Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Министерские вести

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

113833, Москва, М-230, ГСП, ул. Люсиновская, 51
Телефон: 237-97-63; Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
17.12.2001 № 957/13-13

Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, и начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета информатики в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

1. Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика, и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во 2–4-х классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

2. Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

– познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
– дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

3. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основы понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественнозначимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

4. Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких, как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. Приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Для начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:

  • по курсу информатики автора А.В. Горячева – учебники-тетради № 1–4. Во 2-м классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в 1-м классе на дополнительных занятиях.

  • по курсу информатики автора А.Л. Семенова – новый комплект рабочих тетрадей для 2–4-го классов.

5. Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

6. Формы организации обучения информатике в начальной школе.

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.

1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
Совместное обучение информатике с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. Приложение).

2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета информатика в рамках одного урока без деления на группы.
В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3–7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики. При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов – с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная" доска.

3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.
При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для первой группы и компьютерная часть урока для второй группы соответственно, и наоборот.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5, 7, 10 – "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования",
И.В. Роберт и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. СанПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1–2 мин).

7. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения.

Рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса.

  • Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом.

  • Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.

  • Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.

  • Компьютерные лабиринты для управления объектом.

  • Компьютерные мозаики.

  • Логические игры на компьютере.

  • Компьютерные энциклопедии, путешествия.

  • Компьютерные топологические схемы (района, метро).

  • Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обсуждением.

  • Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды.

  • Компьютерные синтезаторы звука.

  • Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках.

  • Компьютерные среды управления исполнителем.

Приложение

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика"
автора А.Л. Семенова (2-й класс)
(1 час информатика и 1 час факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы: информационные технологии и социальная информатика, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики одного часа в неделю в кабинете информационных технологий необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия информационными технологиями с занятиями теоретической информатикой так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Матрица межпредметных связей для практических заданий

2-й класс

Информатика

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

План действий и его описание

Последовательность действий
Последовательность состояний
Выполнение последовательности действий
Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий

Последовательность действий при:

1) разборе предложений;
2) разборе слов

Установление связи слов в предложении

Проверка безударных гласных в корне

Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений
Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах)
Последовательность постановки вопросов к тексту

Последовательность действий при решении задач и вычислении выражений

Последовательность действий при выполнении опытов
Последовательность действий в быту
Последовательность действий в школьной жизни
Последовательность происходящего в природе

Отличительные признаки предметов

Узнавание предметов по заданным признакам
Сравнение двух или более предметов по набору признаков
Разбиение предметов на группы в соответствии с заданными признаками

Признаки:

  • слов (звуко-буквенный анализ, разбиение по слогам);

  • частей речи (род, число…), и т. д.

  • частей предложения (анализ предложения)

Названия признаков в характеристиках персонажей
Характеристики персонажей через значения признаков
Сравнение персонажей и разбиение их на группы в соответствии со значениями их признаков

Характеристики чисел (кратность, число знаков)
Характеристики фигур (форма, размер)
Составные части задачи

Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике
Классификация предметов и явлений в соответствии со значением признаков в природе, обществе, технике

Логика высказываний

Высказывания
Истинность и ложность высказываний
Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний

Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям.
Правила русского языка по схеме "если... то..."

Вопросы к тексту с ответами "да" и "нет". Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам. Рассуждения о прочитанном

Построение истинных высказываний в процессе решения задач
Логические рассуждения в процессе решения задач

Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике
Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений

2-й класс

Теоретическая информатика (34 часа)

1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пp. – 1 час.
2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов – цвет, форма. Одинаковость объектов – 2 часа.
3. Цепочки (последовательности) – работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки – 3 часа.
4. Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством, понятия все, каждый – 4 часа.
5. Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в данной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения – истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии) – 4 часа.
6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок – 4 часа.
7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка – 4 часа.
8. Индуктивные построения цепочек – восстановление/построение цепочки по индуктивному описанию – 4 часа.
9. Буквы и знаки в русском тексте – прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре – 3 часа.
10. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы – 5 часов.

Информационные технологии (30 часов)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена – 1 час.
2. Навыки именования файлов, поиска, открытия. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами – 6 часов.
3. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов – 8 часов.
4. Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов – 10 часов.
5. Слепой клавиатурный ввод (от 10 до 15 часов в случае интеграции с уроками русского языка).

Информационная культура (4 часа)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (телефон, справочники).
2. Словари.
3. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию может варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом 2–4 часа.

1. Проект "Мое имя".
2. Проект "Моя семья".
3. Проект "Мои друзья. Записная книжка".
4. Проект "Я сам".
5. Проект "Наша сказка".
6. Проект "Наш класс", "Наш микрорайон".

Тематическое планирование учебного материала по программе
"Информатика в играх и задачах"
автора А.В. Горячева (2-й класс)

№ Тема урока

1 Признаки предметов
2 Описания предметов
3 Состав предметов
4 Действия предметов
5 Симметрия
6 Координатная сетка
7 Контрольная работа
8 Разбор контрольной работы
9 Повторение
10 Действия предметов
11 Обратные действия
12 Последовательность событий
13 Алгоритм
14 Ветвление
15 Контрольная работа
16 Разбор контрольной работы
17 Повторение
18 Множества. Элементы множества
19 Способы задания множеств
20 Сравнение множеств
Равенство множеств
Сравнение множеств по числу элементов
21 Отображение множеств
22 Кодирование
23 Вложенность (включение) множеств
24 Пересечение множеств
25 Объединение множеств
26 Контрольная работа
27 Разбор контрольной работы
28 Повторение
29 Понятия "истина" и "ложь"
30 Отрицания
31 Логические операции "и" и "или"
32 Графы, деревья
33 Комбинаторика
34 Контрольная работа
35 Разбор контрольной работы
36 Повторение

О введении иностранного языка во 2-м классе начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/03 учебном году

Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой, 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения.

Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2-го по 4-й класс в начальной школе при 2 часах в неделю. В основной школе (5–10-е классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (11–12-е классы) изучение иностранного языка также является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Тот факт, что в 12-летней школе иностранный язык пред-
лагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

  • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;

  • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;

  • раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранному языку, необходимость владения которым становится все более очевидной;

  • неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом.
Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
На первой ступени обучения (во 2–4-х классах) реализуются следующие цели:

  • способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

  • формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

  • сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

  • ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

  • приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

  • формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;

  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:

– правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
– овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
– получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
– понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
– участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
– кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
– овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
– писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;
– освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Поставленные цели, стоящие перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, малоR. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, – задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

На первом году обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся. Устное начало позволяет продвигаться быстрее, что создает более высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Устное начало позволяет разделить трудности звуковой и графической стороны нового для школьников языка, отодвигая чтение на позднее время.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Любимый и знакомый учебник – это собеседник, "характер" которого ребенок уже хорошо знает, с которым ему легче общаться. Учителям известно, как трудно и им, и детям переходить от одного УМК к другому.

Нередки также случаи, когда вместо тех УМК, которые специально написаны для данных условий обучения, учитель выбирает более привычные пособия. Например, в массовых школах часто используются учебники для школ с углубленным изучением языка или же в 1–2-х классах используются учебники для 5-го класса. Это подвергает риску результат обучения и крайне нежелательно.

Учитель, начинающий работать по УМК, которые представлены ниже для использования в эксперименте, прежде всего должен хорошо познакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае, если учитель согласен с подходами авторов, он останавливает свой выбор на УМК. Это особенно важно, так как каждый из включенных в эксперимент учебно-методических комплектов основывается на различных авторских концепциях, принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку не только во 2-х, но и 3–5-х классах. Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих особенностей и возможностей его учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри УМК, не нарушая его принципов.

Для организации обучения учащихся во 2-м классе предлагаются следующие УМК:

1. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Enjoy English-1. – М.: Титул, 1999.
2. Полякова Е.Б., Раббот Г.П. Учебник английского языка. – М.: РТ-Пресс, 1999.
3. Никитенко З.Н. и др. Учебник для 2-го класса. Английский язык. – М.: Просвещение, 2001.
4. Бим И.Л. и др. Немецкий язык для 2-го класса. – М.: Просвещение, 2001.
5. Гальскова Н.Д. и др. Немецкий язык. 2-й класс. – М.: Дрофа, 2002.
6. Кулигина А.С. Твой друг французский. Учебник для 2-го класса. – М.: Просвещение, 2000.
7. Чепцова Л.Б. и др. Испанский язык. Учебник для 2-го класса. – М.: Просвещение, 2002.

Все они включают не только учебник, но и книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиокассеты для работы в классе и дома, раздаточный материал.

Апробируемые в ходе эксперимента учебники построены в соответствии с современными требованиями к владению иностранным языком в начальной школе. Они отражают новейшее состояние образовательных технологий, учитывающих современные лингвофилософские, лингводидактические и психолого-педагогические воззрения на процесс овладения иностранным языком.

Представляется важным проверить данные УМК с точки зрения их посильности и доступности для второклассников, эффективности реализации личностно-ориентированного подхода, а также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных языков.

УМК "Enjoy English-1" (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская) и "Enjoy English-2" (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва) предназначены для обучения английскому языку учащихся 1–4-х, 2–4-х классов в общеобразовательной школе. Данный УМК рекомендуется использовать при учебном плане, предусматривающим не менее 2 часов иностранного языка в неделю.

Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят в формировании элементарных коммуникативных умений у детей, исходя из их речевых потребностей и возможностей.

Вся серия УМК "Enjoy English" построена в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку. "Enjoy English-l" и "Enjoy English-2", адресованные учащимся начальной школы, являются первыми двумя частями курса английского языка "Enjoy English".

Отбор содержания осуществлялся на основе его коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся этого возраста.

Каждый из учебников серии "Enjoy English" имеет свой сюжет. Согласно сюжету "Enjoy English-l" учащиеся являются актерами странствующего театра, что позволяет им многократно проигрывать разные типичные ситуации общения, такие как "Знакомство", "Приветствие", "Проведение свободного времени с семьей, друзьями" и т.д. Завершается обучение по данному учебнику постановкой одного из спектаклей, сценарии которых даны в книге для учителя. "Enjoy English-2" приглашает учащихся в увлекательный мир английских сказок, где они встречаются с новыми и уже известными героями.

В УМК "Enjoy English" предлагаются технологии обучения произносительной, лексической и грамматической сторонам речи, которые подробно описаны в книгах для учителя.

В состав каждого из УМК для начальной школы серии "Enjoy English" входят следующие компоненты:

1. Книга для учащегося.
2. Методическое руководство для учителя по использованию учебника (книга для учителя), в котором описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению основным видам речевой деятельности, а также приводятся общее тематическое планирование, таблица поурочного распределения материала, примерные конспекты занятий и сценарии спектаклей, которые были успешно поставлены и разыграны детьми, изучающими английский язык по серии "Enjoy English".
3. Рабочая тетрадь.
4. Книга для чтения, включенная в учебник "Enjoy English-2" в качестве приложения.
5. Аудиокассеты.
6. Сборник песен " Game-Songs " с аудиокассетой, который содержит более сорока аутентичных песен и игр на английском языке. Предлагаемые песни и игры соотносятся с содержанием учебников и могут быть использованы как на уроках, так и при подготовке внеклассных мероприятий.

Учитывая возрастные особенности младших школьников и специфику работы в начальной школе, в УМК "Enjoy English-1" предусмотрена поурочная подача материала.

УМК по английскому языку для 2-го класса авторов Е.Б. Поляковой и Г.П. Раббот

Данный УМК включает учебник, рабочую тетрадь и книгу для учителя, две аудиокассеты.
УМК характеризуется постепенным, неспешным усвоением языкового материала, его максимальной повторяемостью. По замыслу авторов, подстрочный перевод на родной язык в сочетании с прослушиванием использованных в учебнике слов, предложений и текстов и одновременной зрительной опорой на текст в учебниках позволяет учащимся качественно усваивать учебный материал. Авторы не используют популярный принцип избыточности материала, и, соответственно, предлагаемый материал тщательно отобран, дозирован и сопровождается удачными примерами на отработку фонетических навыков, интересным использованием коммуникативных ситуаций.
К августу 2002 года будет выпущен видеофильм к данному УМК.

З.Н. Никитенко и Е.И. Негневицкая, авторы учебно-методического комплекта по английскому языку для 2-го класса, базируют данный курс на следующих принципах: обучение языку как средству общения; осознанное овладение средствами общения (лексическими и грамматическими); использование игры как основного способа обучения.

Данный УМК отличают две особенности:

1. Устный вводный курс, рассчитанный на изучение в течение одной четверти, построенный по оригинальной методике, обеспечивает как высокую мотивацию в изучении языка, так и высокую результативность в формировании умений аудирования и построения собственных высказываний.

2. При обучении детей технике чтения и обучении чтению вслух и про себя используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что значительно облегчает овладение умением читать на английском языке.

Поставленные цели и задачи получают свою реализацию на специально отобранном содержании, которое нашло воплощение в следующих компонентах УМК для 2-го класса:

1. Пособие для учителя "Устный вводный курс к УМК по английскому языку для 2-го класса". Создано на основе УМК по английскому языку для 1-го класса, авторы
Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, предназначено для работы в I четверти с целью создания коммуникативного ядра для устной речи. Включает в себя описание технологии проведения устного вводного курса и подробные сценарии 16 уроков.

2. Книга для учителя.

3. Учебник, построенный в соответствии с программными требованиями, имеет поурочную структуру и предназначен для коллективной работы с детьми во II, III и IV четвертях. Красочное оформление дает большое количество наглядных опор для развития навыков устной речи и чтения.

4. Книга для чтения включена в последний раздел учебника и содержит аутентичные тексты, подобранные в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей: занимательные рассказы, стихи, загадки, рифмовки. Школьники читают ее начиная со II полугодия.

5. Рабочая тетрадь. Используется для выполнения домашних заданий, формирующих наряду с грамматическими, лексическими навыками и умениями говорения и чтения также и навыки письма и умения письменной речи. Новым в рабочей тетради являются занимательные упражнения для развития умения слушать и понимать английскую речь на слух. Тексты упражнений по аудированию записаны на аудиокассету. Задания в тетради дифференцированы по степени сложности, и ученик может выполнить те, которые ему по силам. Работа с тетрадью начинается после устного вводного курса начиная со II четверти.

6. Аудиокассеты.

7. Альбом наглядных пособий, содержащий необходимый для обучения языку во 2-м классе раздаточный материал: предметные картинки, карточки с правилами чтения, карточки со словами, транскрипционными знаками, дидактический материал для работы на уроке или дома.

УМК по немецкому языку для 2-го класса общеобразовательной школы авторов И.Л. Бим и P.Н. Рыжовой

УМК по немецкому языку для 2-го класса общеобразовательной школы общего типа (учебник, две рабочих тетради, книга для учителя) соответствует новой парадигме образования: он написан в русле личностно-ориентированного, деятельностного, культуроведчески направленного подхода к обучению младших школьников.

Это находит отражение в реализуемых данным УМК целях обучения, в которых развитие и воспитание личности школьника средствами немецкого языка играет крайне существенную роль. Это проявляется в нацеленности УМК на развитие интеллектуальных способностей второклассников, на расширение их образовательного кругозора в целях создания более целостной картины мира, на развитие их самостоятельности и креативности.

Личностно-ориентированный подход находит отражение и в содержании обучения: с одной стороны, отобранная тематика, тексты, песни, рифмовки, иллюстрированный материал соответствуют возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к игровой деятельности, перевоплощению, с другой – ориентированы на зону их ближайшего развития, стимулируют их познавательную активность: дети побуждаются к наблюдению, сравнению, самостоятельным выводам, рефлексии.

Благодаря использованию сказок, народных песен они приобщаются к культурному наследию страны изучаемого языка, знакомятся с некоторыми обычаями немецкого народа. Одновременно они заочно знакомятся со своими зарубежными сверстниками, их современным жизненным опытом, проблемами и побуждаются к сравнению со своим собственным жизненным опытом.

Работа над иноязычным языковым материалом (лексическим, фонетическим, грамматическим) расширяет рамки их языкового образования в целом и закладывает основы начальной языковой компетенции.

Личностная ориентация проявляется и в организации учебно-воспитательного процесса, в опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники часто ставятся в ситуацию выбора заданий (в соответствии со своими склонностями), в УМК имеется факультативный материал повышенной трудности для желающих, используются такие технологии обучения, как обучение в сотрудничестве и проектная методика.

Учебно-методический комплект "Немецкий язык" для 2-го класса авторов Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез включает в себя учебник, рабочую тетрадь, две аудиокассеты, книгу для учителя (методическое руководство).

Основная цель УМК – развитие у учащихся основ иноязычной коммуникативной компетенции, их интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей, а также расширения картины мира младшего школьника за счет приобщения к базовым фоновым знаниям о Германии и его немецких сверстниках.

В основе УМК положены принципы коммуникативной направленности обучения иностранному языку, личностно-ориентированной направленности обучения языку, взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению и письму) на изучаемом языке, сознательности и активности обучения, доступности и посильности.

Содержание обучения немецкому языку, представленное в УМК, определяется с учетом коммуникативно-познавательных интересов и потребностей младших школьников. Оно не только отражает потребности российских школьников, но и знакомит с жизнью их сверстников за рубежом. Последнее является мощным стимулом повышения мотивации учащихся к изучению неродного языка.

Отличие УМК от существующих учебников и учебных пособий для начальной школы состоит в следующем. Во-первых, содержащиеся в нем задания нацелены большей частью на организацию обучения языку как процессу заинтересованного общения учителя с учащимися, а также учащихся друг с другом. Во-вторых, тексты, упражнения и дополнительный учебный материал направлены на ознакомление учащихся не только с еще одним способом речевого общения, но и с новой национальной культурой. В-третьих, содержание УМК ориентировано на развитие способности ребенка младшего школьного возраста к социальному взаимодействию с партнером по общению. В целом, содержание обучения максимально приближено к условиям и целям реального использования языка его носителями – младшими немецкоговорящими школьниками.

Предлагаемое содержание УМК органично интегрирует в учебный процесс по немецкому языку различные виды деятельности, типичные для детей младшего школьного возраста, а также творческие (интерактивные) задания, предполагающие взаимодействие учащихся друг с другом. Предлагаемая система работы позволяет исключить формальный характер изучения языка ("Надо знать") и активизировать общение учеников с целью достижения практического (нередко имеющего внеязыковой характер) результата в обучении.

УМК для 2-го класса по французскому языку (автор А.С. Кулигина) базируется на принципах коммуникативности, функциональности, широкого использования зрительной наглядности. Автор руководствовался структурно-функциональным методом обучения, позволяющим с первых уроков сформировать у учащихся навыки и умения практического владения языком. При этом предусматривается развитие всех четырех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

В данный УМК включены: учебник, рабочая тетрадь, прописи, аудиокассеты, книга для учителя, раздаточный дидактический материал. Кроме того, авторы предполагают также включить в состав УМК развивающие компьютерные игры.

Учебник снабжен тщательно отобранным языковым материалом. Тематика текстов близка и доступна школьникам данного возраста, носит познавательный и воспитывающий характер.

Учебник содержит большое количество упражнений и заданий игрового характера, что развивает у учащихся умения общения со сверстниками, учителем на французском языке.

В учебнике красочно представлен иллюстративный материал, способствующий беспереводному усвоению лексики и развитию монологической и диалогической речи.

В ходе экспериментального обучения испанскому языку во 2-м классе (1-й год обучения) предлагается Учебно-методический комплект по испанскому языку для 2-го класса авторов Л.Б. Чепцовой, M.B. Сухановой, состоящий из книги для учащихся (учебника), тетради на печатной основе, книги для учителя, книги для чтения, пособия "Дидактические материалы".

Для организации вводного курса обучения испанскому языку младших школьников рекомендуется использовать материалы Учебно-методического комплекта по испанскому языку для 1-го класса I и II четверти авторов Э.И. Соловцовой, Л.Б. Чепцовой, М.В. Сухановой.

Обучение на базе данных УМК позволяет обеспечить формирование начальных навыков аудирования, говорения, чтения и письма, заложить основы для развития умений в различных видах речевой деятельности, развивать когнитивные и коммуникативные способности детей и поддерживать их интерес к изучению испанского языка и жизни испаноговорящих сверстников.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

113833, Москва, М-230, ГСП, ул. Люсиновская, 51
Телефон: 237-97-63; Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
28.03.02 № 199/3
На № __________________

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2-го класса вводится предмет информатика. (См. письмо Министерства образования "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе"
от 17 декабря 2001 года № 957/13-13.)*

Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе

Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обучении информатике во 2-м классе.

1. Для реализации фронтальной формы обучения информатике возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD ROM устройством.
Это школьный кабинет, оснащенный одним компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.
Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная доска", то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В. Горячева.
Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.
При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2–3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий".)

2. Для групповой формы обучения информатике возможно организовать компьютерную поддержку урока информатики в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.
Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3–7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся – столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.
В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3–4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе "Лего", цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5–7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20–30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л. Семенова.
Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.
Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения информатике с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.
При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10–12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.
Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1–4-м уроками).
При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10–12 ученических рабочих мест, а также может использоваться один сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиапроектор.

Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв. м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19–21 °С, относительная влажность – 55–62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

· Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2–4-х классов должна быть не более 15 минут.

· С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10–15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.