Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Годовые контрольные работы по обучению грамоте, русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, экономике разработаны авторами программ и учебников с учетом требований к анализу и оценке результатов учебно-воспитательного процесса, предложенных МО РФ в методическом письме "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (155/14 от 19.11.98).
Это примерное содержание, которое учитель (администрация школы) может изменить с учетом "соблюдения уровня трудности" предлагаемого содержания и объема контрольной работы для конкретного класса.
При проверке полугодовых контрольных работ учитель проводит серьезную классификацию ошибок и недочетов по предметным знаниям, умениям и навыкам, заполняя предложенные таблицы.
Продвижение в общем уровне развития учащихся по полугодиям может быть отслежено учителем на основании выделения некоторых показателей этого развития. Все эти показатели легко сравнимы с показателями выполнения работ детьми в первом полугодии.
Роза ЧУРАКОВА,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Наталья НЕЧАЕВА

Обучение грамоте

Контрольные работы

I. Владение устной речью

Устанавливается на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, о ее развернутости и связности.

1. Оценка внешней характеристики устной речи учащихся по пяти показателям:

1) говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильна;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.

  • 4-й уровень – в норме 5 показателей;

  • 3-й уровень – в норме 4 показателя;

  • 2-й уровень – в норме 2–3 показателя;

  • 1-й уровень – в норме 1 показатель.

2. Оценка связности устной речи учащихся (показатели: типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта):

  • 4-й уровень говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Таблица. Владение устной речью

Таблица. Владение устной речью

II. Владение письменной речью

1. Оценка техники чтения вслух, понимание прочитанного

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
(На выбор учителя. Может быть использован любой другой текст похожей сложности)

1. На дворе стоит корова. Она ест сено. На спину ей села галка и клюет ей спину.
Зачем же галка делает это?
Теперь весна. Коровы линяют, у них вылезает старая шерсть и вырастает новая. А галки весной гнезда вьют. Им нужна шерсть для гнезда, чтобы яичкам было тепло. Вот галка и вырывает старую шерсть у коровы. И галке хорошо, и корове приятно. У коровы в это время кожа чешется. Она даже нарочно трется об забор, чтобы старая шерсть скорее вылезла. (79 слов, из них: 3 слова четырехсложных, 1 слово со стечением трех согласных)

(По В.Бианки)

2. Окуни и щуки любят греться в теплой воде и полежать на солнце. Для этого выходят они из глубины на самую мель. И подолгу стоят неподвижно. Будто бы загорают.
Только загар рыбий особый. Мы, люди, от загара темнеем, а рыба от загара светлеет. Выходят они из глубины на мель темные, а "позагорают" – и станут светлыми.
Слаб рыбий загар. Стоит щуке или окуню вновь опуститься в темную глубину, и сойдет у них весь "загар"! Снова станут темными, будто и не грелись на солнце... (81 слово, из них: 3 четырехсложных, 1 пятисложное, 1 слово со стечением трех согласных)

(По Н.Сладкову)

Таблица. Анализ чтения

Таблица. Анализ чтения

Оценка техники чтения

  • 4-й уровень – все три характеристики чтения отвечают нормативным требованиям на конец периода обучения грамоте:

    1) читает по слогам плавно (сл/п) или более совершенным способом;
    2) читает без ошибок или допускает 1 ошибку на 30 слов;
    3) темп чтения 20–30 слов в минуту или выше.

    За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения:

  • 3-й уровень – в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения;

  • 2-й уровень – в норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Организация этапа проверки понимания прочитанного

Для оценки понимания прочитанного можно использовать 4 задания. Каждое следующее задание ученик выполняет только в случае невыполнения или неправильного выполнения предыдущего.

1. Самостоятельное придумывание названия к прочитанному тексту.

2. Выбор названия из нескольких данных названий.

3. Ответы на конкретные вопросы к тексту. Выполнение каждого задания предваряется соответствующей инструкцией:

1) придумай заголовок к тексту;
2) выбери из этих заголовков наиболее подходящий к данному тексту;
3) ответь, пожалуйста, на вопросы по прочитанному.

Оценка понимания прочитанного

  • 4-й уровень – самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста;

  • 3-й уровень – выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных;

  • 2-й уровень – правильно отвечает на все вопросы;

  • 1-й уровень – прочитанное не понимает или улавливает лишь отдельные детали.

Предлагаем и другой, более объективный показатель успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей "Анализ чтения" и постепенно заполняет ее, начиная с 1 сентября, на всех уроках, на которых дети читают. Таким образом набираются самые главные показатели: способ чтения, характер ошибок, если они есть, и понимание прочитанного. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует и скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы. Поэтому нет нужды в создании стрессовой ситуации для учеников и в чудовищной перегрузке завуча.

2. Восстановление деформированного текста, списывание, графика, уровень самостоятельности

Назначение задания. Выявить умение устанавливать логико-смысловые связи между предложениями; качество непреднамеренного списывания, графические навыки; установить уровень самостоятельности.

Организация работы. Предложения записываются на доске печатными буквами, каждое с новой строки.

Там растут груши, яблони.
У нас сад.
Они украсят ее на Новый год.
Костя с папой посадили еще и елочку.
(20 слов)

Инструкция. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его письменными буквами.

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Изменив условия проведения и анализ данного задания, можно получить сведения об уровне самостоятельности ребенка.

Уровни самостоятельности

  • 4-й уровень – задание выполняется с доски или с листа;

  • 3-й уровень – косвенная подсказка: каждое предложение написано на отдельном листочке (метод проб и ошибок);

  • 2-й уровень – прямая подсказка по части задания: указание на первое предложение;

  • 1-й уровень – текст составлен с помощью взрослого.

Оценка списывания

При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм. Все ошибки фиксируются в графе "Количество искажений и замен букв", в которой желательно отмечать не только общее количество ошибок, но и характер наиболее типичных, например, б = д, к = г и т.д.

Уровни овладения навыком списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и отдельные (1–3) исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные трудности, испытываемые ребенком при списывании, по большинству показателей.

Оценка графики

  • 4-й уровень – соответствует требованиям графически правильного письма (почерк четкий, ровный, красивый, буквы соединены правильно);

  • 3-й уровень – частичное соответствие, негрубые нарушения;

  • 2-й уровень – более грубые нарушения;

  • 1-й уровень – грубые нарушения.

Результаты списывания и составления текста фиксируются в таблице.

Таблица. Результаты списывания и составления текста

Таблица. Результаты списывания и составления текста

3. Составление слов с опорой на заданные буквы

Назначение задания. Установить уровень усвоения учениками понятия "слово"; выявить способность ребенка к поиску вариантов слов, словарный запас. Перепроверка данных по самоконтролю, которые получены при анализе составления предложений с заданными словами. Имеются в виду способы помощи при проверке правописания.

Организация работы. Опорные буквы слов записаны слева на доске в столбик.

________ ка
на______ ть
с ______ ый

Инструкция. Здесь зашифрованы слова, добавлять в пропущенные места можно любое количество букв. Запиши как можно больше вариантов слов.

Оценка составления слов по трем показателям:

1) записано в основном по 3 и более слов;
2) слова соответствуют заданным буквам и схеме;
3) бессмысленных буквосочетаний нет.

  • 4-й уровень – все три показателя в норме;

  • 3-й уровень – записано по 1–2 слова; второй и третий показатели в норме;

  • 2-й уровень – в описанных вариантах (3-й и 4-й уровни) есть отдельные случаи нарушения условий (заданных букв и схемы) и отдельные случаи бессмысленных буквосочетаний;

  • 1-й уровень – есть достаточные нарушения по всем трем показателям.

4. Орфографический диктант

Назначение задания. Проверить сформированность фонетического слуха и умения переводить фонетический образ слова при его орфографическом проговаривании в буквенный образ; установить уровень усвоения правописания имен собственных с большой буквы; правописания сочетаний -жи, -ши, оформления предложения.

Организация работы. Вначале учитель выразительно по орфоэпическим нормам читает весь текст. Затем диктует каждое предложение по два, три слова орфографически, делая паузы между словами. После записи всего текста учитель медленно читает его еще раз орфографически, чтобы ученики могли проверить написанное.

Юра и дядя Яша пошли на рыбалку. Они поймали леща и щуку. Вдруг показалась туча. Дядя Яша и Юра побежали домой. Там они ели уху и пили чай.

Грамматические задания к третьему предложению.

1. Поставь ударение.
2. Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Раздели слова на слоги.

Оценка диктанта по наличию следующих ошибок:

1) пропуск, замена, перестановка букв; 2) буквы е, я после мягких согласных; 3) гласные после шипящих; 4) большая буква в именах собственных; 5) написание ь.

  • 4-й уровень – диктант написан без ошибок;

  • 3-й уровень – допущено не более 2 ошибок;

  • 2-й уровень – допущено не более 5 ошибок;

  • 1-й уровень – допущено 6 и более ошибок.

Оценка грамматических заданий

  • 4-й уровень – все задания выполнены правильно;

  • 3-й уровень – не выполнено одно задание или допущены отдельные ошибки в разных заданиях;

  • 2-й уровень – не выполнены два задания или допущено более двух ошибок в каждом задании;

  • 1-й уровень – другие варианты.