Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирэна АРГИНСКАЯ

Математика

Контрольные работы

Пояснительная записка

Назначение работ. Выявить степень соответствия общим базовым требованиям к подготовке учеников начальных классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова.

Организация работы

1. Для выполнения каждой работы (или ее части) на уроке в 1-м классе отводится не более 20 минут, во 2-м – не более 30 минут и в 3-м и 4-м – не более 40 минут.

2. Работы выполняются на отдельных листах. На лицевой стороне указываются выходные данные ученика: фамилия, имя, класс, школа. Время оформления листов не входит во время выполнения работы (в первом классе допустимо оформление лицевой стороны работы учителем).

3. Текст заданий записывается на доске, прочитывается учителем и разъясняется, в случае необходимости, до полного понимания детьми. В ходе выполнения работы учитель может давать детям требующиеся им дополнительные пояснения, не носящие характера подсказки.

Требования к проведению работ

1. Исключение травмирующих учеников факторов при организации работы:

а) работу в присутствии ассистента проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;
б) учитель во время проведения работы имеет право свободно общаться с учениками, ассистент фиксирует все факты обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя, и при подведении итогов работы может учитывать эти наблюдения.

2. Отсутствие регламентации времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников не успела завершить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

3. При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником, как выполнившим в пределах отведенного на уроке времени, так и продолжившим ее выполнение вне урока.

4. Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

5. При проверке работы учителем неисправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания указывается их количество. Работы возвращаются ученикам для самостоятельного поиска и исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырехуровневой шкале:

  • 4-й уровень – в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

  • 3-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной;

  • 2-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;

  • 1-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.

Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.

Обработка результатов. Выполнение работы оценивается по пятибалльной (или другой, используемой в данной школе, шкале) в соответствии с общими для всех классов нормативными требованиями. Результаты выполнения заносятся в приведенные ниже таблицы.

Схема анализа работы
учеников ... класса школы № ... г. (с., п., д.) ...

Схема анализа работы

Сводная схема анализа работ школы № ... г. (с., п., д.)

Сводная схема анализа работ школы № ... г. (с., п., д.)

Примечания.

* Определяется как среднее арифметическое времени (в минутах), затраченного каждым учеником класса, за исключением самого высокого и самого низкого показателей.

** Указывается количество учеников класса, показавших данный уровень выполнения работы.

1-й класс

Вариант 1

1. а) Поставь вместо звездочки такое число, чтобы неравенство было верным.

* < 8

б) Постарайся найти все возможные решения*.

2. Запиши число, которое на 3 больше числа 4; которое на 5 меньше числа 8; в котором 2 десятка и 4 единицы; в котором 2 единицы и 4 десятка; которые стоят в натуральном ряду между числами 9 и 15.

3. Найди значения выражений.

3 + 6
3 + 3
6 – 4
6 + 3
9 – 2
9 – 3
9 – 4
9 – 6
9 – 5 + 3
9 – (5 + 3)

Подчеркни выражения, значения которых ты нашел при помощи одного равенства таблицы сложения.

4. Начерти отрезок АВ длиной 6 см, а отрезок КР – на 2 см длиннее.

5. Начерти линии: замкнутую ломаную из трех звеньев и незамкнутую кривую.

Вариант 2

1. а) Поставь вместо звездочки такое число, чтобы неравенство было верным.

5 > *.

б) Постарайся найти все возможные решения.

2. Запиши число: которое на 2 больше числа 7; которое на 4 меньше числа 9; в котором 3 единицы и 2 десятка;
в котором 3 десятка и 2 единицы; которые стоят в натуральном ряду между числами 4 и 13.

3. Найди значения выражений:

3 + 5
8 – 2
8 – 4
8 – 3
9 – 5
5 + 3
8 – 5
3 + 4
8 – 5+3
8 – (5 + 3)

Подчеркни выражения, значения которых ты нашел при помощи одного равенства таблицы сложения.

4. Начерти отрезок СМ длиной 7 см, а отрезок ЕО – на 2 см короче.

5. Начерти линии: незамкнутую ломаную из трех звеньев и замкнутую кривую.

2-й класс

Вариант 1

1. а) Реши задачу.

На тарелке и блюде лежат яблоки. На тарелке лежит 9 яблок, а на блюде в 3 раза больше. Сколько яблок на блюде?

б) Поставь к тому же условию вопрос: "Сколько яблок на тарелке и блюде вместе?" – и реши новую задачу.

2. а) Поставь вместо звездочек такие цифры, чтобы неравенства были верными.

71 < *3
96 > 9*

б) Постарайся найти все возможные решения*.

3. Выполни действия.

56 : 8
6 x 6
5 x 8
54 : 6
8 x 8
54 : 9
6 x 9
32 : 8
7 x 7
45 : 9
56 : 7
5 x 7

4. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

78 + 42 : 7 (65 – 58) x 8
9 x 8 – 6 x 7 5 x (81 : 9 – 8)

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

68 см = ... дм ... см 5 м 6 дм = ... дм
... мм = 8 см 5 мм 4 дм ... см = ... 7 см
9 ... дм = ... м ...см 4 мм = 6 ... мм

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

В корзине лежит 36 слив, а груш в 4 раза меньше. Сколько груш в корзине?

б) Поставь к условию вопрос: "Сколько фруктов в корзине?" – и реши новую задачу.

2. а) Поставь вместо звездочек такие цифры, чтобы неравенства были верными.

*9 > 57
7* < 75

б) Постарайся найти все возможные решения.

3. Выполни действия.

56 : 7
9 x 9
49 : 7
6x 8
72 : 8
56 : 7
8 x 9
36 : 4
72 : 9
5 x 9
7 x 4
8 x 7

4. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

85 + 35 : 5 (92 – 87) x 9
8 x 8 – 9 x 4 7 x (63 : 9 – 7)

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

87 см =... дм ... см 4 см 7 мм = ... мм
... см = 9 дм 3 см 5 м ... дм = ... 8 дм
8 ... см = ... дм ...см 6 мм = 7 ... мм

3-й класс

Вариант 1

1. а) Реши задачу.

Девочка купила 6 альбомов по 27 рублей и одинаковые тетради по 6 рублей. За покупку она заплатила 246 рублей. Сколько девочка купила тетрадей?

б) Поставь к условию решенной задачи такой вопрос, чтобы решение новой задачи было короче данной*.

2. Запиши натуральные числа: стоящее на четвертом месте справа от числа 397; стоящее на шестом месте слева от этого же числа; расположенные в натуральном ряду между числами 896 и 904.

3. Выполни действия.

57 x 6
234 x 4
858 : 6
97 x 7
801 : 9
78 x 7
636 : 6
777 : 3
948 : 6
84 : 7

4. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

(65 : 5 + 45) x 9
122 x 8 – (268 – 116) : 2
943 – 128 + 68 x 6 – 196 : 7

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

2 ч 17 мин = ... мин
38 дм 75 мм = ... м ... дм ... см ... мм
153 ц = ... т ... ц
9 ц 67 кг =... кг
5 м ... дм 5 см = ... 5 ... см
... мм = 2 дм

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

Для утренника купили 4 кг конфет по 86 рублей за килограмм и 3 кг печенья. За всю покупку заплатили 482 рубля. Сколько стоит килограмм печенья?

б) Поставь к условию решенной задачи такой вопрос, чтобы решение новой задачи было короче данной.

2. Запиши натуральные числа: стоящее на четвертом месте слева от числа 601; стоящее на шестом месте справа от числа 989; расположенные в натуральном ряду между числами 398 и 406.

3. Выполни действия.

56 x 7
165 x 4
936 : 6
9 x 7
819 : 9
97 x 8
846 : 6
207 : 3
984 : 6
714 : 7

4. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

(145 – 85 : 5) x 7
158 x 6 – (468 + 354) : 3
297 – 209 +73 x 8 – 392 : 7

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

8 ч 21 мин = ... мин
58 дм 73 мм = ... м ... дм ... см ... мм
623 ц = ... т ... ц
7 ц 97 кг = ... кг
8 м ... дм 8 см = ... 8 ... см
... мм = 7 дм

4-й класс

Вариант 1

1. а) Реши задачу.

Из двух поселков одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 53 км/ч и проехал до встречи 212 км. Определи расстояние между поселками, если скорость второго была 48 км/ч.

б) Измени условие решенной задачи так, чтобы решение новой задачи было длиннее решения данной.

2. Запиши цифрами и словами числа, которые содержат: 650 единиц 2-го класса и 27 единиц
1-го класса;
3 единицы
1-го класса,
14 единиц 2-го класса и 8 единиц 3-го класса; 120 единиц 3-го класса, 9 единиц 2-го класса и 60 единиц 1-го класса.

3. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

86 x (727 216 : 604 + 2018) – 181 708
33 кг 120 г : (41 кг 120 г – 39 кг 280 г)
(189 р. 12 к. + 16 р. 50 к.) x 18

4. Реши уравнения и выполни проверку.

45х + 72 = 207 600 – 156 : у = 574
(а – 7) : 184 = 46

5. Длина прямоугольника 12 см, а ширина на 4 см меньше. Найди периметр и площадь прямоугольника. Найди площадь квадрата, имеющего такой же периметр.

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

Два поезда отошли одновременно от одной станции в противоположных направлениях со скоростями 57 км/ч и 54 км/ч. Первый из них проехал 342 км. На каком расстоянии друг от друга в этот момент находились поезда?

б) Измени условие решенной задачи так, чтобы решение новой задачи было длиннее решения данной*.

2. Запиши цифрами и словами числа, которые содержат: 805 единиц 2-го класса и 45 единиц 1-го класса; 70 единиц 1-го класса, 300 единиц 2-го класса и 60 единиц 3-го класса; 8 единиц 3-го класса, 80 единиц 2-го класса и 9 единиц 1-го класса.

3. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

(479 484 + 113 796) : 72 – 146 x 18
(156 т 104 кг : 52 – 19 ц 48 кг) x 720 + 5 т 364 кг
8 ч 36 мин x 475 – 364 ч 48 мин

4. Реши уравнения и выполни проверку.

576 : к + 79 = 127
8(е – 97) = 136
(1293 – т) : 19 = 57

5. Ширина прямоугольника 7 см, а длина на 4 см больше. Найди периметр и площадь прямоугольника. Найди площадь квадрата, имеющего такой же периметр.


* Пункт б в обоих вариантах является заданием повышенной трудности, и его выполнение не является обязательным.