Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Литература как предмет эстетического цикла

1-й класс

Учебно-методический комплект для 1-го класса четырехлетней начальной школы состоит из учебника "Литературное чтение", рабочей тетради и методического пособия. Издан в 2001 г. издательствами "ОНИКС 21 век", "Дом педагогики".
Учебник является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого НФПК и Минобразования России и имеет гриф "допущен" Министерства образования Российской Федерации.
Авторы З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина – кандидаты психологических наук, в 1999 г. удостоены Премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку и создание комплекта учебно-методических пособий по литературе для общеобразовательных учреждений.

Учебник

Рабочая тетрадь и методическое пособие

Предлагаемые вниманию читателя разработки уроков – фрагмент нового раздела курса "Литература как предмет эстетического цикла", который уже много лет преподается в школах, работающих в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Курс этот, основанный на результатах многолетней экспериментальной работы, рассчитан на полный цикл обучения в общеобразовательной школе. К настоящему времени подготовлены и уже опубликованы его полная программа и учебно-методические комплекты для начальной и основной школы (по 8-й класс включительно).

Пособия эти уже освоены многими преподавателями (особенно учителями младших классов) и "прижились" в школе. Но в связи с переходом начальной школы на четырехлетнее обучение возникла необходимость в серьезной переработке и программы, и учебных пособий.

В первую очередь необходимо было создать новое начало курса – раздел, который охватывал бы послебукварный период в 1-м классе, был адресован детям шестилетнего возраста и учитывал их возрастное своеобразие.

Содержание этого раздела и отражает учебно-методический комплект для 1-го класса. Комплект состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия – поурочных разработок всех занятий 1-го класса.

Этот раздел программы задуман как пропедевтический, то есть его цель – подготовить детей к систематическому курсу литературы. А систематический курс начинается со второго года обучения, охватывает все последующие классы начальной школы и продолжается в основной и старшей школе. Чтобы готовить первоклассников к его освоению, нужно ясно представлять те общие принципы, которые лежат в основе курса, и те стратегические задачи, которые он ставит перед учителями и учениками.

Краткая характеристика концепции курса "Литература как предмет эстетического цикла" для начального звена общеобразовательной школы

Основная задача предлагаемого нами курса литературы для полной средней школы – воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных.

Теоретическая база курса – концепция М.М. Бахтина, его представления о литературной деятельности и воззрения М.М. Пришвина на сущность литературных способностей.

Согласно этим представлениям, предмет литературной деятельности – художественное целое произведения, художественная модель мира. В центре этого целого стоит герой, погруженный в поток жизненных событий, проживающий свою жизнь изнутри. Автор же и читатель переживают эту жизнь героя эстетически, оформляя ее в художественный образ. Процесс создания автором и воссоздания читателем художественного образа выступает как специфический диалог между автором и читателем, диалог, опосредуемый художественным текстом, совершаемый "через текст". Каждое звено взаимодействия "автор – художественный текст – читатель" М.М. Бахтин рассматривает лишь в единстве с двумя другими.

Такие теоретические представления позволяют по-новому взглянуть на предмет школьного курса "литература" и заложить в его основание исходное отношение "автор – художественный текст – читатель", которое и будет осваиваться детьми в непрерывном процессе практической литературной деятельности то в позиции "автор", то в позиции "читатель". Обе эти работы – творческие: как автор, так и читатель не имеют "готового" образа. Автор создает его по законам искусства, а читатель воссоздает по "вехам", заданным автором. Такое сотворчество автора и читателя становится возможным благодаря тому, что и тот, и другой обладают общей родовой человеческой способностью, которую М.М. Пришвин называл "родственным вниманием", а мы вслед за А.А. Мелик-Пашаевым называем "эстетическим отношением к миру". Именно эта способность позволяет развернуть литературную деятельность как "сотворчество понимающих" (М.М. Бахтин) и с самого начала задает ребенку движение в овладении литературной деятельностью через смену авторской и читательской позиций.

Но для успешного продвижения в каждой из позиций нужна и литературная критическая оценка – работа в позиции "критик". И, наконец, чтобы творчество автора и читателя было успешным, а оценка носила конструктивный характер, необходимы знания по теории литературы – работа в позиции "теоретик", знания о законе художественной формы, которые становятся средствами работы автора и читателя.

В работе развитого читателя позиции автора, критика и теоретика слиты, способы работы в этих позициях освоены, "свернуты". Но путь становления читателя – долгий путь, и то, насколько он будет успешен и прям, во многом зависит от того, как и чему его учат в начальной школе.

Мы считаем, что главная задача начальной школы – поставить ученика в те позиции, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в каждой из них, овладеть средствами работы. Принцип введения и утверждения основных позиций – многократно проверенный психологами принцип коллективно-распределенной деятельности, когда одновременно в реальном взаимодействии дети занимают разные позиции, когда эти позиции постоянно чередуются. А один и тот же ребенок переходит из одной в другую. Такой переход открывает ученику и практически обеспечивает взаимовлияние позиций, создает условия для их последующего слияния в работе развитого читателя.

Все концептуальные положения, охарактеризованные ранее, и легли в основу разработанного нами, экспериментально проверенного и методически оснащенного курса "Литературное чтение" для начальной школы, который, по нашему замыслу, является частью общего курса "Литература как предмет эстетического цикла".

Особенности содержания и форм обучения в 1-м классе

В процессе работы по реализации этих исходных оснований мы встали перед задачей поиска того звена, где логика развертывания учебного предмета пересекалась бы с "логикой" психического развития ребенка, с тем неповторимым, чем отличается его психический облик на ступени перехода от дошкольного детства к школьному. Таким звеном стали для нас: 1) развитые формы игровой деятельности – игра-драматизация и режиссерская игра; 2) присущий детям нашей культуры анимизм в отношении к окружающему миру; 3) повышенная эмоциональная реакция на все чувственно воспринимаемое в материальном мире (цвет, свет, ритм, звук, фактура, запах и т.д.).

Все эти особенности – те неспецифические возрастные предпосылки, которые в целенаправленном обучении сравнительно быстро становятся специфическими художественными способностями и позволяют ребенку осваивать искусство, создавать и воссоздавать художественные образы, которые переводят все в мире из области "безгласных вещей" в область "выразительного и говорящего бытия".

Этим предпосылкам должно соответствовать и то звено в логике предмета, с которого начинается "развертка" курса. Таким звеном стало для нас отношение "автор – рассказчик – герой", их точки зрения, средства выражения этих точек зрения. Ведь и автор, и герой уже содержатся "внутри" игры-драматизации, а детский анимизм и повышенное внимание к чувственным характеристикам окружающего предрасполагают к овладению выразительными средствами для трансформации игровой деятельности в художественную.

Процесс открытия и освоения исходного отношения в позициях автора и читателя, преобразование предпосылок художественного развития в художественные способности начинается со второго года обучения в границах систематического курса. А главная проблема, которую решает пропедевтическое обучение в 1-м классе – подготовка к работе в авторской и читательской позициях, создание всех необходимых психологических предпосылок для этой работы. Поэтому задача предмета "Литературное чтение" на этом этапе не может сводиться к тому, чтобы просто научить ребенка бегло и осмысленно читать.

Скорость чтения хотя и необходимое, но недостаточное условие художественного развития: детям нужно не только читать, но и выражать в чтении эмоционально-оценочную "партитуру" текста. Они должны регулярно не только читать сами, но и слушать чтение других – взрослых, сверстников, оценивать выразительность этого чтения. Выразительное чтение взрослого служит при этом культурным эталоном отношения к художественному тексту.

Нельзя забывать и о том, что ведущей деятельностью детей шести-семи лет является игра. Именно этот возраст наиболее важен для овладения высшими, наиболее развитыми формами игровой деятельности, в которой зарождаются и развиваются богатейшие предпосылки будущих творческих способностей ребенка. Поэтому содержание обучения в 1-м классе должно включать в себя высшие формы игры – сюжетно-ролевую игру и игру-драматизацию.

Внутри игровой деятельности благодаря акцентированию определенных ее сторон (развернутость игрового диалога, его выразительность, соотнесение с характерами игровых персонажей, сюжетосложение) первоклассники накапливают творческий потенциал и постепенно знакомятся с некоторыми элементами работы в авторской позиции. Хорошей подготовкой к индивидуальному художественному творчеству служат и инсценировки-импровизации тех художественных произведений, которые читают дети.

Знакомясь с произведениями разных жанров, первоклассники делают первые наблюдения за тем, как разнообразны они по содержанию и форме, как одна и та же жизненная основа, схожие персонажи и события могут вызывать разное отношение авторов, порождать совершенно различные художественные произведения. Таким образом они готовятся к будущей работе в позиции читателей-критиков и читателей-теоретиков.

Все сказанное определяет основные методы работы с первоклассниками – это чтение и игра. Предполагается, что читать на уроке будут не только дети, но и сам учитель. Кроме того, чтение всякий раз будет сопровождать вопросно-ответная беседа, способствующая эстетическому развитию маленьких читателей. Такая беседа позволяет учителю создавать проблемную ситуацию, являющуюся необходимым условием развивающего обучения. Содержательное наполнение вопросов соответствует представлениям М.М. Бахтина о сути литературной деятельности. Однотипные формулировки (например, "Какое настроение выражено?", "Как относится к герою рассказчик?") способствуют формированию долговременных установок на разное чтение художественных текстов, принадлежащих к разным родам литературы.

Игры мы постарались связать с теми текстами, которые читают дети, и построить их так, чтобы акцентировать в игровой деятельности все то, что способствует обогащению творческого потенциала ребенка и может служить основой будущей авторской позиции.

Мы надеемся, что фрагмент учебно-методического комплекта, который выбран для настоящей публикации, поможет нашим читателям понять, как все задуманное воплощается в практике школьного обучения.

Фрагмент учебно-методического комплекта

Раздел второй. "Про зверят"

Учебно-методический комплект содержит в себе материал 36 уроков (планирование примерное). В методическом пособии материал представлен в виде разработок конкретных уроков, внутри которых он распределен по рубрикам ("Давайте почитаем", "Давайте поиграем" и пр.).

В учебнике этот материал представлен в шести тематических разделах ("Игрушки", "Про зверят", "Про ребят", "Сказки", "Бывает – не бывает", "Времена года"), содержащих тексты различной степени сложности.

Задания и вопросы к этим текстам помещены как в самом учебнике (это "детские" вопросы, обращенные прямо к ребенку), так и в методическом пособии (это "учительские" вопросы, которые задает учитель на определенном этапе урока и которые дети заранее знать не должны).

В рабочей тетради содержатся задания к соответствующим урокам (15 заданий).

В настоящей публикации, которая делает акцент на том, как ведется урок, материалы различных пособий комплекта представлены не по отдельности, а в общей работе, они как бы переплетаются друг с другом. Мы постараемся также прояснить для читателя некоторые наиболее сложные моменты уроков (см. вставки, данные курсивом).

Урок 7

Главная проблема урока – выделение в тексте речи рассказчика и речи героев. Вторая важная проблема – подготовка "почвы" для дальнейшего (на следующий год) введения понятия "точка зрения". Этим и определяется подбор текстов к уроку, а также содержания вопросов к ним (в одних текстах речью обладает только рассказчик, в других, кроме речи рассказчика, есть и слова героев и представлена их точка зрения на разные явления и события).

Давайте почитаем.

К.Ушинский

ВАСЬКА

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки. Усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки-то стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Вопросы для обсуждения.

  • Кто такой Васька?

  • Кто про него рассказывает? (Рассказчик.)

К.Ушинский

БИШКА

"А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!"
Понюхала собака книжку, да и прочь пошла. "Не моё, – говорит, – дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого".

Вопросы для обсуждения.

  • Кто такой Бишка?

  • Кто про него рассказывает? (Рассказчик.)

  • Кто говорит: "А ну-ка, Бишка, что в книжке написано!" (Может быть, это говорит рассказчик, а, может быть, и кто-то другой.)

  • Есть ли в тексте слова, которые говорит сам Бишка? (Есть, эти слова взяты в кавычки; все они принадлежат Бишке, кроме слова "говорит", которое принадлежит рассказчику.)

Е. Чарушин

РЫСЬ И РЫСЕНОК

Ходи неслышно, ступай мягко, – у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Жёлтые глаза – ночью видят.
Чёрные уши – далеко слышат.
Длинные ноги – осторожно ступают.

Вопросы для обсуждения.

  • Кто здесь говорит и как это доказать? (Говорит мама-рысь, потому что, во-первых, это она обращается к сыну-рысенку – "ходи", "ступай"; а, во-вторых, рассказ называется "Рысь и рысенок", речь идет о рысенке, значит говорит мама-рысь.)

  • А почему текст называется "Рысь и рысенок"? (Чтобы читателю было ясно, что текст написан от имени мамы-рыси, а не какого-то другого рассказчика.)

Давайте послушаем (чтение учителя).

Л. Толстой

Из "НОВОЙ АЗБУКИ"

* * *

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
– Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.
Мать сказала:
– Скажи, какие это звери?
Мышка сказала:
– Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда идти.
– Это петух, – сказала старая мышь. – Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
– Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала:
– Дура ты, дура, ведь это сам кот.

Вопросы для обсуждения.

  • Кто рассказывает историю про мышку? (Рассказчик.)

  • Кто здесь разговаривает?

  • В чем ошибка мышки?

  • Почему мышка ошиблась?

  • Каким видит мышка петуха? Вычитайте в описании петуха слова, отвечающие на вопрос "какой?" ("страшный", ноги – "черные", хохол – "красный", глаза – "навыкате", нос – "крючком".) А вы боитесь петуха?

  • Каким видит мышка кота? (шейка – "белая", ножки – "серые, гладкие", грудка – "белая"; он для нее не страшный).

  • А для вас кто страшнее – кот или петух?

Давайте почитаем по ролям.

  • Сравните тексты про Ваську, Бишку, рысенка и мышку.

  • Какой текст и почему можно читать по ролям? (Про мышку, потому что там есть разговор мышки с ее мамой.)

  • Сколько чтецов нужно для чтения по ролям истории про мышку? (Три: от имени рассказчика, от имени мышки, от имени мамы-мышки).

Учитель помогает распределить роли.
Задача – передать отношение героев друг к другу.
Дети читают по ролям; класс оценивает выразительность чтения.

Задание на дом.

  • Выполнить в тетради по литературе задание 3.

  • Прочитать тексты из "Новой Азбуки" Лев Толстой: "Несла Жучка кость через мост...", "Хотела галка пить..."; Константин Ушинский "Коровка".

Урок 8

Главная особенность этого урока – введение в него игры-драматизации, в процессе которой дети выполняют несколько творческих заданий. В соответствии с текстом "Петушок с семьей" они должны представить себе характеры героев, их отношения и придумать слова для тех персонажей, которые в тексте речью не обладают. Второе задание – наметить соответствующие тексту эпизоды и разыграть их.
Кроме того, на этом уроке дети готовятся к будущей работе в позиции "читателя-критика". Они приобретают опыт первой оценки качества своей игры.

Давайте проверим домашнее задание.

Рассматривание детских картинок к рассказу Льва Толстого "Мышка вышла гулять...", выявление наиболее интересных.

Давайте почитаем.

Л. Толстой

Из "НОВОЙ АЗБУКИ"

* * *

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

* * *

Хотела галка пить. На дворе кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала1, что вода стала выше и можно было пить.

К. Ушинский

КОРОВКА

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет – остриём, хвост – помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:
– Выходи, хозяюшка, выноси подойничек2, чистый утиральничек3! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.

Вопросы для обсуждения.

  • Сравните тексты – про Жучку, галку и коровку.

  • Как относятся рассказчики этих историй к Жучке, галке и коровке?

  • Сколько говорящих в каждом тексте? (В рассказах про Жучку и галку говорящий один – рассказчик. В рассказе про коровку, кроме рассказчика, говорит еще и сама коровка – ее слова написаны с красной строки и отделены черточкой.)

Давайте послушаем (читает учитель).

К. Ушинский

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом4, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
– Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!
Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зёрнышком не поделились, – передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ку-ре-ку!"

Вопросы для обсуждения.

  • Принимает ли участие в этой истории тот, кто ее рассказывает? (Нет, он рассказывает случай с петухом, курочками и цыплятами.)

  • Сколько участников в этой истории? (Петух и много курочек и цыплят.)

  • Как ведут себя участники этой истории? (Петух заботливый: "... я вам зернышко припас!" Он "беспорядков не любит" – "семью помирил". А курочки и цыплята жадные – "зернышком не поделились", драчуны – "передрались".)

  • Нравятся ли рассказчику участники этой истории?

Давайте поиграем.

Учитель предлагает разыграть случай с петухом, курочками и цыплятами. Вначале он выясняет у детей, нужна ли здесь роль рассказчика и почему? (Не нужна, так как будет представление как в театре, где актеры должны сами говорить и действовать от имени своих героев.)
Затем учитель предлагает детям распределить роли (неопределенное количество курочек и цыплят позволяет включить большое количество исполнителей). Далее учитель спрашивает, какие же слова будут произносить курочки и цыплята – ведь слов курочек и цыплят в тексте нет! Значит каждому исполнителю надо подумать над теми словами, какие может сказать его герой. Дети делятся на группы, и каждая группа показывает свой вариант. В конце игры класс выявляет лучших исполнителей.

Задание на дом.

  • Прочитать в учебнике рассказ Виталия Бианки "Купание медвежат".

  • Выполнить в тетради по литературе задание 4.

Урок 9

На этом уроке дети делают следующий шаг навстречу авторской позиции. Их игра усложняется. Они разыгрывают не готовый текст, а сочиняют сюжет своей игры, придумывают характеры своих героев сами.
И только выполнив эту работу, они получают возможность сравнить ее с тем, как разрабатывает ту же тему профессиональный писатель.

Давайте проверим домашнее задание.

Рассматривание детских картинок к рассказу Виталия Бианки "Купание медвежат", выявление наиболее интересных.

Давайте почитаем.

В. Бианки

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу. А охотник слез с дерева и пошёл домой.

Вопросы для обсуждения.

  • В чем особенность того, кто рассказал нам эту историю? Сам ли он это видел? (Рассказчик этого не видел, ему это, наверное, рассказал "наш знакомый охотник".)

  • Нравится ли тому, кто это рассказал, медведица и медвежата? Попробуйте обосновать свое мнение. (Оба медвежонка "веселые". И они "очень довольны купанием", хотя медведица их купала насильно и даже надавала шлепков трусишке. Медведица и медвежата, наверное, нравятся рассказчику.)

  • Можно ли читать этот рассказ по ролям? (Нет, потому что здесь только речь самого рассказчика.)

Давайте поиграем.

Учитель предлагает детям разыграть встречу ежа и теленка. Предварительно спрашивает, понадобится ли и почему им в игре рассказчик? Дети делятся на пары. Учитель просит их договориться, кто в каждой паре будет играть роль теленка, а кто – ежа; придумать, о чем они будут говорить друг с другом. Затем несколько пар разыгрывают встречу у доски, класс оценивает игру детей.

Давайте послушаем (читает учитель).

А. Толстой

ЕЖ

Телёнок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй...
Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой-ой-ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется:
– Ёж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, лев!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.
– У нас ёж – богатырь, – шёпотом со страху говорили звери.

Вопросы для обсуждения.

  • Какими качествами (чертами) отличается еж в рассказе Толстого? (Он "глупый", "не знал, что теленок ежей не ест", принял теленка за льва.)

  • Как относится рассказчик к ежу? (Рассказчику смешно, что еж такой глупый, что звери ежу поверили и испугались.)

  • Какими качествами отличается теленок? (Он "глупый", задира, ябеда.)

  • Как относится рассказчик к теленку? (Рассказчик смеется над тем, как теленок себя ведет.)

  • Сравните свои истории и рассказ А.Толстого.

  • Подумайте, чем сценки, разыгранные вами, отличаются от истории, написанной писателем? (Главное отличие игры – действие происходит здесь и сейчас, на глазах зрителей. Играющие исполняют роли, рассказчик в игре не нужен.)

  • Кто разговаривал у вас и кто разговаривает у Алексея Толстого? (Для ответа на этот вопрос учитель еще раз перечитывает рассказ Толстого "Еж". В игре разговаривали еж и теленок. В рассказе Толстого есть еще слова рассказчика и зверей – последняя фраза: "У нас еж – богатырь".)

Давайте послушаем (читает учитель).

М. Пришвин

ЁЖ

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук! Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много, я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда и выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул. Сплю я всегда очень чутко. Слышу: какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечку и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу, и сам не сплю, раздумывая: "Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати – и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел и наконец ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва. Он тащил её себе для гнезда, и, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу – луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
– Что тебе ещё надо?
Ёжик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
– Ну, иди, иди... – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется – и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно.
Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю.
– Хороший ты малый, хороший!
Напился ёж, я говорю:
– Давай спать.
Лёг и задул свечу.
Вот и не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу – и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит – на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол, и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

Вопросы для обсуждения.

  • Как ведет себя ежик в доме человека?

  • Как относится к ежику рассказчик?

  • Сравните тексты про ежиков – Толстого и Пришвина.

  • В чем главное отличие ежика в рассказе Михаила Пришвина от ежика из истории, написанной Алексеем Толстым? (У Толстого ежик – сказочный, а у Пришвина – такой, какой бывает на самом деле.)

  • Какая из историй вам больше понравилась и почему?

Задание на дом.

Для тех, кто не боится трудностей: прочитать в учебнике "Страшный рассказ" Евгения Чарушина и ответить на вопросы к тексту.

Урок 10

На этом уроке дети выполняют достаточно сложную читательскую работу. Им предстоит сопоставить сразу три произведения, найти в них черты сходства и различия. На фоне внешнего тематического сходства (все они про зверей) в процессе сравнения должны яснее выступить их глубинные различия (различны главные и второстепенные герои, эмоциональный тон, особенности рассказчика).

Давайте почитаем.

Е. Чарушин

СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче – у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки.
Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет.
В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает – шуршит...
Шура и говорит со своей кровати:
– Мне совсем не страшно.
– Мне тоже совсем не страшно, – отвечает Петя с другой кровати.
– Мы воров не боимся, – говорит Шура.
– Людоедов тоже не боимся, – отвечает Петя.
– Тигров не боимся, – говорит Шура.
– Они сюда не придут, – отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат... за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ... топ... шлеп... шлеп... топ... топ...
Как бросится Петя к Шуре на кровать!
Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
– Не пыхчи, – говорит Шура Пете.
– Я не пыхтю5.
Топ... топ... шлеп... шлеп... топ... шлеп... шлеп...
А через одеяло все равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.
Тут мама с папой зажгли еще одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят – да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.
Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатили его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.
Этот ежик так и жил с ребятами на даче всё лето.
Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уж его не боялся.

Вопросы для обсуждения.

  • Действительно ли этот рассказ "страшный"? (На самом деле страшно мальчикам, а читатели сначала переживают за мальчиков, но в конце становится смешно, что мальчики ежа испугались.)

  • Почему испугались мальчики?

  • Сравните тексты про ежей – "Страшный рассказ" Евгения Чарушина и "Еж" Михаила Пришвина (для сравнения учителю следует перечитать рассказ Пришвина).

  • Чем похожи "Страшный рассказ" Евгения Чарушина и рассказ "Еж" Михаила Пришвина? (Они оба про ежей.)

  • Чем отличаются эти рассказы? (Важное различие состоит в том, что у Пришвина рассказчик говорит сам про себя, о том, как он за ежом наблюдал. В рассказе Чарушина рассказчик в событиях не участвует, он рассказывает о мальчиках, которые испугались ежа, не видя его.)

Давайте послушаем (чтение учителя).

Е. Чарушин

ВОЛЧИШКО

Жил в лесу волчишко с матерью.
Ушла мать на охоту.
Поймал волчишку человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел, испугался – человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел – чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит.
Совсем забоялся волчишко, полез в мешок обратно, да не влезть – лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил.
Разбилось блюдце.
Пёс залаял.
Человек закричал громко: "Ха-ха-ха!"
Забился волчишко под кресло и там стал жить – дрожать.
Кресло посреди комнаты стоит.
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
Пёс вокруг кресла бегает.
Человек в кресле сидит – дымит.
А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился. Коты – они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишко осмотреться.
Походил, походил, сел – завыл.
Пёс залаял.
Кот на стол прыгнул.
Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал.
Волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез волчишко из-под кресла, пополз к двери, а дверь-то открыта!
Он из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле.
А за полем лес.
Так и убежал волчишко.

Вопросы для обсуждения.

  • Как чувствовал себя волчишко в доме у человека? (Ему было очень страшно, он всего боялся: и кота, и собаку. И даже того, что человек смеялся – "Человек закричал громко: "Ха-ха-ха!" Ведь человек-то не кричал, а смеялся, это волчишко думает, что человек "закричал".)

  • Как вы относитесь к волчишке?

  • Сравните тексты Евгения Чарушина – "Страшный рассказ" и "Волчишко".

  • Похож ли чем-нибудь "Страшный рассказ" Евгения Чарушина на его рассказ "Волчишко"? (Оба рассказа про зверей. Страх испытывают и дети, и волчишко, только по разным причинам.)

  • А чем отличаются эти рассказы? (Главное отличие в том, что "Страшный рассказ" смешной – он о пустом страхе, о том, как дети напрасно испугались ежика, а в рассказе "Волчишко" маленькому волчонку страшно у людей, и он вызывает сочувствие, жалость.)

Задание на дом.

Прочитать в учебнике стихотворения: Г.Бойко "Зайчик", Александр Блок "Зайчик", Самуил Маршак "Где обедал воробей?"

Урок 11

Главная задача этого урока – хорошо "вычитать" с детьми настроение каждого стихотворного текста и передать это настроение в собственном чтении. Это готовит детей к восприятию лирики как особого рода литературы, связанного с выражением различных эмоциональных состояний, с изменением чувств и настроений лирического героя.

Давайте почитаем.

Г. Бойко
Авторизованный перевод с украинского З.Александровой

ЗАЙЧИК

Длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал,
Мы за ним – он скок-поскок
С огорода – наутёк!

А.Блок

ЗАЙЧИК

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать...
Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать.

С.Маршак

ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?

– Где обедал, воробей?
– В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Вопросы для обсуждения.

  • Сравните стихотворения Бойко, Блока и Маршака.

  • Какое настроение вызывает у вас каждое из этих стихотворений? (Г.Бойко. "Зайчик". Зайчик – "озорник", за ним кто-то гонится, а зайчик удрал и хорошо сделал. А.Блок. "Зайчик". Зайчика жалко – он "бедный", ему "Страшно в лапы волку / Серому попасть", ему холодно. С.Маршак. "Где обедал воробей?" Здесь "сказочный" разговор: кто-то воробья спрашивает, а тот отвечает. Это интересно и немного смешно, кроме случая с "зубастым крокодилом", который чуть не проглотил воробья.)

Давайте почитаем выразительно.

Дети читают стихи, пытаясь передать настроение. Класс оценивает выразительность чтения.

Давайте почитаем.

Е.Благинина

КОТЁНОК

Я нашла в саду котёнка,
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат, хвост – трубой...
До чего ж хорош собой!

И.Токмакова

* * *

Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.
Холодно ей и сыро,
У кошки лапа болит.
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.

Вопросы для обсуждения.

  • Сравните стихотворения Елены Благининой и Ирины Токмаковой.

  • Похожи ли истории, о которых рассказывается в стихотворениях? (В том и другом стихотворении рассказчики рассказывают про себя и про кошку. Вначале истории похожи – кошки несчастные, "ничьи", им плохо – у них нет дома.)

  • А в чем различие? (Рассказчица в стихотворении Благининой девочка, а, может быть, девушка, женщина, и она взяла котенка домой. А в стихотворении Токмаковой о рассказчике сказать что-то определенное трудно. Наверное, это ребенок, потому что взрослый вряд ли скажет, что "ничья кошка", и рассказчику кошку "не велит" взять соседка.)

  • Какое настроение вызывают у вас эти стихотворения? (Благинина. "Котенок". Жалко котенка и радостно, что его взяли домой. Токмакова. "Это ничья кошка..." Жалко кошку – ей плохо, и грустно, что кошка так и осталась "ничьей".)

  • Меняется ли настроение от начала к концу этих стихотворений? (Настроение меняется от жалости к радости в первом стихотворении, во втором стихотворении настроение грустное, а к концу все грустнее и грустнее.)

Давайте почитаем выразительно.

Дети читают стихотворения, пытаясь передать настроение. Класс оценивает выразительность чтения.

Давайте поиграем в слова.

ИГРА "РОДИТЕЛИ И ДЕТИ".

Как называются родители и дети в семьях животных?

Волк – волчица – волченок.

____ – лисица – _________

Заяц – ________ – ________

Медведь – _______ – ______

________ – корова – _______

________ – овца – _________

________ – курица – _______

________ кошка – _________

Дети делятся на команды (по рядам), побеждает та команда, которая правильно назовет больше слов.

Задание на дом.

Выучить наизусть одно из стихотворений – Г.Бойко, Александра Блока, Самуила Маршака, Елены Благининой или Ирины Токмаковой.

Урок 12

Этот урок должен показать детям, что даже тематически близкие художественные произведения различаются по эмоциональному тону: внешне схожие герои, ситуации, события оцениваются даже в произведениях одного и того же автора всегда неповторимо. Особое внимание следует уделить работе с названиями. Обратить внимание детей на то, что не случайно первое стихотворение называется "Трезор", второе – "Мой щенок", а стихотворение Агнии Барто – "Уехали".

Давайте почитаем выразительно.

Дети читают выбранные ими для заучивания наизусть стихотворения, класс оценивает выразительность – то, как удается чтецу передать настроение.

Давайте послушаем (читает учитель).

С. Михалков

ТРЕЗОР

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота –
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол –
С головой забрался в уголь,
Вылез чёрный – не узнать.
Влез в кувшин –
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!

С. Михалков

МОЙ ЩЕНОК

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло –
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул –
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал...
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим.
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
– Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу –
Я сама его лечу.

Вопросы для обсуждения.

  • Сравните стихотворения про щенков.

  • В чем сходство этих двух стихотворений Сергея Михалкова? (Они оба про щенков. И оба щенка – озорники.)

  • В чем различие стихотворений? (В стихотворениях рассказываются разные случаи. В стихотворении "Трезор" щенок остался дома один и "перепортил все, что мог". А в стихотворении "Мой щенок" – щенок "пропал", убежал из дома.)

  • Зачем один и тот же поэт Сергей Михалков написал два стихотворения о щенке? (Хоть щенки и озорные, но случаи с ними произошли разные. И выводы рассказчики делают разные. Хозяева Трезора говорят: "Ни за что теперь его / Не оставим одного!" А рассказчице в другом стихотворении приходится лечить щенка.)

А.Барто

УЕХАЛИ

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком –
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру:
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Вопросы для обсуждения.

  • На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? (Можно выделить три части: как щенок жил до отъезда ребят, как он жил один после их отъезда, как ребята вернулись.)

  • Что вы можете сказать о настроении щенка в каждой части? (Сначала ему было хорошо. Когда он остался один, ему было очень плохо, "он даже есть не мог". А когда ребята вернулись, он был счастлив, "и лаял он от всей души".)

  • Почему стихотворение называется "Уехали", ведь оно про щенка? (Главное, что ребята щенка бросили и уехали. Правда, потом вспомнили и вернулись.)

  • Сравните все три стихотворения про щенков.

  • В чем сходство этих стихотворений? (Все три – про щенков.)

  • Чем отличается стихотворение Агнии Барто от стихотворений Сергея Михалкова? (В стихотворениях Михалкова главное, что щенки – озорники, а у Барто главное – отношение детей к щенку.)

Давайте расскажем.

Учитель предлагает детям рассказать о каком-нибудь диком или домашнем животном, с которым они встречались.

Задание на дом.

Выучить наизусть одно из стихотворений – "Трезор", "Мой щенок" Сергея Михалкова или "Уехали" Агнии Барто.

_____________________________

1 Наклала – положила (устаревшее слово).

2 Подойничек, подойник – сосуд, куда стекает молоко при доении.

3 Утиральничек, утиральник – полотенце.

4 Долотцом, долото – инструмент для долбления.

5 Не пыхчи, не пыхтю – неправильные формы слова "пыхтеть" ( надо: не пыхти, не пыхчу.)