Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в страну исторических источников

Путешествие шестое

Почему сорок?

– Посмотрите, Сергей Сергеевич, я принесла одну монету, – сказала Даша, войдя на занятие с небольшим опозданием.
– Ну-ка, ну-ка, покажи эту монету... Вероятно, она очень старая.
– Тут кто-то изображен и какая-то непонятная надпись...
– Похоже, что изображен какой-то старый человек с бородой и у него что-то на голове. А надпись... не очень разборчивая, но явно латинскими буквами. Да еще неровные края... А откуда у тебя эта монета, Даша?
– Досталась от прабабушки. Я как раз о ней написала на генеалогическом древе.
– Что же, это древо я посмотрю после занятия, а сейчас, похоже, придется поломать голову насчет монеты. Кажется, ей никак не меньше пятисот лет!
– А можете ответить на вопрос, – вдруг вставил Ваня. – Вот мы считаем десятки: 10, 20, то есть два десятка, 30 – три десятка. А дальше – сорок. Какое-то странное слово, не связанное с десятками! А потом – пятьдесят, шестьдесят... Все понятно, кроме этого – "сорок".
– Знаете что, ребята? – оживился Сергей Сергеевич. – Монета Даши и вопрос Вани относятся к одной исторической науке – нумизматике, в область которой мы сейчас и отправимся. Закройте глаза...

Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!

– Итак, мы в области нумизматики. Может быть, вы уже догадались, что она изучает?
– Монеты? – неуверенно спросила Настя.
– Есть такой магазин – "Нумизмат", – вспомнил Ваня.
– Правильно, монеты, а еще – медали, ордена...
– То есть все значки, сделанные из металла, – сделал вывод Алеша.
– В конечном счете, из металла.
– Как это – в конечном счете? – не понял Леша. – А что, раньше деньги были из дерева, что ли?
– Из дерева не из дерева, но вместо денег в древности были кости, драгоценные камни, меха... А кстати, к каким источникам относятся деньги?
– К вещественным, – ответил Ваня.
– Не только, – подсказал Сергей Сергеевич.
– И к изобразительным тоже! – догадалась Даша. – На монетах, например, на моей есть изображения.
– Поэтому, ребята, – сказал преподаватель, – эта область находится на границе двух частей Страны исторических источников.
– А причем тут все-таки число 40? – спросил Ваня.
– А вот это как раз связано с древнейшими деньгами. Погодите – узнаете.

По дороге проехала мимо повозка с мешками, которые позванивали на кочках.
– Да ведь там деньги! – воскликнул Алеша и запел:
– Пиастры, пиастры...
– Вот в ту сторону, куда повезли деньги, мы и пойдем. Там – банк Страны исторических источников, и там мы должны получить ответы на все вопросы.
И все пошли вслед за повозкой. Как обычно, идти пришлось недолго. Вскоре стали виднеться указатели: "Банк", "Дворец нумизматики", "Наградной зал".
У входа в банк на видном месте стояла какая-то скамейка. На ней, окруженный слугами, присматривавшими за пухлыми мешками и котомками, сидел человек с бородкой в круглой шляпе с помпоном и пересчитывал деньги, вынутые из кожаного кошеля.

– Приветствую вас, досточтимые синьоры! – обратился он к пришедшим.
– А почему синьоры? – переспросил бесцеремонный Алеша.
– Потому что первые банки появились в XIII в. в Италии, молодой синьор! Сам я родом из Ломбардии, это область на севере Италии.
– Ломбардия? А не отсюда ли слово "ломбард"? – спросила Настя.
– Именно так! В ломбард несут ценные вещи, в банк – деньги. Кстати, ответьте, а на чем я здесь сижу?
– Как это на чем – на скамейке, – сказал Алеша.
– По-итальянски это будет "банка".
– А, поэтому "банкетка", как у нас в школе маленькие банкетки в вестибюле, – заметил Ваня. Даша между тем вынула из кармана монету:
– Посмотрите, пожалуйста, на эту монету!
– О, монета, монета...
– Вы, наверное, знаете, откуда она и что здесь нарисовано и написано!
– О, мадонна! – обиженно сказал банкир, рассмотрев монету. – Это малоценная монета. Она неправильной формы, а что здесь изображено, может знать только Главный казначей.
– Синьор банкир, – сказал Сергей Сергеевич, – вы судите об этой монете из своего средневековья. Для нашего времени монета ценна хотя бы тем, что она, судя по всему, очень старая.
– А, может быть, вы – фальшивомонетчики? Я же не знаю, с какой целью вы принесли мне эту монету!
– Да вообще-то не вам, а Главному казначею, и мы вовсе не собираемся пускать эту монету в ход в Стране исторических источников! – возразил Сергей Сергеевич. – Мы можем увидеть Главного казначея?
Банкир подозвал слугу и послал его внутрь здания. Вскоре в дверях показался невысокий угловатый человек и бойкой походкой приблизился к ребятам и Сергею Сергеевичу.
– Разрешите представиться: Главный казначей. Судя по всему, вы издалека и у вас есть ко мне дело?
– Объясните нам, что за монета у Даши, – сказала Настя и добавила: – И просто хочется побольше узнать о деньгах – когда они появились, как изменялись.
– Для того, чтобы изучить вашу монету, которую не мог определить наш уважаемый мессир (так казначей назвал банкира), нужно подняться в специальную комнату с инструментарием. Я прошу вас, входите со мной.
И Казначей с гостями направился через массивные двери банка внутрь. Внимание ребят тут же привлекла первая комната: в витринах лежали камешки, бусы, раковины, а в корзинах – меховые шкурки. В углу стояли мешочки с чем-то белым и рассыпчатым.

– Ой, надо же, это соль! – протянул Алеша, попробовав украдкой на вкус содержимое мешочков. – А причем здесь деньги? Это какая-то кладовая!
– Вообще тут что угодно, только не деньги! – обиженно сказала Настя.
– Нет, это деньги! – заявил Главный казначей. – Это самые ранние деньги, которые были у людей. Уже шесть тысяч лет назад различные племена начали выменивать друг у друга нужные им вещи, изделия, сырье и скот. Но менялись не просто так, а оценивая один товар относительно другого, например, за корову могли отдать мешок с зерном, за овцу – горшок зерна.
– Это как я на прошлой неделе за калькулятор выменял шесть фантиков? – спросил Алеша.
– Примерно так. Но вскоре люди начали для удобства оценивать все товары по какому-нибудь одному дорогому и в то же время ходовому. Например, редким камням. Часто их нанизывали на бусы, показывая стоимость других товаров. Или в сухопутных странах измеряли стоимость в мешочках редкой соли. Так было и у древних славян. Так возникло выражение "находить соль", когда имеется в виду смысл чего-нибудь.
А вот такой мешок со шкурками ценного зверя у славян назывался "сорок".
– Как сорок? – вскрикнул Ваня. – Почему сорок? Меня как раз очень интересует, как произошло это слово. Расскажите!
– В этот мешок, – Казначей раздвинул кожаный мешок, – входило ровно четыре десятка шкурок белки, куницы или горностая, это была очень большая денежная единица. За сорок могли купить целое стадо или поле хлеба. – Да, вот уж деньга так деньга! – отозвался Алеша.
– Мешок-сорок стал столь привычной единицей счета, что слово "сорок" превратилось в числительное и вытеснило слово "четыредцать" – "четыре десятка".
– Так вот оно что! – воскликнул Ваня.
– А позднее возникло выражение "сорок сороков", то есть очень большое богатство, но и со временем это стало восприниматься просто как "очень много". Например, говорили, что в Москве сорок сороков церквей. Пойдемте дальше.
– В следующем зале всюду были кусочки разных металлов.
– Вот здесь уже понятно, – продолжил Казначей, – как появились...
– Металлические монеты, да? – догадался Алеша.
– Совершенно верно! У древних греков, например, товары оценивали когда-то большим куском серебра, который назывался "талант".
– А сейчас талант, это когда человек особо одарен, – заметила Даша.
– Да, слово стало употребляться в переносном смысле. И вот в VII в. до нашей эры в Лидийском царстве, где было очень много золота и по всему окрестному миру шла молва о богатстве таких царей Лидии, как Крез, так вот, в Лидийском царстве придумали оставлять на золотых слитках оттиск с государственной печати. А на ней было изображение льва с козой в когтях. Эти слитки уже имели вид привычных нам металлических денег.
– Вот они, в витрине! А рядом похожие, с черепахой! – заметили ребята.
– Серебряные слитки с черепахой стали отливать на греческом острове Эгина. Вскоре в Греции каждый город уже чеканил монету, принявшую форму круга. Вот смотрите, на монете Афин – голова богини Афины и ее священная птица – сова. Изображения появились уже на обеих сторонах, но только в Древнем Риме они получили названия: аверс – лицевая сторона и реверс – оборотная. Римляне ввели в обиход и слово "монета". Дело в том, что в Риме деньги чеканились в пристройке к храму богини Юноны Монеты. А самая мелкая монета времен древних греков и римлян называлась "лепта". Из Библии пошло известное выражение "отдать последнюю лепту", то есть "внести" куда-либо какой только возможно вклад.

Продолжение следует