Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ЕФИМЦОВА,
учитель школы № 76,
г. Лесной

Встреча на весенней поляне

(Занятие экологического кружка)

Тема. "Весенние изменения в природе".

Цели. Формировать знания признаков весны в неживой природе в сравнении с зимними признаками; установить причину наступления весенних изменений в неживой природе; расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных; развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы); обобщать (на основе конкретных наблюдений делать выводы); объяснить последовательную зависимость между изменениями в природе.

Обучение. Таблицы и карточки для экологического моделирования (признаки весны, характеристика погоды, цепь питания, модель лесной поляны); запрещающие знаки; плакат "Береги природу!", красная книга лесной поляны; костюмы (зайцев, лисы, каркуши, медведя); шапочки (мать-и-мачеха, подснежник, медуница, горицвет, купальница, ландыш); таблички (юные синоптики, ботаники, зоологи, экологи); визитки для детей; карточки с весенними приметами; нагрудные знаки "Юные друзья природы"; солнышки в подарок дошколятам; фонограмма Сен-Санс "Лебедь".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети рассаживаются по группам: юные синоптики, юные ботаники, юные зоологи, юные экологи.

Звучит мелодия Сен-Санса "Лебедь".

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Вот и снова мы с вами встретились все вместе. Мы рады видеть у себя в гостях малышей из детского сада. Ведь скоро вы придете учиться в нашу школу. И очень хорошо, что здесь у вас уже есть старшие друзья. Вы помните, когда мы с вами отправились в разведку за весенними признаками. Но каждый шел своей тропинкой. Многое узнали ребята-дошколята. Со многим познакомились и первоклассники. Представьте, что мы с вами оказались на весенней полянке. С неба льются ласковые лучи, звенит капель. Сверкают лужицы талой воды. Под ярким солнцем заводят веселый напев ручьи.

II. Постановка учебной задачи. Инсценировка

На доске открывается изображение лесной поляны. Появляются Каркуша и два Зайца.

Каркуша и Зайцы (хором). Здравствуйте, ребята!

Учитель. Здравствуй, Каркуша! Здравствуйте, Зайчата! А что это вы так дрожите! Замерзли?

Каркуша. Такая пакостная погода! Просто ужас!

Заяц 1. Не поймешь, то холодно, то жарко. Что надеть на себя – не знаешь.

Заяц 2. Вот именно, не знаешь! Хоть бы кто-нибудь сказал нам заранее, тогда другое дело. Ведь какая будет погода – никто не знает и нам не подскажет.

Учитель. Как это не подскажет? А радио, телевидение, газеты все время сообщают прогноз погоды.

Каркуша. Так нет у нас в лесу ни радио, ни телевидения.

Заяц 1. Газеты тоже к нам не приходят, про погоду не сообщают.

Заяц 2. Вчера на нашей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые?

Каркуша. Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другая – что еще рано.

Заяц 1. Одни кричали, что снег еще лежит, а другие – что небо уже голубое.

Заяц 2. Одни говорили, что весна уже наступила и скоро начнется лето, а другие думают, что весна еще только собирается в наши края.

Каркуша. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, ходите в детский сад и, наверное, сможете определить – наступила ли весна?

Заяц 1. Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда будет на нашей поляне?

Заяц 2. Только заячье собрание просит представить убедительные доказательства. Ведь менять шубки – для нас, зайцев, дело непростое. Надеемся на вашу помощь.

Учитель. Да, тяжело, конечно, жить без радио, телевидения, без газет, но и у вас в лесу можно найти очень много примет, которые смогут рассказать вам, какая завтра будет погода. Конечно, приметы предсказывают погоду приблизительно. А нам в жизни нужен точный прогноз. Здесь одними приметами не обойдешься. Такой прогноз составляют люди, которые называются синоптиками. (Обращается к Зайцам и Каркуше.) Вот они вам и помогут. А вы садитесь, да слушайте внимательно.

III. Задание научной группе юных синоптиков

Учитель. Задание 1. В красном конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны. Расположите их в том порядке, в котором мы наблюдаем их в природе. И докажите Каркуше и Зайцам, что на нашей поляне – весна.

Задание 2. В зеленом конверте находятся карточки с изображением погодных явлений. Выберите только те, которые соответствуют погоде сегодня.

Задание остальным группам. Пока научная группа юных синоптиков работает, мы с вами вспомним народные приметы. Возьмите карточку в желтом конверте.

Народные приметы (изображены на карточках).

Кошка свернулась клубком, закрыла лапой нос – похолоданию.

Ласточки летают высоко – к хорошей погоде. (Или: ласточки летают низко – перед дождем).

Воробьи купаются в пыли – перед дождем.

Проверка задания 1.

1. Солнце.
2. Долгота дня.
3. Температура воздуха.
4. Осадки.
5. Почва.
6. Водоемы.

Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Становится теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются, половодье. Ледоход на реках. Значит наступила весна.

Проверка задания 2.

Из карточек выбираются только те, которые соответствуют погоде сегодня.

тепло от +11° до +20°
слабый мороз от –1° до –10°
прохладно от 0° до +10°

Итог работы группы синоптиков.

Учитель. Почему с наступлением весны произошли все эти изменения?

Дети. Солнце стало греть сильнее и дольше.

Учитель. Доказали ребята, что весна наступила?

На доску с изображением лесной поляны учитель помещает солнце.

Дети. Да.

IV. Задание научной группе юных ботаников

Учитель. Вам необходимо доказать, что и в жизни растений произошли изменения с наступлением весны.

Дети. На деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья, зацветают.

– Появляются раннецветущие растения.
– Появляется травка.

Учитель. Какие первоцветы вы знаете?

Дети. Мать-и-мачеха.
– Ветреница лесная.
– Медуница.
– Сон-трава...

Учитель. Где растут первоцветы?

Дети. На хорошо прогретых солнцем проталинах и пригорках.

Итог работы группы ботаников.

Учитель. Почему произошли все эти изменения в жизни растений с наступлением весны?

Дети. Солнце поднялось выше, стало греть сильнее и дольше. Появились хорошие условия для роста растений.

V. Охрана первоцветов

Учитель. Посмотрите, какие первые весенние цветы украсили нашу полянку.

Выходят дошколята в шапочках с изображением первоцветов.

Мать-и-мачеха.

Едва в апреле снег растает
На склонах или вдоль дорог,
Глядь! А весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок.

Подснежник.

Я и маленький, и нежный,
И немножко озорной,
Первым встретил вас подснежник
На полянке под сосной.

Медуница.

В лесу зима, как зверь, таится,
А в соснячке вокруг села
Уже лесная медуница,
Как в доброй сказке расцвела.

Горицвет.

Меня еще зовут адонис.
Я очень нежен и красив.
Тяну я к солнышку ладони,
Чтобы набраться новых сил.

Купальница.

В заливных лугах широких
Речка вольная течет,
Там купавки-недотроги
Затевают хоровод.

Учитель. Спасибо, ребята, присаживайтесь. Вот и ожила наша полянка с появлением первоцветов. А они – смелые. Вырастают после долгой зимы, когда еще не везде снег растаял. В народе говорят: подснежники – это первая улыбка весны.

Игра "Хорошо или плохо".

Учитель. А сейчас мы с вами поиграем. Группа 1 будет доказывать, что это хорошо, а группа 2 – что это плохо. Хорошо или плохо нарвать букет ландышей?

Группа 1. Хорошо.

– Цветы красивые, можно подарить кому-нибудь.
– Хорошо пахнут, можно нюхать всю дорогу.
– Лекарственное растение, можно лечиться.
– Когда дома стоят цветы, становится уютно.

Группа 2. Плохо.

– Быстро завянут и их выбросят.
– Если будешь рвать для букетов, они быстро исчезнут.
– Нанесешь вред природе.
– Полянка станет некрасивой.
– Нечем будет питаться насекомыми.

Учитель. Давайте сделаем вывод: так хорошо это или плохо нарвать букет ландышей?

Дети. Это очень плохо, так как их становится все меньше и меньше.

Учитель. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей! Раньше в лесу вокруг нашего города было много ландышей. А сейчас мы их встречаем редко.

Ландыш. А людям все равно! Они рвут меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчики и девочки, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите и занесен в Красную книгу.

Учитель. Конечно, беречь надо не только редкие и исчезающие растения, но и те, которые еще встречаются в наших лесах. Давайте же украсим нашу полянку цветами, которые вы сами нарисовали.

На доску с изображением лесной поляны прикрепляются цветы.

VI. Физкультминутка

У. Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь!
Все в зайчишек превратитесь!
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
Вправо, влево повернись,
То присядь, то поднимись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, зайки, шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно –
Нам еще работать нужно.

VII. Инсценировка "Разговор лисы с зайцем весной"

Сценку разыгрывают дошколята.

Учитель. А теперь тс-с! Давайте послушаем, о чем разговаривают звери весной.

VIII. Задание научной группе юных зоологов

Учитель. Докажите: изменилась ли жизнь животных с наступлением весны и почему? Вопрос первый: какие изменения произошли в жизни насекомых?

Дети. Насекомые выползли из почвы и из-под коры деревьев.

Учитель. С чем связаны эти изменения?

Дети. С потеплением.
– С возможностью найти пищу.

На доске появляется цепь питания.

Учитель. Какие изменения произошли в жизни птиц?

Дети. Перелетные птицы прилетают с юга.
– Вьют гнезда.
– Откладывают яйца.
– Выводят птенцов.

Учитель. Почему произошли эти изменения в жизни птиц?

Дети. Стало теплее.
– Появилась пища и для травоядных и для насекомоядных птиц.

На доске цепь питания продолжается.

Учитель. Какие изменения произошли в жизни животных?

Ответы детей.

IX. Экологический прогноз (для всех групп)

Учитель. Что произойдет, если человек уничтожит всех насекомых с нашей поляны?

Дети. Если человек уничтожит всех насекомых, то улетят птицы, потому что нечем будет питаться. А через некоторое время насекомые снова появятся. Их будет все больше и больше. Они поедят все растения, так как птицы улетели.

Х. Экологическое моделирование. Цепь питания

Учитель. А теперь вы попробуйте сами составить цепь питания. Возьмите синий конверт.

а) Дерево, гусеница, скворец, гнездо с птенчиками;
б) капуста, гусеница, птица, человек;
в) трава, заяц, волк, человек с ружьем;
г) шишка, белка, ель, мышка.

Учитель. Если человек вмешивается и разрушает цепь питания, то наносит вред нашей лесной поляне, природе, которая его окружает, а значит, и самому себе.

Скучной будет поляна. Не прилетит бабочка и не зазвенит голосок певчей птицы.

XI. Задание научной группе юных экологов

Учитель. Научная группа юных экологов получила задание заранее. Им нужно было дать совет ребятам: как же сохранить красоту нашей поляны?

Юные экологи. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

– Мы создали свою Красную книгу – Красную книгу лесной полянки. Ведь сохранять нужно не только редкие растения и животных, но и те, которые еще живут на полянке.
– Эту книгу мы хотим подарить ребятам из детского сада.

Дети рассказывают о растениях и животных, которых занесли в эту книгу.

XII. Составление плаката "Береги природу!"

Учитель. Задание группам. Из белого конверта возьмите запрещающие знаки. Выберите те, которые помогут сохранить красоту нашей поляны, чтобы уютно было лесным жителям. Все вместе составим плакат "Береги природу!"

Составление плаката "Береги природу!" на доске.

Учитель. У полянки появились настоящие друзья. А эти правила давайте перенесем в жизнь, в природу, которая нас окружает. Как хорошо будет, если ты, Петя, никогда не будешь рвать цветы на полянке. А ты, Дима, никогда не разоришь гнездо с птенчиками, а повесишь скворечник, и его заселят птицы – и ты услышишь их благодарное пение. А ты, Андрюша, остановишь мальчишку-хулигана, который ломает ветку...

XIII. Итог занятия

Учитель. Вы стали настоящими друзьями природы. Сегодня каждый из вас получит вот такой знак "Юный друг природы". А для своих друзей из детского сада ребята-первоклассники приготовили подарки. Ребята, а почему именно солнышки вы решили подарить?

Дети. Потому что на Земле самое главное – это солнце. Оно дает свет и тепло. Жизнь зависит от солнца. От солнца зависит смена времен года.

Учитель. Ну как, Зайчата и Каркуша, вы согласны с тем, что весна уже наступила? Пора менять шубки?

Ответы детей.

Учитель. Молодцы, ребята, доказали.

Подарки дошколятам.

Учитель. Мы с нетерпением будет ждать вас в школе. И очень хорошо, что здесь у вас уже есть друзья.