Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна АРХИПОВА,
гимназия № 4,
г. Пятигорск

Экскурсия по Кремлю

(Урок-путешествие)

3-й класс (1–4)

Уроки-путешествия всегда вызывают живой интерес у детей. Вдвойне интересно тогда, когда речь на таких уроках идет не о вымышленных объектах, а о действительных исторических памятниках. Учитель начальных классов гимназии № 4 из г. Пятигорска Татьяна АРХИПОВА умело сочетает закрепление вычислительных умений учащихся и их знакомство с центром столицы нашей Родины – Кремлем.

Тема. "Решение задач и примеров" (закрепление).

Цели. Закрепить полученные ранее знания; расширять кругозор.

Оборудование. Учебник "Математика" (авт. Т.К. Жикалкина, Э.М. Бредихина), плакат "Кремль", репродукция картины Васнецова "Основание Москвы Юрием Долгоруким", карточки с примерами, знаки >, <, = на кружках, квадрат зеленого цвета (21ґ21 см), облака, капельки с ответами, планшеты-таблицы от 1 до 100, буквы, плакаты с вариантами ответов, шапочка и кольчуга, картина-панорама Соборной площади Москвы, плакат "Звезда", фонограмма Поля Мориа "Toccata", магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

II. Активизация ранее изученного материала

У. Облака, облака все летят куда-то,
Облака, облака, белые, как вата,
Поскорей их разгадать нужно, ребята!
Из чего состоят облака?

Дети. Из капелек воды.

У. Правильно. На капельках написаны недостающие числа. Найдите их. Для этого вам надо прочитать пример с названиями компонентов и рассказать правило нахождения неизвестного компонента.

На доске.

Дети выполняют задание устно.

 Молодцы, вы все разгадали. Облака летят вдаль, и мы сегодня вместе с ними отправимся в далекое путешествие. Но сначала нам нужно угадать, куда. Ветер унес несколько букв, их осталось лишь три.

На доске.

– Приготовьте карточки.

Учитель проводит математический диктант.

48 : 6 =
24 : 2 =
13 * 4 =
2 * 9 =
5 * 7 =
7 * 8 =
4 * 4 =
22 * 2 =
12 * 5 =

У каждого ученика есть карточка (10х10 см).

Дети соединяют только ответы.

У. Какую букву вам напоминает получившийся чертеж?

Д. Букву М!

У. Правильно. У нас появилась первая буква.

На доске.

– Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Д. В Москву!

III. Закрепление изученного материала

У. Да, мы побываем в Москве. В самом центре столицы есть ее сердце, ее гордость. И скоро вы узнаете, что это. Но сначала вопрос: кто основал Москву? Чтобы ответить на него, вам нужно решить пример.

Учитель показывает карточку.

7 * 120 + 60 =

На обратной ее стороне слово

"решение".

– Вам предлагается три варианта ответа.

Учитель вешает плакат.

840 – Петр
900 – Юрий Долгорукий
580 – Иван Калита

Ответ: 900

– Так кто же основал Москву?

Д. Юрий Долгорукий.

У. И у нас на уроке сегодня Юрий Долгорукий – прямо из Москвы.

Входит ученик в шлеме и кольчуге.

Юрий Долгорукий.

Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Коршун вился над лугами,
И лосиною тропой
Зверь с могучими рогами
Выходил на водопой.

Я – Юрий Долгорукий. В 1147 г. я положил начало великому городу – Москве, и начал строительство Кремля.

Учитель вывешивает плакат "Кремль".

У. Вот оно – сердце Москвы – Кремль. Мы попадаем на территорию Кремля через Боровицкие ворота. У нас с вами появилось первое слово в названии темы.

Учитель переворачивает карточку и прикрепляет ее на доску.

Решение

У. Следующий вопрос и пример: сколько башен у Кремля?

Учитель показывает вторую карточку.

(43 + 7) * 6 =

Вам предлагается три варианта ответа.

На доске.

315 – 15 башен
300 – 20 башен
520 – 27 башен

Ответ: 300

– И появляется второе слово в названии темы.

Учитель прикрепляет к доске карточку.

задач

– Первая достопримечательность Кремля – Царь-Колокол.

Учитель записывает пример.

460 + 30 : 6 =

В результате работы на доске появляется карточка.

и примеров

– Значит, тема нашего урока...

Д. Решение задач и примеров.

У. Историческая справка. Царь-Колокол – самый большой колокол в мире. Был отлит в Кремле, на Ивановской площади отцом и сыном Моториными. Вес его – 200 т, высота более 6 м. Сколько раз звонил Царь-Колокол? Чтобы ответить на этот вопрос, надо решить три примера и сложить их ответы.

После ответов детей учитель вывешивает плакат.

Ответ: Колокол не звонил ни разу.

У. В 1737 г. в Москве случился большой пожар. При тушении на Царь-Колокол попала вода, и от него откололся кусок весом в 11,5 т. Произошло это из-за разности температур.

Дальше мы отправимся к Царь-Пушке. Она была отлита в 1536 г. Андреем Чоховым для защиты Кремля. Длина пушки более 5 м, толщина ствола – 15 см, вес – 40 т. Для Царь-Пушки у нас есть ядра. Нужно попасть точно в цель.

На доске.

5 м 40 см * 540 см
54 дм * 5 м 7 дм
8 дм 9 см * 99 см
1 км * 1000 м
7 дм 2 см * 72 см
7 м 6 дм * 73 дм

Дети вставляют нужные знаки.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала (продолжение)

У. От Царь-Пушки мы с вами попадаем на Соборную площадь. И здесь мы задержимся подольше и решим задачу.

На Соборной площади находится 240 человек. Из них 120 – женщин, мужчин – на 20 человек меньше, остальные – дети. Сколько детей находится на площади?

На доске.

 Один ученик решает у доски, остальные – в тетрадях.

На доске.

1) 120 – 20 = 100 (чел.) – мужчин
2) 120 + 100 = 220 (чел.) – всего мужчин и женщин
3) 240 – 220 = 20 (чел.) – дети

У. И перед нами открывается панорама Соборной площади. Это душа Кремля. Множество соборов с бесконечно красивыми золотыми куполами. Эти соборы видели торжество и поражение русских царей. Мы должны гордиться величием и красотой нашей Родины.

VI. Решение уравнений

У. Красива Соборная площадь, но надо нам торопиться и идти дальше. Ждет нас еще одна башня Кремля. Название этой башни – Тайницкая. И живут в ней уравнения. А вам тайна решения уравнений уже известна.

Дети решают первое уравнение с комментированием, второе – самостоятельно.

х : 6 = 70
240 : а = 60

– Последняя башня – Спасская. На Спасской башне есть часы-куранты. Они вам хорошо известны. Есть и звезда, которая сияет днем и ночью. Давайте зажжем звезду.

Учащиеся в пустых кружках вписывают результаты.

– От Спасской башни мы попадаем на Красную площадь. И ждут нас здесь задачи на сообразительность.
На территории Кремля есть большая клумба в форме квадрата с длиной стороны 3 м. Садовники решили увеличить площадь клумбы в 2 раза, но так, чтобы она осталась квадратной. Как это сделать, если в каждой вершине этой клумбы растет розовый куст и его трогать нельзя?

Дети выполняют задание.

Ответ:

– Площадь прямоугольника 20 см2. Можно ли из этого прямоугольника вырезать квадрат со стороной 4 см?

Ответы детей.

VII. Итог урока

У. Сколько башен у Кремля? Как они называются? Кто основал Москву? Звонил ли Царь-Колокол?

Ответы детей.

У. Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Много войн и много бед,
Много радостных побед.
И над всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год –
Наша гордость и оплот.

VIII. Домашнее задание