также с пользой провести время отдыха (переменку, свободное время на "продленке").

Игровые минутки на уроке

Психологи советуют учителям начальных классов на уроках обязательно проводить физкультминутку. Такой небольшой перерыв в занятиях будет полезен всем детям: после него они смогут вновь активизировать свое внимание и продуктивно решать задачки или выполнять упражнения по письму.

Для импульсивных, эмоциональных, гиперактивных детей такие отвлечения от основных занятий необходимы как воздух. Без движений у них возникают мышечные зажимы и непроизвольные, навязчивые движения. Это иногда даже приводит к психосоматическим проблемам у ребенка, к "уходу в болезнь".

Поэтому потребность в движении младших школьников лучше реализовывать организованно. Психолог комплекса "Детский сад – школа "Рош-образование" (г. Москва) Марина Панфилова советует проводить такие физкультминутки в игровой форме. Пусть это будет игра – подвижная или спокойная, с определенными правилами, с творческими телесными самовыражениями.

Такой "игровой минуткой" можно начать урок, если дети перевозбудились на перемене или пришли с урока физкультуры. И конечно, в данной ситуации она должна быть спокойной. Если идет урок с повышенной интеллектуальной нагрузкой (например, контрольная работа), то можно выбрать комбинированный вариант (подвижная и спокойная игра) в середине урока или при возникновении первых признаков усталости у детей.

Предлагаем несколько таких коллективных игр. Школьники встают, выходят из-за парт, и начинаются "превращения"...

Гусли-самогуды

Педагог читает текст, звучит ритмичная музыка, ученики выполняют движения.
Учитель выбирает ученика для показа движений, а другие школьники будут все за ним повторять.

В сказочном дворце
На высоком крыльце
Звучит громко указ –
Добрым молодцам наказ:
"Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять".
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть...
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать...
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Эй, помощник, выходи,
Общий танец закажи!

Деревья в лесу

Звучит музыка.
Учитель. А теперь – игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.
В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.
Дотронься своими пальцами до спины впередистоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.
Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Помощники

Учитель. А сейчас поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились!
Бабушка постирала белье, а отжать его не может. Помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Еще немного... Ну вот, с бельем управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки и равномерно посыпай землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!
Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко-высоко, размахнулись и резко опускаем прямо на бревно... Ух, получилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись, сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово!
А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле... Отдохнули?! Пора продолжать урок!

Игры для отдыха

Педагоги-психологи психологического центра "Доверие" (г. Санкт-Петербург) Галина Монина и Елена Лютова разработали цикл занятий для педагогов (см. статью "Работа с "особым" ребенком", "Школьный психолог", № 4/2000). В этом цикле есть и занятия на тему "Работа с гиперактивными детьми".
Предлагаем вам некоторые игры для отдыха из этого цикла, а также рекомендации по их проведению.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Давайте поздороваемся

Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

Содержание игры

Дети хаотично двигаются по комнате и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
– один хлопок – здороваемся за руку;
– два хлопка – здороваемся плечиками;
– три хлопка – здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

Запрещенное движение

Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Содержание игры

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.
Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

Ласковые лапки

Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Содержание игры

Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке, – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

Кричалки – шепталки – молчалки

Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Содержание игры

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – "кричалку", можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – "шепталку", можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь – "молчалку", дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует "молчалкой". После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Гвалт

Игра направлена на развитие внимания.

Содержание игры

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.
Желательно, чтобы до прихода водящего каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Менялки

Игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникативных навыков.

Содержание игры

Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются те, у кого... (светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Веселая игра с колокольчиком

Развивает слуховое восприятие.

Содержание игры

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Если желающих нет, то роль водящего отводится тренеру. Ему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

СОВЕТЫ

Контакт с родителями

Учитель должен стремиться установить контакт и доверительные отношения с родителями ребенка. Для этого можно ежедневно обмениваться карточками.
Каждый день после уроков учитель может передавать родителям карточку, в которой зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители могут поощрить его за эти достижения (например, разрешить немного дольше погулять, почитать любимую книгу, поиграть на компьютере и др.).
Утром следующего дня мама или папа приносят учителю аналогичную карточку о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома.
Таким образом устанавливается контакт между педагогом и родителями, а главное, у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.

Чаще поощряйте!

Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15–20 минут, если он хорошо себя ведет, прилежно выполняет задание, выдавать ему жетоны. В конце учебного дня жетоны можно посчитать, похвалить ребенка, если он этого заслуживает. Обязательно похвалить его в присутствии родителей.
Учителю также необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).

Сохраняйте спокойствие!

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.