Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2002

ТРАДИЦИОННА ШКОЛА

Галина АНТОНОВА
с. Графовка
Белгородская обл.

Мы летим к другим планетам

Урок-путешествие

4-й класс

Можно просто рассказать детям о первом человеке-космонавте, о ракетах и планетах Солнечной системы. Можно отправиться в путешествие на космическую орбиту, встречая различные препятствия и трудности. Материал, предложенный для такого урока Галиной АНТОНОВОЙ из с. Графовка Белгородской обл., поможет расширить знания учащихся о космосе, надежнее запомнить интересные данные.

Цели. Закреплять умение решать задачи; развивать логическое мышление; формировать вычислительный навык; развивать познавательный интерес; расширять знания учащихся о космосе; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование. Таблица с темой урока "Мы летим к другим планетам", маршрут полета, ракеты-перфокарты для игры-эстафеты, наборы геометрических фигур, выставка детских рисунков, плакат с высказыванием Ю.А. Гагарина, портрет первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина.

ХОД УРОКА

I. Сообщение целей

Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами совершим космический полет к другим планетам.

На доску учитель вешает таблицу с темой урока "Мы летим к другим планетам".

– Запуск первого искусственного спутника Земли был произведен в 1957 г. Через четыре года в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Сколько лет назад произошло это событие?

Дети решают.

2002 – (1957 + 4) = 41 год.

– Кто был первым космонавтом?

Учитель показывает портрет Ю.А. Гагарина.

Дети. Юрий Алексеевич Гагарин.

У. А теперь попробуйте представить, что творилось в стране и мире, когда 12 апреля 1961 г., ровно 41 год назад, гражданин СССР на корабле "Восток" преодолел земное притяжение. 108 минут Юрия Гагарина стали эпохой, потому что это был первый полет человека в космос.

II. Устный счет

У. Итак, экипаж к полету готов? Перед стартом проверим исправность приборов космического корабля. Выполняем задания.

  • Первый искусственный спутник Земли весил 83 кг 600 г, второй – 508 кг 300 г. Вычислите их общий вес. На сколько второй спутник был тяжелее первого?

  • За сколько времени был совершен летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным полет вокруг Земли 12 апреля 1961 г., если он начался в 9 часов 7 минут, а закончился в 10 часов 55 минут?

  • Наибольшая и наименьшая высоты полета летчика-космонавта Ю.А. Гагарина составляли 302 км и 174 км. Чему равнялась средняя высота полета?

После решения каждой задачи учитель показывает карточку с правильным ответом, на обороте которых написаны слова: "Молодцы! Полет разрешен!"

III. Решение задач с именованными числами

У. Внимание! Пристегнуть ремни, проверить шлемофоны!

Учащиеся выполняют движения, имитирующие задание.

– Раз, два!

Д. Скорость света!

У. Три, четыре!

Д. Мы летим!
На далекие планеты
Поскорей попасть хотим!

У. Открыть бортовые журналы, записать дату полета!

Дети записывают дату в тетрадях.

– Записи надо делать четко, разборчиво, чтобы их смогли читать все космонавты.

Эй, Земля, моя планета,
Где твой край?

Д. А вовсе нету.
Вкруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на трех китах лежу.

У. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, Аполлоном или Фебом, а наши предки славяне – Ярилом. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого хватает для всего живого на Земле.

Дети решают задачи.

– Температура Солнца очень высокая. Снаружи 3 тысячи градусов, а внутри температура просто чудовищная – в 5000 раз больше, чем снаружи. Какова температура Солнца внутри?

Свет от Земли до Солнца идет 8 и 1/3 минуты. Скорость света – 300 000 км/с. Узнайте расстояние от Земли до Солнца.

Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?

Д. Я в компании приличной:
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.

У. Ребята, назовите, какие планеты вместе с Землей вращаются вокруг Солнца.

Д. То Венера и Меркурий.
И еще шесть братьев хмурых:
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.

IV. Путешествие на планету Марс

Игра-эстафета: выполнение действий с многозначными числами.

У. Определите по маршруту полета, какая ближайшая к Земле планета.

Д. Марс.

У. Отправляемся на Марс.
Звезды, ждите в гости нас.
К Марсу путь был очень длинным.
Стоп! Выходим из кабины.
Путь неровный – рвы, каналы,
Их преодолевать вам надо.

На доске три большие перфокарты в виде ракет. Дети по очереди решают примеры, записанные на ракетах, вставляя в окошечки ответы.

– Молодцы, ребята, преодолели все препятствия. Ваши ракеты готовы к дальнему полету?

V. Физкультминутка

У. Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку? Даже в полете они находят время для спортивных упражнений.

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем.
Дети выполняют упражнения.
– А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты".

– Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.

VI. Самостоятельная работа

Появившиеся на Марсе три экипажа получают индивидуальные задания с разной степенью оказания помощи.
Задание общее для всех: начертить прямоугольник со сторонами 3 и 7 см. Вычислить его периметр.

Г р у п п а  1. Вычисли, опираясь на чертеж.

Г р у п п а  2. Рассмотри чертеж. Вспомни! Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон. Вычисли периметр.

Г р у п п а  3. Выполняют задание самостоятельно.

VII. Метеоритный дождь. Решение задач

У. Внимание всем экипажам! Наши космические корабли попали под метеоритный дождь. Всем соблюдать спокойствие, быть внимательными, оказывать помощь друг другу. Чтобы преодолеть возникшее препятствие, необходимо решить задачи.

Э к и п а ж  1. Бывает, что из космиче-ских глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до поверхности Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором. Каждые сутки в земную атмосферу попадает 4400 кг метеоров, а метеоритов на 1100 кг больше. Сколько тонн метеоритного вещества выпадает на Землю за неделю?

Э к и п а ж  2. Самый тяжелый из найденных метеоритов – Гоба. Его масса – 66 т. Ровно в 2 раза легче метеорит Анигито (второе место). Вес метеорита Бакубирито (третье место) на 8500 кг меньше, чем Анигито. Узнайте вес метеорита Бакубирито.

Э к и п а ж  3. Небесное тело, состоящее из замороженной воды и газа, смешанных с частицами пыли и камня, называется кометой. Каждые 76 лет около Земли появляется большая комета Галлея. Последний раз ее наблюдали в 1986 г.
В каком году комета Галлея появится около Земли в следующий раз?

 Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями, корабли без потерь прошли метеоритный дождь.

VIII. Полет на Луну. Геометрический материал

У. Луноход-вездеход
Нам с Луны приветы шлет.
Говорит: "Дела в порядке!"
В гости всех к себе зовет.
Собирайтесь, фантазеры,
Пока Луна висит в окне.
В луноходе будем скоро
Мы кататься на Луне.

Чтобы благополучно прилуниться, нужно определить свой вес.
На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы будете весить в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, узнайте, сколько вы будете весить на Луне.

Дети решают задачу.

– Нас приветливо встречают лунные жители. В знак благодарности подарим им космические скафандры.

Дети получают наборы геометрических фигур и собирают по образцу "скафандр".

IX. Подведение итогов

У. Завершаем наш полет
И готовим звездолет
К возвращению на Землю.
И хоть мы не все приемлем,
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!

2.gif (4710 bytes)Во время полета мы сфотографировали планеты.

Дети рассматривают выставку рисунков.

– Вспомните, какие трудности – задания – нам пришлось преодолевать. Что нового вы узнали?

Гагарин, вернувшись из полета, сказал: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее". Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.

В подарок дети получают стилизованные фигурки космонавтов со словами-напутствием Ю.А. Гагарина: "Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта.

Часто говорят, что космический полет – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в пионерском лагере".

Рисунки Н. Трениной