Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2002

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Валентина СОКОЛОВА,
юрист

Вы спрашивали...

За сколько часов в школе-интернате выплачивается ставка заработной платы воспитателю и учителю-логопеду в логопедических группах для детей, имеющих отклонения в развитии речи? Производится ли на 20 % повышение ставок заработной платы воспитателей и учителей-логопедов за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи?

Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. № 1238 и соответствующими письмами Минобразования России установлено, что ставки заработной платы воспитателям специальных учебно-воспитательных учреждений (классов, групп) для детей и подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии, выплачиваются за 25 часов воспитательской работы в неделю, а учителям-логопедам – за 20 часов педагогической работы в неделю.
В логопедические группы дети, имеющие отклонения в развитии речи, направляются по заключению психолого-медико-педагогических консультаций.
Нарушения в развитии речи относятся к недостаткам физического развития. В связи с этим в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для детей с нарушениями речи ставка заработной платы воспитателям должна выплачиваться за 25 часов работы в неделю, а учителям-логопедам – за 20 часов.
Ставки заработной платы педагогическим работникам (в том числе воспитателям и учителям-логопедам) за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, повышаются на 15–20%.
Конкретный размер повышения ставки заработной платы (должностного оклада) – на 15% или на 20% – определяет образовательное учреждение самостоятельно в зависимости от продолжительности общения с такими детьми.

Я работаю учителем начальных классов в школе, расположенной в сельской местности, и одновременно в этой же сельской школе работаю в качестве педагога дополнительного образования, но эта должность педагога дополнительного образования состоит в штате дома пионеров, расположенного в рабочем поселке. Должны ли мне повышать ставку заработной платы по должности учителя и по должности педагога дополнительного образования за то, что я работаю на селе?

Статьей 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 43 "О социальном развитии села" специалистам народного образования, работающим на селе, установлены повышенные на 25% тарифные ставки (оклады) по сравнению со ставками (окладами) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
Конституция Российской Федерации толкование Законов Российской Федерации не предусматривает.
Ограничений Законом РСФСР "О социальном развитии села" не установлено.
В связи с этим 25-процентное повышение ставки заработной платы (должностного оклада) производится не только специалистам, которые работают в учреждениях образования, расположенных в сельской местности, но и тем специалистам, которые фактически работают на селе, а состоят в штате учреждения образования, расположенного не в сельской местности.
Как следует из вашего письма, вы фактически работаете в сельской местности как по основной должности, так и по совместительству (по основной должности – учитель сельской школы; по совместительству – педагог дополнительного образования, работающий в сельской школе, но состоящий в штате районного дома пионеров).
Учитывая вышеизложенное, вам должны выплачивать повышенные на 25% ставки заработной платы по должности учителя и по должности педагога дополнительного образования.
Одновременно для сведения сообщаем, что поселки к сельской местности не относятся.

Производится ли на 15–20 % повышение ставок заработной платы (должностных окладов) учителям и другим педагогическим работникам в начальной школе – детском саду компенсирующего вида, укомплектованном детьми, имеющими аллергические и другие заболевания?

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1204, начальная школа – детский сад компенсирующего вида осуществляет коррекцию отклонений в физическом и психическом развитии детей.
Как следует из вашего письма, начальная школа – детский сад компенсирующего вида, о которой идет речь в письме, укомплектована детьми, страдающими аллергическими и некоторыми другими заболеваниями, то есть детьми, нуждающимися в длительном лечении.
В соответствии с письмом Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т, согласованным с Минтрудом России, за работу в образовательных учреждениях (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15–20 %.

Будет ли увеличен размер командировочных расходов при направлении педагогических работников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации?

Приказом Минфина России от 6 июля 2001 г. № 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации" с 1 января 2002 г. устанавливаются новые нормы командировочных расходов. Так, оплата суточных будет составлять 100 рублей за каждый день нахождения в командировке. Оплата найма жилого помещения производится по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки.

Какова продолжительность рабочей недели педагога-психолога, его должностные обязанности и оплата труда? Какое количество единиц должности педагога-психолога вводится в штатное расписание школы?

Продолжительность рабочей недели педагога-психолога в образовательных учреждениях (в том числе в школе), согласно ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", составляет 36 часов.
В соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой по должности педагога-психолога, согласованной постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 (с учетом дополнений и изменений, внесенных постановлением Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65), в должностные обязанности педагога-психолога входят:

– осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;
– содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка;
– участие в гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
– определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников), и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
– оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
– проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
– составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
– ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению;
– участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), осуществление развития у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
– осуществление психологической поддержки творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействие их развитию и поиску;
– определение степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции;
– формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;
– консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, роди-телей (лиц, их заменяющих).

При определении педагогу-психологу разряда по оплате труда Единой тарифной сетки установлены следующие требования к квалификации по разрядам оплаты.

7-й разряд – среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы;

8-й разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9-й разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) от 4 до 6 лет;

10-й разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) свыше 6 лет;

11-й разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12-й разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (либо работы по специальности) свыше 10 лет или 11-я квалификационная категория;

13-й разряд – I квалификационная категория;

14-й разряд – высшая квалификационная категория.

На основании ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" введение любой должности (в том числе должности педагога-психолога) в необходимом количестве в штатное расписание образовательного учреждения (в том числе в штат детского дома) является компетенцией самого образовательного учреждения в пределах средств, выделяемых на оплата труда работников данного учреждения.