Ольга МАЛАХОВСКАЯ
Литературное чтение
Контрольные работы
В соответствии с особенностями
программы и минимальными требованиями к знаниям
и умениям учащихся контрольные задания включают
проверку уровня развития ребенка, а также уровня
понимания специфики литературного текста.
Инструкция
Контрольная работа проводится в конце
II полугодия. Работа проводится на уроке
одновременно всеми учащимися в индивидуальном
порядке. Тексты контрольных работ (тексты,
вопросы и задания) предоставляются каждому
учащемуся в отпечатанном виде. Задания и вопросы
к каждому тексту учитель читает вслух, а потом
дети перечитывают их про себя. При замере
скорости чтения учитель дает первый сигнал через
несколько секунд после начала чтения и второй –
через минуту после первого сигнала. Количество
знаков в отмеченном отрывке подсчитывает
учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных
работ карандашом.
1-й класс
Задание 1
1. Росла в лесу дикая яблоня;
осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали
яблоко, поклевали и зернышки. Одно только
зернышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зернышко под снегом, а весной,
когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно
стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху
выгнало два первых листика. Почка за почкой,
листик за листиком, веточка за веточкой – и лет
через пять хорошенькая яблонька стояла на том
месте, где упало зернышко.
(К.Ушинский)
2. В некотором царстве, в
некотором государстве был-жил царь по имени
Выслав Андронович. У него было три сына-царевича:
первый – Дмитрий-царевич, другой –
Василий-царевич, третий – Иван-царевич.
У того царя Выслава Андроновича был сад такой
богатый, что ни в котором государстве лучше того
не было; в том саду росли разные дорогие деревья с
плодами и без плодов, и была у царя одна яблоня
любимая, и на той яблоне росли яблочки все
золотые.
(В пересказе А.Афанасьева)
1. Прочитай текст 1 вслух
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Прочитай текст 2 вслух вполголоса.
4. В каком тексте яблоня волшебная: в
тексте 1 или в тексте 2? Обведи нужный номер.
5. Текст 1: а) рассказ; б) сказка.
Обведи нужную букву.
6. Текст 2: а) рассказ; б) сказка.
Обведи нужную букву.
7. В том тексте, который ты считаешь
сказочным, подчеркни одной чертой слова, которые
могут встретиться только в тексте сказки.
Задание 2
* * *
У совы у старой
Не глаза, а фары,
Круглые, большие,
Страшные такие.
А у птички, у синички,
У синички-невелички,
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.
(В.Берестов)
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Раздели стихотворение на две
части по смыслу.
3. Какую из частей нужно читать
быстро, радостно, задорно: а) первую;
б) вторую? Обведи нужную букву.
4. Какую из частей нужно читать
медленно, строго, чуть устрашающе: а) первую;
б) вторую? Обведи нужную букву.
5. Найди в этом стихотворении
сравнения и подчеркни их волнистой линией.
6. Придумай и запиши название для
этого стихотворения.
Задание 3
1. Лисицы – род млекопитающих
семейства псовых. Шесть видов лисиц
распространены широко. В России три вида:
обыкновенная, или рыжая, лисица корсак и
афганская лисица. Лисицы истребляют вредных
грызунов.
2. У кумушки-лисы зубушки острые,
рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на
отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума
принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на
груди жилет, а на шее белый галстучек.
1. Прочитай оба текста вполголоса и
про себя.
2. Текст 1: а) литературный
(художественный); б) научный. Обведи нужную
букву.
3. Текст 2: а) литературный
(художественный); б) научный. Обведи нужную
букву.
4. В том тексте, который ты считаешь
научным, подчеркни одной чертой слова, которые
могут встретиться только в научном тексте.
5. В том тексте, который ты считаешь
художественным, подчеркни двумя чертами слова,
которые могут встретиться только в
художественном тексте.
Уровни выполнения работы
1. Темп чтения (при норме 25–35 слов в
минуту):
4-й уровень – 25–35 и более слов в
минуту, целыми словами;
3-й уровень – меньше 25 слов в
минуту, слоговое чтение;
2-й уровень – слоговое чтение с
ошибками.
2. Понимание содержания
прочитанного, деление текста на смысловые части,
эмоционально точное восприятие текста:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопрос 4), задание 2 (вопросы 2, 3, 4, 6);
3-й уровень – задание 2
(вопросы 2, 3, 4) выполнено неверно или с ошибками;
2-й уровень – на четыре из пяти
вопросов дан неверный (неточный) ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или выполнены неверно.
3. Различение научного и
художественного, народного и авторского текстов;
различение текстов по жанровой принадлежности:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопросы 5, 6, 7), задание 3 (вопросы 2, 3, 4,
5);
3-й уровень – задание 1
(вопрос 7) и задание 3 (вопросы 4, 5) выполнены
неверно или с ошибкой;
2-й уровень – на пять из семи
вопросов дан неточный или неверный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Узнавание литературных приемов:
4-й уровень – верно выполнено
задание 2 (вопрос 5);
3-й уровень – в задании 2 (вопрос
5) обнаружено только одно сравнение;
2-й уровень – задание 2 (вопрос 5)
выполнено с ошибкой;
1-й уровень – задание не
выполнено.
2-й класс
В соответствии с особенностями
программы и минимальными требованиями к знаниям
и умениям учащихся контрольные задания включают
проверку уровня развития ребенка, а также уровня
понимания специфики литературного текста.
Инструкция.
Контрольная работа проводится в конце
II полугодия класса (1–4). Работа проводится на
уроке одновременно всеми учащимися в
индивидуальном порядке. Тексты контрольных
работ (тексты, вопросы и задания) предоставляются
каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и
вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а
потом дети перечитывают их про себя. При замере
скорости чтения учитель дает первый сигнал через
несколько секунд после начала чтения и второй –
через минуту после первого сигнала. Количество
знаков в отмеченном отрывке подсчитывает
учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных
работ карандашом.
Задание 1
ЧУК И ГЕК
(отрывок)
Когда Гек проснулся, колеса мерно
постукивали под полом вагона. Сквозь морозные
окна светило солнце. Постели были заправлены.
Умытый Чук грыз яблоко.
Умывшись и поздоровавшись с мамой, Гек прижался
лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это
за край, как здесь живут и что делают люди.
И пока Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с
пассажирами, которые охотно дарили ему всякую
ерунду – кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто
кусочек крученой бечевки, – Гек за это время
увидел через окно немало.
Вот лесной домик. В огромных валенках, в одной
рубашке и с кошкой в руках выскочил на крыльцо
мальчишка. Трах!.. Кошка кувырком полетела в
пушистый сугроб и, неловко карабкаясь, запрыгала
по рыхлому снегу. Интересно, за что это он ее
бросил? Вероятно, что-нибудь со стола стянула. Но
уже нет ни домика, ни мальчишки, ни кошки – стоит
в поле завод. Поле белое, трубы красные. Дым
черный, а свет желтый. Интересно, что на этом
заводе делают? Вот будка, и, укутанный в тулуп,
стоит часовой. Часовой в тулупе огромный,
широкий, и винтовка его кажется тоненькой, как
соломинка. Однако попробуй-ка сунься! Потом пошел
танцевать лес. Деревья, что были поближе, прыгали
быстро, а дальние двигались медленно, как будто
их тихо кружила славная снежная река.
Гек окликнул Чука, который возвращался в купе с
богатой добычей, и они стали смотреть вместе.
1. Прочитай произведение вслух
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Расследуй, к кому из мальчиков
относятся эти приметы: а) общительный, легко
сходится с людьми; б) наблюдательный,
интересуется окружающим миром; в) имеет
склонность к коллекционированию мелких вещей;
г) любознательный, стремится осмыслить
увиденное. Поставь нужные, с твоей точки зрения,
буквы напротив имен мальчиков: Чук и Гек.
4. Определи жанр текста, из которого
взят этот отрывок: а) рассказ; б) народная
сказка; в) авторская сказка. Обведи нужную
букву.
5. Найди в тексте описание того, что
Гек увидел через окно, и раздели это описание на
три части по смыслу.
6. Озаглавь каждую часть.
Задание 2
* * *
Спи, лосенок тонконогий,
Ночь уже пришла.
На пригорке у дороги
Дрема расцвела.
От гнилушек – слабый свет,
На траве – медвежий след.
Сонно сосны повторяют
Песенку одну.
Звезды с облака ныряют
Прямо в глубину.
Сено сметано в стога.
У тебя растут рога.
Месяц прятки затевает,
Выглянул – исчез...
Здесь зверей не убивают,
Это добрый лес!
Завтра утром рано-рано
Встанешь и иди.
Ни ловушек, ни капканов
Нету на пути.
Будет так, как повелось.
Спи мой мальчик.
Спи мой лось.
(И.Токмакова)
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Подчеркни одной чертой слово, при
помощи которого поэт оживляет образ ночи.
3. Подчеркни двумя чертами те слова и
выражения, которые делают живым, одухотворенным
образ сосен.
4. Подчеркни волнистой линией те
слова и выражения, которые помогают оживить
образ месяца.
5. Какие еще неживые предметы поэт
оживляет при помощи олицетворения: а) дорогу;
б) звезды; в) облако? Обведи нужную букву.
6. Подчеркни пунктиром те слова,
которые подтверждают твой предыдущий ответ.
7. Какой жанр фольклора напоминает
тебе это стихотворение: а) потешку;
б) колыбельную; в) считалку? Обведи нужную
букву.
8. Подчеркни в тексте стихотворения
слова, подтверждающие твой предыдущий ответ.
Задание 3
1. Обитающие в арктических
широтах краснозобые казарки (гуси) хорошо
знают, что появление в небе соколов-сапсанов –
верный признак того, что в этой местности нет
песцов, нападающих на гусей и гусят. Поэтому
краснозобые казарки стремятся гнездиться
поближе к местам обитания сапсанов, рассчитывая,
что песцы не появятся здесь. Сокращение
численности сапсанов повлекло за собой и
уменьшение поголовья краснозобых казарок.
2. Я пошел на озеро купаться.
Гляжу – нырок (утка) учит своих утят
уплывать от людей. Нырок плывет, как лодка, а они
ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывет и
глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около
камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.
1. Прочитай оба текста вполголоса и
про себя.
2. В каком из текстов чувствуется
присутствие автора (героя), который наблюдает за
поведением птиц: в первом или во втором. Обведи
нужный ответ.
3. Подчеркни одной чертой слова и
выражения, подтверждающие твой предыдущий ответ.
4. В одном из текстов используется
прием сравнения. Найди это место в тексте и
подчеркни его волнистой линией.
5. Текст 1: а) художественный;
б) научный. Обведи нужную букву.
6. Подчеркни двумя чертами слова и
выражения, подтверждающие твой предыдущий ответ.
7. Текст 2: а) художественный;
б) научный. Обведи нужную букву.
Уровни выполнения работы
1. Темп чтения (при норме 50–60 слов в
минуту):
4-й уровень – 50–60 слов и более в
минуту, целыми словами;
3-й уровень – меньше 40 слов в
минуту, безотрывно по слогам;
2-й уровень – меньше 30 слов в
минуту, слоговое чтение.
2. Понимание содержания
прочитанного (в том числе понимание характеров
героев и выражение смысла текста в названии),
деление текста на смысловые части:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопросы 3, 5, 6) и задание 3 (вопросы 2, 3);
3-й уровень – задание 1 (вопросы
3, 5) выполнено неверно или с ошибками;
2-й уровень – на три из пяти
вопросов дан неверный или неточный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или выполнены неверно.
3. Владение литературоведческими
понятиями, узнавание литературных приемов:
4-й уровень – верно выполнены
задание 2 (вопросы 2, 3, 4, 5, 6), задание 3 (вопрос 4);
3-й уровень – на три из шести
вопросов дан неточный или неверный ответ;
2-й уровень – на четыре из шести
вопросов дан неточный или неверный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или выполнены с ошибкой.
4. Различение литературных текстов
по жанровой и стилистической принадлежности:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопрос 4), задание 2 (вопросы 7, 8), задание
3 (вопросы 5, 6, 7);
3-й уровень – задание 3 (вопросы
5, 6) выполнено неверно или с ошибками;
2-й уровень – на четыре из шести
вопросов дан неверный или неточный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или все выполнены неверно.
3-й класс
В соответствии с особенностями
программы и минимальными требованиями к знаниям
и умениям учащихся контрольные задания включают
проверку уровня развития ребенка, а также уровня
понимания специфики литературного текста.
Инструкция
Контрольная работа проводится в конце
II полугодия 3-го класса (1–4). Работа проводится на
уроке одновременно всеми учащимися в
индивидуальном порядке. Тексты конт-рольных
работ (тексты, вопросы и задания) предоставляются
каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и
вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а
потом дети перечитывают их про себя. При замере
скорости чтения учитель дает первый сигнал через
несколько секунд после начала чтения и второй –
через минуту после первого сигнала. Количество
знаков в отмеченном отрывке подсчитывает
учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных
работ карандашом.
Задание 1
МОЯ СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ЗВЕРИ
(отрывок)
За завтраком все понемногу оживали
и принимались рассказывать друг другу, что
каждый из них собирается делать и почему
собирается это делать, а потом серьезно начинали
обсуждать, стоило ли браться за это дело. Я в
таких дискуссиях участия не принимал, так как
знал совершенно точно, что собираюсь делать, и
старался как можно скорее покончить с едой.
– Жуй получше, милый, – тихо говорила мама. –
Торопиться-то ведь некуда.
Некуда торопиться? А если Роджер ждет вас с
нетерпением у садовой калитки и следит за вами
беспокойными карими глазами? Некуда торопиться,
когда среди олив первые сонные цикады
настраивают уже свои скрипочки? Некуда
торопиться, когда весь остров с его прохладным,
ясным, как звезда, утром ждет своего
исследователя?
Разделавшись наконец с едой, я поспешно вставал
из-за стола и удирал к калитке, где меня встречал
вопросительный взгляд Роджера. Сквозь чугунные
прутья калитки мы смотрели с ним на оливковые
рощи, и я намекал Роджеру, что, быть может, нам
лучше никуда не ходить сегодня. Он протестующе
махал обрубком хвоста и трогал носом мою руку. Да
нет же, нет, я ведь в самом деле не собираюсь
никуда идти. Наверное, скоро начнется дождь – и я
с тревогой поглядывал на ясное, сияющее небо.
Навострив уши, Роджер тоже смотрел на небо, потом
обращал ко мне умоляющий взгляд. Ну, может, сейчас
дождя и не будет, продолжал я, но позднее он уж
обязательно начнется, так что лучше всего
посидеть с книгой в саду. Роджер в отчаянии
хватался за калитку своей огромной черной лапой
и снова смотрел на меня. Его верхняя губа
начинала кривиться в заискивающей улыбке,
обнажая белые зубы, а короткий хвост дрожал от
возбуждения. Это был его главный козырь. Ведь он
отлично понимал, что я не устою перед такой
забавной улыбкой. Я переставал дразнить Роджера
и бежал за своими спичечными коробками и сачком
для бабочек. Скрипучая калитка отворялась, с
лязгом захлопывалась снова, и Роджер, как вихрь,
проносился сквозь оливковые рощи, приветствуя
новый день своим громким лаем.
(Дж.Даррелл)
1. Прочитай произведение вслух
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Из каких слов и замечаний Джерри
видно, что же по-настоящему интересует, волнует
мальчика? Подчеркни эти слова одной чертой.
5. Какой художественный прием
помогает передать внутреннее нетерпение Джерри,
его желание поскорее встретиться с Роджером и
заняться своими делами: а) сравнение;
б) повтор? Обведи нужную букву.
6. Подчеркни в тексте волнистой
линией те слова, которые помогли тебе ответить на
предыдущий вопрос.
7. Джерри: а) действительно не
собирается идти на прогулку с Роджером; б) он
просто шутит, играет с собакой. Обведи нужную
букву.
8. Подчеркни двумя чертами слова,
подтверждающие твой предыдущий ответ.
Задание 2
* * *
Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.
Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живет большой карась
И с ним большая карасиха.
(А.Ахматова)
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Раздели стихотворение на строфы.
3. Соедини рифмующиеся слова в
первой и в последней строфе.
4. Лирический герой (героиня)
воспринимает окружающий мир: а) только
глазами; б) всеми чувствами. Обведи нужную
букву.
5. Подчеркни одной чертой те слова
или строчки в стихотворении, которые
подтверждают твое мнение.
6. Двумя чертами подчеркни те слова,
которые создают таинственную атмосферу.
7. Найди в стихотворении прием
сравнения и подчеркни это место волнистой
линией.
8. Какое название больше подходит
для этого стихотворения: а) "Соседский
мальчик"; б) "Поздним летом на даче";
в) "Чудесный пруд"; г) "Караси"?
Обведи нужную букву или несколько букв.
Задание 3
ОДНОГЛАЗКА, ДВУГЛАЗКА И ТРЕХГЛАЗКА
(отрывок)
Жила-была женщина, и было у ней три
дочери; старшую звали Одноглазка, оттого что был
у ней один только глаз на лбу; средняя звалась
Двуглазкой, оттого что у ней, как и у всех людей,
было два глаза; а младшую звали Трехглазкой,
потому что было у ней три глаза, и третий был у нее
посреди лба. И оттого, что Двуглазка выглядела
так же, как и все остальные люди, сестры и мать
очень ее не любили. Они ей говорили:
– Уж ты со своими двумя глазами никак не лучше
простого люда, ты совсем не нашего роду.
Они постоянно толкали ее, давали ей платья
поплоше, и приходилось ей есть одни только
объедки, а они еще издевались над ней как только
могли.
И вот пришлось Двуглазке однажды идти на поле
пасти козу; но была Двуглазка очень голодна –
поесть дали ей сестры совсем мало. Села она на
меже и заплакала, да так стала плакать, что
полились у нее из глаз слезы ручьями. И вот в горе
глянула она, вдруг видит – стоит перед нею
женщина и спрашивает ее:
– Двуглазка, чего это ты плачешь?
Двуглазка говорит:
– Как же мне не плакать? Очень уж не любят меня
мои сестры и мать за то, что у меня, как и у всех
людей, два глаза; все толкают меня, дают мне
донашивать старые платья, и есть мне приходится
только то, что от них остается. Сегодня дали мне
так мало поесть, что я осталась совсем голодная.
И говорит ей ведунья:
– Двуглазка, вытри слезы, я скажу тебе такое
слово, что отныне ты никогда не будешь голодная,
– стоит тебе только сказать своей
козе: "Козочка, ме-е, столик, ко мне!" – и
будет стоять перед тобой чисто убранный столик с
самыми прекрасными кушаньями на нем, и сможешь ты
есть, сколько твоей душе будет угодно.
(Братья Гримм)
1. Прочитай текст вполголоса и про себя.
2. Подумай, какие черты народной
сказки можно обнаружить в этом фрагменте из
сказки братьев Гримм: а) наличие волшебного
числа; б) присутствие персонажей волшебного
мира; в) обращение к тотемному зверю;
г) присутствие волшебного помощника;
д) наличие тотемного дерева. Обведи нужные
буквы.
3. Подчеркни в тексте те фрагменты,
которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над
каждым фрагментом ставь соответствующую ему
букву.
4. Обведи слова, при помощи которых
девочка должна попросить помощи у тотемного
зверя.
5. Какой малый жанр фольклора
напоминают эти слова: а) закличку (заклинание);
б) дразнилку; в) скороговорку? Обведи нужную
букву.
Уровни выполнения работы
1. Темп чтения (при норме 65–75 слов в
минуту):
4-й уровень – 65–75 слов в минуту,
целыми словами;
3-й уровень – 50–60 слов в минуту,
целыми словами;
2-й уровень – меньше 50 слов в
минуту, безотрывно по слогам;
1-й уровень – меньше 40 слов в
минуту, слоговое чтение.
2. Понимание содержания
прочитанного (в том числе понимание характеров
героев и средств авторской оценки героев),
эмоционально точное восприятие текста,
выражение смысла текста в названии:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопросы 4, 7, 8) и задание 2 (вопросы 4, 5, 6, 7);
3-й уровень – на три из семи
вопросов дан неверный или неточный ответ;
2-й уровень – на пять из семи
вопросов дан неверный или неточный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или выполнены неверно.
3. Различение литературных текстов по
жанровой принадлежности, владение
литературоведческими понятиями, узнавание
литературных приемов:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопросы 5, 6), задание 2 (вопросы 2, 7),
задание 3 (вопрос 5);
3-й уровень – на два из пяти
вопросов дан неточный или неверный ответ;
2-й уровень – на четыре из пяти
вопросов дан неточный или неверный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или выполнены с ошибкой.
4. Понимание жанровой специфики
сказки: умение обнаружить в ней связь с древними
представлениями о мире:
4-й уровень – верно выполнено
задание 3 (вопросы 2, 3, 4);
3-й уровень – на один из трех
вопросов дан неверный или неточный ответ;
2-й уровень – на два из трех
вопросов дан неверный или неточный ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или все выполнены неверно.
4-й класс
В соответствии с особенностями
программы и минимальными требованиями к знаниям
и умениям учащихся контрольные задания включают
проверку уровня развития ребенка, а также уровня
понимания специфики литературного текста.
Инструкция
Контрольная работа проводится со II
полугодия 4-го класса (1–4). Работа проводится на
уроке одновременно всеми учащимися в
индивидуальном порядке. Тексты контрольных
работ (тексты, вопросы и задания) предоставляются
каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и
вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а
потом дети перечитывают их про себя. При замере
скорости чтения учитель дает первый сигнал через
несколько секунд после начала чтения и второй –
через минуту после первого сигнала. Количество
знаков в отмеченном отрывке подсчитывает
учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных
работ карандашом.
Задание 1
ДЕТСТВО НИКИТЫ
(отрывок)
Над круглым столом горит лампа под
белым фарфоровым абажуром. Кто-то тяжело прошел
за стеной по коридору – должно быть, истопник, и
под лампой нежно зазвенели хрусталики.
Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее
пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка,
как просяное зерно. Время от времени матушка
разрезывает листы вязальной спицей. Книжка – в
кирпичной обложке. Таких книжек у отца в кабинете
полон шкаф, все они называются "Вестник
Европы". Удивительно, почему взрослые любят
все скучное: читать такую книжку – точно кирпич
тереть.
На коленях у матушки, положив мокрый свиной носик
на лапки, спит ручной еж – Ахилка. Когда люди
лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю
ночь топотать по комнате, стучать когтями,
похрюкивать, понюхивать по всем углам,
заглядывать в мышиные норы.
Истопник за стеной застучал железной дверцей, и
слышно было, как мешал печь. В комнате пахло
штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но
уютно.
(А.Толстой)
1. Прочитай отрывок повести вслух
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Найди и подчеркни одной чертой
строки, из которых видно, что автор показывает
комнату глазами ребенка (мальчика Никиты).
5. Найди в тексте и подчеркни двумя
чертами строки, говорящие о любви и
привязанности Никиты к матери.
6. Найди в тексте и подчеркни
волнистой линией слова и выражения,
подтверждающие, что Никита с нежностью относится
к домашнему питомцу – ежу Ахилке.
7. Из каких предложений можно
представить: а) какие звуки слышит Никита, сидя
в комнате; б) какие запахи он различает?
Расставь буквы в конце этих предложений.
8. Придумай подходящее название для
этого отрывка и запиши его.
Задание 2
НОЧНЫЕ СТИХИ
Вот пришел бесшумно Шорох,
Новостей принес он ворох,
И все Шорохи слетелись,
И пришел бесшумно Шелест.
Шевельнул рукою Шелест,
И все Шелесты слетелись,
И сошлись со всего света,
И шушукались до света
За широкой нашей шторой.
И шептал им что-то Шорох,
Что-то страшное, чудное,
Что-то тайное, ночное,
Разошелся, расшептался,
А под утро распрощался.
Шорох вышел. Шелест вышел,
И шагов никто не слышал...
(Э.Мошковская)
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Найди в этом стихотворении слова и
выражения, при помощи которых поэтесса оживляет
образ Шороха, и подчеркни их одной чертой.
3. Найди в этом стихотворении слова и
выражения, при помощи которых поэтесса оживляет
образ Шелеста, и подчеркни их двумя чертами.
4. Подчеркни волнистой чертой все
элементы звукописи, которые ты обнаружишь в
стихотворении.
5. В каких строчках выражено
настроение, созданное ночными звуками? Подчеркни
эти строчки пунктиром.
Задание 3
СЕМЬ СИМЕОНОВ
(отрывок)
Царь наперво созвал большого
Симеона, спросил:
– Чего ты умеешь делать?
– Воровать, ваше царско величество.
– Ладно, мне такой человек на время надобен.
Созвал второго:
– А ты чего?
Я умею ковать всяки дорогие вещи.
– Мне и такой человек надобен.
Созвал третьего Симеона, спрашиват:
– А ты чего умеешь делать?
– Я умею стрелять на лету птицу, ваше царско
величество.
– Ладно!
Спрашиват четвертого:
– А ты чего?
– Если стрелец подстрелит птицу, я вместо
собаки сплаваю за ней и притащу.
– Ладно! – говорит царь. – А ты чему мастер? –
спросил пятого.
– Я буду смотреть с высокого места во все
царства и стану сказывать, где чего делается.
– Хорошо, хорошо!
Спросил шестого:
– Я знаю делать корабли; только тяп-ляп, у меня
и будет корабль.
– Хорошо, а ты чего знаешь? – спросил седьмого.
– Я умею лечить людей.
– Ладно!
Царь отпустил их. Живут долго уж; царь и вздумал
попытать одного Симеона:
– Ну-ка, Симеон, узнай, где чего делается.
Симеон забился куда-то наверх, посмотрел по
сторонам и рассказал:
– Тут вот то-то делается, там – то-то.
После сличили с газетами – точно так!
Прошло опять много время; царь вздумал жениться
на одной царевне: как ее достать? Не знает, некого
послать! И вспомнил семь Симеонов, созвал их, дал
службу: достать эту царевну.
Симеоны скоро собрались, все мастера – тяп да
ляп, и сделали корабь, сели и поплыли. Подплывают
под то царство, где была невеста-царевна; один
посмотрел с высокого шеста, сказал, что царевна
теперь одна – украсть можно; другой сковал
какие-то самые дорогие вещи, и пошли с вором
продавать: только дошли, вор тотчас и украл
царевну. Отсекли якоря, поплыли. Царевна видит,
что ее везут, обернулась белой лебедью и полетела
с корабля.
1. Прочитай текст вполголоса и
про себя.
2. Какие характерные черты волшебной
сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая
название сказки): а) наличие волшебного числа;
б) обращение к тотемному дереву;
в) наличие тотемного зверя или птицы? Обведи
нужные буквы.
3. Подчеркни в тексте одной чертой те
фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий
ответ. Над каждым фрагментом поставь
соответствующую ему букву.
4. Найди в тексте и подчеркни двумя
чертами те конкретно исторические подробности
жизни, которых не могло быть в самой древней
сказке, существовавшей до появления
письменности.
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при
норме 80–90 слов в минуту):
4-й уровень – 80–90 слов в минуту,
целыми словами;
3-й уровень – 70–80 слов в минуту,
целыми словами;
2-й уровень – меньше 70 слов в
минуту, целыми словами;
1-й уровень – меньше 60 слов в
минуту, безотрывно по слогам.
2. Понимание содержания
прочитанного (в том числе понимание характеров
героев и средств авторской оценки героев),
эмоционально точное восприятие текста,
выражение смысла текста в названии:
4-й уровень – верно выполнены
задание 1 (вопросы 3, 4, 5, 6, 7, 8) и задание 2 (вопрос 5);
3-й уровень – неверно выполнены
задание 1 (вопрос 4) и (или) задание 2 (вопрос 5);
2-й уровень – на четыре из семи
вопросов дан неверный (неточный) ответ;
1-й уровень – задания не
выполнены или все выполнены неверно.
3. Узнавание литературных приемов
(олицетворения, звукописи):
4-й уровень – верно выполнено
задание 2 (вопросы 2, 3, 4);
3-й уровень – задание 3 (вопрос 2
или вопрос 3) выполнено с ошибкой или неточно;
2-й уровень – на два из трех
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – задания не
выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Понимание жанровой специфики
сказки: умение обнаружить в ней связь с древними
представлениями о мире и приметы конкретного
исторического времени.
4-й уровень – верно выполнено
задание 3 (вопросы 2, 3, 4);
3-й уровень – не выполнено или
выполнено с ошибкой задание 3 (вопрос 3 или вопрос
4);
2-й уровень – на два из трех
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – задания не
выполнены или все выполнены неверно.
|