Аркадий КУЗНЕЦОВ
Путешествие в Страну исторических
источников
Путешествие седьмое
В глубь времен
– Сергей Сергеевич! Мы хорошо
отдохнули в каникулы и готовы очень серьезно
путешествовать! – сообщила педагогу Настя в
самом начале первого в новой учебной четверти
занятия по введению в историю. – Какие там еще
остались области в Стране исторических
источников?
– Сергей Сергеевич, а когда у нас будут
раскопки? – задал, со своей стороны, вопрос Ваня.
– Именно сейчас и будут раскопки! Потому что,
если вы хотите серьезно путешествовать, мы
отправляемся во владения Археологии в области
вещественных источников. Эта область еще не
очень освоена вами, а Археология занимает в ней
самое видное место.
– Нам не взять
лопаты? – деловито вставил Алеша.
– Нет, все необходимое ждет вас на месте!
Произношу заклинание...
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные,
Откройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
Первое, что увидели ребята и Сергей
Сергеевич, был гигантский раскоп, пропастью
уходивший вниз.
– Осторожно! – воскликнула Даша. – Тут все
спускается ступеньками!
– Эти ступеньки называют культурными слоями,
– пояснил Сергей Сергеевич. – Чем ниже слой, тем
он более древний.
– А чем выше, тем новее, – догадался Алеша.
– Это ты точно сказал, – похвалил его педагог.
– А вот и молодой специалист по раскопкам!
К путешественникам подошел длинноногий и
длиннорукий человечек в рабочей одежде с лопатой
в руках.
– Давайте знакомиться! Я – Копа, практикант на
Большом раскопе при дворце Археологии.
– А мы – ученики, а это – Сергей Сергеевич, наш
преподаватель, – сообщила Даша. – А чем вы здесь
занимаетесь? Вы тут копаете, да?
– Сейчас я определяю границы культурных
слоев.
– А что это за слои? – спросила Настя.
– Постараюсь популярно объяснить. Вы знаете,
зачем вообще проводятся раскопки?
– Конечно! В земле находят остатки прежней
жизни людей – камни, изделия... – ответил Ваня. –
Они покрылись от времени землей, поросли травой...
– Давайте, Копа, я покороче объясню ребятам,
что такое культурный слой, – вмешался Сергей
Сергеевич. – Видели ли вы когда-нибудь, как
копают землю в городе там, где залит асфальт? Все
эти ямы-канавы, куда укладывают водопроводные и
газопроводные трубы?
– Конечно! – сказали дети.
– Тогда вспомните: под верхним слоем асфальта
в месте проведения земляных работ оказывается
еще один – почему?
– Потому что его заливали раньше – это же всем
понятно! – отозвалась Настя.
– А еще ниже – еще более давний асфальт, еще
ниже может быть булыжная мостовая, которая была
еще до асфальта. В детстве я еще застал время,
когда асфальт клали прямо на старый булыжник.
– Но вы сказали, – перебил Алеша, – что это
слои асфальта. А что же культурные слои – это,
значит, насыпали когда-то культуру, потом на нее
еще культуру, а потом – современную культуру?
Сергей Сергеевич и Копа дружно расхохотались.
– Нет, не совсем так, – наконец сказал Копа. –
За сто-двести лет на поверхности земли
накапливаются предметы определенного времени.
Потом они постепенно уходят под землю, и над ними
оказываются уже памятники новой культуры.
– А как археологи находят место, где под
землей осталась старая культура? – спросила
Даша.
– Пусть Копа вам расскажет, – предложил
Сергей Сергеевич.
Копа немного смутился, шмыгнув носом.
– Я вообще-то закончил только первый курс
землекопательного факультета нашей Академии
археологии и изучил еще не так много. Но попробую
рассказать. Во-первых, на помощь приходят
письменные источники...
– А разве мы в области письменных источников?
– удивился Леша.
– Нет, но в стране исторических источников все
области приходят на помощь друг другу – это один
из ее законов. Книги и документы, в самом деле,
могут многое подсказать – например, где
проходили оживленные торговые пути, на которых
могли быть исчезнувшие города. Еще нужно как
следует изучить природу. Где могли в древности
селиться люди? В морской бухте, на удобном берегу
реки, на холме. Там можно начинать раскопки.
Из-за каменного уступа послышался голос:
– Копа, что ты разводишь канитель? Достаточно
упомянуть, что есть правило трех "П", которым
пользуются все археологи.
Ребята оглянулись и увидели девушку, такую же
худощавую, как и Копа, сидящую на корточках и
что-то перебирающую.
– Добро пожаловать на раскопки, – сказала она.
– Меня зовут Капа. – Я тоже прохожу практику.
Только Копа роет раскоп, а я очищаю, сортирую и,
если можно, восстанавливаю находки.
– А какое это правило трех "П"? – спросил
Капу Ваня.
– Археологи ищут три "П": пожары, помойки,
погребения. Если найдется что-нибудь из этого, то,
можно сказать, к нам пришла удача.
– Вот еще – пожары, помойки... Какая тут может
быть удача? – засмеялся Алеша.
– А ты напрасно смеешься, – сказал Сергей
Сергеевич. – Именно в таких местах остается
много свидетельств жизни людей: спасаясь от
пожара, люди бросали все нажитое, на помойку,
естественно, все выбрасывали...
– А погребения? Неужели так интересно
находить кости тех, кто похоронен? – фыркнула
Настя.
– Во-первых, – вмешался Копа, – и кости нужны
для науки: по ним можно восстановить облик
умершего. Этим заведует младшая сестра
Археологии – Антропология.
– Антропология – это тоже целая наука, –
пояснил Сергей Сергеевич. – Представьте себе,
что по черепу можно нарисовать портрет и
вылепить бюст. Например, наш выдающийся
антрополог Герасимов воссоздал по останкам
портреты Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского,
Ивана Грозного и многих других людей, чьи
изображения были неточными или совсем не
сохранились.
– Ничего себе! – воскликнул Алеша.
– А теперь представьте себе, – продолжил Копа,
– древние языческие времена, когда люди верили в
то, что положенные в могилу вещи или сделанные
там изображения оживут в загробной жизни. Если
археологам попался, скажем, надгробный курган
вождя кочевого племени, то они найдут, кроме
украшений покойного и остатков его одежды,
оружие, конскую упряжь, посуду...
– Копа, расскажи им про Египет, – предложила
Капа.
– Ну, конечно, Египет – это просто страна
чудес, где люди помещали в гробницы знатных людей
все, что угодно, и еще оставляли множество
изображений. Правда, многие гробницы правителей
– фараонов – в Долине царей были разграблены, и
лишь однажды, в 1924 году, английский археолог
Говард Картер совершил великое открытие. Он,
можно сказать, наткнулся на нетронутую гробницу
Тутанхамона.
– Я знаю, что там было четыре саркофага – это
так называют гроб в Древнем Египте, – сказал
Ваня.
– Не только саркофаги – все, что было найдено
в гробнице, занимает теперь целый этаж
Национального музея в Каире! Маски фараона,
оружие, медицинские инструменты, сосуды... И
многое – из чистого золота!
– А чем занимается Капа? – спросила Настя,
украдкой наблюдая за тем, как Капа складывает и
склеивает черепки.
– Это называется восстановление древнего
сосуда из глины по фрагментам, которые нашел
Копа, – ответила Капа, не переставая подбирать
черепки, сходящиеся краями.
– Как у вас красиво получается! – отметила
Настя.
– Это как в детской игре, где надо из кусочков
выложить целое изображение, – заметил Копа. – Да
еще надо все черепки пометить номерами...
– Посмотрите, а вот там что-то откопали! – Ваня
всматривался вдаль, где на склоне раскопа
копошились еще несколько археологов – видимо,
тоже практиканты.
– Вот это и есть, гробница. Посмотрим, что там
нашли, – и Копа повел путешественников к месту
раскопок.
– А почему археологи работают тут не с
лопатами, а с совками? Я уже давно с совком не
играю, а они – как маленькие дети, – не поняла
Настя.
– А вы сами подумайте. Если бы здесь копали
лопатами, то они могли бы разрушить стенки и
крышу погребального сооружения или поцарапать
их. Вот и копают осторожно, не врубаясь в землю, а
черпая ее совками или рабочими лопатками. Видите
– постепенно открывается древняя каменная
кладка.
– Здорово... – произнесла Даша. – А чья это
гробница?
– Знаете что? – предложил Сергей Сергеевич. –
Попробуйте определить это сами. Посмотрите – в
стороне лежит то, что уже выкопали внутри.
– Так... – начал изучать Леша. – Какая-то
плетеная веревка, лоскутки... Ого! Шлем. Значит,
это солдат... то есть воин.
– Это не простой воин, это, наверное, начальник
– смотри, тут бляшки с пояса, – поправил Ваня и
спросил Сергея Сергеевича: Они золотые или
бронзовые?
– Как видно, золотые. Но точно определить
материал можно лишь по химическому анализу,
который проведут в специальной лаборатории.
– Глядите, а рядом – конское снаряжение –
уздечки, седла, – обратил внимание Ваня.
Рисунки Н. Трениной
Продолжение следует
|