Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2002

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя начальной школы

Безруких Марьяна Михайловна, д.биол.н., директор института возрастной физиологии, семинар "Особенности обучения чтению и письму"

На этом мастер-классе будут рассмотрены причины и механизмы трудностей обучения письму и чтению в начальной школе, разбор наиболее типичных трудностей при обучении письму и чтению. Тактика индивидуальной работы с ребенком, с родителями, логопедом и психологом. Участникам мастер-класса будут предложены книги для учителей и родителей "Проблемные дети", "Ступеньки к школе", "Проверьте ребенка перед школой", "Учимся писать буквы", "Прописи для детей с трудностями и леворуких детей" и др.

Лазарева Валерия Александровна, автор учебника по литературному чтению, мастер-класс "Принципы и технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения"

Основным содержанием урока "Литературное чтение" в начальной школе должен стать анализ художественного текста маленьким читателем. Цель анализа, смысл и значение этой работы – полноценное восприятие художественного произведения, читательское вхождение в чужую, но близкую жизнь и мир, изображенных автором, сопереживание героям и осмысление произведения, именно в процессе такой читательской деятельности возможно постижение нравственных ценностей.

Соловейчик Марина Сергеевна, засл. Работник высшей школы, профессор кафедры методики начального обучения МГОПУ им. Шолохова, автор учебника по русскому языку "К тайнам нашего языка", (комплект "Гармония"), семинар "К тайнам нашего языка"

Вы, безусловно, уже держали в руках разные учебники русского языка для начальных классов – сегодня их много. И вот еще один. На семинаре будет представлен новый учебник русского языка "К тайнам нашего языка", (комплект "Гармония", руководитель профессор Н.Б. Истомина).

Выгонов Виктор Викторович, доцент МПГУ, мастер-класс "Делаем вместе"

Небольшая поделка может стать началом целой истории. Разноцветные воздушные змеи взмоют в воздух на конкурсе летающих моделей. С мягкими игрушками, сделанными своими руками, можно поставить кукольный спектакль, перед любым праздником поделки в технике оригами красиво украсят школьный класс. Об этом и пойдет речь на встрече.

Сапожникова Татьяна Борисовна, методист Центра непрерывного художественного образования под руководством Б.М. Неменского, мастер-класс "Искусство цирка".

Методист ЦНХО расскажет о работе центра, покажет работы детей, даст краткий иллюстрированный обзор программы "Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе", проведет мастер-класс по теме "Искусство цирка" (3 класс, III четверть).

Проснякова Татьяна Николаевна, автор книг по трудовому обучению, мастер-класс "Уроки творчества"

25 апреля в Доме учителя вы встретитесь с автором, узнаете о новых способах обработки хорошо известных материалов (бумаги, пластилина, фольги, ткани и др.), научитесь извлекать пользу из вторичного сырья, познакомитесь с различными формами проведения уроков и, конечно, сами выполните поделку, используя новые приемы работы.

Малышева Надежда Александровна, автор пособий по трудовому обучению для дошкольников и младших школьников, мастер-класс "Остановись перед красотой"

В наше время, когда ребенок остро ощущает дефицит внимания родителей, очень важно найти точку соприкосновения именно в таких видах деятельности, которыми могут быть заполнены минуты домашнего общения. Так возникла идея о необходимости совместных занятий ребенка с родителями рукоделием. Самые неожиданные идеи для совместных поделок. Каждая поделка – замечательный подарок близким и друзьям.

Иванова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, круглый стол "Православное воспитание в начальной школе"

За круглым столом разговор пойдет о том, как с младшими школьниками вести разговор о вере, о душе, о Боге. Как правильно ответить на вопросы детей, какую литературу использовать. Какими словами учителю в классе рассказать о традициях и праздниках православной церкви.

Дьячкова Екатерина Васильевна, к.пед. н., член Союза писателей, круглый стол "Детская книга и детское чтение: проблемы и перспективы."

Уважаемые коллеги, если вас беспокоит то, что Россия из самой читающей страны в мире сегодня, увы, превращается в нечитающую, если вы чувствуете, что вам и вашим ученикам не хватает количества часов, отведенных современной программой на чтение, если вам не достает общения с хорошей книгой, мы ждем вас за нашим круглым столом.

Огороднов Дмитрий Ерофеевич, автор комплексной методики воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры и уникального алгоритма постановки голоса, мастер-класс "Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры детей и взрослых"

Каждый человек рождается с уникальным органом – голосовым аппаратом. К сожалению, взрослые используют лишь малую часть того, что так щедро дала природа, а ведь каждый из нас может чисто и выразительно петь и говорить.

Нечаева Наталья Васильевна, к.пед.н., автор учебника русского языка по системе Л.В. Занкова, мастер-класс "Условия успешности обучения и развития младших школьников"

Будут обсуждаться следующие вопросы:
– Адаптационный период – это вхождение в школьную жизнь или уже школьная жизнь?
– Как надо выстроить логику учебников, чтобы программный материал был усвоен?
– Какого типа задания активизируют познавательную деятельность детей, воспитывают смекалку, умение выходить из незнакомой ситуации?
– Педагогическая ли это проблема – преемственность с основной школой?
Мы приглашаем всех, кто хочет видеть заинтересованные глаза детей, кто хочет видеть в родителях своих единомышленников, кто хочет познать радость творчества!

Илюхина Вера Алексеевна, к. пед.н., Заслуженный учитель России, семинар "Письмо с Секретом"

Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений, – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. И как тут ухитриться за 2 – 2,5 месяца освоить написание 300 элементов. Начальный период обучения письму очень труден и, как правило, приносит не мало огорчений и детям и родителям. Как сделать эти уроки интересными и увлекательными, вы узнаете на встрече в Доме учителя.

Филякина Лидия Константиновна, руководитель школы "Семейка", круглый стол "Умножение с увлечением"

Кто из вас не помнит состояния скуки при изучении таблицы умножения? А если она еще и никак не запоминается? А можно ли сделать уроки по изучению таблицы увлекательными? Можно, считает ведущая этого круглого стола.

Микулина Генриетта Глебовна, к.п.н., автор учебника математики РО, семинар "Математика в РО"

На встрече предполагается рассмотреть вариант учебного и методического пособий, разработанных авторским коллективом психологов и методистов (В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева).
Авторы считают решающим для развития младшего школьника не объем учебного материала, а качество сформированных понятий.
На встрече будут изложены (и проиллюстрированы) методические подходы к введению начинающих школьников в сферу математических понятий.

Лысенкова Софья Николаевна, заслуженный учитель России, народный учитель СССР, семинар "Золотая программа Лысенковой"

Мы думаем, что имя автора семинара говорит само за себя. Приглашаем всех на встречу с известным учителем и замечательным человеком С.Н. Лысенковой.

Шишова Марина Игоревна, директор школы №200 г. Москвы, семинар "Гуманная педагогика, основанная на принципах Ш.А. Амонашвили. Теория и практика".

На встрече вы узнаете об источниках основных идей "Школы Жизни", каким должен быть учитель "Школы Жизни".
Будут рассмотрены особенности образовательного процесса, урока, как аккумулятора жизни детей, показаны фрагменты разных уроков.
Мастер класс проводят учителя, реализующие систему гуманно-личностного подхода к детям в образовании, основанного на принципах Ш.А. Амонашвили.