Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Уроки чтения

Произведения Аксакова, Крылова, Мамина-Сибиряка, Носова, Чуковского дают возможность учителю осуществлять разнообразную образовательную и воспитательную деятельность. Педагоги, представившие конспекты уроков по чтению, показывают различные виды работ с текстами, помогающие развивать и обогащать речь учащихся, анализировать и сравнивать характеры героев, выстраивать сюжетные линии, выбирать и использовать языковые средства. Решение кроссвордов, составление портретов-описаний, инсценировки помогают сделать обычный урок ярким, интересным и запоминающимся.

Тема. "Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приемыш". Составление текста-описания в художественном стиле".

Цели. Учить детей чувствовать образный язык художественного произведения; совершенствовать умения отличать художественный стиль речи от научного; развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; обогащать эстетический и познавательный опыт детей.

Оборудование. Карточки для викторины, иллюстрация с изображением лебедя, Красная книга, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", кодоскоп.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш". Кого называет автор Приемышем? Почему?

Ответы детей.

– На этом уроке мы проанализируем, как автор описывает лебедя, как к нему относится старый рыбак Тарас. Конечная цель нашей работы – это составление текста – описания про лебедя в художественном стиле. Поэтому будьте внимательны, запоминайте понравившиеся образные выражения, которые вы можете использовать в своей работе.

II. Викторина

У. К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки.

"Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утенок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями... Это были лебеди.
Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в теплые края, за синие моря..."

Дети. Андерсен. "Гадкий утенок".

У. "Лебеди стаей летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря. Впереди старые, сильные лебеди, сзади те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу. Лебедь опустился на воду и сложил крылья".

Д. Толстой. "Лебеди".

У. Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текущих вод
Лебедь белая плывет.

Д. Пушкин. "Сказка о царе Салтане...".

III. Проверка домашнего задания

Выборочный пересказ "История одной дружбы. Собака и лебедь".

IV. Работа по содержанию рассказа

Часть 1

Выборочное чтение и ответы на вопросы.

  • Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?

  • Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.

Часть 2

Рассказ учащихся о том, как лебедь оказался у Тараса.

У. А теперь лексическая работа. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку.

Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни.

Д. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет.

У. Без родителей остался.

Д. Сиротой остался.

У. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

Д. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

У. А теперь давайте заполним пропуски в предложении, записанном на доске.

На доске.

... птица, и свой... знает

Д. Первое слово "умная", второе "порядок".

Далее следует выборочное чтение.

У. Как автор сравнивает лебедя с человеком?

Ответы детей.

Часть 3

Чтение по ролям с отрывом взгляда от текста.

У. Как Тарас доказывает, что он был не одинок?

Д. Не скучно тебе, дедушка?

– У них заботы не меньше нашего.

Учитель читает отрывок.

"Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него".

У. Замените слова "ужасно был доволен" близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.

Д. Старик очень любил своего Приемыша...

– Старик очень радовался своему Приемышу...

– Старик восхищался своим Приемышем...

Далее следует выборочное чтение.

У. В чем проявлялся характер гордой птицы?

Ответы детей.

– Заполните пропуски.

На доске.

... , настоящая... птица.

Д. Первое слово "гордая", второе – "царская".

Дети читают про себя последний абзац.

У. Выполните задания.

В а р и а н т  1.   Найдите то предложение, которое можно прочитать, убыстряя темп.

В а р и а н т   2. Найдите сравнение.

Д. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.

 Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребенок.

Часть 4

Выборочное чтение.

У. Как Приемыш встретился с другими лебедями?

Ответы детей.

Далее следует рассказ учащихся о том, как Тарас поступил с лебедем.

Обобщающая беседа

У. Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?

Д. Умная, гордая, царская, ученая, особенная птица.

V. Домашнее задание

У. Придумайте продолжение этого рассказа.

VI. Повторение стилей речи

У. В каком стиле написан рассказ "Приемыш"?

Д. В художественном.

У. А какие стили вы еще знаете?

Д. Научный, деловой, разговорный.

У. В каком стиле написаны эти тексты?

На кодоскопе.

1. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь в Красной книге.

2. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.

Д. Первый текст – это научное описание, он имеет познавательное значение.

Второй текст – это художественное описание, в нем использованы образные выражения, этот текст вызывает чувство восхищения лебедем.

X. Итог урока

Алла ЕЛИСЕЕВА,
учитель школы № 42,
г. Белгород


Тема. "Обобщение знаний по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".

Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям.

Оборудование. Выставка рисунков детей; звукозапись сказки по мультфильму"Аленький цветочек"; план; портрет писателя и выставка книг.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему

Звучит музыка из сказки "Аленький цветочек". Музыка стихает, ученик читает зачин сказки.

читель. Кто написал эту замечательную сказку?

Учитель показывает портрет писателя.

Дети. Аксаков.

У. Какое название дал автор сказке?

Д. (хором). "Аленький цветочек".

У. Что слышится в названии?

Д. Нежность, красота.

У. Для кого он написал сказку?

Д. В семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке Оленьке он и посвятил эту сказку.

У. Сказка была написана в последние годы жизни Аксакова. В автобиографической повести "Детские годы Багрова-внука" он записал сказку, рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей. Как это выражается в языке сказки?

Д. Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.

II. Постановка темы урока

У. Прочитав сказку, мы задумываемся, о чем хотел рассказать нам автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке.

III. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

На доске шесть иллюстраций.

У. Перед нами иллюстрации к сказке. Назовите главных героев сказки.

Д. Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское.

У. Вспомните сюжет сказки, опираясь на иллюстрации. Коротко передайте ход событий в сказке.

Д. Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая – венец, средняя – хрустальное зеркальце, младшая – аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну из дочерей, ту которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она снила с него колдовское заклятие. И стал чудище красавцем писаным.

IV. Создание проблемной ситуации

У. А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному.

V. Характеристика героев

У. Что мы узнали о сестрах из сказки? Портреты трех сестер помогут вам рассказать о них.

На доске портреты сестер.

Д. Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской (зачитывает текст).

– Она неблагодарная. Не пошла выручать отца (зачитывает текст).

– Недобрая, завистливая (зачитывает текст).

– Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).

У. А младшая дочь? Зачем ей нужен был аленький цветочек?

Д. Для радости, утешения.

У. Какая она?

Д. Добрая, ласковая, приветливая (зачитывает отрывки).

У. В каком поступке это проявилось?

Дети зачитывают текст.

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?

Д. Любовь девушки.

У. За что же полюбила девушка чудище?

Дети зачитывают текст.

– О чем рассказал Аксаков в этой сказке?

Д. Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

У. Какой урок он преподает своей внучке и нам читателям?

Д. Что добрые чувства способны победить зло.

У. Какая из пословиц, записанных на доске, подтверждает тему сказки?

На доске.

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

Д. Любовь все побеждает.

VI. Инсценировка отрывка сказки

У. Как вы думаете, какой момент сказки самый волнующий?

Д. Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

У. Давайте посмотрим, как это произошло.

Звучит музыка. Дети инсценируют отрывок. Инсценировка заканчивается. Чтец читает конец сказки.

VII. Заключительные слова учителя

У. Сказка эта живет уже около 150 лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

VIII. Работа над языком сказки

У. Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их.

Д. "Заклятый царевич", "Перышко Финиста ясна сокола".

У. Чтение каких из этих сказок было интереснее?

Высказывания детей – в основном была названа сказка "Аленький цветочек".

– Почему?

Д. Сказка "Аленький цветочек" написана красивым, плавным языком.

У. Да, ребята, сказка "Аленький цветочек" обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором?

Д. Литературные сказки.

У. А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек".

Д. Это волшебная сказка.

У. Почему?

Д. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.

У. Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.

Д. "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

– "Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

– "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

– "Долго ли, мало ли времени".

У. Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.

Д. "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

У. Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.

Д. "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

У. Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.

Д. Руки белые, красавица писаная...

– Палаты белокаменные, сады диковинные...

У. Сказку сказывает ключница Палагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

Д. "Богатство – дело наживное".

– "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

– "От страха зуб на зуб не попадал".

У. Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке "Аленький цветочек" Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.

IX. Итог урока

У. Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

Какие задания показались вам интересными?

Как вы думаете, когда нам пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

Ответы детей.

Н. АЗРАПКИНА,
учитель школы № 1082,
г. Москва


Тема. "Произведения Н.Н. Носова".

Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; формировать выразительное, осознанное чтение.

Подготовительная работа. Дети две недели читали книги Н.Н. Носова, рисовали иллюстрации к его рассказам, выполняли аппликации из опилок к книге "Незнайка и его друзья".

Оборудование. Выставка книг Н.Н. Носова; детские рисунки к книгам о Незнайке; выставка поделок "Коротышки из Цветочного города"; грамзапись с песнями из мультфильмов; "Хрестоматия по литературе для 1–4 кл." (14 шт.).

Оформление доски.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс делится на две команды.

II. Вступление

Учитель. К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Спасибо всем. А еще стало очень светло, что очень легко прочитать записи на доске.

Дети читают про себя названия рассказов.

У. Как вы думаете, что общего в этих записях?

Дети. Это названия рассказов, которые написал Николай Носов.

III. Сообщение темы урока

У. Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети отвечают на вопрос.

– Мы вспомним рассказы и повести этого автора, узнаем новое о писателе, постараемся ответить на трудные вопросы. Что вы знаете о Носове? Каким он был человеком?

Д. Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в Киеве, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал.

У. Посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

Дети отвечают на вопрос.

– Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал: "В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем".

Кто знает, как получилось, что Николай Носов стал писать?

Д. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили.

IV. Викторина

У. А внимательно ли вы читали рассказы Носова, мы сейчас узнаем. На столах имеются разноцветные карточки. Члены одной команды должны выразительно прочитать текст, записанный на карточках, а члены другой – отгадать названия рассказов.

"Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твердая.
– Мишка, – говорю, – куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!
– Не знаю, – говорит. – Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?
Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.
– Наверное, испарилась, – говорит Мишка. Надо ее подлить.

("Мишкина каша")

"– Давай будем песни петь! – шепчет Мишка.
– Неудобно, – говорю я.
– Ну, давай громко стихи читать.
– Ну, давай. Начинай.
Из-под лавки раздался писк. Мишка закашлял и поскорее начал стихи:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
В вагоне раздался смех. Кто-то сказал:
– На дворе скоро осень, а у вас тут весна начинается!"

("Дружок")

 

Нам надо задачу решать. На чем тут мы остановились? Так… Для дома отдыха купили двадцать одеял и 135 простыней за 256 рублей. Сколько денег уплатили за одеяла и простыни в отдельности? Позвольте? Откуда тут еще одеяла с простынями взялись? Да это не та задача!

("Федина задача")

У. Когда вы читали рассказы Носова, не заметили ли вы, что в них общего, чем они отличаются от рассказов других авторов?

Д. Рассказы веселые, смешные.

У. А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

Д. Нет. Автор любит своих героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение выполнять что-нибудь.

У. Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьезное. Совсем несмешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. В этом нам помогут рассказы Носова.

V. Упражнение в быстром чтении

Дети по сигналу учителя начинают читать рассказ "Бобик в гостях у Барбоса" 1 мин. Затем карандашом отмечают, где закончили чтение. Потом с самого начала начинают читать еще 1 мин. В конце дети сравнивают сколько прочитали в начале и сколько в конце.

VI. Вопросы – ответы

На отдельных листочках дети составляют и записывают вопросы к рассказу "Бобик в гостях у Барбоса". Команды отвечают на один вопрос.

VII. Физкультминутка

Под мелодию "В траве сидел кузнечик" дети выполняют движения.

VIII. Книги о Незнайке

У. Ребята, а кто придумал эту песенку? Где мы ее могли встретить раньше?

Д. Носов "Приключения Незнайки и его друзей".

У. Сколько всего книг о Незнайке?

Д. Три.

У. Перечислите их.

Дети перечисляют.

IX. Цепочка героев

Команды называют по одному герою. Побеждает та команда, которая назовет последнего героя.

X. Главный герой

У. Ну, а кто же главный герой?

Д. (хором). Незнайка.

У. Почему он главный? Почему его Носов сделал героем своих книг?

Д. Он смешной, неумелый, торопливый, потому что он очень похож на обычных ребят.

У. Вспомните, а в какой костюм он был одет?

Команды рисуют. Учитель из книги зачитывает описание, а гости определяют, кто нарисовал точнее.

Неожиданно появляется Незнайка.

Незнайка. Ребята, вы так здорово нарисовали меня, что я не утерпел и выпрыгнул ненадолго со страниц книги. Знаечка попросил разнести срочные телеграммы, а я не могу. Помогите!

Дети читают телеграммы, определяют рассказ и отправителя.

Горка Получилась хорошая. Скользкая.

(Котька. "На горке")

Милая мамочка!

Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, рыжий, а ухо черное, и я его очень лю-блю.

(Мишка. "Дружок")

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

(Вадька. "Живая шляпа")

Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игра с огнем? И слушать ничего не желаю!

(Бабушка. "Шурик у дедушки")

XI. Подведение итогов

У. В последней телеграмме Знайка сообщил, что в классе для вас оставлен подарок.

Дети ищут подарок – видеокассету с мультфильмом "Незнайка на Луне".

Домашнее задание

У. Прочитайте дома те рассказы Николая Носова, которые вам больше понравились.

И. ПЕРМЯКОВА,
учитель школы-интерната,
г. Архангельск


Тема. "Творчество К.И. Чуковского".

Цели. Познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского; расширить представление учащихся о различных литературных жанрах на примере творчества Чуковского; продолжить работу над выразительностью чтения и развитием речи; развивать интерес к художественной литературе.

Оборудование. Портрет К.И. Чуковского; стенд с рисунками учащихся по произведениям автора; выставка книг; диафильм по произведению К.И. Чуковского "Доктор Айболит"; магнитофонные записи "Обращение к товарищам детям", "Чудо-дерево" в авторском исполнении, английские песенки; рисунок "Чудо-дерева" с прикрепляющимися карточками.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. К нам на урок пришли гости, которые хотят посмотреть на вас. Как вы выросли, повзрослели, какими учениками стали. Так что урок сегодня немного волшебный. Ведь волшебники встречаются не только в сказках и на рисунках. Они рядом с нами, только их нелегко узнать. Но одного волшебника мы знаем. Голоса волшебников сохраняются надолго, навсегда. Послушайте их.

Звучит запись "Обращение к товарищам детям".

– Этот добрый волшебник – замечательный детский писатель, поэт, переводчик Корней Иванович Чуковский. Вы слышали его голос, а теперь посмотрите на портрет, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, что общего в его голосе и в его внешности?

Дети. Доброта.

У. Его всегда любили дети и карикатуристы. Дети за то, что он говорил на понятном им языке. А карикатуристы (те, кто создает дружеские шаржи, то есть смешные рисунки) любили Чуковского за внешность. Полные румяные щеки, над ними увесистый нос, смеющиеся светлые глаза и непослушная прядь, свисающая на лоб и очень высокий рост, длинные руки и ноги.

Дети рассматривают портрет писателя.

– Вообразите еще постоянную стремительную походку – полубег, певуче протяжный голос. Вообразили? Тогда перед вами Чуковский. Послушаем еще раз голос Корнея Ивановича.

Звучит запись стихотворения "Чудо-дерево" в исполнении автора.

– А чем замечательны плоды этого дерева?

Д. Каждый берет себе то, что ему нужно.

У. И мы с вами сегодня на уроке вырастим свое "Чудо-дерево", а плодами его будут литературные труды Чуковского.

Учитель открывает рисунок "Чудо-дерева".

– Произведения Чуковского знают все дети. И готовясь к уроку, вы прочитали много книг, но ведь и раньше вы знали Корнея Ивановича. А помните ли вы, как впервые произошло знакомство и кто вам помог?

Д. Прочитала мама, бабушка, воспитательница в детском саду, по телевизору смотрел художественный фильм, мультфильмы, слушали пластинку со сказками...

У. Да, речь идет о сказках в стихах. И сейчас мы познакомимся с поэтом-сказочником Чуковским.

На дерево учитель прикрепляет полоску бумаги со словом "Поэт-сказочник".

– Какие сказки в стихах вы прочитали к уроку?

Д. "Телефон", "Крокодил", "Тараканище"...

У. А началось все это в 1907 г., когда Чуковский написал первую сказку для детей "Крокодил". Кто читал эту сказку? Чем она заканчивается?

Д. Люди и животные подружились.

У. А потом было много других сказок. Ребята приготовили иллюстрации к некоторым сказкам Чуковского. Посмотрите внимательно, отрывки из каких сказок изобразили наши художники?

Дети показывают подготовленные рисунки и читают соответствующие отрывки из сказок.

– Это были сказки в стихах. А чем же они вам так нравятся?

Д. Быстрый темп, все прыгает, скачет бегом-кувырком...

Дети читают отрывок из "Айболита".

У. Это тоже сказка Чуковского, но не в стихах. Произведения такого жанра называют прозаическими. А тех писателей, которые сочиняют такие интересные произведения называют – прозаиками.

Как же мы можем назвать Чуковского?

Д. Прозаиком.

Учитель на дерево прикрепляет полоску бумаги со словом "Прозаик".

У. Только эту сказку он сочинил не сам, а позаимствовал сюжет у английской сказки, перевел ее, дополнил, обработал так, что мы с вами могли ее понять и прочесть. Сейчас мы увидим первую главу из "Доктора Айболита".

Дети смотрят диафильм "Доктор Айболит" и читают текст к кадрам.

– Если вы захотите узнать, что же произошло дальше, то прочитайте сказку, а книга есть на выставке. Когда вы подрастете, прочитаете интересную повесть "Серебряный герб". У Чуковского все было необычно и внешность, и сказки, где все летит, бежит, грохочет, кувыркается, прыгает. Чуковский, был еще и исследователем.

На дерево учитель прикрепляет полоску бумаги со словом "Исследователь".

– Но и исследователь он был необычный. Он наблюдал детские кляксы и парадоксы. Повсюду ходил с блокнотом и ручкой и записывал для себя эти детские небылицы и нелепицы. Некоторые мы сегодня услышим. Их читает автор.

Звучит магнитофонная запись с отрывками из книги "От двух до пяти" в исполнении автора.

– А теперь откройте учебник и самостоятельно прочитайте отрывки на стр. 14.

Дети выполняют задание.

– В чем необычность этих отрывков?

Д. Весело, смешно, интересно...

У. Корней Иванович был еще и переводчиком. Он очень любил переводить на русский язык веселые английские песенки.

На дерево учитель прикрепляет полоску бумаги со словом "Переводчик".

– А сейчас послушайте песенки.

Звучит магнитофонная запись английской песенки "Робин Бобин".

– А знаете ли вы английские песенки в переводе Корнея Ивановича?

Д. "Катауси-мауси"...

У. Сегодня на уроке мы познакомились с различными жанрами творчества Чуковского и узнали его как...

Д. Поэта-сказочника, прозаика, исследователя и переводчика.

У. И все эти жанры объединяются в одно почетное звание "Детский писатель".

Учитель прикрепляет на доску табличку "Детский писатель".

–  Что вам понравилось? О чем вы захотите рассказать родителям?

Ответы детей.

– Урок окончен.

Оксана ОЛЕЙНИЧЕНКО,
учитель школы № 500,
г. Москва


Тема. "Басни И.А. Крылова".

Цели. Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; научить учащихся вести диалог, выделять основную мысль; обогащать словарный запас; развивать творчество и воображение; воспитывать положительные качества в процессе работы в парах и группах.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова; проигрыватель; грамзапись "Времена года", "Зима"; декорации к басням: "Ворона и Лисица", "Стрекоза и Муравей"; черный ящик; сигнальные карточки; жетоны.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами.

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра. На этом уроке мы вспомним басни Ивана Андреевича Крылова.

Учитель показывает портрет писателя.

– Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлен баснописец в бронзе. В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около "дедушки Крылова" всегда цветы, играющие дети?

Ответы детей.

– Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Виссарион Григорьевич Белинский так говорил о Крылове: "Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым".

А сам Крылов о себе говорил: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать".

А вот что это за пороки, вы скажете в конце урока.

III. Брейн-ринг

1. Разминка

У. Перед вами лежат карточки; игрок с карточкой под номером 1 начинает, остальные на своих карточках находят ответ.

К о м а н д а  1

1а. "...Совсем без драки, / Могу попасть в большие забияки".
2а. "Мартышка и Очки".
3а. "Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться".
4а. "Мартышка и Очки".
5а. "Да только воз и ныне там".
6а. "Слон и Моська".

К о м а н д а  2

1б. "Слон и Моська".
2б. "...Это зло еще не так большой руки...".
3б. "Зеркало и Обезьяна".
4б. "А проку наR-волос нет в них".
5б. "Лебедь, Щука и Рак".
6б. "Ай, Моська! Знать, она сильна, / Что лает на Слона".

У. Молодцы! Вижу, что обе команды готовы сражаться за победу.

Каждой команде вручается по жетону.

2. Задания

О своей готовности команды сигнализируют звуковым сигналом, за правильный ответ – жетон.

У. Открываю первый конверт. Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?
В мягких  муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Д. Стрекоза.

У. Открываю второй конверт. Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет".

Д. Проказница Мартышка, Осел, Козел, / Да косолапый Мишка...

У. Внимание! "Черный ящик".

С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, "что там за рожа". Что это за предмет?

Д. Зеркало.

У. Третий конверт. Назовите героиню, которая "совсем без драки" хочет "попасть в большие забияки".

Д. Моська.

У. Внимание! "Черный ящик". В нем находится предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе купила".

Д. Очки.

Музыкальная пауза.

У. Четвертый конверт. Персонажи какой басни Крылова хвалили друг друга, "не боясь греха"?

Д. Кукушка и Петух.

У. Пятый конверт. "У сильного всегда бессильный виноват: / Тому в Истории мы тьму примеров слышим, / Но мы Истории не пишем..."

В какой басне звучат эти слова?

Д. "Волк и Ягненок".

У. Шестой конверт. Куда попал "волк ночью, думая залезть в овчарню".

Д. На псарню.

IV. Кроссворд "Басни Крылова"

Дети заполняют кроссворд; по мере отгадывания на доске вывешиваются рисунки – отгадки героев басен. За правильный ответ – жетон.

У. Под номером 1. Кого "по улицам водили, как будто на показ"?

Д. Слон.

У. Под номером 2. Кто смеялся "вперед чужой беде"?

Д. Голубь.

У. Под номером 3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале?

Д. Обезьяна.

У. Под номером 4. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"?

Д. Муравей.

У. Под номером 5. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Д. Ворона.

У. Под номером 6. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись".

Д. Рак.

У. Под номером 7. Кто "без драки" хочет "попасть в большие забияки".

Д. Моська.

V. Инсценирование

Команда 1 инсценирует басню "Ворона и Ли-сица".

Команда 2 – "Стрекоза и Муравей".

VI. Выставка рисунков, аппликаций, чтение басен

Учитель показывает рисунки, дети должны отгадать название басни.

VII. Крылатые выражения

У. Как вы понимаете выражения:

"А воз и ныне там".

"Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться".

Ответы детей.

– Приведите примеры из жизни, соответствующие данным выражениям.

VIII. Подсчет жетонов

Пока идет подсчет жетонов, дети слушают грамзапись басни "Слон и Моська".

IX. Итог урока

У. Так что же это за пороки, которые любил "пощипать" Крылов?

Д. Болтливость.

– Хвастовство.

– Лень.

– Лесть.

X. Подведение итогов. Вручение главного приза

А. БЛИМГОТОВА,
учитель школы № 18,
г. Черкесск


Тема. "М.Горький. "Воробьишко".

Цель. Совершенствовать навык правильного, выразительного и сознательного чтения; вызвать у детей интерес к чтению произведений о птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование. Рисунки птиц и кормушек; диафильм "Перелетные и зимующие птицы"; диапроектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительный этап

Жужжащее чтение рассказа "В гостях у дятла".

Далее дети работают с фразами Н.Сладкова.

  • Неглубоко в норе птичка-конек.

  • Ночью прищелкивает крепкий морозец.

  • Прямо у ног подо льдом кто-то поет.

  • Услышу песню – сразу скажу, кто поет.

  • Кричат унылыми прощальными голосами.

  • Обязательно долетят! Счастья в пути!

Учитель читает сначала орфографически, ученики повторяют, затем орфоэпически, ученики повторяют.

Для проверки орфографической зоркости к доске выходят по пять человек. Учитель читает фразу орфоэпически, ученики – орфографически.

У. О ком говорят так: "Долетят! Счастья в пути!"?

Ответы детей.

III. Тема урока

У. Какие птицы улетают?

Д. Перелетные.

У. Почему?

Д. Им зимой холодно и голодно (весь корм под снегом), если они не улетят, то погибнут.

У. Какие птицы остаются? Как их называют?

Д. Зимующие.

Учитель читает загадку орфографически и орфоэпически.

У. Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки.
Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей.
Я бывалый...

Д. Воробей.

У. Что вы знаете о воробьях?

Ответы детей.

– Какую пользу приносят воробьи?

Д. Они помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.

У. Какой вред причиняют они сельскохозяйственным культурам?

Д. Они поедают ягоды, зерно.

Учитель читает орфографически.

У. Домовый и полевой воробей – одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком.

Воробей – оседлая птица. Гнездится он отдельными парами или колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. В кладке бывает от 4 до 10 (5–7) яиц.

Насиживание длится 11–13 дней. Выкармливают птенцов преимущественно насекомыми. Вылетают из гнезда птенцы через 10 дней после вылупления. В течение лета воробьи успевают вывести 2–3 выводка. Питаются воробьи насекомыми, семенами, ягодами, зерном. По земле передвигаются прыжками.

Что нового узнали о воробьях?

Ответы детей.

– А теперь словарная работа.

Дети работают со словами: "желторотый", "наличник", "моховинки", "материалов", "чебурахнешься", "сожалительно".

– Давайте прочитаем сказку Максима Горького "Воробьишко".

Дети читают сказку (жужжащее чтение).

У. Понравился ли вам Пудик?

Д. Да.

У. Научила ли его чему-нибудь встреча с кошкой?

Д. Встреча с кошкой научила Пудика слушаться взрослых.

У. Чем едва ли не закончилась встреча с кошкой?

Д. Встреча с кошкой едва не закончилась для Пудика гибелью.

IV. Физкультминутка

Дети выполняют упражнения для глаз.

V. Тема урока (продолжение)

Дети читают сказку по частям: каждую часть сначала орфографически, затем орфоэпически.

У. Каким вы представляете себе Пудика?

Ответы детей.

 От чего предостерегали своего самоуверенного сынишку родители?

Д. Родители предупреждали Пудика об опасности.

У. Что произошло с Пудиком?

Д. Кошка напала на Пудика, но мама его защитила, а сама при этом лишилась хвоста.

У. Как выглядит Пудик в гнезде во время пения стихов собственного сочинения и на земле, рядом со страшной кошкой?

Дети зачитывают соответствующие отрывки.

– Как воробьиха-мать защищала своего птенца?

Дети читают отрывок.

– А теперь давайте все вместе прочитаем скороговорку, сначала орфографически, потом орфоэпически. Темп будем наращивать по мере чтения.

Воробья врачи спасли.
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.

Учитель на магнитную доску прикрепляет рисунки кормушки и птиц. После этого он проводит беседу о подкормке птиц зимой.

Далее дети смотрят диафильм "Перелетные и зимующие птицы".

VI. Итог урока

Дети работают по вопросам.

  • Чему научились на уроке?

  • Что нового узнали?

VII. Домашнее задание

У. Прочитайте дома одну часть и подготовьтесь к чтению по ролям.

VIII. Творческая работа

Учитель дает фразу, например, "Чирикал громко воробей", дети должны придумать к ней рифму.

Д. И забавлял своих друзей.

– Сидел на жердочке своей.

У. Дома продолжите эту работу.

Т. МАНАЕНКОВА,
учитель школы № 461,
г. Москва


Тема. "Моя Москва" (по отрывку из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин").

Цели. Совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать внутреннюю потребность к изучению истории, культуры и традиций, уважение к автору; развивать познавательную активность, речь, коммуникативные навыки, умение анализировать, обобщать, делать правильные выводы.

Оборудование. Доска, диапроектор, слайды с видами Москвы, портрет А.С. Пушкина, свеча, ватман с надписью "Моя Москва", проигрыватель, пластинки, набор цветных квадратиков в конвертах (на каждого ученика), стенды с открытками о Москве, учебник Э.Э. Кац.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

I. Мотивация

Звучит музыка. Учитель показывает слайды с видами Москвы.

Учитель. Есть что-то притягательное в этом городе, он зачаровывает своей стариной и бросает в поток спешащих людей, он поражает тишиной двориков и оглушает гулом мчащихся машин, он так противоречив, так многолик, что его узнаешь сразу, ведь это дорогой сердцу каждого русского человека, древний, но вечно молодой город – Москва.

Учитель включает свет.

– Москва всегда очаровывала всех, но особенно самих москвичей, и они отвечали ей любовью. Поэты посвящали ей стихи, композиторы – музыку, а мы с вами попробуем понять, что же значит Москва в жизни каждого русского человека. Как вы думаете, что поможет нам дать ответ на этот вопрос?

Дети. Стихи, рассказы, повести о Москве.

У. Какие вы помните литературные произведения, говорящие о любви русских людей к Москве? Объясните свой ответ.

Ответы детей.

III. Тема урока

На доске портрет А.С. Пушкина.

У. Одним из восторженных сынов Москвы был Александр Сергеевич Пушкин. В знаменитом романе в стихах "Евгений Онегин" он делится с нами своими мыслями о месте Москвы в сердце каждого русского человека.

Учитель гасит свет и зажигает свечу.

– Героиня романа Татьяна Ларина приезжает в Москву. Пушкин, рассказывая об этом, вспоминает о своем возвращении в Москву после долгого отсутствия.

Учитель читает отрывок из романа "Евгений Онегин".

– Какие чувства вызвали у вас эти строки?

Ответы детей.

IV. Работа над текстом

У. Перечитайте самостоятельно этот отрывок и найдите то, чем восхищается поэт.

Д. Золотыми крестами, горящими как жар.

– Петровским замком...

У. Как описывает автор свое восхищение при первом взгляде на Москву? Как открылась Москва поэту? Прочитайте.

Д. Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

У. Пушкин был в разлуке с Москвой, а какой была эта разлука?

Д. Это разлука была долгой и вынужденной.

У. О чем же думал поэт в этой "горестной разлуке"? Прочитайте.

Д. Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!

У. Почему он так много думал о Москве?

Д. Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

У. И все это восхищение сливается в одном слове: Москва! Но почему стоят три точки? Найдите и перечитайте самые важные строки.

Дети выполняют задание.

– Сказал ли поэт, почему ему так дорога Мос-ква?

Д. Нет.

У. Почему не сказал?

Ответы детей.

V. Работа над выразительным чтением

У. Какими чувствами хотел поделиться с нами автор?

Д. Чувством любви к Москве.

– Чувством радости от встречи с ней.

У. Попробуем и мы прочитать этот отрывок так, чтобы передать голосом свои чувства.

Дети хором читают за учителем, подражая его интонациям.

– Перечитайте отрывок своему соседу по парте, попросите его оценить ваше чтение.

Дети работают в парах.

– Кого вы можете предложить для повторного чтения у портрета самого автора?

Дети называют ученика. Он выходит к доске и при зажженной свече читает отрывок.

VI. Этап творческого поиска

У. Все читают этот отрывок по-разному, ведь для каждого Москва обозначает свое. Закройте глаза и попробуйте представить то, о чем я буду говорить.

Москва. Москва. Моя Москва.
Моя любимая Москва.
Что вы представили себе? Опишите.

Дети выполняют задание.

– В жизни бывают разные ситуации, представьте, что ваша семья уезжает из Москвы. Как вы думаете, уютно ли вы будете себя там чувствовать или вам будет чего-то не хватать?

Д. Будет не хватать Москвы.

– Каждый человек любит родные места, где прошло детство. Если он вынужден их покинуть, то хранит в сердце память о родине. Так и москвич хранит в своем сердце память о Москве.

У. На вашем столе лежат конверты, в них лежат квадратики разных цветов, выберите тот цвет, который, по вашему мнению, подходит к описанию Москвы, и прикрепите его на лист ватмана, объяснив свой выбор.

На доске ватман с надписью "Моя Москва". Дети подходят к доске и прикрепляют выбранный цвет, объясняют свой выбор.

VII. Итог урока

У. Посмотрите какой красивый портрет Москвы мы с вами составили! Да, наша Москва многолика, именно за это мы ее и любим, каждый найдет в ней свою частичку. Так за что же мы любим Москву?

Ответы детей.

– Я уверена, что вы уже настоящие москвичи, и этим уроком вы доказали, что Москва в вашем сердце, а помогли нам это понять великие строки Александра Сергеевича Пушкина.

Елена МАРТЫНОВА,
учитель школы № 468,
г. Москва


Тема. Е. Пермяк. "Славка".

Цели. Учить правильному и выразительному чтению; развивать речь учащихся; расширить знания по разделу "Великая радость – работа"; воспитывать трудолюбие и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Оборудование. Колосья ржи и пшеницы, иллюстрации на тему "Хлеб", диафильм "Хлеб – всему голова".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети повторяют домашнее задание по вопросам и заданиям.

  • Какой раздел изучаем?

  • Без чего не может жить человек?

  • О труде каких замечательных людей узнали из рассказа Ю.Яковлева "Без чего не может жить человек?"

Учитель. Мы с вами видим, что это люди самых различных профессий. Но что их всех объединяет? В каких строках выражена главная мысль? Можно ли об этих известных людях сказать, что они труженики, что для них работа – великая радость?

Дети читают отрывок из стихотворения Брюсова "Работа".

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом!

У. Какие пословицы знаете о труде?

Дети приводят пословицы.

– Из всего сказанного мы видим, что смысл жизни в труде. Труд – это радость и счастье.

III. Вступительная беседа

У. Вы сказали, что человек не может жить без труда. А еще без чего не может жить человек?

Д. Жизнь, хлеб.

На доске учитель записывает слова, которые дети называют: "труд", "жизнь", "хлеб".

У. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век достижений, он составляет первооснову жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают газ из глубин земли, а хлеб остается хлебом.

Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. А кто выращивает хлеб?

Д. Хлеборобы.

У. Что знаете о профессии хлебороба?

Ответы детей.

– Что же может быть важнее хлеба?

Д. Ничего.

У. В одном из очерков, посвященных селу, я прочитала: "Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в горе. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба". Из чего выращивают хлеб?

Д. Из зерен.

Учитель показывает колосья ржи и пшеницы.

У. А всегда ли мы определяем цену хлеба? Прежде чем ответить на этот вопрос послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение "Особой ценой".

ОСОБОЙ ЦЕНОЙ

Утром хлебный запах льется,
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю,
Как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете,
Во все века
Был труден хлеб.
Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле, цена.

– О какой цене хлеба говорит автор? Как нужно относиться к хлебу?

Ответы детей.

Просмотр кадров диафильма "Хлеб – всему голова"

IV. Тема урока

Дети читают рассказ Е.А. Пермяка "Славка", объясняют его название.

Далее следует словарная работа: "агроном", "палисадник", "сортировка", "семеновод".

V. Беседа по содержанию

У. О какой профессии мечтал мальчик? Когда у него появилось это желание?

Ответы детей.

Далее учитель предлагает детям перечитать текст и проследить, как же мальчик осуществил свою мечту.

Чтение текста цепочкой.

Далее дети отвечают на вопросы с помощью текста.

  • Почему Славик решил стать агрономом?

  • Какое было первое опытное поле?

  • Как Славик обрабатывал свой первый урожай?

  • Как расширялась с каждым годом и усложнялась работа Славы на поле?

  • Когда он проявил настоящее мужество?

  • Какие качества проявил Славик при спасении своего урожая?

  • Как вы понимаете слова отца: "Ты настоящий мужчина"?

  • С кем можно сравнить Славу в достижении своей цели?

VI. Обобщение

У. Что помогло Славику осуществить свою мечту и вырастить замечательный сорт пшеницы? Что вам нравится в мальчике?

Ответы детей.

– Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: "Хлеб для нас стал средством единения людей, символом величия труда, потому что добывается он в поте лица".

И еще помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Татьяна ТРУСОВА,
учитель начальных классов,
г. Москва