Татьяна ЛИФАНОВА
Чудесный календарь
В последнее время уделяется большое
внимание проблеме развития познавательных
способностей школьников. "Развитый" ребенок
намного эффективнее, быстрее усваивает материал.
Урок, разработанный Татьяной ЛИФАНОВОЙ из
Москвы, является примером того, как можно
развивать быстроту реакции, память, внимание,
воображение, логическое и творческое мышление.
Тема. "Чудесный календарь".
Цели. Обобщить и обеспечить
интеграцию следующих знаний: табличное
вычитание с переходом через 10 (математика); ь
– разделительный и показатель мягкости (русский
язык); виды транспорта (ООМ); понятие о
прямоугольнике (математика); развивать быстроту
реакции, концентрацию и переключаемость
внимания, зрительную память, логическое
мышление; воспитывать уважительное отношение к
товарищам при работе в коллективе (умение
выслушать, не перебивать, радоваться удачному
ответу товарища).
Оборудование.
Странички-иллюстрации "Чудесного
календаря"; набор геометрических фигур;
аудиозапись песни "Снежинка" (муз.
Е.Крылатова, сл. Л.Дербенева); карточки-призы:
ХОД УРОКА
I. Мотивация детей на эффективную
познавательную деятельность
Учитель.
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
Отгадайте загадку, объясните, о чем идет речь.
Дети. Это отрывной календарь, так как каждый
день с него отрывают листочки и он "худеет".
Учитель награждает победителей карточкой .
У. Сегодня у вас на уроке в гостях
"Чудесный календарь". Он будет отсчитывать
не дни года, а этапы урока. Ваша задача – успеть
прийти к финишу, набрав как можно больше очков.
II. Разминка. Просто веселая страничка 1
У. Как звали папу дедушки Мороза?
Д. Иван, так как Мороза зовут Мороз
Иванович.
У. Какой транспорт движется силой ветра?
Д. Парусник, воздушный шар.
У. Как верно сказать: 12–4 равняется девять
или девяти?
Д. Все неверно, так как 12 – 4 = 8.
У. Назовите "рогатый" транспорт.
Д. Троллейбус, трамвай.
У. А на каком "топливе" он ездит?
Д. На электричестве.
У. Какая по счету буква ь в слове завьюжить?
Д. Четвертая и девятая.
У. Назовите транспорт и его вид, который
использовали князь Гвидон...
Д. Бочка. Водный.
У. Баба Яга.
Д. Метла. Ступа. Воздушный.
У. Три мушкетера.
Д. Кони. Наземный.
Учитель награждает победителей карточкой .
У. Какое число второго десятка нельзя
получить сложением двух однозначных чисел?
Д. 19.
У. У какой фигуры не может быть двух прямых
углов?
Д. У треугольника.
Учитель награждает победителей карточками .
III. Страничка 2. "Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать"
У. Запомните фигуры на доске, их
порядок и цвет.
Проверка выполняется в тетради.
– Сколько всего фигур?
Д. Пять.
У. Какого цвета круг?
Д. Желтый.
У. Какая фигура заштрихована?
Д. Квадрат.
У. Какой по счету квадрат?
Д. Второй.
У. Какая фигура третья?
Д. Треугольник.
У. Сколько углов у последней фигуры?
Д. Пять.
У. Какой фигуры из тех, что запоминали, нет
на рисунке этого домика?
На доске.
Д. Квадрата.
Учитель награждает победителей карточкой .
У. А какая фигура на рисунке есть, а
среди фигур ее не было?
Д. Прямоугольник.
Учитель награждает победителей карточкой .
IV. Внимание. Страничка 3. "Цветная"
У. Найдите согласную перед
разделительным ь и назовите цвет, который с
этой согласной начинается.
На доске.
Рыбья, ручьи, верблюжья, семья,
обезьяна, лисья, бурьян, сафьян.
|
Д. б – белый; ч –
черный; ж – желтый; м – малиновый; з –
зеленый; с – синий; р – розовый; ф –
фиолетовый.
Учитель награждает победителей карточкой .
V. Страничка 4. "Музыкальная"
Зарядка на расслабление плечевого
пояса.
У. В какой сказке часы били столько же раз,
сколько в нашей песне?
Д. В сказке Шарля Перро "Золушка".
У. На балу для Золушки часы били 12 раз,
показывая конец волшебства. Сейчас отправимся на
бал-маскарад. Его гости – цифры – будут в масках.
Вы должны их узнать и верно записать примеры.
VI. Страничка 5. "Маскарадная"
У. К любимой оценке ученика
прибавьте порядковый номер субботы и вычтите
количество колес на автомобиле.
Д. 5 + 6 – 4 = 7.
У. К количеству цветов радуги
прибавьте число пальцев на одной руке и вычтите
количество пальцев на двух ногах.
Д. 7 + 5 – 10 = 2.
У. К числу голов Змея Горыныча
прибавьте количество лап у двух кошек и
прибавьте количество глаз у циклопа.
Д. 3 + 8 + 1 = 12.
П р о в е р к а. С доски.
У. Посчитайте, назовите ответ,
используя названия сказок. Например, если в
ответе 3, то вы говорите – "Три поросенка".
Д. "Белоснежка и семь
гномов".
– "Два жадных медвежонка".
– "Двенадцать месяцев".
VII. Переключение внимания.
Страничка 6. "Спортивная"
У. Играем в баскетбол, бросаем
"мячи" в две корзины. Корзина 1 – ь –
показатель мягкости. Корзина 2 – ь –
разделительный. В "корзины" пишите номера
слов:
Пьет, кольцо, мощный, Татьяна, бульдожья, день,
волчья .
П р о в е р к а с доски.
Корзина 1 |
Корзина 2 |
2, 5, 6 |
1, 4, 5, 7 |
У. Почему 5 и там, и там? Какое
это слово?
Д. Это слово "бульдожья", так как в нем ь
– показатель мягкости и разделительный.
Учитель награждает победителей карточкой .
У. Какого слова нет? Почему?
Д. Нет слова "мощный", так как в нем не
нужен ь, потому что есть правило: щн
пиши без ь.
Учитель награждает победителей карточкой .
VIII. Страничка 7. "Поломаем голову"
У. Играем в "Третий"
лишний".
На доске.
1) письмо, Васька, платье
2) соль, ночь, конь
3) шестью, семья, шьет
|
Д. 1) Васька, так как
пишется с большой буквы.
– Васька, так как оно мужского рода.
– Платье, так как в нем ь –
разделительный.
– 2) Ночь, так как в нем ь
не показывает мягкость согласного.
– Конь, так как это слово мужского рода.
– 3) Шьет, так как на конце –
согласная буква.
– Шьет, так как в нем "не спрятано"
название числа. Возможны другие варианты
ответов.
IX. Итоги урока
Встают дети, у которых есть карточки. По
количеству полученных карточек выбирают самых
активных учеников.
|