Людмила ЗАЙЦЕВА,
заслуженный учитель РФ из УВК № 1804
г. Москва
Математические превращения
Тема "Равенства и неравенства"
обычно не вызывает у детей затруднений. Но если
вы хотите учить ребят быть внимательными, уметь
рассуждать, доказывать "свое" мнение, то
познакомьтесь с приемами ведения урока Людмилой
ЗАЙЦЕВОЙ, заслуженного учителя РФ из УВК № 1804
г. Москвы.
Тема. "Верные и неверные
равенства и неравенства".
Оборудование. Учебник
"Математика. 1-й класс, 4 часть", авторы
И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина. Издательский дом
"Федоров", 1998.
ХОДУРОКА
Учитель. Запишите в строку все
натуральные числа от 14 до 7.
Дети быстро выполняют задание.
– Вы записали отрезок натурального
ряда?
Дети. Нет! Это не отрезок
натурального ряда.
У. Почему нет?
Д. В отрезке натурального ряда
числа становятся больше на единицу.
У. Подумайте, верно ли Юра
ответил на мой вопрос? Я спросила: "Почему это
не отрезок натурального ряда?"
Д. Я думаю, нужно так: в отрезке
натурального ряда числа увеличиваются.
У. Правильно начато объяснение?
Длительное молчание, дети думают.
– Вы согласны?
Д. Нет, это опять про отрезок
натурального ряда, а нужно про этот ряд.
– Это не отрезок натурального ряда,
потому что в нем числа уменьшаются, а в отрезке
натурального ряда должны увеличиваться.
У. Это очень важно, научиться
отвечать на вопрос точно. А для этого нужно
внимательно слушать и хорошо думать. Запишите
отрезок натурального ряда, состоящий из этих же
чисел.
Дети записывают в тетрадях а учитель
на доске.
7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
– Используя этот отрезок
натурального ряда, узнайте, сколько нужно
добавить к каждому его числу, чтобы получилось 14.
Д. Если взять 7, то до 14 будет 7
шагов, значит, нужно добавить 7. А если взять 14, то
никуда идти не надо, значит, нисколько не нужно
добавлять.
– Нисколько – значит нуль.
– А взял 10 и прыгнул 4 раза, значит, к
10 нужно добавить 4.
У. Запишите выражения и их
значения.
Ученики самостоятельно делают записи
в тетрадях.
У. Как называются получившиеся
записи.
Д. Это равенства.
– Можно сказать точнее – верные
равенства.
У. Откройте учебник на с. 8 и
найдите задание 12. Подчеркните верные
неравенства.
5<8
9=7
6>4
8>6
7<8
2>5
3<3
5+3=9
8– 2 = 6
6+4=10
– Прочитайте начало задания.
Дети читают жужжащим чтением.
– Вы поняли, что нужно делать?
Д. Да, здесь все понятно.
У. Тогда выполняйте задание
самостоятельно.
Дети выполняют задание.
– Какие вы нашли неверные
неравенства?
Д. 2 > 5,
3 < 2.
У. А равенства?
Д. 5 + 3 = 9,
9 = 7.
У. В неравенстве 2 > 5
измените один знак так, чтобы неравенство стало
верным. Решения записывайте в тетрадях.
Ученики делают в тетрадях свои записи,
на которые учитель дает очень мало времени.
– Сегодня очередь третьего ряда
показывать, какие у них получились решения.
Дети называют неравенства, учитель
записывает их на доске.
На доске.
2 < 5,
2 >1,
6 > 5,
2 > 5 – 4,
2 > 0,
10 > 5,
7 > 5
– В первом и втором рядах есть
другие решения?
На доске.
100 > 5,
2 + 5 > 5
Д. Здесь можно много-много
правильных неравенств написать, сколько хочешь.
У. Посмотрите на записи и
скажите, все ли они соответствуют заданию. Кто
хочет, может прочитать задание в учебнике.
Д. Я посмотрела, здесь все
правильно, все неравенства верные.
– И я думаю – все правильно.
У. Я скажу вам задание, а вы
внимательно слушайте. В неверном неравенстве
замените один знак так, чтобы оно стало верным. А
теперь еще подумайте, все ли верно на доске.
Длинная пауза, все молчат, думают.
Д. Я понял! Есть неверные записи!
Вот эти, где + и –. Ведь надо изменять один
знак, а здесь добавили по 2 знака.
Учитель подчеркивает эти неравенства.
На доске.
2 < 5
2 > 1
6 > 5
2 > 5 – 4
2 > 0
10 > 5
7 > 5
100 > 5
2 + 5 > 5
У. Как вы думаете, прав Паша?
Д. Да! Он правильно догадался.
У. Я с вами согласна, он прав! И вы
тоже молодцы, что это поняли. У кого записаны
неподходящие к заданию неравенства, зачеркните
их.
Довольно много учеников вычеркивают
неверные варианты.
У. Выполните сами это же задание
для одного неверного равенства. Какие были
неверные равенства?
Превратите неверные равенства в
верные. Записи сделайте в тетрадях.
Д. 5 + 3 = 9,
7 = 9.
У. Измените один знак в неверном
равенстве 5 + 3 = 9.
Дети выполняют задание.
– Прочитайте получившиеся верные
равенства.
Дети называют, учитель записывает на
доске.
5 + 3 = 8,
6 + 3 = 9,
5 + 4 = 9
– А такое равенство подойдет?
5 + 3 = 9 – 1
Д. Нет, это не подойдет!
– Опять вы хотите нас перехитрить!
– Вы же добавили минус и один, а так нельзя в
этом задании поступать!
– Вот если бы сказать "измените что-нибудь в
равенстве так, чтобы оно стало верным", тогда
бы оно годилось!
У. Какие вы внимательные и умные,
не удалось мне вас перехитрить! Мы сегодня очень
много работали с числами и разными
математическими записями, а сейчас займемся
совсем другим делом. Найдите в учебнике задание
13. Вы можете сказать, не читая задания, что нужно
будет делать?
Д. Здесь нужно будет все рисунки
дорисовать, чтобы они получились одинаковые.
– Здесь на рисунках разные кусочки одного
рисунка, и нужно собрать целый.
У. Правильно, нужно восстановить
рисунки по их частям. А с какого рисунка лучше
всего начать работу и почему?
Д. Я думаю, лучше с первого, на
нем много кусочков.
– А мне кажется, что лучше сначала дорисовать
третий рисунок, на нем тоже много всего, даже
наверное больше.
У. Не будем спорить, каждый может
начать с того рисунка, с которого хочет, а потом
мы сравним и узнаем, кто был прав.
Дети начинают восстанавливать первый
или третий рисунок, никто не выбирает второй или
четвертый.
У. Наш урок подошел к концу,
завтра мы продолжим начатую работу. Вам было
интересно на уроке?
Д. Да! Очень интересно!
У. Что больше всего понравилось!
Д. Мне очень понравилось, как вы
перехитрили нас с отрезком натурального ряда.
– А мне понравилось превращать неверные
записи в верные.
– А я люблю дорисовывать рисунки по кусочкам,
жалко, что времени было мало и я не успел все
сделать. А еще я посмотрел, что потом эти
одинаковые рисунки нужно сделать разными. Это
тоже мне понравилось.
У. Что вам кажется самым главным
на этом уроке?
Д. Я думаю, что самое главное
было, когда искали неверные равенства и
неравенства и превращали их в верные.
– А я думаю, что важно было узнавать, сколько
нужно добавлять к разным числам, чтобы стало 14.
– А мне кажется, что самое главное было, когда
мы учились внимательно слушать задания. Если
этому научишься, будешь все понимать и хорошо
учиться.
|