Лариса РЕПЯХ,
учитель информатики,
г. Оренбург
Путешествие по Компьютерному городу
Можно просто показать и назвать детям части
компьютера. Можно это знакомство сделать
запоминающимся: отправиться в путешествие со
сказочными спутниками. Если вы считаете, что
ребятам интереснее очутиться "внутри
компьютера" и выслушать истории о его
устройстве, то вам поможет урок, составленный
учителем информатики Ларисой РЕПЯХ из
г. Оренбурга.
Тема. "Путешествие по
Компьютерному городу".
Рекомендации. Выбрать ведущего и
три Микроши (обычно это ученики старших классов
или студенты, проходящие практику). Провести с
ними предварительную подготовку по ведению
диалогов и монологов; нарисовать красочные
плакаты для остановок (дисплей, клавиатура,
световое перо, внутреннее устройство дисковода,
принтер, мышь; путешествие лучше всего проводить
в компьютерном классе.
ХОД УРОКА
Звучит музыка (загадочная, мягкая,
например: Rain Dancer "Armik").
Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Вслушайтесь в эти звуки, под них хорошо мечтать.
Помечтаем вместе? Давайте на минутку закроем
глаза и представим, что мы в большом сказочном
городе, в котором полным-полно разных сложных
механизмов, машин, технических приспособлений.
Откройте глаза. Как вы думаете, как называется
этот город? Мы попали в Компьютерный город. (Включается
музыка). А живут в этом городе Микроши. И они так
нам обрадовались, что предложили провести
экскурсию по городу. Но сначала они расскажут нам
о компьютере – самой главной машине в их городе.
А вы слушайте внимательно и ведите себя
культурно, мы ведь все-таки в гостях.
Как же возникли компьютеры, кто их создал? И
зачем, вообще, они понадобились? Вы не знаете
ответов на эти вопросы? И не узнаете, если не
будете внимательно слушать Микрошу, который
согласился нам об этом рассказать.
Микроша 1. Люди придумали
компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные
расчеты. И не случайно вначале их назвали
электронными вычислительными машинами или,
сокращенно, ЭВМ. Но компьютеры могут решать не
только математические задачи. Человек научил их
управлять космическими кораблями, различными
машинами, механизмами и даже целыми заводами.
Сейчас и дома компьютеры становятся
незаменимыми помощниками. А сколько разных
сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они
всегда к вашим услугам и в любой момент дадут
нужную справку. Ученому и врачу, инженеру и
учителю, писателю и композитору, конструктору и
агроному – всем может помочь компьютер.
Микроша 2. Компьютер состоит из
системного блока, дисплея, клавиатуры, дисковода,
принтера и мыши. В системном блоке находятся
центральный процессор и память компьютера.
Ведущий. Из чего же состоит
компьютер? Как он устроен?
Ответы детей.
Ведущий. Мы узнали, как устроен
компьютер. А теперь давайте посмотрим, как он
работает. А Микроша нам поможет.
Микроша 3. Как же работает
компьютер? Сначала нужно написать программу и
набрать ее текст на клавиатуре. Центральный
процессор запишет программу в память компьютера
и шаг за шагом начнет ее выполнять. Когда
центральный процессор выполнит все вычисления,
он высветит результат на экране дисплея. Потом
центральный процессор напечатает ответ на
принтере. Программу можно записать на магнитный
диск или лазерный диск, где она и будет храниться.
Ведущий. Мы посмотрели как
работает компьютер. Но давайте последуем совету
Микроши-экскурсовода, который сказал, что лучше
познакомиться с каждой частью компьютера
отдельно. Итак – в путь. Путешествуем!
Микроша 1. Первая наша остановка
– процессор. Без него компьютеру никак нельзя.
Ведущий. Зачем нужен процессор?
Микроша 1. Чтобы руководить
работой компьютера. Центральный процессор –
самый главный элемент в компьютере. Он управляет
всеми его устройствами. Центральный процессор
действует по программе, написанной людьми.
Программа записана в памяти компьютера.
Центральный процессор читает команды,
записанные в памяти компьютера, и выполняет их.
Ведущий. Микроша, а что такое
программа? А как вы сами понимаете это слово?
Микроша 1. Программа – это
задание для компьютера. Ее пишут программисты на
специальном языке, понятном компьютеру, – языке
программирования.
Ведущий. А что это за языки такие?
Микроша 1. Это языки, на которых
пишут программы для компьютеров. Хотите расскажу
сказку: "В одной далекой стране жил всемогущий
добрый волшебник. Он знал все языки на свете и мог
одинаково легко разговаривать и с людьми, и со
зверями. Он знал даже машинный язык – язык
компьютеров. А это очень необычный язык. В нем все
слова состоят только из ноликов и единичек. Вот,
например, слово "фея" на машинном языке
записывается так: 1100110 1100101 1110001. Вот какой это
необычный язык! Выучили и люди машинный язык.
Стали на нем разные программы писать. Но
непростое это дело. От ноликов и единиц в глазах
рябит – недолго и ошибиться. Трудно было людям, а
что делать? Ведь не понимают компьютеры
человеческий язык. Решил всемогущий добрый
волшебник помочь людям и стал думать. День думал,
два думал, а на третий день придумал особый язык и
назвал его первым языком программирования. Похож
он на человеческий язык, хотя он и не
человеческий. Но людям писать программы на этом
языке одно удовольствие. И просто, и быстро. А
перевести программу с этого языка на машинный –
пара пустяков. Это и сам компьютер сделать может.
Красота, да и только. С тех пор прошло много лет.
Скоро люди и сами научились придумывать языки
программирования и придумали их великое
множество. Непохож один язык на другой – и имена
у них разные. Вот какие: Фортран, Алгол, Паскаль,
Лого, Бейсик, Ассемблер, Кобол, ПЛ, Пролог, Лисп,
Модула, Фокал, Си и много-много других. Выбирай
любой – какой тебе больше нравится!"
Ведущий. Понравилась сказка?
Микроша 1. Вы не думайте,
пожалуйста, что раз это сказка, то все в ней –
неправда. Знаете пословицу: "Сказка – ложь, да
в ней намек – добрым молодцам урок".
Ведущий. Ребята, какой урок вы
извлекли из этой сказки? Вы помните, где
находится центральный процессор? А что еще
находится в системном блоке?
Ответы детей.
Микроша 2. Следующая наша
остановка – память. Память нужна для сохранения
программ, по которым работает компьютер.
Центральный процессор работает по программе,
составленной людьми. Эта программа записана и
хранится в специальном устройстве. Его называют
запоминающим устройством, а иногда и просто
памятью компьютера.
Центральный процессор записывает в память
компьютера программы и результаты расчетов так
же, как мы записываем в дневник домашнее задание,
а учителя – наши оценки.
Ведущий. Микроша, а если программа
становится ненужной?
Микроша 2. Центральный процессор
сотрет ее из памяти, а на ее место запишет новую.
Ведущий. А если программа сейчас не
нужна, а потом может пригодиться?
Микроша 2. Центральный процессор
переписывает ее на магнитный или на лазерный
диск. А когда эта программа понадобиться – опять
записывает ее в память компьютера.
Ведущий. А что будет, если память
компьютера вдруг испортиться?
Микроша 2. Тогда испортиться
программа работы компьютера, перепутаются цифры
в расчетах и буквы в словах.
Ведущий. Что же тогда получиться?
Микроша 2. Видите, какая важная
эта штука – память? И важна она не только для
машин, но и для людей. А от старости память может
портиться, и у старых людей может даже появиться
болезнь – склероз. Кто знает, что так важно
помнить? Для машины (компьютера), как и для людей,
важно ничего не забыть и не перепутать, а если
объема памяти маловато, то информацию, которая
сейчас не нужна, но потом может понадобиться,
можно переписать на магнитный диск. А вы знаете,
что это такое?
Микроша 3 (показывает дискету).
Магнитный диск нужен для записи и хранения
информации. Сведения из справочников и словарей,
стихи и рассказы, рисунки и песни – все это может
быть записано на магнитный диск. Он похож на
грампластинку и храниться в квадратной
коробочке из пластмассы. Такие магнитные диски
очень часто называют дискетами. На одной дискете
запросто уместится содержание нескольких
школьных учебников.
Дискеты можно менять: вынул одну из дисковода –
вставил на ее место другую. Кстати, а вы знаете,
что такое дисковод?
Ведущий. Микроша расскажет вам о
дисководе – специальном устройстве для записи и
считывания информации с дискеты.
Микроша 3 (показывает рисунок).
Это магнитные головки. С ее помощью происходит
запись на магнитный диск. И воспроизведение тоже.
Это коробочка. В нем находится магнитный диск.
Коробочка защищает диск от пыли и царапин. Этот
моторчик двигает магнитную головку. Сюда
вставляют дискету. Этот моторчик вращает
магнитный диск. Очень важен дисковод для
компьютера. Но прежде, чем оперировать с
информацией, нужно ввести ее в компьютер. Для
этого существует специальный человек –
программист
Микроша 1. Но что бы мог сделать
программист без клавиатуры-мастерицы, которая с
помощью операторов, вводимых программистом,
передает информацию в память компьютера. Поэтому
следующая наша остановка в Компьютерном городе
– клавиатура. Клавиатура нужна для ввода
информации в компьютер.
Микроша 2. А теперь наша
остановка у дисплея. Дисплей – это экран, похожий
на телевизионный. На дисплей компьютер выводит
информацию. Телевизор тоже может быть дисплеем.
Компьютер может выводить на дисплей: результаты
расчетов, тексты программ, цветные изображения,
разные таблицы, стихи и рассказы. Фигурками,
изображаемыми на экране компьютера, можно
управлять с помощью мыши. А хочешь что-нибудь
нарисовать – рисуй прямо на экране дисплея... нет
не карандашом, а специальным световым пером.
Микроша 2. Наша следующая
остановка – устройство называемое "мышь".
Да-да, такая же маленькая и быстрая. Мышь можно
двигать в любую сторону. Если мышь двигать
вправо, то стрелочка на экране будет двигаться
вправо, если влево – то влево, если от себя – то
вверх, а если к себе – то вниз.
Ведущий. Давайте поиграем.
Представьте, что мел – это световое перо, а доска
– дисплей.
Ученики рисуют на доске. Можно
провести конкурс на самый лучший рисунок:
портрет, пейзаж.
Микроша 3. Если нам надо
напечатать информацию, мы будем пользоваться
принтером. Принтер нужен компьютеру, чтобы
печатать на бумаге. Иногда принтер называют
печатающим устройством.
Ведущий. Вот и познакомились мы с
этим загадочным городом, а теперь нам пора домой.
Звучит музыка.
Ведущий. Понравилось вам
путешествовать? Что нужно сказать Микрошам за
экскурсию?
Дети. Спасибо!
Можно устроить конкурс на лучший
кроссворд по этой теме или провести игру,
имитирующую работу компьютера. Из класса
выбирается 6 человек: программист, клавиатура,
центральный процессор, монитор, принтер,
дисковод. Каждый из детей выполняет
соответствующие функции составной части
компьютера.
|