ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
|
Тамара ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента
образовательных программ и стандартов общего
образования МО РФ,
Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник Института общего
среднего образования МО РФ.
Чтение
Чтение как вид речевой деятельности
требует особого подхода к оценке качества
знаний, умений и навыков обучающихся по данному
предмету.
Предлагаемые контрольные работы по чтению
являются примерными и выбираются учителем
исходя из уровня подготовки учащихся класса с
учетом требований вариативных авторских
программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтения
вслух) дает достаточно полное представление об
уровне обученности младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух
незнакомый текст, доступный по содержанию.
Учитель путем фиксации ошибок при чтении,
определении числа необоснованных пауз, времени,
затраченного на чтение, и ответов на
поставленные вопросы делает выводы об уровне
техники чтения учащихся.
В 1-м классе не рекомендуется проводить строгий
контроль по проверке навыка чтения, который
иногда приводит детей к стрессовым ситуациям.
Текст для прочтения следует предлагать
первоклассникам мягко с тем, чтобы ребенок
потянулся к чтению. В I полугодии тексты для
проверки навыков чтения рекомендуется
предлагать только читающим детям. Щадящий режим
проверки позволит учителю определить уровень, на
котором находится ученик, что особенно важно в
этот период, помочь ребенку преодолеть возникшие
трудности и предупредить те, которые могут
появиться. Такой подход к контролю будет
своеобразным толчком для создания у детей
"ситуации успеха" в освоении полноценного
навыка чтения.
Во 2-, 3-, 4-м классах контроль навыка чтения
проводится как индивидуальное чтение вслух, так
и чтение "про себя". Тексты большого объема в
3–4-м классе при чтении вслух могут читать 2–3
ученика.
|
1-й класс (1–3)
|
Радости
Ребята делились своими радостями. У
Алёнки была новая лента. У Тани цветные
карандаши. А Ваня слушал и молчал. Он видел в лесу
цветы. Был вечер, а цветы стояли белые и
светились.
Зимой он любил смотреть на крышу. Под солнцем
одна сторона синяя, а другая – розовая.
Лужа после дождя была голубая. Светило осеннее
солнце. Вода дрожала. В луже играли серебристые
рыбки.
Ваня находил радость там, где хотел. (66 слов)
(По В. Воронковой)
Вопросы
1. Какими радостями делились дети
между собой?
2. Какие особенные радости были у Вани?
3. Почему Ваня видел прекрасное вокруг себя и
радовался?
Бишка
"А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке
написано!"
Понюхала собачка книжку, да прочь пошла. "Не
моё, – говорит, – дело книги читать. Я дом
стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков
пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу,
поноску тащу – будет с меня и этого". (46 слов)
(К. Ушинский)
Вопросы и задание
1. Почему собачка понюхала книжку, да
пошла прочь?
2. Чем ей больше нравилось заниматься?
3. Как ты понимаешь выражение "зайку
слежу"?
4. Запомни! "Поноску тащу" – это значит
"несу хозяину убитую дичь".
Друзья-товарищи
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый тёплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять! (71 слово)
(С. Маршак)
Вопросы
1. Чему радовались друзья в первый
весенний день?
2. Почему мальчикам было весело и хорошо?
* * *
Цыплёнок с Лягушонком пошли в лес...
Увидели там какие-то ягоды красные.
Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они
называются, вспомнить не могли.
– Давай их есть без названия, – сказал
Лягушонок. – Поедим, а там, может быть, и вспомним.
– И начали они глотать ягоды.
– Клю, – скажет Цыплёнок и склюнет красную
ягодку.
– Ква, – скажет Лягушонок и тоже ягоду проглотит.
– Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква! (62 слова)
(Л.Яхнин)
Вопросы
1. Догадался ли ты, какими ягодами
лакомились Цыплёнок с Лягушонком? Как это
произошло?
2. Почему другие ягоды называются так:
"черника", "земляника",
"костяника". |
2-й класс (1–3)
|
Жалейкин и лягушонок
Под кочкой, в сыром болотце, заметил
Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.
– Бедный, несчастный малыш! – воскликнул
Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжке, в этом
грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не
унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет
хорошо и уютно!
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую
расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую
вату, выставил шкатулку на тёплое солнышко и
весело рассмеялся от радости.
– Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить
теперь в теплоте, сухости и чистоте. Не то что в
твоём грязном болоте!
А лягушонок не радуется, а лягушонку не до
веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он
перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего
лягушонка облил слезами. И вовремя: ещё немножко
– и лягушонок бы околел!
Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому
самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где
лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей
тёплой, чистой комнате. (155 слов)
(Н.Сладков)
Вопросы и задание
1. Какую ошибку допустил Жалейкин?
2. Что спасло несчастного лягушонка?
3. Составь картинный план к рассказу.
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?
Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
– Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие...
– Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
– Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился:
– То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
То есть как!
И сказала точка,
Точка-одиночка:
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас. (142 слова)
(С.Маршак)
Задание и вопрос
1. Представь себе, что ты находишься
среди этих знаков препинания?
2. Какими ты их себе представляешь?
Кому идти за дровами
На краю села живет вдова с тремя
сыновьями. Два сына уже юноши, высокие, сильные. А
младший – подросток Юрко – маленький, тонкий,
как жердинка.
Это было зимой. Выпал глубокий снег, подул
северный ветер, разгулялся мороз.
Мама говорит тихонечко, но так, чтобы дети
слышали:
– Холодно, а топить нечем. Кто же за дровами
пойдёт?
– Молчат старшие, смотрят в землю.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал Юрко.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на
старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает Юрко, а сам уже
одевается.
– Ушёл Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо.
– Старшие братья подняли головы, посмотрели в
материнские глаза и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, дети, – прошептала мать и облегченно
вздохнула. (113 слов)
(В. Сухомлинский)
Вопросы и задание
1. Что можно сказать о Юрко?
2. Что ты думаешь о старших братьях?
3. Почему мать облегченно вздохнула?
4. Подходит ли эта пословица к тексту: "Умел
ошибиться, умей и поправиться"? Объясни,
почему.
На даче
Каждый вечер вся наша семья
усаживалась на крыльце. Мы тихо вели беседу.
Иногда мама напевала чудную песенку. Постепенно
становилось всё темнее и темнее. На небе
появилась бледная луна, а затем и звёзды. Луна
становилась всё ярче и ярче. Жёлтый свет спокойно
лился на садовую дорожку.
Вдруг все замерли. На лунной дорожке появился
один гость, потом другой, третий. Первый был самый
глупый, неопытный. Он быстро бежал к кошкиной
миске с молоком. Скоро раздалось сладкое
причмокивание. Большие ежи на минуту
остановились и решили обойти стороной наше
крыльцо. Так безопаснее. Мы были рады ночным
гостям и с любовью наблюдали за их путешествием
по дачному участку. Было тихо, прохладно, но мило
и спокойно. (109 слов)
Вопрос и задания
1. Каким ты себе представляешь
маленького ежонка? Используй слова из текста.
2. Придумай заголовок к 1-й части рассказа, ко 2-й
части.
3. Вспомни случай из твоей жизни летом на даче,
в деревне? Расскажи его кратко. |
3-й класс (1–3)
|
На реке
Брат пригласил меня и маму покататься
на лодке по тихой речушке. Мы удобно устроились. Я
крепко вцепился в бортик лодки. Брат тихо
насвистывал песенку и ловко работал вёслами.
Мама широко открытыми глазами смотрела на
проплывающие берега, на белые кувшинки и жёлтые
лилии. Моё внимание привлекла большая щука. Она
стрелой мчалась к стае мальков и врезаRлась к ним
в самую середину. Маленькие рыбки бросались
врассыпную. Напуганные хищницей малышки
блёстками выпрыгивали из воды и плюхались в
чистую прозрачную воду. Насытившись, щука гордо
вильнула хвостом и ушла в тёмные водоросли.
А мы плыли и наслаждались чудной русской
природой. Вдыхали полной грудью свежий речной
воздух и отдыхали. (103 слова)
Вопросы и задание
1. Сколько частей в этом рассказе?
Озаглавь их.
2. Какие картины русской природы привлекли
внимание мамы? Мальчика?
3. С каким чувством ты читал этот рассказ?
Финист – ясный сокол
(Отрывок)
...И вот выходит Марьюшка на поляну и
видит: стоит избушка на курьих ножках – вертится.
Говорит Марьюшка:
– Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне
передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке
передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит
там Баба Яга костяная нога, ноги из угла в угол,
губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела Баба Яга Марьюшку, зашумела:
– Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
– Ищу, бабушка, Финиста – ясна сокола.
– О красавица, долго тебе искать! Твой ясный
сокол за тридевять земель, в тридевятом
государстве. Опоила его зельем царица-волшебница
и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе
серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда
придёшь в тридевятое царство, наймись работницей
к царице. Покончишь работу – бери блюдечко, клади
золотое яичко, само будет кататься. Станут
покупать – не продавай. Просись Финиста – ясна
сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла.
Потемнел лес, страшно стало Марьюшке, боится и
шагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и
замурлыкал:
– Не бойся, Марьюшка, иди вперёд. Будет ещё
страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся... (182
слова)
Вопрос и задание
1. Какие признаки сказки ты можешь
выделить в этом отрывке?
2. Пофантазируй, чем закончится эта сказка?
(Знай, что Марьюшка посетит три Бабы Яги, у неё
будут волшебные предметы: серебряные пяльцы и
золотая иголочка; серебряное донце, золотое
веретёнце.)
Стрекоза-Талала
(По мотивам армянских сказок)
Стрекоза-Талала нашла пятак, купила
красный кушак, подпоясалась.
Шёл мимо Бык:
– Доброе утро, Стрекоза-красавица, давай
дружить.
– Спой сначала песенку. Бык нагнул голову и
запел:
– Ммооо, мммууууу...
– Ой, вай, – испугалась Стрекоза, испугалась
Талала, – уходи, уходи, не буду с тобой дружить.
Бежал мимо Ослик:
– Добрый день. Стрекоза-щеголиха, давай
подружимся.
– Спой сначала песенку. Ослик вытянул шею и
запел:
– И-и-оо-ааа! И-и-а-а!
– Хи-хи-хи, – засмеялась Стрекоза, засмеялась
Талала, – беги, беги подальше, не хочу с тобой
дружить.
Тут тихо на мягких лапах подошёл Кот и
замурлыкал:
– Мрр-мрр, Стрекоза-умница, мр-мр...
– Да, Кот, ты славно поёшь, – молвила Стрекоза,
– но почему ты не стоишь спокойно, как Бык, не
вытягиваешь шею, как Ослик, а выгибаешь спину и
щуришь глаза?
Кот раскрыл глаза да как подпрыгнет!
Еле успела улететь Стрекоза, а красный кушак так
и остался в зубах у Кота. Зато у Стрекозы, как Кот
потянул за кушак, сделалась тонкая-тонкая талия.
Вот пятак, вот кушак – это нам с тобой. Быку –
трава на пастбище. Ослику – колючки у
придорожной канавы. Стрекозе – синее небо да
мелкое озеро с камышами и кувшинками. (169 слов)
(Анна Гарф)
Задание
Прочти, выдели в тексте вступление,
основную часть рассказа, окончание.
Фиалка
Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно-светла,
Фиалка – анютины глазки –
На гребне окопа взошла.
И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел своё,
И сразу сердцами коснулись
Великого света её!
Да что мы – в лесу или в поле?
Да нет же, в окопе как раз!
Анютины глазки, до боли
Давно мы не видели вас.
Вот так на окопе когда-то
Анютины глазки цвели,
И не было краше солдатам
Клочка этой бурой земли! (70 слов)
(А.Прокофьев)
Вопросы
1. О чём напомнила нежная фиалка
уставшим от войны солдатам?
2. Какие чувства всколыхнул цветок в душе
русского солдата? |
1-й класс (1–4)
|
Червь и паук
Червь делает шёлк, а паук делал свои
нитки и смеялся над червём. "Твоя работа тихая,
смотри, я сколько сделал и какие длинные мои
нитки". Червь сказал: "Нитки твои длинные-то
длинные, да толку в них нет, а за мои золото
платят". (40 слов)
(Из "Азбуки" Л. Толстого)
Вопросы
1. Почему паук смеялся над червём?
2. За кого тебе хотелось бы заступиться? Почему?
3. О ком ты мог бы так сказать: трудолюбивый,
глупый, мудрый, заносчивый, хвастун?
Волчата
Волчата ещё такие маленькие, что и на
волков совсем не похожи: кривоногие, головастые.
Играют около логова-норы, за бабочками гоняются,
возятся, а услышат – ветка хрустнет, сразу
прячутся в норе.
Как волчата подрастут, волки будут брать их с
собой на охоту, пока не станут они настоящими
большими волками. (47 слов)
Вопросы
1. Какие чувства появились у тебя,
когда ты прочёл про маленьких волчат?
2. Кого они тебе напоминают? Почему?
3. Чем опасны взрослые волки?
Загадка
Где живёт он?
В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мёд,
И сластёною слывёт.
А ещё могу сказать,
Очень любит он поспать:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет. (41 слово)
Вопросы
1. О ком идёт речь в загадке?
2. По каким признакам ты догадался, кто это ?
Белоснежное чудо
Весной мы с мамой посадили лилию. Она
должна была быть белой-белой. Мы долго ждали чуда.
Вот и появились пять бутонов. Я всё ходил вокруг
них и любовался ими. Через день один бутон лопнул.
Лепестки расправились и получился белоснежный
колокольчик. Я нагнулся понюхать цветок. От него
шёл нежный тонкий аромат. Мой нос стал жёлтый, как
солнце. Мама долго смеялась. А я наслаждался
чудным запахом.
Целую неделю мы любовались лилией. (69 слов)
Вопросы и задание
1. Почему рассказ назвали
"Белоснежное чудо"?
2. Почему это "чудо" так удивило мальчика?
3. Почему мама так долго смеялась над сыном?
4. Какой интересный случай из твоей жизни
запомнился тебе? Расскажи. |
2-й класс (1–4)
|
Заколдованная роща
Бежит через поле тропинка. Ныряет с
пригорка в берёзовую рощу и бежит дальше. И роща,
и тропинка самые обыкновенные. Но вот что
странно: люди идут по тропинке, входят в рощу, но
никто из рощи не выходит.
Вошли в рощу две девочки – и не вышли.
Въехал велосипедист – и не выехал.
Проковылял старичок и пропал.
Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч?
Не вытерпел я, набрался смелости и пошёл в рощу.
Захожу, а там... Всё красно от костяники! (76 слов)
(По Т.Белозёрову)
Вопросы
1. Чему удивлялся прохожий, наблюдая
за тропинкой?
2. Какая тайна открылась ему, когда он пошёл в
лес?
3. Почему эту ягоду назвали "костяника"?
В школе космонавтов
Чтобы лететь в космос, надо много
знать. И будущие космонавты много сидят за
учебниками. Надо изучить, как работают приборы и
ракеты, надо научиться управлять ракетой.
Надо изучить звёздное небо. Космонавт должен
знать, где какая звезда находится.
Космонавты – народ крепкий, они все спортсмены.
Но этого мало.
Летать в ракете труднее, чем на самом быстром
самолёте. Поэтому ещё на Земле
лётчиков-космонавтов приучают ко всем
трудностям полёта.
Будущих космонавтов сажают в специальное кресло,
пристёгивают ремнями и крутят очень быстро –
вверх-вниз, туда-сюда.
И много ещё других испытаний проходят будущие
космонавты. (89 слов)
(По В.Бороздину)
Вопросы
1. Подумай, лётчик-космонавт каким
должен быть человеком?
2. Кем хочешь быть ты?
3. Какие качества характера стараешься
воспитать в себе?
По грибы
После долгой засухи и жары пошли
сильные проливные дожди. Земля напиталась влагой
и полезли грибы.
Дружно выскочили рыженькие лисички. Радужным
веером рассыпались по поляне разноцветные
сыроежки. Важно прошагал по поляне подосиновик.
За ним растерялась вся его многодетная семья.
Скромно выглянул из-под берёзки подберёзовик. На
высоком пригорке важно расположился мухомор. За
всем приглядеть надо! А под тяжёлыми ёловыми
лапками тихо дремлет боровик. Он важен и горд. У
него много дел. Ему нужно вырастить кучу
сынков-крепышей. Кому посчастливится заглянуть в
укромное местечко – с полной корзиной вернётся
домой.
Но сейчас их время. И они скромно, но пышно
украшают лес. (97 слов)
Вопросы и задание
1. Приходилось ли тебе собирать
грибы? Какие? Расскажи.
2. Вспомни, как автор сумел рассказать нам о
каждом грибке?
3. Кому автор поручил приглядывать за всем
лесным хозяйством?
4. Вспомни, какой запах стоит в грибном лесу?
Радужные капли-серёжки
Дождь старательно подвешивает на
каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку.
Они долго висят, украшая сосны.
Дождь перестал. Всё стихло, как бы замерло.
Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли, и они
засветились всеми цветами радуги.
Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с
сосновых иголок, словно слезинки, радужные
серёжки. Ещё порыв. Другой. Сильнее закачались
верхние ветки, обильно посыпались капли,
облегчая от тяжести зелёные сосновые иглы. Ни
одной серёжки. Сосны обмылись, встрепенулись и,
посвежевшие, шумят. (72 слова)
(Б.Павлов)
Вопросы
1. Как дождик украсил сосну?
2. На что похожи дождевые капли?
3. Как ты думаешь, какой человек мог увидеть в
природе такую красоту? |
3-й класс (1–4)
|
Хочу лошадь
– Эх, – говорит Васька, – была бы у
меня лошадь, сел бы я на неё да поскакал бы во весь
дух из города до самого поля и дальше, дальше в
лес, помчался бы по лесной дорожке, выскочил бы на
полянку и дальше!
Лечу стрелой, а рядом поезд несётся. Перегнал бы
поезд и дальше скачу, скачу себе, скачу без
остановки...
– Ну и до какого же места ты доскакал бы? –
спрашивают ребята.
– А ни до какого, до того же самого.
– Как это понять?
– А очень просто. Земля круглая, так по кругу
обратно и вернулся бы.
– Ишь ты, – смеются ребята. – Вот на ракете –
вжик! А не на лошади.
– А я хочу на лошади, – говорит Васька.
– Вот чудак, – смеются ребята, – зачем тебе
лошадь? Машину бы гоночную! И – вжик!
– А я лошадь хочу, – говорит Васька. Ребята
говорят:
– А ещё мотоцикл неплохо. Стоящая, между
прочим, вещь. Сел – вжик!
– Лошадь хочу, – твердит Васька.
– Самое лучшее велосипед, – говорят ребята, –
крути себе педалями – и вжик!
– Мне лошадь надо, – говорит Васька.
– А самолёт? Ка-ак – вжик!
– Эх, лошадь бы мне, – вздыхает Васька, – я бы
за гриву крепко держался, ни за что на свете бы не
упал, скакал бы, всё скакал без передышки семь
дней и семь ночей и назад возвратился... А вжик я
не хочу, потому что мне лошадь охота... (192 слова)
(В. Голявкин)
Вопросы
1. Какая заветная мечта была у
Васьки? Почему?
2. Почему ребята не могли понять Ваську? Что они
ему предлагали?
Что говорят двери
Двери
Жаловалась
Дверь:
– Трудно,
Матушка,
Поверь.
Мой хозяин
Дорогой
Снова
Пнул меня
Ногой.
Шёл опять он
Невесёлый:
Видно, двойку
Нёс из школы.
Видишь,
Сколько
Синяков
Из-за этих
Дневников!
– Вот и я
Ребят ругаю, –
Простонала
Дверь Другая, –
Пробегут –
Откуда прыть! –
А ведь лень
Меня закрыть.
Вся продрогла
На ветру.
Так и думала –
Помру. – |
– А меня
Сегодня
Петя
Чуть не вывернул
Из петель –
Утром,
Точно на коне,
Прокатился он
На мне.
На такое
Он мастак! –
И решили
Двери
Так:
– Если будут
Издеваться,
Перестанем
Открываться! (82 слова)
(Я.Аким)
|
Вопросы
1. О чём напоминает нам Я.Аким в своём
стихотворении?
2. Какие ещё правила культурного поведения ты
можешь вспомнить?
Как собака друга искала
(Мордовская сказка)
Давным-давно в лесу жила собака.
Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось
собаке друга себе найти. Такого друга, который
никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и
легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака
услышала шорох да как вскочит, как залает громко!
Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит
волк, придёт сюда и нас съест!
"Неважный это друг, – подумала собака, – волка
боится. А вот волк, наверное, никого не боится".
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла
искать волка. Встретила его в глухом овраге и
говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, – отвечает волк. – Вдвоём веселее
будет. Ночью легли они спать. Мимо лягушка
прыгала, собака услышала да как вскочит, как
залает громко. Волк в испуге проснулся и давай
ругать собаку:
– Ах ты такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой
лай, придёт сюда и разорвёт нас.
"И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше
мне подружиться с медведем". Пошла она к
медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе
жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в
берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз,
вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну
бранить собаку:
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас
снимет. "Ну и дела! – думает собака. – И этот
оказался трусливым". Сбежала она от медведя и
пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую
конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака
лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это
– спасибо говорит. С тех пор собака и человек
живут вместе. (270 слов)
Вопросы
1. Подумай, сколько частей в этом
рассказе?
2. Подумай, почему в друзья собака выбрала себе
именно человека?
Метелица
(Сказка)
Однажды весёлым зимним днём у Метели
родилась маленькая резвая дочка – Метелица.
То-то радости было! Метелица росла очень быстро,
потому что метелям некогда: пройдёт зима – и век
метельный кончится, а новой зимой новые метели
народятся.
Вот подросла Метелица, и мама выпустила её
погулять.
Метелица надела пушистую белую шапку, такую же
белую и пушистую шубку, сотканную из самых лучших
снежинок, и лёгкие, мягкие, пушистые
валеночки-топотунчики.
Сначала она тряхнула рукавами шубки – и снежинки
закружились вокруг неё в своём волшебном танце.
Потом топнула ножкой – и на солнышке вспыхнули и
заискрились лукавые снежные вихорьки.
Метелица засмеялась и побежала, едва касаясь
земли, по городской улице, скользя между высокими
коробками-домами, стряхивая на себя снег с
дремлющих яблонь.
И вдруг она увидела человека. Он шёл прямо, не
сгибаясь, словно не боялся ни мороза, ни ветра, ни
её, Метелицы.
"Вот сейчас я его закружу!" – подумала
Метелица и завертелась перед ним, дохнула в лицо.
Но человек не испугался, засмеялся, отмахнулся
рукавом полушубка и даже ворот расстегнул.
Не на шутку рассердилась Метелица. Дунула она ему
вслед изо всех сил – даже снежинки с неё
посыпались, – но человек и не заметил этого,
пошёл своей дорогой.
Метелице сразу стало скучно, не хотелось ни
прыгать, ни летать, ни кружиться.
Но вот она заметила маленькую девочку. Девочка
шла в школу, согнувшись под тяжестью синего ранца
с приделанным к нему зачем-то грибом мухомором.
"Примёрз, что ли?" – подумала Метелица. Она
сразу повеселела. Закружилась вокруг девочки,
напустила столько снежной пыли, что малышка
стала закрываться руками. Наконец она
остановилась, не зная, в какую сторону идти, –
школа куда-то исчезла. Первоклашка заблудилась и
начала плакать.
Но тут всё закружилось ещё больше, и Метелица
услышала низкий, протяжный голос матери:
– Как тебе не стыдно, Метелица? Разве можно
обижать маленьких и слабых?
Она подняла руку, и тотчас снежинки, как стайка
испуганных белых птичек, стали опускаться на её
плечи, прятаться в складках плаща.
Небо засветилось, занежилось на солнышке, а
девочка встрепенулась, увидела свою школу и со
всех ног побежала к ней, путаясь в длинном
пальтишке.
– У нас, метелей, очень много работы: надо поля,
сады да леса укрыть снегом, чтоб на весну
побольше влаги в земле осталось, тогда и хлебушек
и все овощи уродятся, и яблочки, и ягоды, да мало
ли ещё что. А февраль-то наш разлюбезный, самый
метельный месяц, – коротенький, с воробьиный
носок. Пройдёт февраль – и зиме конец. В марте-то
где разойдёшься? Разве что от весны украдочкой.
Зря думают, что метели злые, а мы и не злые вовсе,
просто труженицы – некогда нам пустыми делами
заниматься.
– Я только поиграть хотела... Что же мне делать,
мама? Я бы хотела что-нибудь хорошее сделать, а
что, не знаю.
– А вот чем маленьких обижать да на мать
дуться, садись-ка лучше вместе со мной вязать. Я
покрывало для земли вяжу, а ты до вечера тёплый
платок свяжи, чтобы вон те ёлочки укрыть, не то
замёрзнут – махонькие они ещё.
Обрадовалась Метелица, закружилась, завихрилась:
– Ой, мамочка, как ты хорошо придумала! Я
платочек двойной им свяжу – не замёрзнут малыши,
перезимуют. (471 слово)
(Алла Сурова)
Вопросы и задания
1. Попробуй выделить зачин и
концовку сказки.
2. Какие истории произошли с маленькой
Метелицей?
3. С каким настроением ты читал эту сказку?
Объясни, почему. |
4-й класс (1–4)
|
Туман
Июль. Раннее утро. Мы бежим на
электричку. Люди спешат в город на работу. Дорога
шла лесом. Вот кончился сосновый лес и мы
остановились. Перед нами раскинулось широкое
молочное поле. Дорога пропала, растворилась в
белой пелене. Белый ночной туман спустился в
лощину. В двух шагах ничего не видно. Рожь
колышется и кажется, что туман живой. Кусты по
обочине дороги завёрнуты в мягкие пушистые
конвертики. Их тёмные головки видны сверху. Под
тяжёлой росой они склонили их к земле.
Но вот небо порозовело. Выкатился огромный
огненный шар солнца. Не прошло и получаса как
туман стал отступать. Солнышко быстро взялось за
работу. Оно просушило рожь, цветы, траву и
дорожки. День обещал быть хорошим. Лето в разгаре!
(112 слов)
Задание и вопросы
1. Расскажи, какую красоту люди
наблюдали ранним июльским утром?
2. Какие сравнительные обороты тебе особенно
понравились?
3. Если бы этот рассказ написал ты, сколько
частей с помощью красной строки ты бы выделил?
Первый полёт
Первый полёт в космос совершил Юрий
Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом
корабле "Восток" 12 апреля 1961 года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они
уплывали в неведомые моря, исследовали дикие
леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но
все они путешествовали на Земле и заранее знали,
как опасны морские штормы, как жарко в пустыне,
какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко
от Земли – в космосе. Только там он узнал
невесомость – странное состояние, когда сам
космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в
корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни
верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается
лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в
воздухе. За окном-иллюминатором всегда чёрная,
непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а
темно... Когда ракета с огромной скоростью уносит
человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а
в космосе человек не весит ни грамма.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий
Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям
дорогу в космос. (169 слов)
(А.Митяев)
Вопросы
1. Вспомни, кто и когда совершил
первый полёт в космос?
2. Что необычного увидел и почувствовал Юрий
Алексеевич в космосе?
3. Как ты думаешь, какому человеку могла страна
доверить столь ответственное дело?
Счастливый мальчик
(Иранская народная сказка)
Много-много лет тому назад под синим
куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и
жена. Их сынишка целыми днями играл со
сверстниками и скитался по лесу. А по вечерам
отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
– Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам
нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы.
Мальчик взял невод и отправился на берег моря.
Там он закинул невод и, вытащив его, увидел
маленькую трёхцветную рыбку –
золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула
на мальчика и проговорила человеческим голосом:
– Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам
тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни
вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море. В тот
же миг в руках у мальчика появились ножницы.
Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева
большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец.
Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не
поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик
набрал листьев – жёлтых, зелёных, красных,
коричневых – и стал вырезать из них деревья и
цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий
сад. (172 слова)
Задание и вопрос
1. Перескажи сказку.
2. Какие сказки тебе напоминает этот отрывок?
Чьи руки краше
(Индийская сказка)
На берегу реки Джамны сидели три
знатные женщины, плескались водой и хвастались
одна перед другой своими руками.
– У меня руки красивые, – сказала одна.
– И у меня красивые и нежные! – подхватила
вторая.
– А у меня красивей, чем у вас обеих! – сказала
третья.
Но вот подошла к женщинам голодная хромая
старуха и попросила у них что-нибудь поесть.
Ничего не дали ей знатные женщины, спросили
только:
– Скажи-ка, старая, у которой из нас руки
красивее?
– Вот поем немножко, тогда скажу, – прошамкала
старуха и побрела прочь.
А дальше на берегу сидела бедная крестьянка. Она
до того загорела на работе в поле, что кожа у неё
стала чёрной. Старуха и у неё попросила
милостыни:
– Изголодалась я! Коли найдётся у тебя какой
кусочек, покорми меня!
– Бери, матушка! У меня есть немножко еды,
возьми себе половину, – сказала крестьянка.
Старуха поела, выпила воды и от всей души
поблагодарила крестьянку. Потом взяла её за руку,
привела к трём знатным женщинам и сказала:
– Вот теперь я скажу, чьи руки краше.
Чёрные-пречёрные руки вот этой бедной женщины,
что накормила меня, голодную и хромую старуху, в
тысячу раз прекраснее ваших белых-белых нежных
холёных рук!
Так сказала старуха и поплелась своей дорогой. А
три знатные женщины сгорели от стыда. (196 слов)
Вопросы и задание
1. Хвастаясь своими холёными руками,
о чём забыли эти знатные женщины?
2. Почему бедная крестьянка по-иному отнеслась
к старой женщине?
3. Чтобы оценить эту ситуацию, попробуй
подобрать подходящие пословицы ("С лица воду
не пить" и т.д.). |
ТЕКСТ ДЛЯ
ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ
|
2-й класс (1–4)
Волчишко
Жил в лесу волчишко с матерью. Вот
как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал
человек, сунул его в мешок и принёс в город.
Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в
нём волчишко и вылез.
В одну сторону посмотрел – чёрный кот фыркает,
пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А
рядом пёс зубы скалит.
Совсем забоялся волчишко, полез в мешок обратно,
да не влезть, – лежит пустой мешок на полу, как
тряпка.
А кот пыжился, пыжился, да как зашипит!
Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.
Пёс залаял.
Человек закричал громко:
– Ха-ха-ха!
Забился волчишко под кресло и там стал жить –
дрожать.
Кресло посреди комнаты стоит.
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
Пёс вокруг кресла бегает.
Человек в кресле сидит – дымит.
А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот
зажмурился.
Коты – они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишко осмотреться.
Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.
Пёс залаял.
Кот на стол прыгнул.
Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал.
А волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко
там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку.
Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишко, пополз к двери, а
дверь-то открыта!
Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы
по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.
А за полем стоит лес.
А в лесу мать волчиха,
Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по
лесу. (240 слов)
(Е. Чарушин)
Вопрос
1. Когда и за кого ты переживал?
Почему?
3-й класс (1–4)
Красавица Насто
(Карельская сказка)
Жил когда-то в одной деревне парень.
Женился он на девушке, издалека привёз её к себе
домой. Дружно стали жить, но молодая жена что-то
грустная ходит. Муж и говорит ей:
– О чём ты всё тоскуешь? Она ему отвечает:
– Хорошо мне с тобой, да дом родной забыть не
могу, оттого и тоскую.
Муж ей верит и не верит: в жизни не знал тоски. А
жена нет-нет да и вздохнёт украдкой, глаза
невесёлые. Захотелось мужу испытать, что это
такое – тоска по дому, говорит жене:
– Пойду-ка я в чужие края, наймусь в работники,
поживу и посмотрю, есть ли на свете тоска или нет.
И ушёл в далёкие края, нанялся в работники к
одному купцу. Дал ему купец новые сапоги и сказал:
– Я тебя возьму в работники с таким условием:
будешь служить у меня до тех пор, пока эти сапоги
не износишь.
Долго ли сапоги износить! Согласился молодой муж
и стал на купца работать. Работает, работает, а
сапоги всё как новенькие. Много ли, мало ли
времени прошло, стало ему тоскливо на чужой
стороне. То жену вспомнит, то дом родной. Смотрит
на сапоги: не износились ли? Куда там! Всё такие
же, как в первый день.
Шёл он как-то с поля, соху на плече нёс. Идёт
навстречу человек. Смотрит – земляк!
Обрадовался, про всё расспрашивает: и про жену, и
про дом, и про то, про сё. Даже соху не догадался на
землю опустить. Вот что значит земляка встретить!
Пришёл в дом купца, задумался: "Вот и мне
довелось узнать, что такое тоска по дому. Правду
жена говорила".
Прожил он у купца много лет. А сапогам износу нет.
Шёл он однажды лесом, смотрит – избушка.
Постучался, дверь открыл, видит – сидит в избе
старушка. И спросил он у старушки:
– Не знаешь ли, бабушка, что это за сапоги на
мне? Из какой кожи сшиты? Восемнадцать лет ношу
их, а они всё не износятся!
Говорит ему старушка:
– Сапоги твои не простые, а заколдованные. Но я
тебе дам совет. Как придёшь домой, к хозяину
своему, так сними сапоги и брось их незаметно в
печку. А утром достань. Они сгореть не сгорят, да
зато быстро износятся. Тогда и службе твоей у
купца конец.
Так и сделал муж. Сапоги в печку бросил, утром
достал, обулся, они враз и развалились. Пришёл он
к хозяину:
– Ну, хозяин, сапоги мои истрепались. Теперь
мой срок кончился!
Делать нечего, дал ему купец расчёт и домой
отпустил. Идёт он домой, ног под собой от радости
не чует.
А день был жаркий, и начала его жажда мучить.
Вдруг увидел ручей. Нагнулся, чтобы попить, а
водяной вцепился ему в бороду и не пускает.
Взмолился мужик:
– Батюшка водяной, отпусти ты меня! Я дома
восемнадцать лет не был!
А водяной его за бороду держит и говорит:
– Не отпущу, покуда не обещаешь отдать мне то,
чего дома у себя не знаешь!
Обрадовался муж: эка задача, да он дома у себя,
поди, всё знает. И пообещал водяному то, чего дома
не знает.
Водяной его отпустил, он и пошёл домой.
Приходит домой, а жена его с дочкой встречает. Не
знал, не ведал, что, пока у купца служил, жена его
дочку родила – красавицу Насто.
Пока он на чужбине был, Насто выросла и невестой
стала. Да такой красивой, что ни в сказке сказать,
ни пером описать: ни в верхнем, ни в нижнем мире,
ни в подводном царстве такой не сыщешь... (533
слова)
Вопросы и задания
1. Как ты думаешь, что произошло дальше?
2. Разбей данный текст на части. Озаглавь части.
3. Какая основная мысль, идея текста?
4-й класс (1–4)
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо
(Русская сказка)
В некотором царстве, в некотором
государстве жили-были старик и старуха, и было у
них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они
– не ленились, без устали трудились, пашню пахали
да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве
весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю
напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём
спалить. Затужили старик со старухой, загоревали.
А сыновья утешают их:
– Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдём мы на
чудо-юдо, будем с ним биться. А чтобы вам одним не
тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он
ещё очень молод, чтоб на бой идти.
– Нет, – говорит Иван, – не хочу я дома
оставаться да вас дожидаться, пойду и я с
чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать
да отговаривать – снарядили всех троих сыновей в
путь-дорогу.
Взяли братья дубины тяжёлые, взяли котомки с
хлебом-солью, сели на коней и поехали.
Долго ли, коротко ли ехали – встречается им
старичок:
– Здорово, добры молодцы!
– Здравствуй, дедушка!
– Куда это вы путь держите?
– Едем мы с поганым чудом-юдом сражаться,
родную сторону защищать!
– Доброе это дело! Только для битвы вам нужны
не дубинки, а мечи булатные.
– Да где же их достать, дедушка?
– А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые
молодцы, всё прямо. Доедете вы до высокой горы. А в
той горе пещера глубокая, вход в неё большим
камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру
и найдёте там мечи булатные.
Поблагодарили братья старика и поехали, как он
учил, всё прямо. Видят – стоит холм высокий, с
одного боку большой камень привален. Отвалили
братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия
всякого и не почтёшь! Выбрали они себе по мечу
булатному и поехали дальше.
– Спасибо, – говорят, – старику! С мечами-то
нам куда лучше биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.
Смотрят кругом – ни одной души нет, все
повыжжено, поломано, стоит одна маленькая
избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке
старая старуха да охает.
– Здравствуй, бабушка! – говорят братья.
– Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на
калиновый мост: хотим с чудом-юдом сразиться,
свою землю защитить!
– Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он,
злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти
предал. Ближние царства – хоть шаром покати... И
до нас добрался. Только я здесь одна и уцелела:
видно, я уж чуду-юду на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано
встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому
мосту. По всему берегу лежат мечи да луки
поломанные, лежат кости человеческие...
Нашли братья пустую избушку и решили
остановиться в ней.
– Ну, братцы, – говорит Иван, – заехали мы в
чужедальнюю сторону, надо нам ко всему
прислушиваться да приглядываться. Давайте по
очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через
калиновый мост не пропустить!
В первую ночь отправился в дозор старший брат.
Прошёл он по берегу, посмотрел за реку Смородину
– всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
Лёг старший брат под ракитовый куст и заснул
крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке – не спится ему, не
дремлется. Как пошло время заполночь, взял он
свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю
мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался
под калиновый мост, стоит – переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы
закричали: подъезжает чудо-юдо о шести головах.
Выехал он на середину калинова моста – конь под
ним споткнулся, чёрный ворон на плече
встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты,
чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс,
ощетинился? Или вы чуете, что Иван – крестьянский
сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился
– так на бой не сгодился! Я его на одну руку
посажу, другой прихлопну.
Вышел тут Иван – крестьянский сын из-под моста и
говорит:
– Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил
ясного сокола – рано перья щипать! Не узнал
доброго молодца – нечего срамить его! Давай-ка
лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и
похвалится.
Вот сошлись они, поравнялись да так ударились,
что кругом земля загудела.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван – крестьянский
сын с одного размаху сшиб ему три головы.
– Стой, Иван – крестьянский сын! – кричит
чудо-юдо. Дай мне роздыху!
– Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а
у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова,
тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились. Иван –
крестьянский сын снёс чуду-юду и последние три
головы. После того рассёк туловище на мелкие
части и побросал в реку Смородину, а шесть голов
под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся
и спать улёгся как ни в чём не бывало.
Поутру приходит старший брат, спрашивает его
Иван:
– Ну как, не видал ли чего?
– Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!
Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую
ночь отправился в дозор средний брат. Походил он,
походил, посмотрел по сторонам и успокоился.
Забрался в кусты и заснул.
Иван на него не понадеялся. (806 слов)
Вопросы
1. Пофантазируй, что произошло
дальше?
2. Твое мнение: кто главный герой сказки?
Почему?
3. Какие качества русского человека воплощаются в
главном герое сказки?
2-й класс (1–3)
Как мальчик Женя научился говорить
букву "Р"
Мальчик Женя не умел говорить звук
"р". Ему говорят: – Ну-ка, Женя, скажи:
"Пароход". А он говорит: "Палоход". –
Скажи: "Таракан". А Женя говорит:
"Талакан". – Скажи: "Рыба". А он говорит:
"Лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот однажды
играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то
неправильно, и ребята начали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой
бани. Лежит он на крыше и тихонько плачет. Вдруг
на забор прилетела ворона и как каркнет:
"Крррааа!" Женя тоже каркнул – только
получилось: "Клллааа". А ворона посмотрела
на него, наклонила набок голову, прищёлкнула
клювом и давай выговаривать на разные лады:
– Карр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "Клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в
разные места ставил и дул изо всех сил – всё не
выходило.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так
хорошо получилось: "Крррррррраааа!"
Так хорошо, словно куча камней по камушкам в
разные стороны раскатывается: "р-р-р-р-р".
Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится,
лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как
"р" выговаривается.
Побежал Женя к ребятам, радуется, кричит:
– Я "рры" научился говорить!
– А ну, – говорят ребята, – скажи нам
что-нибудь.
Женя подумал и сказал:
– Павррруша.
Это Женя хотел сказать "Павлуша", да спутал.
Вот как обрадовался! (202 слова)
(Е. Чарушин)
Вопросы
1. Каким ты себе представляешь Женю?
2. Что помогло ему научиться правильно
говорить?
3-й класс (1–3)
Держись, Михайло!
На реке Двине, на севере Российского
государства, стоял городок Холмогоры. Жили здесь
рыбаки и торговцы, кузнецы и лесопильщики,
косторезы и солевары, охотники и смолокуры.
Возле Холмогор было несколько островов, самый
крупный из которых назывался Великим. Он и впрямь
был велик: целые деревни умещались на нём. Осенью
1711 года у одного из рыбаков этого острова – у
Василия Дорофеевича Ломоносова – родился сын
Михайло.
Мальчик рос здоровым и крепким. Бегал взапуски с
другими ребятишками, а то брал лукошко – и в лес
по грибы да ягоды. Рано начал помогать он матери
по хозяйству, ведь отец надолго уходил в море на
промысел. А едва Михайлу минуло десять, как
Василий Дорофеевич сказал:
– Со мной пойдешь. Лишние руки на море всегда
надобны.
Прошло несколько лет. Михайло уже работал в море
наравне со взрослыми. Лицо его обветрилось, как у
настоящего моряка, мускулы налились силой,
ростом он почти догнал отца. На отцовском судне
(называлось оно "Чайка") Михайло мог и рулём
править, и ставить паруса.
Однажды, когда отец и сын доставляли на промысел
мешки с солью, разыгрался шторм. Ветер накинулся
на паруса. Судно сильно накренилось.
Казалось, ещё один водяной вал, и оно опрокинется.
Нужно было немедленно убрать большой парус, но
обледеневший канат не поддавался.
– Топор! – закричал отец.
Михайло протянул топор. Василий Дорофеевич
метнул им в парус – наточенное лезвие прорезало
плотную холстину, и ветер с треском разорвал ее
на две части. Судно резко выпрямилось, Михайло
швырнуло в море. В последний миг он успел
ухватиться за край борта и тут же по грудь
оказался в ледяной воде.
– Держись, Михайло!
Надвинувшаяся волна приподняла его.
"Унесет!" – мелькнуло в голове. Но удержался,
не разжал рук. Лишь почувствовал, как хрустнули
пальцы.
Подоспевший Василий Дорофеевич вытащил сына на
палубу. У вымокшего Михайла от холода зуб на зуб
не попадал. Он хотел было переодеться, но отец
сказал:
– Жив, и слава богу... (293 слова)
(О.Тихомиров)
Задание и вопрос
1. Кратко перескажи отрывок о
Михайло Ломоносове.
2. Какие черты характера воспитывал в нём отец?
3. В какой момент это пригодилось М. Ломоносову?
|
|
|