Валентина СОКОЛОВА,
юрист
Вы спрашивали...
За сколько часов в школе-интернате
выплачивается ставка заработной платы
воспитателю и учителю-логопеду в логопедических
группах для детей, имеющих отклонения в развитии
речи? Производится ли на 20 % повышение ставок
заработной платы воспитателей и
учителей-логопедов за работу с детьми, имеющими
отклонения в развитии речи?
Постановлением Совета Министров СССР
от 8 декабря 1990 г. № 1238 и соответствующими
письмами Минобразования России установлено, что
ставки заработной платы воспитателям
специальных учебно-воспитательных учреждений
(классов, групп) для детей и подростков, имеющих
недостатки в умственном и физическом развитии,
выплачиваются за 25 часов воспитательской работы
в неделю, а учителям-логопедам – за 20 часов
педагогической работы в неделю.
В логопедические группы дети, имеющие отклонения
в развитии речи, направляются по заключению
психолого-медико-педагогических консультаций.
Нарушения в развитии речи относятся к
недостаткам физического развития. В связи с этим
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях (классах, группах) для детей с
нарушениями речи ставка заработной платы
воспитателям должна выплачиваться за 25 часов
работы в неделю, а учителям-логопедам – за 20
часов.
Ставки заработной платы педагогическим
работникам (в том числе воспитателям и
учителям-логопедам) за работу с детьми, имеющими
отклонения в развитии речи, повышаются на 15–20%.
Конкретный размер повышения ставки заработной
платы (должностного оклада) – на 15% или на 20% –
определяет образовательное учреждение
самостоятельно в зависимости от
продолжительности общения с такими детьми.
Я работаю учителем начальных классов в школе,
расположенной в сельской местности, и
одновременно в этой же сельской школе работаю в
качестве педагога дополнительного образования,
но эта должность педагога дополнительного
образования состоит в штате дома пионеров,
расположенного в рабочем поселке. Должны ли мне
повышать ставку заработной платы по должности
учителя и по должности педагога дополнительного
образования за то, что я работаю на селе?
Статьей 22 Закона РСФСР от 21 декабря
1990 г. № 43 "О социальном развитии села"
специалистам народного образования, работающим
на селе, установлены повышенные на 25% тарифные
ставки (оклады) по сравнению со ставками
(окладами) специалистов, занимающихся этими
видами деятельности в городских условиях.
Конституция Российской Федерации толкование
Законов Российской Федерации не
предусматривает.
Ограничений Законом РСФСР "О социальном
развитии села" не установлено.
В связи с этим 25-процентное повышение ставки
заработной платы (должностного оклада)
производится не только специалистам, которые
работают в учреждениях образования,
расположенных в сельской местности, но и тем
специалистам, которые фактически работают на
селе, а состоят в штате учреждения образования,
расположенного не в сельской местности.
Как следует из вашего письма, вы фактически
работаете в сельской местности как по основной
должности, так и по совместительству (по основной
должности – учитель сельской школы; по
совместительству – педагог дополнительного
образования, работающий в сельской школе, но
состоящий в штате районного дома пионеров).
Учитывая вышеизложенное, вам должны выплачивать
повышенные на 25% ставки заработной платы по
должности учителя и по должности педагога
дополнительного образования.
Одновременно для сведения сообщаем, что поселки
к сельской местности не относятся.
Производится ли на 15–20 % повышение ставок
заработной платы (должностных окладов) учителям
и другим педагогическим работникам в начальной
школе – детском саду компенсирующего вида,
укомплектованном детьми, имеющими аллергические
и другие заболевания?
В соответствии с Типовым положением об
образовательном учреждении для детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
№ 1204, начальная школа – детский сад
компенсирующего вида осуществляет коррекцию
отклонений в физическом и психическом развитии
детей.
Как следует из вашего письма, начальная школа –
детский сад компенсирующего вида, о которой идет
речь в письме, укомплектована детьми,
страдающими аллергическими и некоторыми другими
заболеваниями, то есть детьми, нуждающимися в
длительном лечении.
В соответствии с письмом Минобразования России
от 12 января 1993 г. № 10/32-Т, согласованным с
Минтрудом России, за работу в образовательных
учреждениях (классах, группах) для детей,
нуждающихся в длительном лечении, ставки
заработной платы (должностные оклады) работников
повышаются на 15–20 %.
Будет ли увеличен размер командировочных
расходов при направлении педагогических
работников образовательных учреждений на курсы
повышения квалификации?
Приказом Минфина России от 6 июля
2001 г. № 49н "Об изменении норм возмещения
командировочных расходов на территории
Российской Федерации" с 1 января 2002 г.
устанавливаются новые нормы командировочных
расходов. Так, оплата суточных будет составлять
100 рублей за каждый день нахождения в
командировке. Оплата найма жилого помещения
производится по фактическим расходам,
подтвержденным соответствующими документами, но
не более 550 рублей в сутки. При отсутствии
подтверждающих документов расходы по найму
жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей
в сутки.
Какова продолжительность рабочей недели
педагога-психолога, его должностные обязанности
и оплата труда? Какое количество единиц
должности педагога-психолога вводится в штатное
расписание школы?
Продолжительность рабочей недели
педагога-психолога в образовательных
учреждениях (в том числе в школе), согласно ст. 55
Закона Российской Федерации "Об
образовании", составляет 36 часов.
В соответствии с Тарифно-квалификационной
характеристикой по должности
педагога-психолога, согласованной
постановлением Минтруда России от 17 августа
1995 г. № 46 (с учетом дополнений и изменений,
внесенных постановлением Минтруда России от 22
ноября 1995 г. № 65), в должностные обязанности
педагога-психолога входят:
– осуществление профессиональной
деятельности, направленной на сохранение
психического, соматического и социального
благополучия обучающихся (воспитанников) в
процессе воспитания и обучения в учреждениях;
– содействие охране прав личности в
соответствии с Конвенцией по охране прав
ребенка;
– участие в гармонизации социальной сферы
учреждения и осуществление превентивных
мероприятий по профилактике возникновения
социальной дезадаптации;
– определение факторов, препятствующих
развитию личности обучающихся (воспитанников), и
принятие мер по оказанию различного вида
психологической помощи (психокоррекционной,
реабилитационной и консультативной);
– оказание помощи обучающимся
(воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим),
педагогическому коллективу в решении конкретных
проблем;
– проведение психологической диагностики
различного профиля и предназначения;
– составление психолого-педагогических
заключений по материалам исследовательских
работ с целью ориентации преподавательского
коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих)
в проблемах личностного и социального развития
обучающихся (воспитанников);
– ведение документации по установленной
форме и использование ее по назначению;
– участие в планировании и разработке
развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности с учетом
индивидуальных и половозрастных особенностей
личности обучающихся (воспитанников),
осуществление развития у них готовности к
ориентации в различных ситуациях жизненного и
профессионального самоопределения;
– осуществление психологической поддержки
творчески одаренных обучающихся (воспитанников),
содействие их развитию и поиску;
– определение степени отклонений (умственных,
физических, эмоциональных) в развитии
обучающихся (воспитанников), а также различного
вида нарушений социального развития и
проведение их психолого-педагогической
коррекции;
– формирование психологической культуры
обучающихся (воспитанников), педагогических
работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том
числе и культуры полового воспитания;
– консультирование работников
образовательного учреждения по вопросам
развития данного учреждения, практического
применения психологии, ориентированной на
повышение социально-психологической
компетентности обучающихся (воспитанников),
педагогических работников, роди-телей (лиц, их
заменяющих).
При определении педагогу-психологу
разряда по оплате труда Единой тарифной сетки
установлены следующие требования к квалификации
по разрядам оплаты.
7-й разряд – среднее
психологическое или среднее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" без предъявления требований к
стажу работы;
8-й разряд – высшее психологическое
или высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
без предъявления требований к стажу работы или
среднее психологическое, либо среднее
педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" и стаж
педагогической работы (либо работы по
специальности) от 2 до 4 лет;
9-й разряд – высшее психологическое
или высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
и стаж педагогической работы (либо работы по
специальности) от 2 до 4 лет или среднее
психологическое, либо среднее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" и стаж педагогической работы
(либо работы по специальности) от 4 до 6 лет;
10-й разряд – высшее психологическое
или высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
и стаж педагогической работы (либо работы по
специальности) от 4 до 6 лет или среднее
психологическое, либо среднее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
"Психология" и стаж педагогической работы
(либо работы по специальности) свыше 6 лет;
11-й разряд – высшее психологическое
или высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
и стаж педагогической работы (либо работы по
специальности) от 6 до 10 лет;
12-й разряд – высшее психологическое
или высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
и стаж педагогической работы (либо работы по
специальности) свыше 10 лет или 11-я
квалификационная категория;
13-й разряд – I квалификационная
категория;
14-й разряд – высшая
квалификационная категория.
На основании ст. 32 Закона Российской
Федерации "Об образовании" введение любой
должности (в том числе должности
педагога-психолога) в необходимом количестве в
штатное расписание образовательного учреждения
(в том числе в штат детского дома) является
компетенцией самого образовательного
учреждения в пределах средств, выделяемых на
оплата труда работников данного учреждения.
|