УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
|
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ
ГЛУБОКОЙ...
Надежда ИВЛЕВА,
учитель школы № 30
г. Березники, Пермская обл.
Методические модели уроков по сказкам
А.С. Пушкина
Сказки А.С. Пушкина можно переживать
бесчисленное количество раз. Модели уроков
чтения по произведениям поэта, предложенные
Надеждой ИВЛЕВОЙ, учителем школы № 30 г. Березники
Пермской обл., показывают, как на "сказочных"
уроках используются произведения музыки и
живописи, как пушкинский язык может звучать на
других предметах, содержат описание основных
направлений работы и необходимые методические
приемы.
Урок 1 (введение). "У
Лукоморья..."
Литературный ряд: "Пролог" к
поэме "Руслан и Людмила", А.Гессен. "Все
волновало нежный ум" ("Няня Пушкина").
Музыкальный ряд: М.И. Глинка.
Увертюра к опере "Руслан и Людмила"
(отрывок).
Изобразительный ряд: иллюстрация
И.Я. Билибина, портрет А.С. Пушкина работы
художника В.Тропинина (репродукция), портрет няни
поэта, барельеф работы Я.П. Серякова. |
1. Чтение
"Пролога" учителем |
2. Работа с
иллюстрацией |
3. Рассказ
о няне |
4. Обогащение
словаря |
5.
Межпредметные связи |
Беседа по
содержанию.
• Знакомы ли вам сказочные герои?
• В каких народных сказках вы их встречали?
• Какие чудеса происходят с ними у Лукоморья?
• Каким вы представляете себе кота ученого?
• Как он "говорит" свои сказки?
Наблюдение над напевностью стихотворного
текста, обилием шипящих и свистящих звуков.
Предположение о чтении тихим голосом, о передаче
загадочности, таинственности. |
Звучит музыка.
Появляется иллюстрация. Сравнение впечатлений.
• Что вам показалось
удивительным?
• Почему художник так необычно изобразил "дуб
зеленый"?
• Какие герои, по-вашему, оживут при звуках нашей
музыки? Прочитать о них на фоне музыки. |
Портреты
Пушкина и няни. •
Догадайтесь, почему портрет няни
помещен перед портретом поэта
Чтение отрывков из
"Пролога" и записей Пушкина со слов няни:
"У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет
– сказки сказывает, вниз идет – песни поет... Из
моря выходят тридцать отроков точь-в-точь ровны и
голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят
они из моря только на один час. Караулит их и
гонит обратно в море старик..."
· Чего больше: сходства или
различия? |
Лукоморье;
видения; дол; пленяет; чахнет; златая; чредой;
песнь о заре. Подбор
глаголов, характеризующих действия каждого
героя (леший бродит, королевич пленяет... царевна
тужит и т.д.). |
1. Русский язык:
• запись глаголов движения (ходит, бродит,
бредёт...);
• запись слов с безударными гласными в корне
(следы, леса, моря, темница, царевна).2. ИЗО:
• нарисовать "следы невиданных зверей".
3. Театральный кружок:
• создание "живой картины" (по тексту
"Пролога"). |
Урок 2. "Сказка о рыбаке и
рыбке" (текст каждой сказки предварительно
прочитан).
Литературный ряд: сказка А.С.
Пушкина.
Музыкальный ряд: фрагмент из оперы
Н.А. Римского-Корсакова "Садко".
Изобразительный ряд: иллюстрации
И.Я. Билибина к "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.
Пушкина |
1. Анализ
содержания |
2. Работа с
иллюстрацией |
3.
Нравственный вывод |
4. Обогащение
словаря |
5.
Межпредметные связи |
• Назовите
главных героев сказки.
• Почему в названии сказки не упоминается
старуха?
• Какой откуп обещала дать за себя золотая
рыбка?
• Почему старик не взял откупа?Оформление доски.
На доске цветные аппликации
моря, которое с приходом старика каждый раз
меняет свой оттенок. Напротив слова, описывающие
море, рядом – слова, обозначающие просьбу
старика. Заполняется постепенно, в ходе беседы,
используется лист с аппликациями.
• Почему в последний раз
рыбка ничего не сказала старику?
• Что увидел старик, когда вернулся к старухе? |
• Вспомните,
успокоилась ли старуха, получив царские палаты?
• Прочно ли сооружение,
изображенное на рисунке? Обоснуйте свое мнение
Смысл крылатого выражения
"у разбитого корыта". Коллективное
составление образа-портрета старухи:
глаголы-синонимы, усиливающие изменение в ее
поведении.
Наблюдение над своеобразием
мелодики сказки, отсутствием рифмы. Связь с
содержанием.
Драматизация фрагментов
сказки (наизусть). |
Непрочны чужие
богатства и власть. Судьба наказывает того, кто
увеличивает свои прихоти за счет труда других,
заставляя их быть "на посылках". Не
задавайся, не проси лишку, а то останешься у
разбитого корыта. |
Землянка; невод;
молвит; откуп; выкуп; простофиля; сварливая баба;
светелка; столбовая дворянка; душегрейка;
маковка; кичка; чупрун; белены объелась; бояре;
невежа; быть на посылках. |
Русский язык:
• составление гнезд родственных слов (светёлка
... землянка), подбор глаголов, передающих
состояние моря (разыгралось, помутилось,
почернело), изменение в поведении старухи
(забранила, бранится, ругает на чем свет стоит,
прикрикнула, вздурилась, ударила, не взглянула,
прогнать велела).ИЗО:
• рисунки, передающие состояние моря,
иллюстрация. |
Урок 3. "Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди".
Литературный ряд: сказка А.С.
Пушкина.
Музыкальный ряд:
Н.А. Римский-Корсаков "Полет шмеля",
"Три чуда".
Изобразительный ряд: иллюстрация
И.Я. Билибина к "Сказке о царе Салтане",
М.Врубель. "Царевна-Лебедь" (репродукция). |
1. Анализ содержания |
2. Работа с
иллюстрацией |
3. Нравственный вывод |
4. Обогащение словаря |
5. Межпредметные связи |
• О чем говорит
название сказки? Драматизация отрывка "Три
девицы под окном...".
• Кем стала каждая из сестер?
• Что говорил царевич морю, волнам?
• Какие слова повторяются много раз? Почему?
Хоровая декламация. Противопоставление образов
добра и зла. Мотивы поступков героев
Римского-Корсакова "Полет шмеля".
• К какой сцене сказки подходит?
• Кого из героев изображает музыка?
• О каких чудесах рассказывается в сказке?Римский-Корсаков. "Три чуда".
Соотнесение музыки и образов
сказки. Работа над интонацией в сцене
"Появление царя Салтана":
Римский-Корсаков. "Три
чуда".
Соотнесение музыки и образов
сказки. Работа над интонацией в сцене
"Появление царя Салтана":
• мерное мелодическое чтение;
• усиление звучности и темповое изменение;
• неожиданные паузы, передающие удивление,
восторг. |
• Найдите
подтверждение тому, что все чудеса царевна
Лебедь сотворила.
• Сравните свои
представления о царевне Лебеди с изображением на
картине Врубеля
|
Не делай никому
зла, не походи на тех, что "злыми жабами
глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят
за доброе сердце и добрые дела. |
Светлица;
искать дичины; средь зыбей; чародей; маковки
церквей; венчают княжьей шапкой; главой
возглашают; правду бает; выступает, будто пава. |
Русский язык:
• слова с суффиксами (белочка, орешки изумрудец,
кучки, с присвисточкой, кораблик, песенки,
скорлупки).ИЗО:
• беседа по картине М.Врубеля
"Царевна-Лебедь". Иллюстрирование сказки.
Музыка:
• мелодекламация на фоне музыки
Н.А. Римского-Корсакова и мелодии "Светит
месяц". |
Урок 4. "Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях".
Литературный ряд: сказка А.С.
Пушкина.
Музыкальный ряд: отрывок из оперы
Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка".
Изобразительный ряд: иллюстрация
Б. Дехтерева. |
1. Анализ
содержания |
2. Работа с
иллюстрацией |
3.
Нравственный вывод |
4. Обогащение
словаря |
5.
Межпредметные связи |
Беседа по
осмыслению образов царицы и царевны (внешний
облик – внутренний образ): 1) чтение
по ролям сцены разговора царицы и зеркала –
несоответствие внешнего и внутреннего;
2) выборочное чтение отрывков, описывающих
царевну, – соответствие внешнего и внутреннего;
3) сравнение образов, вывод: царевна внешне
мила, добра, не делает зла, умеет любить; царица
внешне красива, но зла, жестока.
Хоровое чтение отрывка –
появление царевны у богатырей. Работа над
мело-дичностью интонации. Чтение по ролям.
Объяснение выражений:
• в пояс низко поклонилась;
• хоть звана и не была;
• от зеленого вина отрекалася она.
Драматизация сцен из сказки:
1) диалог старшего из братьев и
царевны;
2) диалог нищей старухи и царевны.
Выборочное чтение:
1) описание яблока, которое
съела царевна, какое предупреждение скрыто в
этом отрывке (слишком красивое яблоко).
2) поведение собаки, открытое пре-дупреждение
(ее беспокойство).
Чтение наизусть отрывков –
обращение царевича Елисея к солнцу, месяцу,
ветру. |
• Докажите, что именно
королевич Елисей главный герой сказки. Все ему
помогает: и солнце, и ветер, и месяц. Он землю
кругом обошел, день-ночь сменил и отыскал
царевну, которую и семь богатырей не уберегли. |
Героиня, что
"черной зависти полна", жестока и коварна, в
сказке наказана. Как и в народной сказке, зло
побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека,
не надо унывать, терять время, а надо быть
упорным, настойчивым, смелым. |
Черной зависти
полна; во тьме глубокой; не кручинься; не
прекословит; полати; печь с лежанкой изразцовой;
отрекался; черница; изумленными глазами; учинили;
терем; горница; названый брат; сенная девушка;
персты. |
Русский язык:
• глаголы, обозначающие стремительное действие
(скачет, погнался, кинулся), переносный смысл слов
(черная зависть, тьма глубокая), приставки,
влияющие на оттенок значения (закраснелось,
прикусила, пошатнулись), подбор однокоренных
слов: персты – перстень, наперсток, перчатка.ИЗО:
• рисование яблока по воображению с
использованием описания, данного в сказке. |
Урок 5. "Сказка о золотом
петушке".
Литературный ряд: сказка А.С.
Пушкина.
Музыкальный ряд: опера "Золотой
петушок" Н.А. Римского-Корсакова.
Изобразительный ряд: иллюстрация
И.Я. Билибина "Царь Дадон перед Шамаханской
царицей". |
1. Анализ содержания |
2. Работа с
иллюстрацией |
3. Нравственный вывод |
4. Обогащение словаря |
5. Межпредметные связи |
I. Вступительная
беседа. • Кто главный
герой сказки?
• В какие восточные страны мог прийти с войсками
царь Дадон?
• Кто такой звездочет? Каким современным словом
его можно назвать?
III. Работа над текстом
про-изведения.
• Прочитать описание петушка.
• Работа над интонацией – хоровое чтение фразы,
которую кричал петушок.
• Прочитать описание шатра.
• Найти в тексте выражения, описывающие
Шамаханскую царицу.
III. Беседа по содержанию
сказки.
• Понравилась ли вам
восточная царица? Похожа ли она своим поведением
на русских героинь?
• Для чего обратился царь Дадон к звездочету?
• Каков царь в сцене с мудрецом в конце сказки?
• За что был наказан царь Дадон? |
• Как, по-вашему, художник
отвечает на вопрос, кто всем сказочным бедам
виной?
Остановитесь на каждом герое
и поразмышляйте.
Звучат фрагменты музыки...
Варианты версий.
• Что вы считаете главным
грехом царя Дадона?
Стыдно царствовать "лежа на
боку". |
Невозможно
управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь
успехов для себя и окружающих "лежа на боку".
Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам
намек". |
Ратные дела;
рать; воевода; си-ла бранная; стан; надгробный
курган; жезл; умильно. |
Русский язык:
• слова (существительные), обозначающие
отвлеченные понятия (владения, нападение, злость,
тревога, просьба, война, одолжение, восхищенье,
беда, сраженье, донесенье, смерть, сила, услуга,
звон, ложь, намек).ИЗО:
• рисование золотого петушка. |
Урок 6. "Сказка о попе и о
работнике его Балде".
Литературный ряд: сказка А.С.
Пушкина.
Музыкальный ряд: русская народная
песня "Светит месяц".
Изобразительный ряд: иллюстрация
А.С. Пушкина, сделанная на беловой рукописи
"Сказки о попе и о работнике его Балде". |
1. Анализ содержания |
2. Работа с
иллюстрацией |
3. Нравственный вывод |
4. Обогащение словаря |
5. Межпредметные связи |
• Объяснение
названия сказки.
• В чем необычность сюжета? (Автор насмехается
над героями.)
• Как автор описывает попа и Балду?
(Противопоставление образов.)
• Подтверждение отрывками из текста, как работал
Балда.
• Драматизация сцены с зайцами. Русская народная
песня "Светит месяц".
• Почему и как удалось Балде обмануть бесов?
• Как рассчитался поп с Балдой?
• Объяснение смысла последней фразы: "Не
гонялся бы ты, поп, за дешевизной". |
• Как вы думаете, почему
Пушкин изобразил сказочных персонажей в манере
лубочных картинок.
• Глядя на иллюстрацию, можете ли сказать, с кем
сравнивается Балда?
• На что надеялся поп, толоконный лоб?
• Что привлекло ваше внимание еще на этой
иллюстрации и почему? |
Хитрость и
жадность к добру не приведут. Находчивость и
смекалка всегда помогут. Погоня за
"дешевизной" (не только в оплате деньгами)
обычно завершается поражением. За все надо
платить сполна. |
Толоконный лоб;
оброк; не-доимки; вареная полба; закажи службу;
понадеялся на авось. |
Русский язык:
• глаголы, описывающие работу Балды (запряжет,
вспашет, затопит, заготовит, закупит);
существительные, называющие старинные предметы
и понятия.ИЗО:
• рисование портрета Балды.
Музыка:
• плясовые русские народные мелодии и связь с
характером Балды. |
|
|
|