Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2002

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Юлия БАТУЛКИНА,
учитель школы № 17,
г. Москва

Письмо с секретом

Тема. "Письмо заглавной и строчной буквы К, к" (по методике В.А. Илюхиной).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, запись числа, слов "Классная работа".

II. Подготовка к основному этапу

Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный урок чистописания, он немного волшебный. А знаете почему? Мы отправимся в сказку, а в какую – догадайтесь сами.

Дети слушают аудиозапись начала сказки "Снежная королева".

У. В какую же сказку мы отправимся?

Дети. В сказку "Снежная королева".

У. Это сказка народная или авторская?

Д. Авторская.

У. Кто автор этой сказки?

Д. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. Он жил в Дании около 150 лет назад и писал сказки и истории для детей и взрослых.

У. Кто главная героиня сказки?

Д. Снежная королева.

У. Кто такая Снежная королева?

Д. Королева зимы, холода, Севера.

У. В какое время года у нас царит Снежная королева?

Д. Зимой.

У. А когда она заглядывает в окна, то что появляется на стеклах?

Д. Морозный узор – иней в виде причудливых цветов и листьев.

У. Давайте изобразим с вами ледяной узор, который рисует на окнах Снежная королева. А состоять этот узор будет из двойных петель с нижним соединением.

Учитель показывает на доске написание петель. Дети пишут сначала в воздухе, а затем в тетради до конца строки.

III. Основной этап. Работа над формой к строчной и К заглавной

У. Как звали главную героиню сказки?

Д. Снежная королева.

Учитель открывает две карточки с ее именем на доске.

Снежная королева

У. Имя королевы Зимы состоит из двух слов: Снежная – с заглавной буквы С и королева – с маленькой буквы к. Такое имя дал ей автор. Поэтому нашу работу мы начнем с повторения написания строчной буквы к, которая встретилась нам в имени главной героини сказки.

Анализ буквы по образцу на доске. Нахождение знакомых элементов.

Показ учителем написания буквы к строчной на доске с комментированием. Учащиеся проговаривают букву хором с учителем и пишут ее в воздухе.

– А теперь возьмите снежинки, которые оставила Снежная королева, и напишите каллиграфически правильно строчные буквы к в середине снежинки и между ее лучей в верхней части.

Учащиеся работают на индивидуальных снежинках, а четыре человека – у доски на большой снежинке.

– Отложите снежинки. Посмотрите на карточки с именем на доске. Где соединяется большинство букв русского алфавита?

Д. На середине рабочей строки.

У. Какой слог есть в имени?

Д. Слог ко.

У. Как присоединим букву о?

Д. Сломаем секрет.

У. Какие буквы соединяются на 1/3 снизу в рабочей строке?

Д. Буквы л, м, я.

У. Где в имени нам встретились такие соединения?

Д. Снежная королева.

У. Спишите имя главной героини сказки себе в тетрадь каллиграфически правильно.

Дети выполняют задание.

– Какие еще главные персонажи встретились в сказке?

Д. Мальчик и девочка. Кай и Герда.

Учитель открывает таблички с именами детей на доске.

Кай Герда

У. Как написаны имена детей?

Д. С большой буквы.

У. Почему?

Д. Имена собственные.

У. Как звали мальчика?

Д. Кай.

У. На какую букву начинается его имя?

Д. На букву к заглавную.

У. Продолжим нашу работу и повторим каллиграфически правильное написание буквы к заглавной, которая встретилась нам в имени главного героя – мальчика Кая.

Анализ буквы К заглавной по образцу на доске. Нахождение знакомых элементов.

Показ учителем написания К на доске с проговариванием. Учащиеся говорят хором с учителем и пишут букву в воздухе.

– Возьмите свои снежинки и в нижней ее части напишите каллиграфически правильно буквы К заглавные.

Учащиеся работают на индивидуальных снежинках, а четыре человека – у доски на большой снежинке.

Взаимопроверка – дети меняются снежинками с соседом по парте и обводят в кружок самую красивую заглавную и строчную буквы К, к.

– Имя какой главной героини уже записали в тетрадь?

Д. Снежная королева.

У. Запишите имена всех главных персонажей сказки себе в тетрадь красиво и каллиграфически правильно.

Дети выполняют задание.

IV. Физкультминутка

У. Когда зимой по улицам в белоснежной карете проезжает Снежная королева, то какие дуют ветры?

Д. Северные.

Дети дуют, изображая ветер.

У. Какие наметаются за каретой сугробы?

Д. Огромные, большие.

Дети разводят в стороны руки и показывают большие сугробы.

У. А с неба вместо дождя падают легкие пушистые снежинки.

Дети поднимают руки и кружатся под музыку, изображая снежинки.

V. Основной этап (продолжение)

У. А теперь вернемся в сказку. Где жили дети?

Д. В соседних домах.

Учитель показывает иллюстрацию.

У. Что произошло с Каем?

Д. Ему в глаз и в сердце попали осколки зеркала тролля и он стал видеть все вещи в дурном свете – все хорошее становилось плохим, а плохое – еще хуже.

– Сердце Кая превратилось в кусок льда и он перестал любить и уважать окружающих его людей.
– Он стал замкнутым, грубым, бесчувственным и равнодушным ко всем мальчикам – ко всем, кроме себя.
– Он стал эгоистом.

У. Что же произошло зимой с Каем?

Д. Его увезла на Северный полюс Снежная королева.

У. Что стала делать Герда?

Д. Отправилась его искать.

У. Почему?

Д. Она очень любила своего названного брата.

VI. Закрепление знаний и способов действий

У. Кого встретила первой на своем пути девочка?

Д. Старушку-колдунью.

У. Что было около дома старушки?

Д. Цветник.

У. Что там росло?

Д. Различные цветы.

Учитель прикалывает на доску рисунок розы.

У. Как старушка поступила с Гердой? Почему?

Д. Она заколдовала Герду, ей было скучно.

У. Ребята, поможем расколдовать Герду, чтобы она могла продолжить свой путь. Для этого нужно выполнить следующее задание. Вам надо вспомнить и записать "зимние" слова, которые живут на Северном полюсе у Снежной королевы. И слова должны быть непростые, а с "опасными" местами, с орфограммами, в которых можно совершить ошибки.

Дети вспоминают и называют "зимние" словарные слова (мороз, север) и слова с орфограммами (вьюга, лед, снег, метель) и записывают их в тетрадь. Четыре человека по очереди записывают четыре слова на доске и объясняют правописание орфограмм.
Далее учащиеся составляют предложения, используя эти слова и записывают одно из них в тетрадь. Учитель записывает образец предложения на доске.

– Итак, Герда расколдована и может продолжать свой путь. К кому следующему она попала во время своего странствия?

Д. К принцу и принцессе.

У. Что думала Герда?

Д. Что принц – это Кай.

У. Как поступили с Гердой принц и принцесса?

Д. Они помогли ей – дали золотую карету, запряженную лошадьми и теплую одежду.

Учитель вешает на доску картинку с изображением кареты.

У. Но чтобы карета смогла поехать, а Герда смогла продолжить свой путь, необходимо выполнить следующее задание.

Дети выполняют упражнение на развитие фонематического слуха.

– Положите перед собой кареты, точно такие же, как и карета, в которой поехала Герда. Нам необходимо закрыть окошечки кареты, чтобы холодный северный ветер не задувал внутрь и не заморозил Герду. Итак, закрываем левое окошко.

Дети работают на индивидуальных каретах, один человек – у доски.

– Запишите первый слог в слове карета.

Дети выполняют задание.

– Запишите второй слог в слове дорога.

Дети выполняют задание.

– Запишите третий слог в слове разбойник.

Дети выполняют задание.

Проверка фронтальная – "светофоры".

– Закрываем правое окошко. Записываем схемы слов. Гласные буквы пишем, а вместо согласных ставим черточку (прочерк).

Учащиеся работают в индивидуальных пособиях, один человек – у доски.

Зима – и-а
холод – о-о
пурга – у-а

Проверка фронтальная – "светофоры".

– Итак, ребята, задание нами выполнено и Герда отправилась дальше. И вот ее карета въехала в густой и темный лес. Что же там приключилось с Гердой?

Д. Ее забрали в плен разбойники и отвели в свой замок.

У. Почему разбойники не убили девочку?

Д. Им не позволила маленькая разбойница.

У. Почему маленькая разбойница пожалела Герду?

Д. Она была одинока, и ей очень понравилась девочка.

У. Что рассказала маленькой разбойнице Герда?

Д. О том, что она идет на Северный полюс к Снежной королеве выручать своего названного брата Кая.

У. И тогда маленькая разбойница сказала, что даст Герде северного оленя, чтобы он отвез ее к замку Снежной королевы.

Учитель вешает на доску картинки с изображением северного оленя.

– Но прежде, чем ее отпустить, маленькая разбойница поставила условие: Герда должна отгадать все зашифрованные буквы. А вы ей в этом поможете, правда, ребята?

Учитель и трое учащихся у доски проговаривают написание четырех букв по методике В.А. Илюхиной. Остальные учащиеся на слух воспринимают и записывают буквы в тетради.

Проверка: учащиеся у доски показывают образец загаданной буквы на карточке, а ученики в классе подтверждают правильность написанного поднятием "светофора".

VII. Контроль и самопроверка

Буквы угаданы правильно, задание маленькой разбойницы выполнено, и северный олень привез Герду прямо к замку Снежной королевы.

Учитель вешает на доску картинку с замком Снежной королевы.

– Когда Герда вошла в замок, то кого она увидела?

Д. Кая.

У. Узнал ли ее Кай? Почему?

Д. Его сердце превратилось в кусок льда, и он забыл всех людей, которые любили его.

У. Что делал Кай?

Д. Складывал из льдинок слово "вечность". Так ему велела Снежная королева.

У. Ребята, какой смысл вкладывала Снежная королева в слово вечность?

Д. Вечна зима, вечные снег и лед, вечный покой, вечный холод не только
в природе, но и в душе человека, равнодушие и безразличие к окружающим. Таким сделала Снежная королева и Кая.

У. Но Герде удалось расколдовать Кая. Как именно?

Д. Ее горячие слезы упали на грудь Кая и растопили ледяную корку на его сердце.

У. Какие чувства помогли Герде расколдовать Кая?

Д. Любовь, доброта, верность и смелость.

У. Ребята, значит, самыми сильными и вечными будут всегда какие чувства? Какие чувства будут одерживать победы над холодностью, бездушием и безразличием к окружающим тебя людям?

Д. Любовь, дружба, смелость, стойкость и доброе сердце.

У. Что же стали делать дети после того, как Кай стал прежним?

Д. Они вернулись домой.

У. Прочитайте, ребята, на доске заключительные предложения из сказки.

Дети хором читают два предложения, написанные на доске.

Кай и Герда рука об руку пошли домой. И там, где они шли, расцветали весенние цветы, зеленела травка.

– Что означает выражение "рука об руку"?

Д. Взявшись за руки, вместе.

У. Почему во время их обратного пути расцветали цветы и зеленела трава?

Д. Власть Снежной королевы закончилась и наступила весна.

У. Какие знакомые орфограммы встретились нам в словах первого и второго предложений?

Дети перечисляют орфограммы в словах, а учитель выделяет их на доске.

– А теперь, ребята, спишите эти два предложения себе в тетрадь так же красиво и каллиграфически правильно. После списывания, выделите в предложениях все найденные орфограммы.

Взаимопроверка – учащиеся меняются тетрадями с соседями по парте и проверяют правильность написания предложений и наличие всех выделенных орфограмм.

VIII. Итог урока

У. В какой сказке побывали сегодня на уроке?

Д. В сказке Андерсена "Снежная королева".

У. Написание каких букв повторяли на уроке?

Д. Буквы к строчной и К заглавной.

У. Что еще повторяли на уроке?

Д. Словарные слова и правописание различных орфограмм.

У. Все вы, ребята, сегодня хорошо работали на уроке. Все вы старались писать буквы и слова красиво, с соблюдением норм каллиграфии.

Выставка лучших работ.

Учитель оценивает лучшие работы (ставит "5"), дает задание на дом и собирает тетради на проверку.