Светлана БЛИНОВА,
учитель школы № 775,
г. Москва
Для чего нужны падежи
2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)
Тема. "Изменение имен
существительных по падежам".
Цели. Создать условия для полного
осознания детьми различий между падежами;
закрепить умения находить в тексте
существительные разных типов склонения;
узнавать формы разных падежей; развивать речь
учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная часть
Учитель. Ребята, начать наш урок я
хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь
прибавляет частицу мудрости". Как вы ее
понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания –
это богатство, которое мы складываем в сундучок,
а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы
поговорим об изменении имен существительных по
падежам.
III. Минутка чистописания
У. Как называется изменение имен
существительных по падежам?
Д. Изменение существительных по
падежам называется склонением.
У. Ответ на вопрос и будет
заданием для минутки чистописания: склонение.
IV. Новый материал
У. Ребята, давайте вспомним
названия падежей. В этом нам помогут загадки о
падежах, которые вы будете читать сами.
Дети читают загадки, затем прикрепляют
на доску листы с названием падежей.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
(Именительный падеж)
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!
(Родительный падеж)
Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.
(Дательный падеж)
Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра!
Все это знают тут!
А ну скорей скажите,
Как меня зовут?
(Винительный падеж)
Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.
(Творительный падеж)
Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
(Предложный падеж)
У. А теперь давайте поставим
падежи по порядку.
Дети выполняют задание.
– Ребята, вы знаете все падежи. Для чего нам
нужно знание падежей?
Д. Для связи слов в предложении.
У. Прочитайте предложение,
записанное на доске.
На доске.
На двор стоял кувшин с вода, а в
кувшин была вода только на дно. |
Д. Здесь есть ошибки. В
предложении нет связи слов.
У. Исправить ошибки нам поможет
знание падежей.
Д. Стоял (на чем?) на
дворе, ударное окончание.
– Кувшин (с чем?) с
водой, 1-е скл., Т.п., значит, в слове водой
ставим окончание -ой.
– Была (в чем?) в кувшине, 2-е
скл., П.п., значит, в слове кувшине ставим
окончание -е.
– Была (на чем?) на дне, 2-е
скл., П.п., значит, в слове дне ставим
окончание -е.
У. Запишите данные
словосочетания, выделив окончания
существительных. Прочитайте исправленное
предложение.
Д. На дворе стоял кувшин с водой,
а в кувшине была вода только на дне.
У. Данное предложение я взяла из
рассказа Льва Николаевича Толстого "Умная
галка". Прочитаем этот рассказ.
Дети читают текст, который записан на
доске.
На доске.
Умная галка
Галке нельзя было достать на дворе
стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только
на дне хотела галка пить она стала кидать в
кувшин камушки и столько накидала, что вода стала
выше и можно было пить. вот так галка. |
– Ребята, это текст?
Д. Нет, здесь нет границ
предложений и сами предложения стоят не по
порядку.
У. Восстановите сначала границы
предложений, а потом их порядок. Запишите рассказ
правильно.
Комментированное письмо.
В результате работы на доске
появляется текст.
На доске.
Хотела галка пить. На дворе
стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только
на дне. Галке нельзя было достать воду. Она стала
кидать в кувшин камушки и столько накидала, что
вода стала выше и можно было пить. Вот так галка! |
У. Понравился ли рассказ?
Д. Да.
У. Какие качества галки вам
понравились?
Д. Догадливость, находчивость.
У. Как называют слова, близкие по
смыслу, но разные по звучанию?
Д. Синонимы.
V. Физкультминутка
VI. Новый материал (продолжение)
У. Форма какого падежа является
начальной?
Д. Форма именительного падежа.
У. Найдите в рассказе
существительные единственного числа, поставьте
в начальную форму. Запишите данные
существительные, распределяя их по склонениям.
Дети выполняют задание. В результате
работы на доске появляется запись.
На доске.
1-е скл.
галка
вода
дно |
2-е скл.
двор
кувшин |
3-е скл. |
– Ребята, обоснуйте свой ответ.
Ответы детей.
– К какому склонению мы не нашли в
тексте слов?
Д. К 3-му склонению.
У. Вспомните, какие слова мы
подбирали, когда описывали поведение галки?
Можем ли мы эти слова записать в третий столбик?
Д. Да.
У. Запишите.
Дети выполняют задание.
– А теперь найдите в учебнике
упражнение.
VII. Итог урока
У. Вы еще раз убедились, как
много зависит от знания падежей. Не будет текста,
если слова не стоят в нужной для них форме. С
какой пословицы мы начали урок? Запишите ее по
памяти.
Сегодня мы много брали из сундучка. А
что мы добавим, унесем домой в этом сундучке?
Ответы детей.
VIII. Домашнее задание
У. Дома выполните упражнение
№ 380.
|