Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2002

ПРАЗДНИКИ

Служба по чести и совести

Каким был защитник Отечества раньше и каким стал сегодня?
Рыцарь, ратник, гусар, танкист, летчик. Со временем менялись военное обмундирование, оружие, но оставались качества, которыми должен обладать мужчина: сила, ловкость, храбрость, выносливость.
Как можно испытать наших современных защитников – больших и маленьких? Сколько у них, как у настоящих рыцарей, должно быть носовых платков? Откуда пошел обычай подавать руку при встрече? Как долго служил ратник в царской России?
Найти ответы на эти вопросы и весело провести праздник помогут материалы, представленные на этих страницах.

Богатырские потехи

Классная комната оформляется в соответствии с темой праздника.

Учитель. Добрый день, уважаемые гости. Хочется поздравить всех присутствующих здесь мужчин и мальчиков с Днем защитника Отечества и пожелать:

Пусть в жизни все сбывается,
В работе получается,
Чтоб радостным событием
Был каждый день согрет.
Всего-всего вам доброго
И счастья вам огромного,
Здоровья непременного.
Кипучей вам энергии,
Задора и огня!

Для проведения богатырских потешек нужно, чтобы отцы и мальчики разделились на две смешанные команды.
Попарно загадывают предметы, а капитан выбирает предмет, тем самым он выбирает игрока, который этот предмет загадал.

Ученик 1.

Высока высота поднебесная,
Глубока глубина окиян-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.

Да и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Конкурс 1

Учитель. Команды выбирают названия и по сигналу выкрикивают их хором. На Руси народ хорошо знал своих героев. Слагал о них песни, сказки, легенды. Каждый богатырь сейчас выберет себе имя.

Каждый участник берет ленту, на которой написано его новое имя. (При подготовке нужно учитывать количество участников и соответственно выбирать героев.)

Конкурс 2

Учитель. А сейчас каждая команда выбирает себе болельщиков.

Семья может попасть в одну команду, а может быть и в разные, но это не страшно. Главное, чтобы все мамы и все девочки стали болельщиками одной из команд.

Конкурс 3

Команды и их болельщики стоят группами. Каждая команда со своими болельщиками выполняет задания ведущего – учителя.

Учитель. Конкурс называется "Подружимся". Встать – ладонь к ладони – пальчик к пальчику – локоть к локтю – плечо к плечу – колено к колену – спина к спине – носик к носику – пятка к пятке.

Конкурс 4 (для игроков с именем "Слыхало")

Каждому игроку с таким именем завязывают глаза. Таких игроков двое: по одному из каждой команды.
Игроки команд перемешиваются, расходятся по залу и твердят свое слово. Одни "бом", другие "бам". Слыхало должен собрать свою команду.

Учитель. Вся команда в сборе. А теперь проверим, как умеет слышать каждый член команды. Сыграем один раз в игру "Глухой телефон" и болельщики к вам присоединятся. Команде 1 слово "волосы", команде 2 слово "полосы".

Конкурс 5 (для игроков с именем "Богатырь")

Учитель. Игрокам с таким именем предстоит поднять большие камни, которые лежат на дороге и унести их в сторону.

Камни – это воздушные шарики. Задача игроков – взять за один раз как можно больше камней, но за веревочку их брать нельзя. Под одежду прятать можно.

Учитель. Для всей команды эстафета. Проскакать на богатырском коне по сложной траектории, то есть огибая кегли, стоящие на пути.

Конем служит шарик, а уздечкой скакалка. Нужно взять скакалку в обе руки и постараться прогнать шарик по заданному маршруту.

Конкурс 6 (для игроков с именем "Объедала")

Учитель. Каждый игрок должен съесть кусок торта. Кто быстрее?

Дети выполняют задание.

Учитель. Для всех игроков: каждая команда меняется своими болельщиками.

Команды встают в круг вместе с чужими болельщиками, в центре которого находится стул с конфетами. Итак образуются два круга, стоят два стула. Конфет нужно положить столько, чтобы каждый мог взять по одной в каждую руку. Дать участникам убедиться в том, что конфет хватает: всем по две штуки. После проверки сказать: "Для конкурса одну конфету убираем. По сигналу – будет звучать музыка – команда, танцуя, двигается вокруг стула. Когда музыка прервется, все должны взять по две конфеты, причем обеими руками по одной штуке. Тот, кто останется с одной конфетой, забирает ее как утешительный приз и получает еще одну конфету, но выбывает из игры. Это повторяется несколько раз, затем подсчитывается количество оставшихся игроков и болельщиков каждой команды. Побеждает та, где больше осталось игроков.

Конкурс 7 (для игроков с именем "Солдат")

Ученик с таким именем должен промаршировать с песней, как солдат.

Учитель. Для всей команды эстафета. Зашнуровать и расшнуровать ботинок.

Первый добегает до стула и шнурует стоящий на нем ботинок, второй, прибежав, вытаскивает шнурок и кладет его рядом и т.д.

Конкурс 8 (для игроков с именем "Стреляло")

Стрельба из лука. У участников в руках три луковицы, нужно попасть в подвешенное кольцо.

Учитель. Для всей команды эстафета вместе со своими болельщиками. Команды располагаются в трех метрах от доски, где нарисован на плакате овал лица. Каждый участник получает деталь лица (глаза, нос, рот, уши, ресницы и т.п.), вырезанную из бумаги, и клеящий карандаш. Нужно с завязанными глазами приклеить деталь к овалу.

Конкурс 9 (для игроков с именем "Емеля")

Учитель. Пристегнуть лыжи и "проехать" до условленного места и обратно. Задание командам. Конкурс частушечников "Кто кого перепоет". Болельщики помогают.

Конкурс 10 (для игроков с именем "Скороход")

Учитель. У нас территория маленькая, а вы, Скороходы, простор любите, чтобы вы сильно не разогнались и не травмировались, мы вам ноги свяжем.

Задание: бег спиной вперед с завязанными ногами.

Учитель. Для всей команды игра в кругу "Лиса, догони ежа" вместе с чужими болельщиками.

Звучит музыка и участники начинают передавать эти игрушки (лису, ежа) по кругу в разные стороны. Тот, у кого окажутся эти две игрушки в руках, выходит. Игра проводится 2–3 раза, подсчитывается у кого больше вышло игроков, та команда проиграла.

Конкурс 11 (для игроков с именем "Капитан")

Учитель. Игроки с таким именем играют в игру "Бумага, ножницы, камень".

Команды соревнуются в знании "морских" слов-терминов. Называют слова по очереди. Побеждает та команда, которая назовет слово последней.
Болельщики могут помогать.

Конкурс 12 (для игроков с именем "Опивало")

Задание: набрать в рот воду и булькать – кто дольше.

Задание командам: сочинить приглашение к чаю. Команды произносят приглашения, подводится итог. Все пьют чай.

Учитель. Вы посмотрите на наших пап: какие красивые лица!

Милые мамы, делайте вывод –
Им очень полезно трудиться!
Мы скоро расстанемся, чтобы опять
"Доброе утро" всем завтра сказать.
И верить, мне хочется,
Что сегодняшний вечер наш
Нам станет залогом
Для будущей встречи!

П р и м е ч а н и е. Праздник можно сделать интересным и красочным, если, кроме лент, подготовить костюмы героев, или основные элементы.

  • "Слыхало" – ушки зайца выдать или ушки Чебурашки, или оборудование окустика.

  • "Богатырь" – кольчугу, шлем.

  • "Объедало" – повесить на шею связку баранок.

  • "Солдат" – сапоги, шинель, пилотка, каска.

  • "Стреляло" – лук со стрелами, копье, на шею рогатку.

  • "Емеля" – на шею медаль в виде щуки, лапти и т.п.

  • "Скороход" – на шею медаль в виде сапога, шапку-треуголку.

  • "Капитан – бескозырку, на шею медаль в виде якоря или спасательного круга (надувного), в руки трубку, подзорную трубу.

  • "Опивало" – медаль в виде самовара, народный костюм.

Дети всегда с восторгом воспринимают костюмы. Такие праздники объединяют родителей и детей. Долго потом еще сохраняются в памяти эти теплые минуты. И такая длинная третья четверть становится "легкой" для ребят. Ведь и на 8 Марта будет праздник. Кроме конкурсно-игровой программы у нас всегда проходят мини-концерты для пап и мам.

Ирина КУЗОВКИНА,
с. Новолокти,
Новосибирская обл.

Рыцарский турнир

На "табло" наносятся баллы за точную явку.

Ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем наше соревнование. Кто первым будет представлять свою команду и приветствовать соперника – решит жребий.

Тянут жребий. Выступают команды. Начисляются баллы за выступление.

Ведущий. Приступаем к испытаниям. Конкурс исторический. Кто такие были рыцари и чем они занимались?

Ответы команд.

Ведущий. Подводя итоги всему сказанному, хочу сказать, что рыцарь должен был иметь коня боевого, дорогое тяжелое снаряжение и нести военную службу. Прежде, чем молодого человека посвящали в рыцари, ему надлежало овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Только после успешного прохождения испытаний ему в торжественной обстановке присваивали почетное звание рыцаря. Это было раньше. А каков рыцарь в наше время?

Ответы команд. Начисление баллов за интересные версии.

Ведущий. В наше время у рыцаря всегда должен быть с собой носовой платок. И следующим конкурсом мы проверим, сколько рыцарей соблюдают это правило. Прошу предъявить носовые платки для подсчета.

Подсчет, начисление баллов по количеству платков. Если команды с разным количеством участников, то считают в процентах.

Ведущий. Надеюсь, что в будущем платок будет у всех наших мальчиков. Кстати, книги советуют иметь сразу два платка – один "рабочий", а другой для "представительских" целей. Например, подать платок плачущей даме. Не дадите же вы ей платок, который только что употребили по назначению!
Кстати, о дамах. В прежние времена рыцари всегда носили с собой портрет любимой дамы, который часто рисовали сами. Прошу выйти по одному рыцарю от команды, которые могут нарисовать хотя бы вот такой схематичный портрет:

Ведущий. Какие смелые! Они еще не знают, что рисовать нужно с завязанными глазами и строго по моей команде!

Учитель завязывает глаза.

Ведущий. Рисуем: овал лица, нос, волосы, губы, уши, глаза, шею, брови, бусы.

Молодцы! Можно снять повязку.

Баллы за похожесть.

Ведущий. Мы уже упоминали, что в прежние времена рыцари пели романсы под окнами своих дам. Я, конечно, не буду просить вас исполнять любовные арии, а лишь проверю, как вы умеете говорить комплименты. Можно ли при этом смеяться?

Ответы детей.

Ведущий. Прошу выйти по одному самому серьезному рыцарю от команды. Ваша задача подъехать к даме, вернее к портрету, который вы только что нарисовали, на лошади и очень серьезно, без тени улыбки, сказать как можно больше комплиментов. А мы при этом будем вас смешить.

Вручаю "лошадь" – на швабру надет набитый носок, приколоты уши, глаза, грива. "Лошадь" можно предложить детям сделать самим тут же из подручных материалов.

По очереди говорят комплименты, начисляем баллы по количеству "неулыбнувшихся" комплиментов.

Ведущий. Иногда дама по каким-то причинам не могла открыто встречаться со своим рыцарем. И тогда он тайно взбирался к ней в окно по веревочной лестнице, которую ему бросала дама. Следующий конкурс для девочек-болельщиц. За одну минуту нужно завязать как можно больше узелков. Прошу выйти по одной девочке от класса.

Участники конкурса получают длинные шнурки или веревки, засекается время, девочки вяжут узелки.

Ведущий. Стоп! Минута прошла. Я не сказала вам самое главное – победит в этом конкурсе тот, кто быстрее всех развяжет все узлы!

Развязывают узелки, начисляют, баллы победителю.

Ведущий. Случалось, что в комнату по веревочной лестнице взбирались сразу два рыцаря по какой-то ошибке. И тогда они бились не на жизнь, а на смерть. Убивать мы, конечно, никого не будем, а только посоревнуемся в ловкости. Прошу выйти по одному рыцарю от команды, рыцари получают по мечу, становятся в полукруг лицом друг к другу.

Полукруг размечен мелом на полу. Меч поднимать нельзя. По сигналу нужно выбить кубик соперника, а свой защитить. Бой, подведение итогов. В целях безопасности эту игру можно заменить "петушиным" боем: стоя на одной ноге, плечом вытолкнуть соперника из круга. Или другой вариант: сзади за пояс у каждого заложен "хвост". Нужно выдернуть "хвост" соперника, а свой постараться сохранить.

Ведущий. Еще один вид боевых искусств рыцарских времен – метание копья в противника. Правда, мы будем метать дротики в мишень.

Игра, подведение итогов.

Ведущий. А сейчас девочки вновь могут принести очко своей команде. Объясните возникновение обычая снимать шапки при входе в помещение с точки зрения рыцарских традиций.

Правильный ответ: этот жест означал, что рыцарь доверяет хозяину и не защищает голову.

Ведущий. Объясните обычай здороваться за руку.

Правильный ответ: этот жест показывал, что в руке нет оружия.

Подведение итогов.

Ведущий. Следующий конкурс поэтический. Даны окончания строчек, нужно составить стихотворение. Пока рыцари будут сочинять, дамы участвуют в конкурсе зрительских симпатий – на маленьких листочках напишут фамилию лучшего рыцаря своего класса.

Девочки получают бумагу и ручки, а мальчики ручку и лист с рифмами:

вести
брести
строем
боем

Пока мальчики сочиняют, ведущий успевает просмотреть ответы девочек и определить фамилию победителя конкурса зрительских симпатий. Чтение получившихся стихов, подведение итогов.

Ведущий. Последний конкурс песенный. Выясним, какая команда больше знает военных песен. Победа достанется команде, последней пропевшей хотя бы куплет из песни, где упоминаются солдаты, моряки, бои...

Об этом конкурсе лучше предупредить "по секрету" заранее.

Подведение итогов.

Ведущий. Ну вот и подошло время узнать, какая команда победила в нашем турнире.

Подсчет баллов. Команда-победитель получает грамоту за I место, проигравшая – за II место. Рыцари, победившие в конкурсе зрительских симпатий, получают медали.

Ведущий. Из зала предлагаю уйти маршем и с песней.

Зинаида ЗАКОМАЛДИНА,
учитель средней школы № 28,
г. Петропавловск-Камчатский

Мини-концерт

Звучит песня: "Солдатушки, бравы ребятушки..." (3 куплета)

На каждый куплет маршем по сцене проходят соответственно: ратники; гусары; танкисты, артиллеристы, летчики.

Ведущий.

Расскажу я вам, ребятки,
О солдатской доле тяжкой,
О солдатской доле трудной,
О солдатской службе ратной;
О солдатской службе,
Не о генеральской;
О солдате – о крестьянском сыне,
Об Иване, Федоре или Егоре.
Призывали парня молодого
Послужить России-матушке,
Царю-батюшке.
Послужить по чести и по совести,
Да не два-три года,
а двадцать пять лет.

Уходил он молодым парнем,
Возвращался стариком глубоким.
Часто был единственным кормильцем,
Лишь на нем семья его держалась
Мать да малы братья и сестрички.
Не глядели на то слуги царские,
Все равно забирали кормильца.
А, бывало, и у невесты
Отнимали жениха –
Со свадьбы уводили на защиту
Матушки-России.

Храбро бился он на поле ратном.
Ранен был и смерть друзей видал он,
Был в плену и много горя вынес,
И не раз он праздновал победу.
Награжден за подвиги, за храбрость
Был солдат крестами, орденами,
Если повезло, а если нет –
С костылем да деревянною ногою
На родимую сторонку возвращался.
Не всегда солдата дома ждали,
Часто некому встречать его было:
Нет в живых жены,
Детей не нажил...
Лишь ждала его изба пустая,
Паутина по углам
Да двор заросший.

Что же было делать горемыке,
Одному, солдатушке под старость?
Заходил он в избу, помоляся
На икону с потухшею лампадкой...
Лишь слеза соленая катилась
По щеке колючей, по солдатской.

Звучит песня.

Поет ведущий под гитару "Как служил солдат службу ратную..." (из репертуара Ж.Бичевской).

Ведущий. Конечно, далеко не всегда солдатская жизнь была такой грустной. Бывали и радостные минуты, которые поддерживали боевой дух наших воинов. А что еще нужно солдату в бою? Да, и смелость, и отвага нужны, но это еще не все. Хитрость нужна? Смекалка нужна? Да без смекалки и хитрости солдат не то, что бой не выиграет, а вообще может голодным остаться!

Вот об этом и смотрите сказку.

Дети инсценируют сказку "Каша из топора".

Старуха. "Ай да солдат! И каши поел, и топор унес! Ой, гляньте-ка: целый полк идет! Что будет!!!"

На сцене – полк гусар (к ним примыкают ратники, танкисты, летчики и т. д.). Они поют песню из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию":

Зеленою весной,
Под старою сосной
С любимою Ванюша
Прощается...

На краю сцены – инсценировка: прощание и встреча Ванюши и Маруси.

Полк уходит. На сцене остаются гусары, ведя разговор.

Гусар 1. Да, не та нынче молодежь!

Гусар 2. Что и говорить, не чета нам, прежним!

Гусар 1. А помните былые времена?

Гусар 2. А помните, как было раньше?

Гусар 1. А помните Бородино?

На сцене появляется мальчик. Он трогает одного из гусар за рукав.

Мальчик.

Скажи-ка, дядя,
Ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Далее дети инсценируют "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
Ведущий читает сказку Бориса Сергуненкова "Сердце Кутузова".
Звучит грамзапись песни "Живой" в исполнении В. Меладзе.
Далее следует инсценировка.

Солдат возвратился с войны. В комнате он один. Он осматривает комнату, перелистывает книги, которые любил читать. На полочке – фотография женщины. Солдат берет фото, прижимает к груди.
Снимает со стены гитару, садится спиной к двери, играет.
В комнату входит женщина. Увидев солдата, ахает, садится на стул. Через мгновение – встает, подходит к солдату, трогает его за плечо. Он оборачивается, встает – они обнимаются.
Девушка жестом просит подождать, выбегает из комнаты и приводит еще двух солдат, вернувшихся домой. Один из них ранен. Друзья обнимаются.
Звучит музыка: все воины и другие действующие лица выстраиваются на краю сцены. Минута молчания.

Анна ЛИТЯГИНА,
школа № 199,
г. Москва