Мария БУРА,
методист Сибирского института развивающего
обучения "Пеленг",
г. Томск
Продолжение. Начало в № 9/2002
Как научиться решать задачи
Когда дети научатся читать, им можно
предложить задания типа: составь схему к тексту и
опиши формулами. Примеры:
1. Длина одной веревки У метров,
а другой Д метров. Когда от второй веревки
отрезали А метров, веревки по длине стали
равными.
2. У обезьянки Капы было Л
бананов, а у обезьянки Чичи Н бананов. Когда
Капа съела Т бананов, у нее бананов стало
столько же, сколько у Чичи.
Таким образом, получается, что дети,
решая задачу по воспроизведению величин по
меньшей из них, открыли способ и зафиксировали
его графически с помощью формул. Затем они
применили этот способ при решении других задач
(например, при переходе от неравенства к
равенству, решая задачу уравнивания). Далее
занимались преобразованием моделей, где надо
было восстановить в формулах заданные схемами
отношения и наоборот. Полезно также заданные в
схемах и формулах отношения описать словесно и
наоборот. И когда наступает время решать
текстовые задачи такого вида, оказывается, что
дети умеют это делать, так как пройдет
определенный этап в становлении этого умения:
Такая работа по формированию действия
моделирования, а попутно и по формированию
умения решать задачи целенаправленно ведется на
протяжении всего курса.
Хочется привести еще один пример, не
связанный с задачей воспроизведения величины.
Возьмем задачу № 107 из учебника
А.М. Захаровой и Т.И. Фещенко (1-й класс):
У меня было Д солдатиков, К
солдатиков я подарил Мишке, а Р солдатиков я
подарил Коле, и у меня еще осталось несколько
солдатиков. Сколько солдатиков у меня осталось?
До того, как учащиеся будут решать эту
задачу, они в предметно-практической
деятельности откроют способ вычитания по частям.
Понимание этих отношений, этого способа дети
воспроизведут в виде схемы, формулы, придумают по
схеме и формуле свои задачи.
Теперь, когда дети будут решать задачу
№ 107, они воспримут ее как частную из множества
задач, где из целого следует вычитать часть,
представленную в виде суммы.
Схемы к этой задаче могут быть разные:
Решается эта задача двумя способами:
Д – (К + Р);
Д – К – Р (Д – Р – К)
Если продолжить работу по
формированию действия моделирования, то можно
попросить детей придумать свои задачи по данной
схеме (формуле).
В маршрутном такси ехало Д
пассажиров. На одной остановке вышло К
пассажиров, на другой – Р пассажиров. Сколько
человек продолжало ехать в этом такси?
Затем можно предложить им свою задачу.
В автобусе ехало Д пассажиров. На
остановке К человек вышло, а Р человек
вошло. Сколько человек поехало в автобусе после
остановки?
Дети определяют, что эта задача не
подходит к данной схеме. Тогда им можно
предложить построить схему, а затем и решить эту
задачу.
(Д – К) + Р
Д + Р – К (по схеме)
На этом примере показано, какие приемы
можно еще использовать для формирования
действия моделирования, работая с текстовыми
задачами.
Рассмотрим другие методические приемы
обучения решению текстовых задач, когда основной
способ – моделирование.
Выбор схемы.
В автопарке стояло М автобусов и К
троллейбусов. М > К. На сколько
троллейбусов меньше, чем автобусов?
Выбор задачи к схеме.
1. Кот Матроскин поймал 12 карасей, а
кот Леопольд на 3 карася меньше. Сколько карасей
поймал кот Леопольд?
2. Кот Матроскин поймал 12 карасей, а
кот Геркулес на 3 карася больше. Сколько карасей
поймал кот Геркулес?
3. Кот Матроскин поймал 12 карасей, а
кот Том в 3 раза больше. Сколько карасей поймал
кот Том?
Дополнение условий задачи
соответственно заданной схеме.
Рассмотри схему, дополни условие
задачи нужным словом, а на схеме поставь
недостающие обозначения.
На полке стоит А блюдец. Это на Л
... , чем тарелок. Сколько тарелок стоит на полке?
К – длина стола. Это на В ... , чем
ширина стола. Чему равна ширина стола?
Изменение схемы соответственно
условию задачи.
Рассмотри схему, внеси изменения
согласно условию данной задачи.
В одном баке было 27 л бензина, а в
другом 16 л. В оба бака долили по 20 л бензина.
Сколько стало бензина в обоих баках вместе?
Железнодорожный мост длиной 192 м
имеет 3 пролета. Третий пролет на 10 м длиннее
второго, а второй пролет на 17 м короче первого.
Чему равна длина второго пролета?
С шести овец за год настригли 36 кг
шерсти, с каждой овцы поровну. Сколько таких овец
нужно остричь, чтобы получить 24 кг шерсти.
Изменение условий задачи соответственно
данной схеме.
Прочитай условие задачи и внеси
изменения согласно данной схеме:
На 3 вешалках висит по 25 пальто, а на 4
вешалках – по 30 пальто. Сколько всего пальто
висит на всех этих вешалках?
На лесном участке 9800 деревьев. Из них
4000 сосен, берез в 2 раза больше, а остальные – ели.
Сколько берез и сколько елей на этом лесном
участке?
Груз массой 600 т разместили
поровну в 10 вагонах. Сколько тонн груза в каждом
вагоне?
Изменение текста задачи в процессе
преобразования схем.
Детям предлагается решить задачу,
предварительно построив схему.
Например, задача такая:
В пачке 100 пятидесятирублевых купюр.
Сколько денег в пачке?
Схема.
Учитель. А теперь посмотрите на
схему.
Детям предлагается изменить условие
задачи в соответствии с последней схемой. Это
будет обратная задача, но составленная самими
детьми. После ее решения учитель опять вносит
изменения в схему.
Дети составляют вторую обратную
задачу и решают ее. А затем следует анализ схем,
условия и решения задач. Это один из примеров
работы с обратными задачами. Используя этот
прием, учитель может отрабатывать и другие
понятия. Например, отношение кратности.
Детям можно предложить для решения
такую задачу.
В одном куске 16 м шелка, в другом в 3
раза больше, чем в первом, а в третьем в 2 раза
меньше, чем во втором. Сколько метров шелка в трех
кусках?
Для решения задачи дети строят схему.
После решения задачи учитель вносит в
схему изменения.
– Как теперь изменится условие
задачи?
Составляется и решается новая задача
соответственно данной схеме, но с тем же сюжетом.
Анализ происходит и при составлении задачи, и при
ее решении, и при записи ответа. Если позволяет
время на уроке и уровень учебно-познавательного
интереса учащихся, можно еще раз преобразовать
схему:
Снова составляется задача. В процессе
анализа конструируются понятия, связанные и с
математическим содержанием, и с действием
моделирования.
Все эти примеры демонстрируют
многообразие приемов успешного формирования
действия моделирования при решении текстовых
задач.
|