Ужасно интересно все то, что
неизвестно!
Имя – Иван, профессия – царевич
Нина ЗЫКИНА,
учитель школы № 49,
г. Пермь-107
Цели. Пропагандировать литературу
разных жанров; пробудить у детей интерес к
чтению; приобщить учащихся к русской и мировой
литературе; обучить начальным навыкам поиска и
исследования информации; учить ребенка
правильно работать с книгой; научить родителей
умению читать совместно с ребенком и общаться с
ним – возродить традиции семейного чтения.
Подготовка. Учащимся 3–4-го классов
(команда состоит из 8 человек) заранее дается
задание – все узнать об имени Иван, какие
праздники связаны с этим именем, подобрать и
инсценировать русскую народную сказку,
придумать название команде, эмблему, костюмы,
прочитать русские народные сказки, связанные с
именем Иван.
Оформление. Конкурс рисунков на
заданную тему, на сцене – лесная поляна, на
бугорке растет большой цветок, лепестки цветка
разного цвета, на стене нарисована береза,
солнце, вдалеке виднеются силуэты крестьянских
домов.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, дорогие гости! Я вам сейчас загадку
загадаю. Послушайте и сами поймете, о чем речь у
нас пойдет.
У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его...
Дети (хором). Иван!
Ведущий. Правильно, молодцы,
отгадали.
Звучит русская мелодия. На сцену
выходят сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Ведущий. Жили-были старик да
старуха, у них была дочка Аленушка да сынок
Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались
Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла
Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут
они по дальнему пути, но широкому полю, и
захотелось Иванушке пить.
Иванушка. Сестрица Аленушка, я пить
хочу!
Аленушка. Подожди, братец, дойдем
до колодца.
Ведущий. Шли-шли, солнце высоко,
колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит коровье копытце полно водицы.
Иванушка. Сестрица Аленушка,
хлебну я из копытца!
Аленушка. Не пей, братец,
теленочком станешь! А давай, Иванушка, посидим да
отдохнем.
Иванушка. Сестрица Аленушка,
почему меня Иваном назвали?
Аленушка. Иван – это замечательное
имя. В нем сочетаются сила и слабость, добро и
коварство, душевная открытость и хитроватость,
нежность и ярость. Он настойчив и, если что-то
задумает, часто идет напролом. Он открыт,
отзывчив, всегда готов прийти на помощь. Имя
Иванушка непростое, в нем многое откроется.
Иванушка
видит цветок, срывает его, разглядывает, на
лепестках что-то написано, пытается прочитать,
ничего не понимает, обращается к Аленушке.
Иванушка. Сестрица Аленушка,
смотри, какой необычный цветок, и написано на нем
что-то странное.
Аленушка. Пусть нам ребята помогут
прочитать.
Ведущий. На каждом лепестке
зашифрована пословица, ваша задача отгадать.
Конкурс "Добрая пословица ко времени
молвится"
1. Детишек воспитать – не курочек
пересчитать.
2. Кто родителей почитает, тот во
веки не погибает.
3. На свете все найдешь, кроме отца и
матери.
4. От доброго корня добрая и поросль.
5. У семи нянек дитя без глазу.
6. Яблоко от яблони недалеко падает.
7. Птицы рады весне, а дети – матери.
8. Имя дают родители, славу добываешь
сам.
9. Материнское сердце – как летнее
солнце.
10. Матушкино добро – как зимою
тепло.
Ведущий. Молодцы, ребята, хорошо
справились с заданием. Ивана любили на Руси и
посвятили ему три праздника, а каких, вы
отгадайте сами.
На листках написаны даты: 12 апреля, 7
июля, 11 сентября – ребята вытягивают листы и
рассказывают о празднике, который им выпал.
Ученик 1. 12 апреля – на Иоанна
Лествичника, пекут из теста лестницу для
восхождения на небо в будущей жизни (загробной).
На Лествичника домовой бесится до полуночи, пока
не запоет петух.
Ученик 2. 7 июля – Иван Купала,
Иванов день, Иван цветной. Накануне, в ночь,
волшебную силу приобретают цветы и растения;
деревья получают возможность переходить с места
на место и разговаривать. Купальские костры
исцеляют всякую хворь человека и скотины;
купальская роса – лечебная. В эту ночь особую
силу и власть обретает всякая нечесть: ведьмы,
оборотни, русалки, змеи...
Ученик 1. 11 сентября – Иван
постный. Соблюдается строгий пост, нельзя есть
яблоки, картофель, капусту, арбузы и прочее, что
напоминало бы голову; нельзя резать что-то ножом;
нельзя пить и плясать, потому что Иродова
падчерица Саломея плясками и песнями попросила
голову Ивана.
Ведущий. Главным обрядом
купальской ночи было разведение очищающих
костров. Через них прыгали: кто удачнее и выше,
тот будет счастливым. Вокруг них плясали...
Дети исполнят танец "Иванушка".
Библиотекарь. Вы много читали
сказок, поэтому вам легко будет ответить на
вопросы викторины. Вопрос 1. "Как взмахнул
Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снес у
чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил – по
колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван –
крестьянский сын захватил горсть песку и бросил
своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо свои
глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и
остальные головы. Потом рассек туловище на
мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять
голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку
вернулся. Лег и заснул, будто ничего не
случилось".
Дети. Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо.
Библиотекарь. Вопрос 2. "А у
младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и
улетела, сам не знает, куда. Вот он шел, шел, дошел
до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его
стрелу. Иван-царевич говорит ей:
– Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
А лягушка ему отвечает:
– Возьми меня замуж!
– Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?
– Бери, знать судьба твоя такая".
Дети. Царевна-лягушка.
Библиотекарь. Вопрос
3. "Наступило время младшего брата идти
стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и
даже присесть боится, не то, что прилечь. Как его
сон задолеет, он росой с травы умоется, сон и
прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится:
в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило.
Он видит – на яблоню села жар-птица и клюет
золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к
яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица
встрепенулась и улетела, осталось у него в руке
одно перо от ее хвоста".
Дети. Иван-царевич и серый волк.
Библиотекарь. Вопрос 4. Кто и в
какой сказке на берегу реки жалобнехонько звал:
Аленушка, сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!..
Дети. Сестрица Аленушка и братец
Иванушка.
Библиотекарь. Вопрос 5. "...у
царицы родился Иван-царевич, у кухарки – Иван –
кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали
ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее
тесто на опаре поднимается, так и они вверх
тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто
– кухаркино и кто от коровы народился. Только по
тому и различали их: как воротятся с гулянья,
Иван-царевич просит белье переменить, кухаркин
сын норовит съесть что-нибудь, а Иван Быкович
прямо на отдых ложится".
Дети. Иван Быкович.
Библиотекарь. Вопрос
6. "Иван-царевич вошел в дом. Девица его
приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей
рассказал, что пошел доставать мать от Кощея
Бессмертного. Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич!
Кощей ведь бессмертный – убьет тебя. Ко мне он
часто ездит... вон у него меч в пятьсот пудов,
поднимешь ли его? Тогда ступай! Иван-царевич не
только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел
дальше".
Дети. Кощей Бессмертный.
Библиотекарь. Вопрос 7. "Не
тужи Иван-царевич! Будет и на твоей улице
праздник; только слушайся меня, старухи. Спрячься
вон за тот куст смородины и притаись тихохонько.
Прилетят сюда двенадцать голубиц – все красные
девицы, а вслед за ними и тринадцатая; станут в
озере купаться, а ты тем временем унеси у
последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не
подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь
этого сделать, ты погиб навеки: у морского царя
кругом всего дворца стоит частокол высокий, на
целые десять верст, и на каждой спице по голове
воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее
попасть!"
Дети. Морской царь и Василиса
Премудрая.
Библиотекарь. Вопрос 8. "В это
время царь кликнул клич: всем добрым молодцам,
холостым, неженатым, съехаться на царский двор.
Дочь его, несравненная красота, велела построить
себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати
венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и
будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока
доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого
наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в
жены свою дочь, несравненную красоту, и
полцарства в придачу".
Дети. Сивка-бурка.
Библиотекарь. Вопрос 9. "После
обеда говорит старший брат, орел:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за
твою службу; вот тебе богатырский конь – дарю со
всею сбруею, и с золотом, и с камнями
самоцветными. Средний брат, сокол, подарил ему
другого богатырского коня, а меньший брат,
воробей, – рубашку.
– Возьми, – говорит – эту рубашку пуля не
берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит.
Иван, купеческий сын, надел ту рубашку, сел на
богатырского коня и поехал сватать за себя Елену
Прекрасную, а об ней было всему свету объявлено:
кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж
идти".
Дети. Чудесная рубашка.
Библиотекарь. Вопрос 10. "Царевич
подал другое ведро. Кощей выпил и запросил
третье, а как выпил третье ведро – взял свою
прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей
Бессмертный, – теперь тебе никогда не видать
Марьи Моревны, как ушей своих. И страшным вихрем
вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну,
прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич громко-громко заплакал,
снарядился и пошел в путь-дорогу: "Что ни будет,
а разыщу Марью Моревну!"
Дети. Марья Моревна.
Библиотекарь. Вопрос 11.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Дети. Конек-Горбунок.
Библиотекарь. Вопрос 12. "Долго
ли, коротко ли, в третий раз царь собирает пир,
зовет князей и бояр:
– Кто бы выбрался из охотников
привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец
о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства
отписал. Тут опять большей хоронится за среднего,
а средний за младшего, а от меньшего ответу нет.
Выходит Иван-царевич и говорит:
– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной
головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство
– поискать тебе молодильных яблок и живой воды
да поискать еще моих братьев".
Дети. Сказка о молодильных яблоках
и живой воде.
Библиотекарь. Вопрос 13. "Полез
Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг наверх
ползком, десять – вниз кубарем. Он и день лезет, и
другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги
искровенил. На третьи сутки долез до верху. Стал
братьям кричать:
– Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь
оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три
месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И
ворон моих костей не принесет!
Отдохнул немного Иван-царевич и пошел по горе".
Дети. Медное, серебряное и золотое
царство.
Библиотекарь. Вопрос 14. "Растет
сынок у охотника, как тесто на опаре всходит, – не
по дням, а по часам. И вырос большой: умен, пригож,
молодец молодцом. Вот как-то раз пошел отец по
саду погулять, гулял он гулял и вышел к реке. В то
самое время поднялся из воды человек: борода – по
пояс, волосы – до пят. Стал на воде и говорит:
– Что ж ты обещать скор и забывать скор?
Припомни-ка, ведь ты должен мне. Воротился
охотник домой темней тучи и говорит жене:
"Сколько ни держать нам при себе нашего
Иванушку, а надобно отдать. Дело неминучее".
Дети. Василиса Премудрая.
Библиотекарь. Вопрос 15.
"Случилось ехать по той дороге молодому
царевичу. Увидал он купеческого сына, сжалился и
велел освободить его. Нарядил в свою одежду,
привез к себе во дворец и начал расспрашивать:
– Кто тебя к столбу привязал?
– Родной отец прогневался.
– Чем же ты провинился?
– Не хотел рассказать ему, что мне во сне
привиделось.
– Ах, как же глуп твой отец, за такую безделицу
да так жестоко наказывать. А что тебе снилось?
– Не скажу, царевич.
– Как не скажешь? Я тебя от смерти избавил, а ты
мне грубить хочешь? Говори сейчас, не то худо
будет!
– Отцу не сказал и тебе не скажу. Царевич
приказал посадить Ивана в темницу."
Дети. Нерассказанный сон.
После викторины дети обыгрывают
сказку "Рифмы" из сборника "Иван –
крестьянский сын".
Ведущий. Шиш по своим делам в город
пошел. Дело было летом, жарко. Впереди едет дядька
на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке
подъехать. Он и кричит этому дядьке.
Шиш. Здравствуйте, Какой-то
Какойтович!
Ведущий. Дядька не расслышал, как
его назвали, только понял, что по имени и
отчеству. Он и кричит Шишу.
Дядька. Здравствуйте, молодой
человек!
Ведущий. А Шиш опять.
Шиш. Как супруга ваша поживает, как
деточки?
Дядька. Благодарим вас, хорошо
живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на
телегу, подвезу вас.
Ведущий. Шишу то и надо, сел рядом с
дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только
тогда молчит, когда спит.
Шиш. Дяденька, давайте играть в
рифмы.
Дядька. Это что такое – рифмы?
Шиш. А давайте так говорить, чтоб
складно было.
Дядька. Давай.
Шиш. Вот, дяденька, как твоего
папашу звали?
Дядька. Моего папашу звали Кузьма.
Шиш. Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька. Это зачем же ты моего
папашу за бороду брать будешь?
Шиш. Это, дяденька, для рифмы. Ты
скажи, как твоего дедушку звали.
Дядька. Моего дедушку звали Иван.
Шиш. Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
Ведущий. Дядька разгорячился.
Дядька. Это зачем мой дедушка будет
кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки
прибираешь?
Шиш.
Это, дяденька, для рифмы.
Дядька. Я вот тебе скажу рифму: тебя
как зовут?
Шиш. Меня зовут... Федя.
Дядька. Если ты Федя,
То поймал в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
Шиш. Дяденька, я пошутил. Меня зовут
не Федя, а Степан.
Дядька. Если ты Степан, –
Садись на ероплан.
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
Шиш. Дяденька, это я пошутил. Меня
зовут не Степан, а... Силантий.
Дядька. Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
Шиш. Что ты, дяденька, такого и
слова нет – "слезантий".
Дядька. Хотя и нет, все равно
слезай!
Ведущий. Шишу и пришлось слезть с
телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек
везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай
всяких пустяков. Ребята, а вы знаете, что такое
"буриме"?
Буриме – (франц. – рифмованные концы)
литературная игра. Стихотворение, чаще шуточного
характера, на заданные по смыслу рифмы. Иногда
для буриме дается тема. Игра возникла во Франции
в первой половине XVII в. В России игра так же
была популярна и в нее любили играть Пушкин,
Голенищев-Кутузов. А кто из вас хочет поподробнее
узнать об этой игре, то может о ней узнать в книге
"Словарь древней и новой поэзии".
Задание командам: вы должны за три
минуты сочинить стихотворение шуточного
характера из слов, что вам даны, с обязательным
использованием имени Иван.
Вариант 1
воскресенье
день рождения
веселились
кружились |
Вариант 2
весенний воздух
первый лист
воробьев
кустов |
Вариант 3
весенний воздух
на кустах
буриме
в веках |
Ведущий. Я тоже попробовал
составить и вот что у меня получилось.
Уже парит на улице весенний воздух
И первый лист раскрылся на кустах.
Составим буриме Ивану посвященное,
О, это имя! Славное в веках.
Ну, команды – дерзайте! Пока работают
ребята, лишние очки могут заработать болельщики.
Наш конкурс называется "Отгадай название
сказки"
Учитель называет словосочетание,
дети должны назвать сказку.
1. Синяя бейсболка. ("Красная
шапочка")
2. Квадратик. ("Колобок")
3. Мышка в босоножках. ("Кот в сапогах")
4. Собачья конура. ("Кошкин дом")
5. Мышка-домоседка. ("Лягушка-путешественница")
6. Солнечный принц. ("Снежная королева")
Далее следует чтение стихов на
заданные рифмы (буриме).
Ведущий. Имя Иванушка непростое, в
нем много откроется. Имя распространено не
только в России, но и в других странах. На
березовых листочках напишите, как можно назвать
Ивана в России и за рубежом.
Пока команды работают, ведущий
обращается к болельщикам.
Ведущий. Дорогие ребята! Вспомните
названия цветов, где есть имя Иван.
На сцену выходят по два человека от
команды, один зачитывает, другой на стене
украшает нарисованное дерево.
Ведущий. Ребята, отгадайте загадку.
"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява а не
человек".
Дети. Береза.
Ведущий. Правильно, ребята, вот и
наша береза расцвела, а еще это растение по
латыни называют "бетула". У него целебные
почки, листочки, сок. Оно первым одевается в
зеленый наряд. Раньше любила молодежь водить
хороводы вокруг березы.
Ребята исполняют "Хоровод", а
затем команды показывают домашнее задание –
инсценировка русских сказок, где есть имя Иван.
Ведущий. Ребята! А вы все любите
мультфильмы? И вы, конечно, знаете многих
сказочных персонажей: и Бабу Ягу, и Змея Горыныча,
и Ивана-царевича. И вы, наверное, с удовольствием
встретились бы с ними в новых мультфильмах? Тогда
вы должны этим персонажам помочь. Ведь сказки эти
старинные, а вам хочется увидеть их героев,
овладевшими новыми профессиями, сегодняшними.
Разумеется такими, которые им по душе,
соответствуют их характерам.
Дети. А как это – по душе?
Ведущий. Ну, пойдет, например Баба
Яга работать официанткой в ресторан? Нет, это ей
не по характеру. А вот поваром на кухню пойдет,
потому что она мясо жареное любит, да и на людей
меньше нападать будет. Ну вот, мы с вами и
разобрались. Итак, каждый класс должен устроить
Ивана-царевича на работу и обосновать – почему
вы бы хотели видеть его именно на этой работе.
Классы соревнуются между собой.
Ведущий.
Без гармошки было б скучно?
А гармонь как бес в ребро.
Где гармошка – там частушка,
Где частушка – там остро.
Остряков-частушечников
Мы сейчас и послушаем.
Конкурс частушек.
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих,
А споем вам про Иванов
Удалых и молодых.
Наш знакомый школьник Ваня
Знаменит на весь район.
Должен быть в 4-м классе,
А сидит он во 2-м.
Чтоб другим примером быть,
Ваня стал посуду мыть,
Час он мыл и вытирал,
Час – осколки собирал.
Ходит Ванька по деревне
Девкам улыбается,
У него вставная челюсть –
Рот не закрывается.
Ах ты, Ванечка – Ивашка,
Разлюбезный мой дружок,
Ты зачем меня завлек,
Сердце запер на замок?
Мы с Иванчиком сидели,
Обнимались горячо.
Я ему сломала ребра,
Он мне вывихнул плечо.
Девки ягоды берут,
Я одна морошку.
Девки сохнут по Ивану
А я – по Алешке. |
Интересный наш Ивашка
Никогда так не пройдет:
Либо губки на улыбке,
Либо глазками мигнет.
Кофта нова, кофта нова,
Рукава коротки.
Ваня, Ваня, не балуй –
Я боюсь щекотки.
Экий срам – табак курить!
Эка горечь – водку пить!
Эка сладость – чипсы есть,
Эка радость – Ваня здесь!
Ах ты, Ваня, Ванечка!
Сохнет твоя Танечка.
Сохну, вяну, как травинка
По тебе, мой сиротинка!
Кто на чем, кто на чем,
Я на эроплане.
Передайте привет
Дорогому Ване!
Мой миленок далеко,
Далеко за рубежом.
Ваня – имечко его –
На сердце вырежу ножом.
У подружки есть Павлушка,
У меня-то есть Иван;
Мне десяточку давали –
Я и за сто не отдам. |
Ведущий. Для жюри предстоит
большая работа, выбрать самую лучшую команду,
хотя все хорошо поработали. Пока жюри подводит
итоги, мы, все вместе споем песню "Моя
Россия"
Дети исполняют песню "Моя
Россия" (муз. Г.Струве, сл. Нины Соловьевой).
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже,
Да чего на маму ты мою похожа.
Припев.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Припев.
Ведущий. Слово жюри!
Идет награждение команд.
Ведущий.
Что имя – звук оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть, имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека
По дорогам сказки
Вера АВВАКУМОВА,
г. Москва
Звучит музыка "Ужасно интересно
все то, что неизвестно..." Входит Карабас.
Карабас.
Здравствуйте, ребята, вы меня, конечно, узнали,
хотя я уже и не такой злодей, как раньше. А все –
библиотека, книги... Вы только посмотрите, каким
мудрым вещам я тут научился!
Входят книги с табличками.
Книга в счастье украшает, а в
несчастье утешает.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон века книга растит человека.
Книга подобна воде – дорогу пробьет
везде.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Входит Буратино.
Буратино. Привет! Я правильно нашел
библиотеку? (Замечает Карабаса.) Ой!
Карабас. Что вы тут делаете,
непослушный Буратино?
Буратино. Я искал библиотеку.
Карабас. Все-таки тоже совесть
заговорила.
Буратино. Ну да! Черепаха Тортила
заговорила! Говорит, в библиотеке, в каждой книге
есть золотой ключик мудрости. А у меня, сами
знаете, мысли коротенькие-коротенькие. А так
хочется стать мудрым! А вам?
Карабас. Ну, что ж, я здесь не первый
раз, а второй, поэтому буду твоим гидом. (Подходит
к книгам.)
А знаешь, что раньше
При банях книги выдавали,
В Риме в отдаленный век,
Чтобы не брался человек
За книгу грязными руками!
Я вот себе почитать уже выбрал книгу
"Сказки".
Библиотекарь. А вам какую книгу,
молодой человек?
Буратино. А мне, пожалуйста, желтую
в голубой цветочек. Понимаете, у меня дома обои
желтые, а Мальвина в гости зайдет, и эти голубые
цветочки к ее волосам подойдут.
Книга 1
(возмущенно).
Пусть запомнят все мальчишки
И девчонки, в свой черед:
В книжке важно то, что в книжке.
А не броский переплет.
Книга 2.
Кто-то книжки собирает,
Но не знает им цены.
Тем, кто книжек не читает,
Книжки вовсе не нужны.
Книга 3.
Что же это означает?
Что добавить мы должны?
Книга 4.
Те, кто книжек не читает,
Книжкам тоже не нужны!
Буратино. Подождите, не сердитесь!
Я на самом деле не знаю, чтобы я хотел почитать.
Наверное, сказки. Но какие?
Библиотекарь. А мы попросим ребят
– читателей – рассказать, какие бывают сказки.
Книги (хором).
В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки,
Пусть герои оживут!
Звучит сказочная музыка.
Карабас.
О чем-то скрипит половица,
И спице
Опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате
Ходит
Сказка.
Страница 1. Зарубежные сказки
Красная Шапочка
Звучит песня.
Если долго-долго-долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Бегать, прыгать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку попасть.
Припев:
А-а, в Африке реки
Вот такой ширины.
А-а, в Африке горы
Вот такой вышины.
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай,
А-а и зеленый попугай.
Бабушка. Кто написал эту сказку?
Дети. Шарль Перро.
Пиноккио
Буратино. Глядите, про меня тоже
сказка.
Звучит песня про Буратино, а он
выводит за руку Пиноккио.
Буратино. Как зовут этого героя?
Кто написал эту сказку?
Дети. Коллоди.
Золушка
Звучит песня "Хоть поверьте..."
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне,
Будто принц за мной примчался
На серебряном коне...
А когда мой сон растаял,
Как ночные облака,
На окне моем стояли
Два хрустальных башмачка...
Золушка. Из какой сказки? Кто
написал?
Дети. Шарль Перро.
Бременские музыканты
Звучит песня.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги –
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги.
Атоманша. Кто написал эту сказку?
Дети. Братья Гримм.
Страница 2. Популярные литературные
сказки
Шапокляк.
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною моя крыска
По имени Лариска (прислушивается).
Там кто-то есть, сюда идут.
Меня пока здесь не найдут.
Я спрячусь там и подсмотрю.
Ах, как подсматривать люблю!
Теремок
Рассказчик.
Стоит терем-теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Лягушка.
Эй, замочек, отвались,
Теремочек, отворись.
Ква-ква, тишина!
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира.
Рассказчик.
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка.
Мышь.
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка.
Я – лягушка-квакушка,
А ты кто?
Мышь.
Я – мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.
Лягушка.
Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее жить вдвоем.
Рассказчик.
Поселилась мышь с лягушкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый – Петя.
Петушок.
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку,
Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!
Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?
Лягушка. Я – лягушка-квакушка.
Мышка.
Я – мышка-норушка.
А ты кто?
Петушок.
А я – петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Жить я буду на дворе,
Петь я буду на заре
Ку-ка-ре-ку!
Лягушка и Мышка.
Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее жить втроем.
Рассказчик.
Вот живут они:
Лягушка, петушок и мышка-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг стучится серый еж.
Ежик.
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка. Я – лягушка-квакушка.
Мышь. Я – мышка-норушка.
Петушок.
Я – петушок, золотой гребешок.
А ты кто?
Ежик.
А я – серый ежик
Без головы, без ножек.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить,
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей.
Из теремка.
Так и быть, пожалуй в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Рассказчик.
Приходите, дети,
Приходите, дети,
К нам второй, и третий,
И в четвертый раз.
Много-много сказок
Есть на белом свете –
Самую чудесную
Выберу для вас.
Кошкин дом (С.Маршак)
Козел.
Бесподобно, браво, браво.
Право, спели мы на славу.
Спойте что-нибудь опять.
Кошка.
Нет, давайте танцевать.
Я сыграть на пианино катильон для вас смогу.
Козел. Нет, сыграй галоп козлиный.
Коза. Козью пляску на лугу.
Петух. Петушиный танец звонкий мне,
пожалуйста, сыграй.
Свинья. Мне, дружок, три поросенка.
Курица. Вальс куриный "Де
воляй".
Кошка.
Не могу же я, простите, угодить вам всем
зараз.
Вы пляшите, что хотите,
Лишь бы был веселый пляс...
Герои танцуют.
Шапокляк.
Удалось увидеть мне
Здесь добро и зло – все вместе.
Все на сказочных местах
И герои все на месте (дует).
Только ветер налетел,
Ни цветочка не осталось
И от сказочного вихря
В сказках все перемешалось.
Потрудиться вам придется,
Пусть в сказках все назад вернется.
Вы должны дать обещанье
В сказках выправить названья.
1) Снежная принцесса.
2) Желтая Шапочка.
3) Илья-Царевич и серый волк.
4) Мальчик и Карлсон.
5) Спящая принцесса.
6) Маленький Мак.
7) Стойкий железный солдатик.
8) Приключения Знайки и его друзей.
9) Гадкий цыпленок.
10) Сказка о рыбаке и рыбачке.
11) Конь-горбун.
12) Луковый мальчик.
Бредет
девочка с баранками, ворон считает, в руках
цветик-семицветик. Отрывает лепесток.
Девочка. Ой, сегодня уже конец
марта. Интересно, исполнится ли мое желание?
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Хочу, чтобы сегодня хоть на несколько
минут еще бы было 8 Марта.
Гаснет свет. Звучит музыка. На сцене
прикреплена карта Женской страны.
Ученик 1.
Еще метут метели,
Еще лежат снега,
Еще не прилетели
К нам журавли пока,
Но пахнут снегом талым
И желтою мимозою
Последние усталые
Капризные морозы.
И рады мы сердечно,
Коль в мартовский денек
Загляните беспечно
Вы к нам на огонек.
Ученик 2. А сейчас мы хотим
предложить вашему вниманию одну весьма
поучительную историю. Итак...
Домой заявились
Сережка и Сашка
С коньками под мышкой,
С подружкою Машкой,
С большим аппетитом,
С приблудной дворняжкой,
И что они видят на кухне, бедняжки?
Саша.
Ни мамы, ни тети,
Ни бабушки нет,
На кухне не ждет нас
Горячий обед...
Сережа.
И нам с подоконника
Тащит дворняжка
В обычном почтовом
Конверте бумажку.
Маша (читает).
Весь год мы крутились
По дому, как белки,
Стирали, готовили,
Мыли тарелки.
Вы тоже порою
Помочь нам могли бы,
А вы не сказали
Нам даже "спасибо".
Ни праздничных слов,
Ни цветов, ни улыбки!
Нет, мы не семья,
А всего лишь ошибка!
Мы очень обижены,
Скажем вам прямо!
Прощайте же!
Бабушка, тетя и мама.
Сережа. Пропали мы, Сашка!
Саша.
Пропали, Сережка!
Вот ходит по дому голодная кошка.
Сережа.
Сурово глядит одноклассница Машка,
И укоризненно
Лает дворняжка.
Вместе.
Немедленно нужно
Семью нам вернуть.
Итак, мы, друзья,
Отправляемся в путь!
Саша.
А вот и подарок к 8 Марта –
Женской страны волшебная карта.
Маша.
Это мамина страна.
Чем заполнена она?
Вилки, тарелки, кастрюльки,
Микстуры, компрессы, пилюльки,
Нитки, иголки, игрушки
И вечные постирушки.
А еще духи в скляночке, –
Вот и вся страна у нашей мамочки.
Звучит песня "Мамочка милая".
Сережа.
А где горой оладушки –
Там, конечно, бабушки.
Звучит песня о бабушке.
Маша.
А чтобы и тети были в ударе,
Мы им сыграем на гитаре!
Саша.
В далеких краях мы с тобой побывали,
И все-таки мы их отыщем едва ли!
Давай-ка пошлем
Звуковое письмо.
Я верю – найдет
Адресата оно!
Вместе.
Дорогие наши мамы!
Мы и сами признаем,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведем.
Мы вас часто огорчаем
И порой не замечаем.
Мы вас очень сильно любим
И исправиться хотим...
Сережа.
Вернулись к нам бабушка, мама и тетя!
Ведь вы нас простите? Ведь вы нас поймете?
За вашу заботу и ласку
Подарим вам быструю пляску!
Дети танцуют.
Маша.
У маленьких женщин
Смешные повадки –
То пишут секреты
Друг другу в тетрадки.
Навек разойдутся –
Помирятся вмиг.
И долго нельзя
Обижаться на них.
Звучит песня "Вот тогда ты
пожалеешь..."
Саша.
Конечно, у женщин
Есть слабостей много,
Но мы – как мужчины –
Должны их прощать.
Сережа.
Должны мы всегда
Улыбаться с порога,
А главное, многое им обещать!
Звучит песня "Из чего же, из чего
же..." (муз. Ю.Чичкова, сл. Я.Халецкого).
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек
И хлопушек,
Из линеек
И батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков
И звоночков,
Из тетрадок
И переглядок
Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок
И картинок,
Из стекляшек
И промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков
И клубочков,
Из загадок
И мармеладок
Сделаны наши девчонки!
Саша.
Вновь весною воздух дышит,
Просыпается река,
Тают звонкие ледышки,
Тают в небе облака.
Не старейте, не болейте,
Не склоняйте головы,
Горьких слез вовек не лейте,
Расцветайте, молодейте
В нашем омуте любви.
Звучит песня "Наши мамы самые..."
Девочка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Хочу, чтобы сейчас было 1 апреля.
Гаснет свет, звучит музыка. Выходят
дети и исполняют песню "Дело было в январе,
первого июня...".
Девочка.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Хочу, чтобы было 12 апреля!
На сцену под музыку выходят
"паровозиком" четыре лягушонка в головных
уборах с антеннами.
Лягушка 1.
Мы летим на звездолете
На волшебную планету.
Лягушонок 2.
Будем мы жевать в полете
Земляничную котлету.
Лягушонок 3.
Звездолетом нашим будет
Желтый лист обыкновенный.
Лягушонок 4.
На космической ракете
Пролетим по всей Вселенной.
Исполняется веселый танец.
Лягушонок 1. Из какого
произведения?
Лягушонок 2. Кто написал?
Дети. Катаев,
"Цветик-семицветик".
Библиотекарь. Каких бы сказок не
было на свете, но самые первые – народные!
Страница 3. Русские народные сказки
Колобок
Колобок.
Я – Колобок, Колобок.
По амбару метен,
По сусекам скребен,
В жаркой печке печен,
На окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя, лиса,
И подавно уйду!
Лиса. Ах, ты мой сладенький, ах, ты
мой румяненький!
Сладенько поешь, да вот слова что-то не
разберу, глуховата, отойдем в сторонку от
любопытных глаз, ты мне еще разок пропоешь.
Буратино. Какая это сказка?
Дети. Русская народная сказка
"Колобок".
Репка
Репка. Выросла репка
большая-пребольшая.
Мышка. Мышка за кошку.
Кошка. Кошка за Жучку.
Жучка. Жучка за внучку.
Внучка. Внучка за бабку.
Бабка. Бабка за дедку.
Дед. Дедка за репку.
Все. Тянем-потянем – вытянуть не
можем.
Дети исполняют песню "Репка".
Тянем-потянем – вытянуть не можем – 2
раза.
Держится крепко,
Желтая, круглая – 2 раза
Сладкая репка...
Вытянули репку.
Лиса и Тетерев
Бежит Лиса, Тетерев сидит на дереве.
Тетерев. Здорово, кума! Откуда
бежишь?
Лиса. Я в городе была, из города
бегу. Я там такой указ читала: чтобы вам,
тетеревам, не сидеть по деревам, а все гулять и
гулять по зеленым лугам. Отныне никто никого есть
не будет! Спускайся (облизывается).
Тетерев. Погоди-ка, вот кто-то
длинный идет, у него палка на плече, а с ним
короткий на четырех ногах.
Лиса. Ах, это охотник с собакой!
Куда бы спрятаться?
Тетерев. Куда же ты, Лиса? Ведь указ
вышел, все его читали.
Лиса. Ой, бегу, бегу, боюсь, что
собака его не успела прочитать...
Семеро козлят
Козлята.
Семеро, семеро, семеро козлят
Весело, весело, весело шумят.
Весело Всезнайке.
Весело Бодайке,
Весело Топтушке,
Весело Болтушке,
Весело Мазилке,
Весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы,
Прыгать и бодаться,
Прыгать и бодаться.
Всезнайка.
А я знаю, за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
Бодайка. Забодаю-забодаю.
Болтушка.
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я – Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
Дразнилка. У Мазилки нос грибом,
нос грибом.
Мазилка. Не дразни меня, не дразни
меня.
Топтушка.
Я на венике верхом
Объезжаю все кругом,
Ну, давай, Мазилка, вслед –
Ну, догонишь или нет?
Библиотекарь.
Кто сказал (ну, без подсказки):
"Что за прелесть эти сказки!"?
Ну, что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
Страница 4. Сказки Пушкина
Сказка о рыбаке и рыбке
Рассказчик.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною тиной.
(Старик забрасывает невод)
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.
Золотая рыбка.
Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик.
Я рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Библиотекарь. Из какой это сказки?
Дети. Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о мертвой царевне...
Рассказчик.
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.
Царица.
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркало.
Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Рассказчик.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Рассказчик.
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей.
Царица.
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Библиотекарь. Из какой это сказки?
Дети. Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях.
Сказка о золотом петушке
Рассказчик.
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Дадон.
Как пред солнцем птица ночи
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Царица.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Рассказик.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала...
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Вдруг в толпе увидел он
В сарачинской шапке белой,
Весь, как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
Скопец.
Царь, сочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнишь, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Дадон.
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Попроси ты от меня хоть казну,
Хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего.
Скопец.
Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Дадон.
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!
Царица.
Вдруг раздался легкий звон
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Все.
Ах!
С колесницы пал Дадон!
Охнул раз и умер он.
Рассказчик.
И царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Библиотекарь. Из какой сказки?
Дети. Сказка о золотом петушке.
Песня "Читайте сказки Пушкина".
Выходят Карабас и Буратино.
Буратино. Теперь я знаю какие
бывают сказки: народные и литературные, русские и
зарубежные, о животных и волшебные.
Карабас. А также любую сказку можно
продолжить, мы-то ведь с тобой – продолжение,
видишь подружились (берутся за руки)!
Библиотекарь. Дорогие дети и
взрослые! В нашей библиотеке очень много сказок,
приключений, стихов. Приходите к нам в
библиотеку, выбирайте, читайте. Я вас всех жду.
Звучит вальс. Все уходят.
Устное народное творчество
Людмила ВЫРЫПАЕВА,
г. Рязань
Цели. Обобщение темы "Устное
народное творчество"; проверка знаний, умений,
навыков учащихся; расширение кругозора; развитие
воображения, находчивости, смекалки.
Оборудование. Для учителя:
картинки мальчика Вани, козлика, камня, Змея
Горынича, дуба, Бабы Яги, избушки на курьих
ножках, Василисы Премудрой, Кощея Бессмертного,
Царя Грамотея, царства царя; шесть нарисованных
ключей маленьких и один большой; девять монеток
разного цвета; три листа бумаги формата А2 и три
маркера. Для детей: у каждого участника команды
по листу бумаги, маркеру или фломастеру.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня у нас урок, на
котором вам не понадобятся ни учебники, ни
тетради, а только ваши знания и смекалка. А
сейчас, пожалуйста, напомните мне, что такое
устное народное творчество и какие жанры его вы
знаете?
Ответы детей.
– Молодцы, ребята! Все это вам
сегодня очень пригодится. Посмотрите-ка на доску.
Доска закрыта, на ней нарисованы
ворота с огромным замком.
– Перед вами дверь в сказочный лес,
за которым находится тридевятое царство,
тридесятое государство, где живет Царь Грамотей.
А зовет вас туда наш старый знакомый – мальчик
Ваня. К сожалению, он абсолютно ничего не знает о
русском фольклоре. И вот вчера, придя домой из
школы, получив очередную двойку, он увидел вместо
своей комнаты дверь, на которой было написано:
"Открой!" Ваня ее открыл.
Учитель раскрывает доску, где
развешаны декорации сказочного леса со всеми его
жителями и задания.
– И
попал на тропинку, ведущую в лес. А на тропинке
лежит огромный камень с надписью: "Ваня, если
ты удачно пройдешь все испытания, которые тебя
ждут впереди, и достанешь у Царя Грамотея золотой
ключ, то попадешь домой, а нет – останешься навек
у царя в услужении!" Что делать Ване?! И назад не
пойти, и вперед – либо потеряешься в лесу, либо
останешься у царя. И вспомнил тут Ваня, что был он
на уроках в 1-м (во 2-м, 3-м, 4-м) классе и видел там
ребят, которые хорошо учатся и получают "5". И
решил Ванюша обратиться к нам за помощью:
"Ребята, помогите! Пожалуйста!" Ну что,
поможем?
Дети. Да.
Учитель. Но есть одно условие,
которое поставил Царь Грамотей: друзей с собой
Ваня может взять не больше трех. Что же делать? Вы
же все хотите помочь Ване?
Дети. Да.
Учитель. Ну что же... Я думаю, что
выход есть. Мы перехитрим царя! У нас в классе три
ряда, правильно? Давайте-ка, быстренько
сгруппируйтесь, придумайте своей команде
название, которое имело бы отношение к фольклору,
выберите капитана – и вперед! (Есть вариант,
когда выбирают трех капитанов, а они набирают
себе команды.)
Задание 1. "Вопросы козлика"
Первого, кого встречают Ваня и ребята
на пути к царству – это козлик. На доске рядом с
козликом висит конверт "Загадки козлика" с
девятью карточками и монетками.
Козлик. Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, Ваня! Значит, вы все-таки решились на
это путешествие? Знайте, что впереди вас ждет
много интересных, но трудных заданий. А первое –
задам я. Слушайте внимательно! Я загадаю каждой
команде по три вопроса, а вы должны угадать, о
каком сказочном герое идет речь. За каждый
правильный ответ получите монетку. Наберете
шесть или больше – дам я ключик, который
понадобится в царстве Грамотея. И вам мой совет:
чем больше ключиков соберете по пути, тем больше
шансов у Вани попасть домой. Готовы?
Дети. Готовы.
Козлик. Тогда вперед! Он и дурак, и
царевич; задания королей исполняет, молодых
царевн из беды выручает.
Дети. Иван.
Козлик. Живет в русских сказках,
красоты неописуемой. Много горестей и бед
доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень
ценятся у царей.
Дети. Жар-птица.
Козлик. Выйдет в поле, обнимет
свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и
рассказывает, как ей тяжело жить-поживать...
Дети. Крошечка-хаврошечка.
Козлик. Живет в лесу, все живое
ему подчиняется. А того, кто в лес попадет –
закрутит, обманет и назад не выпустит.
Дети. Леший.
Козлик. На цепях висит, пить
просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в
зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове,
а остров неизвестно где.
Дети. Кощей.
Козлик. Он и щуку поймал, и на
печке ездил, и на царской дочери женился.
Дети. Емеля.
Козлик. Самый сильный богатырь
на Руси.
Дети. Илья-Муромец.
Козлик. Она самая хитрая в
русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и
зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой.
Дети. Лиса.
Козлик. Его лиса обманула, а
царевич в услужение взял.
Дети. Волк.
Козлик. Молодцы, ребята! Теперь
ваш путь лежит к Змею Горынычу. Удачи вам.
Задание 2. "Змей Горыныч"
На доске рядом с Горынычем висит
конверт "Змей Горыныч" с 18 карточками и 18
монетами; тут же висит ключик.
Змей Горыныч. Хо-хо-хо! Кого я вижу!
Никак человеческий детеныш пожаловал, да не один!
Ну и обед у меня сегодня будет, еще и на ужин
останется. Ладно-ладно, не такой уж я голодный.
Давайте-ка лучше поговорим: что вы у меня забыли?
Дети. Ключик.
Змей Горыныч. Ключик, говорите?!
Что ж, согласен, но с одним условием: Отгадаете 15
загадок из 18 – отдам ключик, а нет – на обед
останетесь. Согласны?
Дети. Да.
Змей Горыныч. Тогда, как
говорится, поехали!
В конверте на карточках написано:
"правая голова", "левая голова",
"средняя голова". Каждая "голова" для
одной команды.
Правая голова
Змей Горыныч.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Дети. Речка.
Змей
Горыныч. ;
Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Дети. Ветер.
Змей Горыныч.
Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
Дети. Сосульки.
Змей Горыныч.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Дети. Петух.
Змей Горыныч. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Дети. Репа.
Змей Горыныч. Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет.
Дети. Снег.
Средняя голова
Змей Горыныч.
Кувшинчики с блюдцами
Не тонут и не бьются.
Дети. Кувшинки.
Змей Горыныч.
Эй, звоночки,
Синий цвет, –
С язычком, а звону нет!
Дети. Колокольчики.
Змей Горыныч.
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур подсчитать.
Дети. Лиса.
Змей Горыныч.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Дети. Заяц.
Змей Горыныч.
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
Дети. Дорога.
Змей Горыныч.
Дядя Хлыст и тетя Нить
Простачков пошли ловить.
Одурачить простачков
Пригласили червячков.
Дети. Удочка.
Левая голова
Змей Горыныч.
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Дети. Ромашка.
Змей Горыныч.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Падает – землю роет.
Дети. Жук.
Змей Горыныч.
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Дети. Месяцы.
Змей Горыныч.
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит.
Дети. Ерш.
Змей Горыныч.
Висит сито
Не руками свито.
Дети. Паутина.
Змей Горыныч.
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
Дети. Раки.
Змей Горыныч. Надо же, какие вы
умные! Остался я без обеда и без ужина. Придется
на диету садиться. А вы, идите к старому мудрому
дубу. Он подскажет, что делать дальше.
Задание 3. "У мудрого дуба"
Учитель. Ребята, мы удачно
преодолели два испытания. А сейчас послушайте,
что вам скажет дуб.
Рядом с дубом висят три конверта, в
каждом из которых лежит по десять монеток, а
также три листа дуба с написанном на каждом из
них заданием.
Дуб. Здравствуй, царевич Иван.
Никак от Горыныча выбрался. Значит, не все еще
потеряно. Что ж, послушай ты теперь мое задание.
Видишь, на мне три листка? На каждом написана
сказка, но не простая. В ней спрятаны названия еще
10 русских народных сказок. Если все вместе
разгадаете хотя бы 20 сказок из 30 – ключик ваш, а
нет – уйдете ни с чем.
Команды по очереди подходят к дубу и
выбирают понравившийся листок, выписывают
сказки, которые узнали, затем зачитывают вслух.
За каждую правильно угаданную сказку получают
монетку. На самостоятельную работу детей
отводится пять минут.
Лист 1
Жила-была на свете Василиса
Прекрасная, а дом ее был за тремя царствами –
медным, серебряным и золотым. Повадились к ней
Кощей Бессмертный с Бабой Ягой в гости летать и
перышко Финиста ясно сокола выпрашивать. А
Василиса ни в какую. И решили Баба Яга с Кощеем
позвать Вора, который бы перышко выкрал. Да
невдомек Вору было, что есть у Василисы конь,
скатерть и рожок да двое из сумы.
Сунулся он было к Василисе, как налетел на него
петух с жерновцами, так и ушел Вор без дива
дивного, чуда чудного.
Ответы:
1. Василиса Прекрасная.
2. Три царства – медное, серебряное и золотое.
3. Кощей Бессмертный.
4. Баба Яга.
5. Перышко Финиста ясно сокола.
6. Вор.
7. Конь, скатерть и рожок.
8. Двое из сумы.
9. Петух с жерновцами.
10. Диво дивное, чудо чудное.
Лист 2
Давным-давно бродил по свету
Ивашка-дурачок и всем свои загадки сказывал.
Пришел он однажды к золотой горе, где живет Марья
Моревна. И были у нее волшебный конь, золотая
рыбка да колобок. Захотел Ивашка получить эти
сокровища, а как, не знает. Тогда решил он сходить
к правде и кривде, их хитрой науке поучиться.
Учили Ивашку тридцать лет и три года, а когда
вернулся-то он назад, то не нашел ни золотой горы,
ни Марьи Моревны. Так и ушел Ивашка ни с чем
скитаться дальше с козой".
Ответы:
1. Ивашка-дурачок.
2. Загадка.
3. Золотая гора.
4. Марья Моревна.
5. Волшебный конь.
6. Золотая рыбка.
7. Колобок.
8. Правда и кривда.
9. Хитрая наука.
10. Коза.
Лист 3
Жил в одном заколдованном лесу
Царь-Медведь, и были у него в услужении волк и
коза.
Прослышал как-то Царь-Медведь, что за хрустальной
горой живет царевна, разрешающая загадки. А чью
загадку не разгадает, тому и в жены пойдет. И
решил Царь-Медведь счастья попытать. Наказал он
волку и козе лес сторожить, а сам пошел к вещему
дубу мудрые ответы на вопросы слушать. Узнав все,
что хотел, Царь-Медведь пришел к царевне и
спрашивает: сколько лет солдат избавляет царевну
из окаменелого царства, где живет счастливое
дитя, знающее птичий язык? Сколько ни думала
царевна, ни гадала, а разгадать так и не смогла.
Пришлось ей пойти с Царем-Медведем в лес и жить
там долго-долго.
Ответы:
1. Царь-Медведь.
2. Волк и коза.
3. Хрустальная гора.
4. Царевна, разрешающая загадки.
5. Вещий дуб.
6. Мудрые ответы.
7. Солдат, избавляющий царевну.
8. Окаменелое царство.
9. Счастливое дитя.
10. Птичий язык.
Дуб. Молодцы, ребята! Но ни в коем
случае не расслабляйтесь. Впереди вас еще ждут
Баба Яга, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный,
а от них не так-то легко выбраться. А теперь
ступайте.
Задание 4. "Избушка на курьих
ножках" (конкурс капитанов)
На доске рисунки избушки и Бабы Яги;
рядом ступа с тремя карточками, на которых
написано "угадай-ка".
Баба Яга. Приветик, мои
родненькие, вкусненькие, аппетитненькие! Как я
вас ждала: и печку истопила, и котел вскипятила,
чуяла, что у меня сегодня гости будут. Это и зачем
же вы ко мне пожаловали?
Ответы детей.
Баба Яга. И всего-то?! Но-но-но!
Не надо радоваться. Сначала задание выполните.
Подойдите-ка сюда капитаны команд. Слушайте
внимательно, два раза повторять не буду. Сейчас
вы выйдете из класса, а я вашим друзьям загадки
загадаю, да такие, что им никогда с ними не
справиться. Потом вы вернетесь обратно,
подойдете к листам бумаги и возьмете маркеры, а
ваши друзья с помощью жестов будут объяснять
отгадку. И самое главное: никто из вас не должен
произнести ни одного слова, пока на листах, вами,
капитаны, не будут нарисованы отгадки. Все ясно? А
теперь, капитаны, ступайте. Ой, стой-стой! Я забыла
сказать, что ключик вы получите только в том
случае, если угадаете две загадки из трех. А нет –
пеняйте на себя!!!
Капитаны выходят из класса, а Баба Яга
раздает карточки. На самостоятельную работу
детей отводится не больше трех минут.
Карточка 1
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
Карточка 2
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук)
Карточка 3
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыба)
Баба Яга. Эх, зря я вам
поверила. Ну да ладно. Впереди вас братик мой
поджидает, Кощеюшка, он уж вас живым не выпустит.
Вот тогда-то мы вас и съедим!
Задание 5. "В гостях у Василисы"
На доске радом с Василисой находится
конверт "В гостях у Василисы", где лежат 9
карточек с вопросами и 9 монеток.
Василиса Прекрасная. Здравствуй,
Ванюша! Здравствуйте, ребята! Как я рада вас
видеть. Много испытаний вы преодолели, и мне
очень хочется вам помочь, подарить вам ключ, но, к
сожалению, его охраняют слуги Кощея. Но я
постараюсь облегчить вашу задачу: отгадайте семь
сказок из девяти – и ключик ваш!
Федот заснул, а жена вышла на крылечко,
развернула свою волшебную книгу – тотчас
явились перед ней два неведомых молодца: что
угодно – приказывай.
Дети. Поди туда – не знаю куда.
Василиса Прекрасная. Вези, вези,
старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не
видели, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози
к родным в теплую хату, а в чисто поле на
трескун-мороз.
Дети. Морозко.
Василиса Прекрасная. Начали
закусывать; царевна огложет косточку, да в рукав,
выпьет чего – остатки в другой рукав. Те снохи
видят, чего она делает, и они тоже кости кладут
себе в рукава, пьют чего – остатки в рукава...
Дети. Царевна-лягушка.
Василиса Прекрасная. Дочка,
дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу,
принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим
платочек; будь умна, береги братца, не ходи со
двора.
Дети. Гуси-лебеди.
Василиса Прекрасная. Это перо
было так чудно и светло, что ежели принести его в
темную горницу, то оно так сияло, как бы в той
горнице было зажжено великое множество свечей.
Царь положил то перышко в свою горницу, как ту
вещь, которая должна вечно храниться...
Дети. Иван-царевич, Жар-птица и
Серый волк.
Василиса Прекрасная. Были у
старухи три дочери. Старшая звалась Одноглазка,
средняя – Двуглазка, а младшая – Трехглазка...
Дети. Крошечка-хаврошечка.
Василиса Прекрасная. Жил-был
король и было у него двенадцать дочерей, одна
другой лучше. Каждую ночь уходили они, а куда –
неведомо; только что ни сутки – изнашивали по
новой паре башмачков...
Дети. Ночные пляски.
Василиса Прекрасная. Жил-был
старик и было у него три сына. Отец стал умирать и
говорит: "Дети! Как я умру, вы каждый поочередно
ходите на могилку ко мне спать по три ночи..."
Дети. Сивка-Бурка.
Василиса Прекрасная. Иди теперь
за тридевять земель, в тридевятое государство –
в подземельное царство; там мой батюшка
царствует. Как придешь к нему на двор, будет он
давать тебе много злата и серебра, а ты ничего не
бери, а проси у него с мизинного перста колечко...
Дети. Волшебное кольцо.
Василиса Прекрасная. Молодцы!
Теперь у вас пять ключей. Идите по этой тропинке,
она вас выведет к Кощею. Удачи!
Задание 6. "Кощей Бессмертный"
Рядом с Кощеем его богатство – три
сундука: "золото", "серебро",
"камни". В каждом сундуке карточка с
вопросами и девять монеток.
Кощей Бессмертный. Чую, чую русским
духом пахнет. О! так это Ванечка пожаловал. Да, зря
вас сестрица моя, Баба Яга, выпустила. Ну ничего,
ничего, зато я эту ошибку исправлю. Хотите
получить ключ? Тогда смотрите и слушайте! Перед
вами три сундука, а в них пословицы. Проблема в
одном – они все перепутались. Одни начало с
концами поменяли, другие буквы в словах
перепутали. Если отгадаете хотя бы 18 пословиц –
пропущу, но без ключа, а отгадаете больше 20 –
получите и ключ. Но помните! Время ограничено.
Время, отведенное на самостоятельную
работу, не больше 8 мин.
Сундук "Камни"
1. Глупа та птица, сам ее и
расхлебывай.
2. Сам кашу заварил и вода не течет.
3. Под лежачий камень семеро руками машут.
4. Двое пашут, которой гнездо свое не мило.
5. Ен йомнпа – ен орв.
6. Оробд иьотвтр – еябс елеьитвс.
7. Локав гион кямрто.
8. Атырсй груд шгуел ыховн вхуд.
9. Ыпрейв нибл кмоом.
Ответы:
1. Глупа та птица, которой гнездо
свое не мило.
2. Сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай.
3. Под лежачий камень и вода не течет.
4. Двое пашут – семеро руками машут.
5. Не пойман – не вор.
6. Добро творить – себя веселить.
7. Волка ноги кормят.
8. Старый друг, лучше новых двух.
9. Первый блин комом.
Сундук "Серебро"
1. На чужой сторонушке родись
счастливым.
2. До слова крепись, а не суйся в воду.
3. Не родись красивым, а давши слово держись.
4. Не узнавши броду рад своей воронушке.
5. Пятылц оп есион тсатчию.
6. Тне удах збе брадо.
7. Ин окла, ин равдо.
8. У тсарах азлга ивлике.
9. Явос шаон ен нятте.
Ответы:
1. На чужой сторонушке рад своей
воронушке.
2. До слова крепись, а давши слово держись.
3. Не родись красивым, а родись счастливым.
4. Не узнавши броду, не суйся в воду.
5. Цыплят по осени считают.
6. Нет худа без добра.
7. Ни кола, ни двора.
8. У страха глаза велики.
9. Своя ноша не тянет.
Сундук "Золото"
1. Была бы шея, один раз отрежь.
2. На бога надейся, а имей сто друзей.
3. Семь раз отмерь, а сам не плошай.
4. Не имей сто рублей, а хомут найдется.
5. Есьм дбе – ноид втоте.
6. Чеуьне твес, а еучьнеен мьат.
7. Сел уятрб – ещкип тялте.
8. Ертьпене и дутр – евс ертпутер.
9. Вося руак – вадаклы.
Ответы:
1. Была бы шея, а хомут найдется.
2. На бога надейся, а сам не плошай.
3. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Семь бед – один ответ.
6. Ученье свет, а неученье тьма.
7. Лес рубят – щепки летят.
8. Терпенье и труд – все перетрут.
9. Своя рука – владыка.
Кощей Бессмертный. Надо же! И с
этим заданием справились. Опять сестрица мне все
косточки перемоет. Идите теперь к Царю Грамотею,
и чтобы больше ко мне на глаза не попадались!
Заключение. "Царство Царя
Грамотея"
У. Ребята, прежде, чем попасть к
Царю Грамотею, надо открыть ворота с помощью
пароля. А отгадать пароль вам поможет шифр.
Возьмите каждая команда по полоске с цифрами,
впишите в нее соответствующие буквы и из трех
полосок составьте пароль. Готовы? Начали!
Учитель. Ну вот! Ворота открыты!
Теперь самое главное.
Царь Грамотей. Ванюша пришел?
Молодец! Значит справился ты со всеми моими
задачами: и Горыныча провел, и с Кощеем справился.
Но не думай, что все так просто. Только от меня
зависит: попадешь ты домой или нет. Сколько у вас
ключей?
Ответы детей.
Царь Грамотей. Плохо, очень
плохо. Получается, что я должен все подсказки вам
открыть. Хорошо, но открывать я их буду по одной и
с одним условием. Вы назовете мне сказку через
минуту после того, как я открою последнюю
подсказку. До этого вы не должны проронить ни
слова. Если нарушите условие или не отгадайте
сказку, Ваня останется здесь. Смотрите
внимательно.
На доске друг под другом висят шесть
подсказок. На обратной стороне написаны имена
тех, кто предлагал Ване свои задания. Открываются
только те, возле которых висят ключики.
1. Жил-был старик, у него было три
дочери: большая и средняя – щеголихи...
2. Большие сестры кроят да обновы
шьют; а младшая, знай себе, отмалчивается.
3. На другой день сестры поднялись на
хитрость: когда стемнело, набрали острых ножей да
иголок и натыкали на окне девицы...
4. Сковала себе три пары башмачков
железных да посоха чугунных, запаслась тремя
каменными просвирами и пустилась в дорогу...
5. Вот тебе подарок: золотое пялечко
да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка
сама вышивать будет...
6. Вынула перышко; ударилось об пол и
обернулось царевичем. Тут их и обвенчали, и
свадьба была богатой.
Дети. Перышко Финиста ясно
сокола.
Царь Грамотей. Молодцы, ребята!
Правильно угадали сказку. Да, Ваня, хорошие у тебя
друзья: и в беде не бросили, и задачки все решили,
даже мою – и то угадали. Я царь добрый и
справедливый, от своих слов не отказываюсь: тебе
ключ от дома, а вам, ребята, по пятерке в журнале и
дневнике.
Но знайте: не только Ваня, но и вы можете попасть в
такую ситуацию. Поэтому помните: знания – ваша
сила. А теперь ступайте, я спать буду.
Рисунки Н.Трениной
|