Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2002

СИСТЕМА  Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Зинаида НОВЛЯНСКАЯ

Литература как предмет эстетического цикла

1-й класс (1–4)

Задание 1*

1. Прочитай текст.

ЗАЙКА

Заинька у елочки попрыгивает,
Лапочку о лапочку поколачивает.
"Экие морозцы-то свирепые стоят,
Елочки от холоду под инеем трещат.
Елочки от холоду потрескивают,
Лапочки от холоду совсем свело.
Вот как бы мне, зайке, мужичонком быть,
Вот как бы мне, зайке, да в лапотках ходить.
Жить бы мне да греться в избушке
Со своей хозяюшкой серенькой.
Пироги бы мне есть да все с капустою,
Пироги со сладкою морковкою.
По палатям зимушку полеживать,
По морозцу в саночках покатывать".

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Есть ли в этом произведении рассказчик? Если есть, то подчеркни его слова прямой линией.

  • Найди слова, которые говорит герой. Подчеркни их волнистой линией.

  • Найди и подчеркни цветной линией слова, которые показывают, что чувствует герой и как меняется его настроение.

2-й класс (1–4)

Задание 1

1. Прочитай текст.

ПОД УТРО

Вечер тихий
И морозный,
Только снега
Нет и нет.
За окном
Включили звезды.
В доме
Выключили свет.
Из-за леса
Туча вышла.
Дом притих
И замолчал.
Ночью кто-то
Еле слышно
В окна лапками
Стучал.
А под утро
В серебристой,
В белоснежной
Тишине
Кто-то чистый
И пушистый
На моем лежал
Окне.

(В. Орлов)

2. Ответь на вопросы письменно.

1. Какой рассказчик в этом произведении? Подчеркни в тексте слова, которые подтверждают твое мнение.
2. Какое настроение выражено в стихотворении? Меняется ли оно от начала к концу текста? Подчеркни слова, которые яснее других говорят об этом.

Задание 2

1. Прочитай текст.

ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

Тетерев сидел на дереве. Лиса подошла к нему и говорит:
– Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
– Спасибо на добром слове, – сказал тетерев.
Лиса притворилась, что не расслышит, и говорит:
– Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
– Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
– Или ты меня боишься? – сказала лисица.
– Не тебя, так других зверей боюсь, – сказал тетерев. – Всякие звери бывают.
– Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявили, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
– Вот хорошо, – сказал тетерев, – а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
– Куда ж ты? – сказал тетерев. – Ведь нынче указ, собаки не тронут.
– А кто их знает! – сказала лиса. – Может, они указа не слыхали.
И убежала.

2. Ответь на вопросы письменно.

  • Какой рассказчик в этом произведении? Подчеркни слова, которые подтверждают твое мнение.

  • Какими качествами отличаются герои и как к ним относится автор? Приведи слова из текста, которые подтверждают твое мнение.

3. Творческое задание.

Напиши сочинение, которое называется "Разговор мячика с ботинком".

3-й класс (1–4)

Задание

1. Прочитай тексты.

1. Рыжая хозяйка
По лесу прошла,
Стежки и дорожки
Хвостом подмела.

2. Ай, гу-гу, ай, гу-гу,
Не кружитесь на лугу,
На лугу-то лужица,
Голова закружится,
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь!

3. Тучи, тучи, тучи, тучи.
Скачет конь большой, могучий,
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!

4. Козел-мукомол, кому муку молол, кому не молол?

5. – Филя, есть хочешь?
– Да нет, батюшка, я перекусил.
– А чем перекусил?
– Да съел кусок пирога, горшок сметаны, решето калачей да ведро карасей.

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Определи, к какому жанру принадлежит каждое из этих произведений.

  • Выдели ведущий уровень формы каждого произведения.

3. Творческое задание.

Сочини произведение в одном из малых жанров (по выбору).

4-й класс (1–4)

Задание 1

1. Прочитай текст.

МУЖИК И КОЛДУН

Жили-были мужик да баба. Было у них трое детей. Поехал мужик в лес за дровами, влез на дерево, да и стал сук рубить, на котором сидел.
Ехал мимо старик незнакомый и говорит:
– Дядя, ведь свалишься.
– Не свалюсь, – мужик отвечает, а сам знай рубит.
Старик проехал, сук подломился, мужик на землю полетел.
– Ну, – говорит, – догоню старика. Видно, колдун он. Как он мог наперед знать, что сук хряснет?! Догоню. Узнаю – может ли он угадать, как мою жену зовут.
Догнал он старика и спрашивает:
– Старик, а, старик. Коли ты колдун, скажи, как мою жену Агафью зовут.
А старик усмехнулся и отвечает:
– Агафьей твою жену зовут, Агафьей!
– А скажи, колдун, сколько у меня коров?
– А дойные у тебя коровы? – старик спрашивает.
Мужик и говорит:
– Чернуха и Пеструха – дойные, а Белоножка – недойная.
– Ну, – старик говорит, – думаю я, что у тебя три коровы.
Удивляется мужик:
– И это-то он знает! Ну, силен колдун! А скажи, раз ты такой сильный колдун, когда я помру?
– Три раза чихнешь, а и помрешь, – старик засмеялся и дальше поехал.
А мужик чихнул раз, чихнул два, чихнул три – и говорит:
– Ну, помер я!
Лег на землю в снег и руки сложил. Да на счастье по дороге сосед проезжал из его деревни. Растолкал, на ноги поставил, высмеял и домой повез.
А ведь не то замерз бы наш мужик, как карась в проруби!

2. Ответь на вопросы письменно.

  • К какому литературному роду и жанру относится это произведение? Почему?

  • Какими чертами характера отличаются герои и как к ним относится автор? Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

* * *

Поклонюсь-ка я, помолюсь-ка я
Красну солнышку, лику радости,
Поклонюсь-ка я, помолюсь-ка я
Бледну месяцу, что в поднебесье,
Поклонюсь-ка я, помолюсь-ка я
Утренней зореньке да лазоревой:
Не удастся ль мне, не случится ль мне
Обежать вокруг доли маятной,
Мужа лютого, свекра жадного,
Свекра жадного, свекрови-воRлчицы?..
И молилась я красну солнышку,
Поклонялась я бледну месяцу,
И я жалилась ясной зореньке –
Ни к чему были все моления:
Изжила я жизнь, как и все живут,
Как и все живут люди бедные:
Доли радостной не случилося,
И вся жизнь прошла черным горюшком...

2. Ответь на вопросы письменно.

  • К какому литературному роду и жанру принадлежит это произведение? Почему?

  • Какое настроение у героини? Меняется ли оно от начала к концу текста? Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

3. Творческое задание.

  • Сочини отрывок волшебной сказки "Встреча с Бабой Ягой" или "Встреча с волшебным помощником", пользуясь выразительными средствами, характерными для этого жанра.