Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2002

СИСТЕМА  Я.В.ЗАНКОВА

Тамара ТАРАТОРИНА,
учитель школы № 1, г. Химки, Московская обл.

Урок-экскурсия на тему "Учись наблюдать"

На материале наблюдений весенних изменений в природе

2-й класс

Урок-экскурсия ставит цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения. Урок проводится в мае, учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки).

Перед началом экскурсии в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).

ХОД БЕСЕДЫ

Учитель. Тема сегодняшней нашей экскурсии "Учись наблюдать". На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения.
Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц?
Дети называют.
– Когда вы заметили первые признаки весны? Расскажите о своих наблюдениях.
Дети. Это была ранняя весна. Начал таять снег.
Небо стало не такое серое, как зимой. Были голубые просветы. Но еще было холодно, иногда и морозно.
У. Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда.
Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле.
– Какой вывод вы сделали?
Д. В апреле стало значительно теплее, стало больше солнечных дней. Ни разу не выпадал снег.
У. Вспомните, как мы называли разные периоды весны.
Д. Март – весна света; апрель – весна воды.
Дети объясняют обозначения этих периодов. Вспоминают, что раннюю весну очень хорошо передал художник И.Левитан в картине "Март", которую они рассматривали.
У. Как мы назовем весну в мае?
Д. Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.
У. Может быть, нам не стоит выходить на экскурсию, а провести урок в классе? Мы можем прочитать рассказы, побеседовать и узнаем, что происходит весной.
Д. (разочарованно). Тогда мы не почувствуем весну.
– Не почувствуем запаха цветущих деревьев.
– Не услышим голоса птиц.
– Не почувствуем, как солнышко греет.
– Не увидим, как дети радуются весне и играют на улице.
– Еще надо понаблюдать за насекомыми, за птицами, как они строят гнезда, носят корм в гнездо.
– Я видел, как на огороде люди сгребали высохшую траву и копали грядки.
У. Я запишу на доске памятку-план из ваших предложений – за чем мы будем наблюдать, сделаю небольшие дополнения.
Учитель записывает на доске план.

ПЛАН

1. Состояние погоды: температура воздуха, ясно или облачно. Какие облака.
2. Как цветут деревья.
3. Цветение травянистых растений.
4. Поведение насекомых и птиц.
5. Работа на приусадебных участках.
6. Жизнь водоема (на примере пруда за школой).

– Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.
Д. Наблюдательный человек может многое подметить, например, какие цветы уже расцвели, а на каких еще бутоны.
– На какие цветки садятся шмели и бабочки.
– Как цветут деревья. Я видел пуховки у ольхи, вербы. Потом появляется пыльца, и они опадают.
У. Почему многие деревья цветут до появления листьев?
Д. Ветерок гонит пыльцу между веточек, листья ее не задерживают.
У. Какие еще качества характерны для наблюдательного человека?
Д. Он может увидеть то, что другие не увидят.
– Он подмечает, что раньше было и что сейчас.
– Например, я видел, что весной первыми появляются цветки мать-и-мачехи, а листьев нет.
У. Кто видел листья мать-и-мачехи, нарисуйте их. Когда они появляются у растения?
Дети рисуют листья, рассказывают, что они появляются летом.
– Вы выделили очень важное качество: наблюдательный человек подмечает изменения в природном явлении, подмечает малозаметные детали.
Приведите примеры, когда наблюдательность помогала людям.
Д. Я знаю по рисункам учебника, какие следы на снегу оставляют звери. Могу различить следы зайца, волка, лисы, собаки.
– Нужно уметь различать ядовитые растения и не собирать их в лесу, например ягоды (плоды) ландыша.
– Нужно уметь различать и знать редкие растения, которые надо охранять.
– Когда я смотрю в окно и вижу, как люди одеты, я узнаю, как мне нужно одеваться.
– У меня папа водитель. Он всегда внимательно смотрит на дорогу, все подмечает и меня учит.
У. Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии. Я хотела, чтобы вы выделили еще одно очень важное качество наблюдательного человека. Подумаем, почему это качество важно в жизни.
Д. Например, люди все рассмотрят и сделают вывод.
– Например, какой лед на реке и можно ли переходить реку или это опасно.
У. Молодцы. Важно сделать вывод из наблюдений.
Д. Например, мы рассматривали по рисункам учебника клювы птиц и делали вывод: хищная или насекомоядная.
– Если лапы слабые, значит, птице трудно ходить по земле; она больше приспособлена летать, например, стриж.
– Когда я увидел на рисунке рысь на дереве, то понял, что по расцветке шерсти ее не видно, если она сидит в засаде.
У. Давайте запишем качества наблюдательного человека, о которых вы говорили.
На доске.

1. Умение полно подмечать особенности объектов, явлений.

2. Умение подмечать малозаметные детали. Умение пользоваться лупой.

3. Умение вести длительные наблюдения, фиксировать изменения.

4. Умения вести наблюдения планомерно.

5. Умение делать выводы из наблюдений.

6. Умение вести записи по результатам наблюдений.

Экскурсия проводится в окрестностях школы. Во дворе школы много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, тополь, черемуха, сирень, перед зданием школы – цветочная клумба. За школой – пустырь с редкими невысокими кустарниками, небольшой пруд.

План проведения экскурсии, намеченный учителем, соответствовал выделенным направлениям наблюдений весенних изменений в природе первой половины мая.

1. В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.

2. Далее учитель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны. Учащиеся рассматривали и характеризовали молодые листочки березы, тополя ("светло-зеленый", "тоненькие – светятся на солнце", "липкие", "пахнут смолой", "клейкие – руки пачкают"). Подметили, что на земле много почечных чешуек тополя, некоторые ребята пояснили, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. Учитель предложил внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся правильно назвали листовые и цветочные почки, вспомнили рисунки почек в разрезе из учебника, с интересом рассматривали нераспустившиеся цветки сирени.

Мальчиков заинтересовал вопрос, что такое сережки у тополя. Учитель объясняет, что это цветки, из которых после опыления будут образовываться семена. Ребята вспоминают, как в начале лета тополиный пух устилает весь город, ветер задувает его и в помещения, и что многие видели в тополином пухе белые семена. После этих разъяснений дети стали внимательнее рассматривать молодую нежную листву березок и тоже обнаружили сережки – длинные желтоватые и небольшие зеленые цилиндрики. Они сделали правильное предположение, что это тоже цветки дерева. Учитель уточнил, что в конце лета–начале осени в сережках созревают семена, сережки рассыпаются, и очень мелкие семена с небольшими крылышками разносятся ветром на большие расстояния. Так при благоприятных условиях может вырасти молодая березка. По собственному побуждению ребята стали делать записи, рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало. Несколько девочек стали измерять длину распустившихся листьев сирени. Учитель предложил продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.

Второклассники рассматривают, как цветут клен, черемуха. На черемухе обнаружили немного бутонов, но с южной стороны у здания школы находят уже расцветшие пахучие соцветия, нюхают цветки, выражают удовольствие. На клумбе у школы группа девочек любуется расцветшими желтыми и белыми нарциссами, красными тюльпанами, говорят, что это очень красивые цветы. Кто-то подмечает, что тут же появились сорняки – одуванчики, мокрица и что их нужно пропалывать, чтобы хорошо росли садовые растения.

3. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, сопереживания момента бурного возрождения природы, учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. Для создания поэтического видения неповторимости и красоты природных явлений читает поэтические строки стихотворения С.Есенина "Черемуха".

Черемуха душистая,
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Учитель использует игровые приемы, загадки.

4. В ходе экскурсии учитель сообщает дополнительные сведения о градации периодов весны по наблюдениям роста и развития растений. Зеленая весна – от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна – от зацветания черемухи до отцветания яблони. Учащиеся делают вывод, что на экскурсии они наблюдают конец зеленой весны, потому что уже зацветает черемуха.

5. На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.

6. Во время экскурсии учащиеся видели бабочек, слышали голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону. Поскольку птицы были в полете и их было трудно рассмотреть, учитель решил восполнить наблюдения и подготовил несколько рисунков. Дети рассматривали рисунки грача, скворца, вороны, воробьев, использовались также рисунки учебника "Окружающий мир". Сделали вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.

7. В пруду школьники увидели множество головастиков ранней стадии развития, более отчетливо рассматривали их в банке с водой, которую зачерпнули из пруда. Быстрые плавательные движения головастиков вызвали всеобщее оживление и интерес, в том числе и у мальчиков. Дети узнают, как размножаются земноводные: лягушки откладывают икру, из икринок развиваются головастики, которые через некоторое время превращаются в маленьких лягушат. Учитель предложил понаблюдать в течение нескольких дней за развитием головастиков в классе, а потом выпустить их в пруд.

8. В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: "Учись наблюдать". Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки по экскурсии. Учащиеся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать. Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе учитель проводит в классе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир". Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир". Эту работу учащиеся могут выполнять по желанию.