Людмила РЫБИНА
Дифференцированное обучение без
разделения
Пожалуй все учителя, которые хотя бы
понаслышке знают об открытиях Софьи Николаевны
Лысенковой, помнят, что с одним своим классом – с
шестилетками – она закончила программу за три
года вместо четырех, с другим – за два вместо
трех (по программе 1–3), а еще с одним своим
классом Софья Николаевна, завершив программу
начальной школы за два года, решила перейти в
среднюю – в пятый класс, чтобы до конца понять,
почему на этом переходе спотыкаются многие
ребята...
Педагогическое открытие народного
учителя Софьи Николаевны Лысенковой полностью
называется: методика опережающего обучения с
использованием опорных схем при
комментированном управлении учебным процессом,
а коротко – опережение.
Опережение Лысенковой – это не гонка
вперед любыми средствами. Это не шесть часов на
тему вместо восьми, а как раз наоборот –
значительное увеличение времени на прохождение
каждой сложной темы!
Опережение Лысенковой – это не класс
вундеркиндов, а самые обычные классы обычной
школы без всякого отбора и отсева. Софья
Николаевна умеет учить успешно всех, а классы
коррекции считает преступлением против детей.
Опережение Лысенковой – это не
загруженные школьными уроками и домашними
заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при
которой дети, по словам самой Софьи Николаевны,
могут и должны пользоваться всеми благами жизни
в столице: музеями, театрами, спортивными
секциями, музыкальным и художественным
образованием и просто гулять. У Лысенковой
строгое правило: вторая половина дня принадлежит
детям и школа не должна на нее посягать.
Но как?
Нелинейное движение программы
Симон Львович Соловейчик в своей
давней статье писал о том, что ни у одного ребенка
не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел
ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому
классу ходит в школу не только без портфеля, а
даже без листка бумаги, отпавший от учения.
А как и когда это начинается? Да в самом
начале. Симон Львович писал еще: все дети хотят
учиться, когда идут в школу, но здесь упускается
одно слово – дети любят хорошо учиться.
Для Софьи Николаевны Лысенковой это –
правило: важны не просто знания, а то, какой путь
ведет к ним. Важно, чтобы ребенок испытывал успех.
Успех – это хорошее настроение – двигатель
жизни, здоровье. Здоровье – это
работоспособность – путь к новому успеху.
Итак, воспитание успехом!
Софье Николаевне очень важно, чтобы
дети учились радостно. Она считает, что
перегрузка, о которой сейчас так много говорят и
с которой так формально повели борьбу,
исчисляется далеко не только учебными часами:
пять уроков – не перегрузка, а шесть –
перегрузка? А разве для нервной системы ребенка
все равно, что происходит на этих уроках. Нервная
перегрузка может наступить и от одного урока,
если на нем ученик получил двойку или жестокий
разнос, если все успели, а он – не успел, если все
решали, а он не знал, как, и был вынужден
заглядывать в тетрадку соседа, а тот еще и
закрывался. Софья Николаевна спасает всех своих
учеников именно от таких перегрузок.
Хотя и пятые, не говоря уж о шестых,
уроки для своих маленьких учеников она считает
лишними.
Софье Николаевне важно, чтобы ни для
кого не оказались непосильными те задания,
которые она дает на уроке. Ей нужен бодрый и
веселый ритм. Она не делает замечаний, она просто
включает каждого в работу. Для этого –
комментированное письмо. И на письме и на
математике дети хором или с комментированием то
одного, то другого ученика проговаривают то, что
пишут, разбираются в правилах, считают. Тот, кто
соображает быстро, сделает все сам. А тому, кому
труднее, поначалу поможет комментарий – каждое
правило, которое встречается на пути,
произносится: "Пишу "Саша", первая буква
заглавная, имена собственные пишутся с заглавной
буквы." День за днем каждое трудное место
комментируется, сопровождается повторением
правила. Кто-то быстрее, а кто-то пусть и не сразу,
но обязательно запомнит. И никаких
дополнительных занятий после уроков. Учение
может быть построено таким образом, что все
поймут в классе.
Еще одна помощь – опоры – специальные
схемы, которые развешаны на стенах класса или
выставляются на доску по мере надобности, по той
теме, по которой идет работа. Никому не снижается
оценка, если при ответе он смотрит на опорную
схему. Наоборот, пускай она помогает каждому,
пока прочно не отложится в памяти. Опорные схемы
– способ внешней организации мыслительной
деятельности детей. Не теряется впустую время на
уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит
и наконец, что-то скажет. На каждом уроке экономия
до 15 минут. Они-то и работают на перспективу.
Софья Николаевна Лысенква и Владимир
Федорович Шаталов изобрели опорные схемы и
опорные сигналы почти одновременно независимо
друг от друга в разных точках страны.
Софья Николаевна все время говорит,
что работать ей очень легко. Легко и радостно. Кто
хоть раз видел ее урок, согласится, что и детям у
нее очень легко. Даже те, кто просто присутствуют
на уроке в качестве зрителей на последних партах,
заражаются приподнятым настроением. Откуда
такая энергия после пятидесяти лет работы в
школе? Может ли так быть?
Опоры, комментированное письмо,
прочные знания позволили впустить небольшими
дозами опережение.
Опережение – пожалуй, самое
гениальное открытие Софьи Николаевны
Лысенковой, но и самое сложное для тех, кто хочет
взять готовую методику. Потому что опережение –
это постоянное творчество. Хотя и оно настолько
технологично, так хорошо продумано и
инструментовано Лысенковой, что перенять его
можно. Надо только потрудиться понять.
Софья Николаевна рассказывает, как к
ней приехала завуч одной школы и рассказывает:
"Я говорю своим учителям: положено на тему 8
часов, а вы опережайте, проходите за 6."
Почему-то именно так сегодня многие и поступают:
часы сокращают, программы усложняют, а в
результате все больше и больше детей отсеивают
как несправляющихся с программой. Но ведь у
Лысенковой-то все наоборот.
Например, на тему "склонение имен
существительных" в третьем классе положено 50
часов. И всегда бывают ребята, которые не усвоят
тему за эти часы. А у Софьи Николаевны на нее – 150
часов. Откуда? Начинает она тему на много раньше,
чем положено по программе. По несколько минут на
каждом уроке отводит перспективной теме.
Потихоньку, маленькими дозами новое приходит
задолго до того, как наступит время отвечать или
писать контрольные по этому материалу.
Например, в первом классе всего 5 часов
по программе на сложение и вычитание с переходом
через десяток. Учителя старших классов жалуются,
что дети с трудом работают с многозначными
числами именно потому, что не освоили этот навык.
Лысенкова со своим классом изучает эту тему 60
часов только в перспективе, а потом еще 5. Этих
пяти программных часов им явно много. А в
результате – экономия программного времени.
После ряда перспектив – выход на опережение.
Учебный год с семилетками Софья
Николаевна заканчивает до 1 апреля. И тут
наступает время большой перспективы: подход к
самым трудным темам будущего года. Первый год
обучения подает руку помощи второму, второй –
третьему. По математике, например, 40 уроков в
третьем классе отдается десятичным дробям –
центральной теме следующего года. Это мостик в
среднюю школу.
Когда тему надо проходить по
программе, все ребята уже освоили ее. В
положенные по программе часы идет обобщение,
можно спрашивать всякого, за время долгой
постепенной подготовки все усвоили. Поэтому на
уроке дети активны, никто не отсиживается, не
прячется в страхе за спинами товарищей. И только
здесь по новой (по программе), но уже хорошо
знакомой теме даются домашние задания, и каждый
их выполнит самостоятельно. Тех часов, которые
заложены по программе, для класса Софьи
Николаевны оказывается очень много. Остается
время на отработку навыка. И никогда никаких
заданий на лето! И никогда никаких
дополнительных занятий с отстающими!
Вместо линейной последовательности
изложения программы (как было всегда)
опережением вводится динамика наложения тем,
позволяющая растянуть время прохождения трудных
тем программы от первого к третьему классу и
далее. Таким образом, связываются все года
обучения – преемственность между годами
обучения – лестница, наложение.
Однажды на семинаре учительница
воскликнула: "И сколько надо было думать, чтобы
до такой простоты додуматься.
Дети живут не только школой
Почти пятнадцать лет тому назад
творческим союзом учителей был создан манифест
"Педагогика сотрудничества". Среди многих
важных положений этого документа было и такое
напоминание учителям: время после уроков
принадлежит детям! Покушаться на него мы не имеем
права.
Софья Николаевна интересуется другой,
не школьной жизнью своих учеников. Благодаря
открытиям Лысенковой ее ученики не задавлены
домашними заданиями. У детей, считает Софья
Николаевна, может и должна быть жизнь вне школы,
вне учебы. И родители не должны с ужасом ждать
каждого нового домашнего задания. Ее дети дома
делают только то, что уже хорошо понимают, в чем
им не потребуется помощь.
Вот некоторые из записок, которые
написали дети по просьбе Софьи Николаевны.
"Я хожу на рисование. Маша."
"Комиссаров Роман. Занимаюсь в
народном ансамбле танца "Калинка."
"Кукшина Ксения. Во вторник, четверг
и пятницу хожу на танцы. А в среду и субботу
занимаюсь музыкой."
"Дергунов. Я хожу на теннис."
"Грачев Матвей. Каратэ."
Есть среди записок и лыжная секция, и
английский язык, и театральная студия, и
воскресная школа, и легкая атлетика. Только две
записки от тех, кто помимо школы не занимается
нигде. А есть такая замечательная записка:
"Кроме школы я люблю гулять." Это тоже очень
важно. Все ли дети имеют возможность гулять?
Как-то в класс Лысенковой перевели
девочку, которая до того училась в очень
престижной гимназии. Поступала туда в свое время
по конкурсу. Лиза очень хотела рисовать, но на
рисование там никак не оставалось времени, еще и
учителя говорили: "Художественная школа, это
твое личное дело." Да это же все равно, что
сказать, что меня не интересует твоя жизнь!
У нас девочка смогла заниматься
рисованием столько, сколько ей хотелось. А
недавно я встретила лизину бабушку и она
рассказала мне, что Лиза учится в Художественном
училище: "Софья Николаевна, какие Лиза
портреты пишет!"
Где взять время?
Но для того, чтобы серьезно заниматься
рисованием, танцами, музыкой, чтобы добиваться
успехов личных или во всевозможных конкурсах,
чтобы взять какую-то высоту, нужно очень много
времени.
Такие возможности дает методика
глубокой дифференциации на основе опережающего
обучения.
При контроле знаний подход тоже
дифференцированный: каждому своя высота, своя
точка отсчета. Причем нет таких, у кого она ниже
той, что предполагается программой на каждый
конкретный отрезок времени. То, что сегодня
положено проверять, знают уже все. А кое-кто знает
и следующую тему, и имеет понятие о самой трудной
теме будущего года. А уж когда она подойдет для
всех, все будут отвечать, писать контрольные или
диктанты успешно, потому что работа на этот успех
начинается задолго до того, когда знать обязаны
все. Поэтому и результаты радуют.
И самое важное, что эти результаты
радуют не только инспектора, который готов
лакировать действительность. Неблагополучные
результаты всегда объяснит тем, что ученики в
классе не дифференцированы, значит неизбежен
какой-то процент неуспевающих. Нет такого
процента, если учитель владеет методикой,
позволяющей обучать всех! Обучать всех, не
выталкивая слабых, не задерживая сильных и не
отбирая в пользу школы все детское время после
уроков. Метод Лысенковой много дает и самым
сильным ученикам: они-то схватывают новую тему,
как только учитель впервые заговорил о ней, то
есть на полгода, а то и на год раньше, чем положено
по программе. А потом уже они будут отвечать,
проговаривать то, что основная часть будет пока
только слушать, и чего спрашивать со всех еще не
пришло время. Дети подучивают друг друга, и никто
не стоит на месте. Получается, что каждый
движется в своем темпе.
Но почему-то у нас силы тратятся на
высчитывание процента фатально неуспевающих, а
не на распространение методики, спасающей детей,
делающей учение радостным. Выделяют деньги на
классы выравнивания – тупиковую идею в
педагогике!
Деньги… Учителя часто говорят, что ж
ломаться за такую зарплату. Зарплата и правда
унизительная, но работать, когда у каждого
ученика есть успех, когда в классе бодрая
здоровая атмосфера, гораздо легче! С детьми куда
приятнее сотрудничать, чем заходить изо дня в
день в класс, как в клетку с тиграми или, как
выразилась моя коллега – как на войну.
За начальную школу Софье Николаевне
удается сэкономить год. Но этот год у детей не
отбирают, он есть у каждого как приданое. Софья
Николаевна против, чтобы ее класс после
начальной школы сразу называли шестым, хотя у
детей на партах появляются учебники шестого
класса. Она настаивает, чтобы считалось, что дети
учатся в пятом, но по шестому. Все время
подчеркивает: в седьмом, но по восьмому. Кто и до
окончания сможет двигаться в опережающем темпе,
может попытаться сдать выпускные экзамены, когда
отучится в десятом классе по одиннадцатому. А
кому нужно еще время, тот с полным правом будет
учиться в своем законном одиннадцатом. Софья
Николаевна не стремится к дешевым эффектам, ей
важен комфорт детей, их успешность.
|