Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Продолженине. Начало см. № 18/2002

Путешествие в Страну исторических источников

Путешествие седьмое

– Там, дальше, – указал Копа, – и останки коней, которых похоронили вместе с покойным.
– Значит, это, наверное, вождь кочевников, – сделал вывод Ваня. – Они так были привязаны к лошадям, что закалывали их после смерти хозяина и хоронили вместе с ним.
– Ну вот и вполне обоснованное мнение, – одобрил Сергей Сергеевич.
– А бывало так, что раскапывали целый город, о котором раньше ничего не знали? – задала вопрос Копе Даша.
– Бывало, и много раз. Город первых земледельцев на территории современной Турции – у селения Чатал-Гуюк, могущественный город Эбла в Сирии – он существовал более четырех тысяч лет назад.
– А Троя? Легендарный Илион! – воскликнул Сергей Сергеевич.
– Да, конечно! Это было еще в девятнадцатом веке, – стал рассказывать Копа. – Немецкий предприниматель Генрих Шлиман всю жизнь хотел найти город, за который велась самая знаменитая в древней истории война – Троянская. Он увлекся этой идеей еще в детстве, когда прочитал детскую книгу по греческим мифам. А в те времена почти никто не верил, что в мифах есть какая-то правда. Самые крупные ученые считали, что Троянская война – это выдумки. И вот, накопив средства, Шлиман купил участок земли на холме Гиссарлык – в том месте, где, по описаниям в поэмах Гомера, должна была быть Троя. Экспедиция долго копала и наконец раскопала остатки стен и золотые сокровища!
– Что ты так восторженно распространяешься о Шлимане, – с досадой в голосе сказала Капа. – Это же был не профессиональный археолог, а чистейший воды авантюрист! Увлеченно, как ты говоришь, копая Трою, он мимоходом уничтожил следы того города, который и погиб в ту знаменитую войну! То, что он нашел, – гораздо более древнее поселение. Серьезные ученые не могут до сих пор ему это простить.
– Но ведь то, что нашел в Трое Шлиман, действительно бесценно! – возразил Копа. – Это показывает, что высокая культура в том районе была еще за тысячу лет до Троянской войны. А найденные им сокровища микенских царей в Греции? Весь мир знает о Шлимане, а греки считают его почти национальным героем! В конце концов археологией должны заниматься именно такие, увлеченные люди. Они и делают большие открытия!
– Да, можно вспомнить еще испанца Марселино Саутуолу, – заметил Сергей Сергеевич. – В конце девятнадцатого века он, будучи владельцем земельного участка в горах и проводя раскопки как любитель, обнаружил знаменитую теперь живопись первобытных людей на стенах пещеры Альтамира. А маститые ученые в это время считали, что в такие далекие времена живописи не было...
– А кто такой профессиональный археолог? – спросил Леша. – Что он должен знать? Я-то думал, что археологу достаточно взять лопату и где-нибудь копать.
– Вот посмотрите на эти наши тетради, – показала на кипу исписанных тетрадей Капа. – Настоящий археолог должен подробно описывать по слоям все, что он находит в земле, вести учет находок. Если он снимает верхний слой и открывает более нижний, то надо зарисовать или сфотографировать первоначальный вид.
– Это чтобы все видели, что здесь было в разное время, – догадалась Настя.
– Да! – вдруг спохватился Алеша и обратился к Копе: – А где у вас тут клады?
– У нас есть большое кладохранилище. Прямо рядом с раскопом.
– Зайдемте! – сказала Настя. – Очень хочется посмотреть, кто и как оставлял клады.

...В кладохранилище Сергей Сергеевич подвел ребят к большой витрине, где были выставлены кувшины, кубышки, ящички с монетами и драгоценностями.
– Конечно, археологам очень везет, если они находят клад, – начал объяснять преподаватель. – Клад может о многом рассказать и многое подсказать.
– Что же он может подсказать? А я думал, подсказывают, где искать клад, – заявил Алеша.
– Ну, где искать клады, представить себе довольно просто.
– Клады могут быть в подвале, на чердаке дома, в тайнике, – добавил Ваня.
– Все правильно. Но главное – понять, кто и зачем оставил клад.
– Конечно, богатые люди. Еще пираты... – задумался Алеша.
– Ну посмотрим этот клад, – Сергей Сергеевич указал на шкатулку, наполненную до краев серебряными рублями. – Его действительно оставил богатый человек. Как вы думаете, почему?
Ваня получше рассмотрел монеты и сказал:
– Они одинаковые – все сделанные в одном, 1800 году. Значит, у хозяина этих монет их было много в одно время. И шкатулка говорит о том, что она принадлежала богатому человеку – она красиво отделана.
– Ты прав, Ваня. И еще интересно предположить, зачем оставлен клад. Этот, очевидно, был сделан на всякий случай, на черный день. А что вы скажете о вон той находке?
Рядом со шкатулкой стоял глиняный кувшин. Из него были высыпаны мелкие затертые монеты.
– Ну, это, конечно, небогатый человек, – сделала вывод Даша. – Даже очень небогатый – такой простой кувшин, а монеты – это же копейки...
– Правда, лет сто пятьдесят назад, когда был оставлен этот клад, на копейку можно было купить ломоть хлеба, а на десять копеек, или, как их еще называли, гривенник, – лубочных картинок. Но все равно, конечно, эти сбережения оставил бедный горожанин – какой-нибудь подмастерье. И собирал он их долго – тут монеты с разными годами выпуска...
– А зачем он их собирал – ведь у него и так было мало денег? – удивилась Даша.
– Может быть, оставил для своих детей или копил годами на какую-то важную покупку. Клады оставляли в годы войн, пряча драгоценности от врагов. Обычно это бывает понятно по датам выпуска монет, например перед 1812 годом.
– Вот бы самому найти какой-нибудь клад! – размечтался Алеша.
– Только учтите: найденное нужно сдать государственным органам, а вам останется четверть стоимости клада.
– А я без всяких кладов стал монеты коллекционировать пос-ле того, как мы побывали в области Нумизматики, – сообщил Ваня. – У меня уже есть две копейки девятнадцатого века, а еще английские пенсы и немецкие пфенниги.
Тут в книгохранилище зашла Капа.
– Идите попейте с нами чаю с мятой, – пригласила она путешественников.

Ребята и Сергей Сергеевич с удовольствием вернулись к раскопу и заняли места у пузатого чайника.
– Интересно, – спросил Алеша, отхлебывая глоток ароматного напитка, – археологи находят следы прошлого только под землей?
– Нет, конечно, – ответил Копа. – Есть подводная археология, есть пещерная...
– Это что: археолог в акваланге отправляется на дно моря или реки? – удивилась Настя.
– А что тут удивительного? Ты по телевизору не смотрела путешествия команды Кусто? Они под водой какие-то стены нашли, – заметил Ваня.
– Как же стены оказались под водой, а не под землей?
– Дело вот в чем, – стал объяснять Сергей Сергеевич, – здесь уже кончается история и начинается география. Уровень воды в море с течением веков и тысячелетий может меняться. Некоторые поселения людей – города, крепости, когда-то стоявшие на берегу, оказываются со временем затоплены водой. Например, был на Черном море город Тмутаракань. Он процветал более тысячи лет назад, а теперь его остатки оказались буквально на дне морском.
– А слово "Тмутаракань" теперь означает что-то, находящееся невесть где, – поделился знаниями Ваня.
– Еще археологи ищут под водой затонувшие корабли, – добавил Копа. – Они выкапывают со дна древние сосуды, находившиеся в трюме, и их содержимое.
– А есть еще пещерная археология, – вставила Капа. – Это должно быть понятно: в древности люди жили в пещерах и оставили там много своих "следов".
– Тут уж нужен не акваланг, – заметил Ваня, – а фонарь, чтобы пробираться в глубь пещеры и освещать свои находки.
– В пещерах нашли первобытную живопись, места поклонения духам. В Крыму, Грузии, на западе Китая есть целые пещерные города, где жили монахи-отшельники или местные жители скрывались от полчищ врагов, – пояснил Сергей Сергеевич. – Ну что, ребята, вкусный чай?
– Спасибо, вкусный, – отозвались ученики.
– Такой чай восстанавливает силы археологов. Я думаю, что наши новые знакомые – практиканты – сейчас будут оформлять документы о своих находках. А мы вернемся в класс.
– До свиданья, археологи! Успехов вам! – попрощалась за всех Даша.
– Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные! – сказал Сергей Сергеевич, и раскоп исчез. Ребята вновь были в своем классе.
– Хочу быть археологом! – заявил Алеша. – Как там классно все у них! И я бы так копал...
– Копал, копал и выкопал бы банку от кока-колы, – не удержалась от издевки Настя.
– Да что она все задирается, Сергей Сергеевич! – воскликнул Леша.
– Чтобы стать археологом, надо еще многому выучиться. А пока вам будет такое домашнее задание: нарисуйте инструменты, которыми пользуется археолог, и раскоп, где в правильной последовательности сверху вниз расположены слои, оставшиеся от четырнадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого веков. Ваши рисунки я потом подарю Копе и Капе.

Рисунки Н. Трениной

Продолжение следует