Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья ДЕРЖАВИНА,
с. Озерки, Воронежская обл

ПереСчитывая Пушкина

(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)

4-й класс

Мы хорошо знаем сказки А.С. Пушкина, любим их. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон? Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана? А сколько орехов разгрызла белочка?
Об этом мы узнаем, путешествуя вместе с Натальей ДЕРЖАВИНОЙ, с. Озерки, Воронежская обл., на чудный остров.

Тема. "Перечитывая Пушкина".

Цели. Закрепить навыки умножения чисел, оканчивающихся нулями; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Cалтане...".

Оборудование. Текст "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина; грамзапись "Три чуда" Римского-Корсакова; иллюстрации художников: Б.А. Дегтерев "Герои сказок А.С. Пушкина", И.Я. Билибин "Чудный остров", А.М. Конашевич "Черномор и богатыри", М.А. Врубель "Царевна-лебедь".

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте дети, уважаемые гости! 10 февраля – очень грустная дата нашего народа – дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства. Ребята, какие его сказки вы знаете?

Дети перечисляют сказки Пушкина.

– А какую сказку вы любите больше всего?

Дети называют любимые сказки.

– Взгляните на иллюстрацию Бориса Александровича Дегтерева "Герои сказок А.С. Пушкина". Художник объединил героев на одном рисунке так, что они не мешают друг другу: здесь и Балда; здесь и царевна-лебедь, тут и Чернавка говорит с царевной, и белочка грызет золотые орешки, и старик ловит рыбу.

Учитель пишет на доске фамилию художника. Дети читают хором.

– Сегодня мы отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди" и станем ее непосредственными участниками. Какие числа встречаются в сказке?

Дети. 3 – три девицы, 33 – тридцать три богатыря.

У. На сколько 3 меньше, чем 33?

Д. На 30.

У. Во сколько раз 33 больше, чем 3?

Д. В 11 раз.

У. Какой величины родился ребенок у царицы?

Д. Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин...

У. Аршин – старая мера длины, равная 71,12 см.

Дети записывают.

1 аршин – 71,12 см

– А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.

Д. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр – единицы длины.

У. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...

Как рос ребенок царицы?

Д. Не по дням, а по часам.

У. Правильно!

И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

За 5 ч он вырос на 40 см. Каким он будет через 24 ч?

Дети решают задачу.

Родился – 71 см
5 ч – 40 см
24 ч – ? см

1) 40 : 5 = 8 (см) – за 1 ч
2) 8 x 24 = 192 (см) – за 24 ч
3) 71 + 192 = 263 (см) – рост царевича.

Д. Ого! Какой высокий!

У. А как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки?

Д. Славным и могучим богатырем!

У. Где стали жить царица с царевичем?

Дети читают текст сказки.

Д. Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

В городе на острове, который подарила царевна-лебедь.

У. Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал старейший советский художник Иван Яковлевич Билибин еще в 1905 г.

Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию Билибина и пишет на доске фамилию художника и название картины: "Чудный остров".

– Но до сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке.
Перед нами "чудный остров" (так в сказке называет его царь Салтан). Царевич и царица изумленно смотрят на него.
А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями.
Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Куда продолжат путь корабельщики?

Д. Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.

У. Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?

Дети решают задачу табличным способом и получают ответ: 14 км/ч.

У. Почему такая разница в скорости?

Д. По течению и против течения скорость различна.

– На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусом.

У. Какие три чуда были в городе князя Гвидона?

Д. Белка.

У. Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовала ученица нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.

Дети читают текст.

Д. Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть...

У. Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход. В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызала за 2 дня?

Дети решают задачу.

У. Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона?

Д. 33 богатыря.

У. Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича "Черномор и богатыри". Наиболее выразительно он рисует море. Удивленный князь Гвидон бросился на высокое крыльцо: перед его взором из моря поднимался отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кальчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда.

Море с крутыми вздыбившимися волнами "расплескалось в шумном бреге". При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними и'з моря выходит
И попарно их выводит...

Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей получилось?

Д. 33 : 2 = 16 (ост. 1)

У. А кто это остался один?

Д. Дядька Черномор. Он идет впереди отряда.

У. О каком чуде мы еще не сказали?

Д. О прекрасной царевне-лебеди.

У. Как описывает Пушкин царевну-лебедь?

Дети находят отрывок в сказке.

Д. ...Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

У. Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX – начала ХХ в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины – голубовато-серебристый. В кого превращался князь Гвидон?

Д. В комара, муху, шмеля.

Учитель читает отрывок из сказки, дети делают физкультминутку, имитируют происходящие в сказке.

"...Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног – всего.
Тут он в точку уменьши'лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.

Дети садятся за парты.

У. Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?

Д. Быстро. Он догонял корабль.

У. Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?

Д. Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля.

У. Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.

Дети рассказывают таблицу.

– Как вы понимаете выражение Пушкина:

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят.

Д. У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос.

У. Дети, каким характером были наделены эти три женщины?

Д. Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом.

У. Вот и сейчас гонец привез нам грамоту, но тетки опять подменили ее. В ней примеры на умножение, а ответы неверные. Давайте мы исправим ошибки.

Дети выполняют задание.

– Сказки Пушкина не оставляют равнодушным никого. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком Пушкина русский композитор Римский-Корсаков пишет оперу "Сказка о царе Салтане". Послушайте отрывок из этой оперы – "Три чуда".

Звучит грамзапись.

– А вы, дети, откиньтесь на спинку стула, закройте глазки и представьте себе картины, которые навеет вам музыка.

Обсуждение представленных картин.

– Какими словами заканчивается сказка?

Д. Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

У. Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретились с произведениями Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

Спасибо за урок!