Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...

Надежда ИВЛЕВА,
учитель школы № 30
г. Березники, Пермская обл.

Методические модели уроков по сказкам А.С. Пушкина

Сказки А.С. Пушкина можно переживать бесчисленное количество раз. Модели уроков чтения по произведениям поэта, предложенные Надеждой ИВЛЕВОЙ, учителем школы № 30 г. Березники Пермской обл., показывают, как на "сказочных" уроках используются произведения музыки и живописи, как пушкинский язык может звучать на других предметах, содержат описание основных направлений работы и необходимые методические приемы.

Урок 1 (введение). "У Лукоморья..."

Литературный ряд: "Пролог" к поэме "Руслан и Людмила", А.Гессен. "Все волновало нежный ум" ("Няня Пушкина").
Музыкальный ряд: М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила" (отрывок).
Изобразительный ряд: иллюстрация И.Я. Билибина, портрет А.С. Пушкина работы художника В.Тропинина (репродукция), портрет няни поэта, барельеф работы Я.П. Серякова.

1. Чтение "Пролога" учителем

2. Работа с иллюстрацией

3. Рассказ о няне

4. Обогащение словаря

5. Межпредметные связи

Беседа по содержанию.
• Знакомы ли вам сказочные герои?
• В каких народных сказках вы их встречали?
• Какие чудеса происходят с ними у Лукоморья?
• Каким вы представляете себе кота ученого?
• Как он "говорит" свои сказки?
Наблюдение над напевностью стихотворного текста, обилием шипящих и свистящих звуков. Предположение о чтении тихим голосом, о передаче загадочности, таинственности.

Звучит музыка. Появляется иллюстрация. Сравнение впечатлений.

• Что вам показалось удивительным?
• Почему художник так необычно изобразил "дуб зеленый"?
• Какие герои, по-вашему, оживут при звуках нашей музыки? Прочитать о них на фоне музыки.

Портреты Пушкина и няни.

• Догадайтесь, почему портрет няни

помещен перед портретом поэта

Чтение отрывков из "Пролога" и записей Пушкина со слов няни: "У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет... Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час. Караулит их и гонит обратно в море старик..."

· Чего больше: сходства или различия?

Лукоморье; видения; дол; пленяет; чахнет; златая; чредой; песнь о заре.

Подбор глаголов, характеризующих действия каждого героя (леший бродит, королевич пленяет... царевна тужит и т.д.).

1. Русский язык:
•  запись глаголов движения (ходит, бродит, бредёт...);
•  запись слов с безударными гласными в корне (следы, леса, моря, темница, царевна).

2. ИЗО:
•  нарисовать "следы невиданных зверей".

3. Театральный кружок:
•  создание "живой картины" (по тексту "Пролога").

Урок 2. "Сказка о рыбаке и рыбке" (текст каждой сказки предварительно прочитан).

Литературный ряд: сказка А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко".
Изобразительный ряд: иллюстрации И.Я. Билибина к "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

1. Анализ содержания

2. Работа с иллюстрацией

3. Нравственный вывод

4. Обогащение словаря

5. Межпредметные связи

• Назовите главных героев сказки.
•  Почему в названии сказки не упоминается старуха?
•  Какой откуп обещала дать за себя золотая рыбка?
•  Почему старик не взял откупа?

Оформление доски.

На доске цветные аппликации моря, которое с приходом старика каждый раз меняет свой оттенок. Напротив слова, описывающие море, рядом – слова, обозначающие просьбу старика. Заполняется постепенно, в ходе беседы, используется лист с аппликациями.

• Почему в последний раз рыбка ничего не сказала старику?
• Что увидел старик, когда вернулся к старухе?

• Вспомните, успокоилась ли старуха, получив царские палаты?

• Прочно ли сооружение, изображенное на рисунке? Обоснуйте свое мнение

Смысл крылатого выражения "у разбитого корыта". Коллективное составление образа-портрета старухи: глаголы-синонимы, усиливающие изменение в ее поведении.

Наблюдение над своеобразием мелодики сказки, отсутствием рифмы. Связь с содержанием.

Драматизация фрагментов сказки (наизусть).

Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта. Землянка; невод; молвит; откуп; выкуп; простофиля; сварливая баба; светелка; столбовая дворянка; душегрейка; маковка; кичка; чупрун; белены объелась; бояре; невежа; быть на посылках. Русский язык:
• составление гнезд родственных слов (светёлка ... землянка), подбор глаголов, передающих состояние моря (разыгралось, помутилось, почернело), изменение в поведении старухи (забранила, бранится, ругает на чем свет стоит, прикрикнула, вздурилась, ударила, не взглянула, прогнать велела).

ИЗО:
• рисунки, передающие состояние моря, иллюстрация.

Урок 3. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Литературный ряд: сказка А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: Н.А. Римский-Корсаков "Полет шмеля", "Три чуда".
Изобразительный ряд: иллюстрация И.Я. Билибина к "Сказке о царе Салтане", М.Врубель. "Царевна-Лебедь" (репродукция).

1. Анализ содержания 2. Работа с иллюстрацией 3. Нравственный вывод 4. Обогащение словаря 5. Межпредметные связи
• О чем говорит название сказки? Драматизация отрывка "Три девицы под окном...".
• Кем стала каждая из сестер?
• Что говорил царевич морю, волнам?
• Какие слова повторяются много раз? Почему? Хоровая декламация. Противопоставление образов добра и зла. Мотивы поступков героев Римского-Корсакова "Полет шмеля".
• К какой сцене сказки подходит?
• Кого из героев изображает музыка?
• О каких чудесах рассказывается в сказке?

Римский-Корсаков. "Три чуда".

Соотнесение музыки и образов сказки. Работа над интонацией в сцене "Появление царя Салтана":

Римский-Корсаков. "Три чуда".

Соотнесение музыки и образов сказки. Работа над интонацией в сцене "Появление царя Салтана":
• мерное мелодическое чтение;
• усиление звучности и темповое изменение;
• неожиданные паузы, передающие удивление, восторг.

• Найдите подтверждение тому, что все чудеса царевна Лебедь сотворила.

• Сравните свои представления о царевне Лебеди с изображением на картине Врубеля

Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела. Светлица; искать дичины; средь зыбей; чародей; маковки церквей; венчают княжьей шапкой; главой возглашают; правду бает; выступает, будто пава. Русский язык:
• слова с суффиксами (белочка, орешки изумрудец, кучки, с присвисточкой, кораблик, песенки, скорлупки).

ИЗО:
• беседа по картине М.Врубеля "Царевна-Лебедь". Иллюстрирование сказки.

Музыка:
•  мелодекламация на фоне музыки Н.А. Римского-Корсакова и мелодии "Светит месяц".

Урок 4. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Литературный ряд: сказка А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка".
Изобразительный ряд: иллюстрация Б. Дехтерева.

1. Анализ содержания

2. Работа с иллюстрацией

3. Нравственный вывод

4. Обогащение словаря

5. Межпредметные связи

Беседа по осмыслению образов царицы и царевны (внешний облик – внутренний образ):

1) чтение по ролям сцены разговора царицы и зеркала – несоответствие внешнего и внутреннего;
2) выборочное чтение отрывков, описывающих царевну, – соответствие внешнего и внутреннего;
3) сравнение образов, вывод: царевна внешне мила, добра, не делает зла, умеет любить; царица внешне красива, но зла, жестока.

Хоровое чтение отрывка – появление царевны у богатырей. Работа над мело-дичностью интонации. Чтение по ролям. Объяснение выражений:

• в пояс низко поклонилась;
• хоть звана и не была;
• от зеленого вина отрекалася она.

Драматизация сцен из сказки:

1) диалог старшего из братьев и царевны;
2) диалог нищей старухи и царевны.

Выборочное чтение:

1) описание яблока, которое съела царевна, какое предупреждение скрыто в этом отрывке (слишком красивое яблоко).
2) поведение собаки, открытое пре-дупреждение (ее беспокойство).

Чтение наизусть отрывков – обращение царевича Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

• Докажите, что именно королевич Елисей главный герой сказки. Все ему помогает: и солнце, и ветер, и месяц. Он землю кругом обошел, день-ночь сменил и отыскал царевну, которую и семь богатырей не уберегли.

Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым. Черной зависти полна; во тьме глубокой; не кручинься; не прекословит; полати; печь с лежанкой изразцовой; отрекался; черница; изумленными глазами; учинили; терем; горница; названый брат; сенная девушка; персты. Русский язык:
• глаголы, обозначающие стремительное действие (скачет, погнался, кинулся), переносный смысл слов (черная зависть, тьма глубокая), приставки, влияющие на оттенок значения (закраснелось, прикусила, пошатнулись), подбор однокоренных слов: персты – перстень, наперсток, перчатка.

ИЗО:
• рисование яблока по воображению с использованием описания, данного в сказке.

Урок 5. "Сказка о золотом петушке".

Литературный ряд: сказка А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: опера "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова.
Изобразительный ряд: иллюстрация И.Я. Билибина "Царь Дадон перед Шамаханской царицей".

1. Анализ содержания 2. Работа с иллюстрацией 3. Нравственный вывод 4. Обогащение словаря 5. Межпредметные связи
I. Вступительная беседа.

• Кто главный герой сказки?
• В какие восточные страны мог прийти с войсками царь Дадон?
• Кто такой звездочет? Каким современным словом его можно назвать?

III. Работа над текстом про-изведения.

• Прочитать описание петушка.
• Работа над интонацией – хоровое чтение фразы, которую кричал петушок.
• Прочитать описание шатра.
• Найти в тексте выражения, описывающие Шамаханскую царицу.

III. Беседа по содержанию сказки.

• Понравилась ли вам восточная царица? Похожа ли она своим поведением на русских героинь?
• Для чего обратился царь Дадон к звездочету?
• Каков царь в сцене с мудрецом в конце сказки?
• За что был наказан царь Дадон?

• Как, по-вашему, художник отвечает на вопрос, кто всем сказочным бедам виной?

Остановитесь на каждом герое и поразмышляйте.
Звучат фрагменты музыки...
Варианты версий.

• Что вы считаете главным грехом царя Дадона?

Стыдно царствовать "лежа на боку".

Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек". Ратные дела; рать; воевода; си-ла бранная; стан; надгробный курган; жезл; умильно. Русский язык:
• слова (существительные), обозначающие отвлеченные понятия (владения, нападение, злость, тревога, просьба, война, одолжение, восхищенье, беда, сраженье, донесенье, смерть, сила, услуга, звон, ложь, намек).

ИЗО:
• рисование золотого петушка.

Урок 6. "Сказка о попе и о работнике его Балде".

Литературный ряд: сказка А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: русская народная песня "Светит месяц".
Изобразительный ряд: иллюстрация А.С. Пушкина, сделанная на беловой рукописи "Сказки о попе и о работнике его Балде".

1. Анализ содержания 2. Работа с иллюстрацией 3. Нравственный вывод 4. Обогащение словаря 5. Межпредметные связи
• Объяснение названия сказки.
• В чем необычность сюжета? (Автор насмехается над героями.)
• Как автор описывает попа и Балду? (Противопоставление образов.)
• Подтверждение отрывками из текста, как работал Балда.
• Драматизация сцены с зайцами. Русская народная песня "Светит месяц".
• Почему и как удалось Балде обмануть бесов?
• Как рассчитался поп с Балдой?
• Объяснение смысла последней фразы: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".

• Как вы думаете, почему Пушкин изобразил сказочных персонажей в манере лубочных картинок.
• Глядя на иллюстрацию, можете ли сказать, с кем сравнивается Балда?
• На что надеялся поп, толоконный лоб?
• Что привлекло ваше внимание еще на этой иллюстрации и почему?

Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. Толоконный лоб; оброк; не-доимки; вареная полба; закажи службу; понадеялся на авось. Русский язык:
• глаголы, описывающие работу Балды (запряжет, вспашет, затопит, заготовит, закупит);
существительные, называющие старинные предметы и понятия.

ИЗО:
• рисование портрета Балды.

Музыка:
• плясовые русские народные мелодии и связь с характером Балды.

 

TopList