О.В. ТАРАКАНОВА,
г. Москва
Уроки математики в 1-м классе
в личностно ориентированной
технологии обучения
Введение
Под образованием в личностно
ориентированной технологии обучения следует
понимать становление человека, обретение им себя
как неповторимой индивидуальности, готовой к
интеграции в национальную и мировую культуру.
Главная цель образования – подготовка личности
к саморазвитию, самосовершенствованию, к
творчеству в различных сферах жизни. Цель
начальной школы в целом, и обучения математике в
частности, – запуск механизмов самопознания,
самовыражения, самореализации в учебной
деятельности, обучения ребенка жизни в согласии
с собой, природой и обществом.
Приведем основные принципы личностно
ориентированного обучения математике.
Принцип гармонизации отношений.
Задача учителя – гармонизация своих отношений с
ребенком и обучение его способам гармонизации
отношений с миром природы, общества и
собственным миром. Здесь важно все: уметь
выслушать ребенка, не высказывать категоричное
мнение, не давить на ребенка.
Принцип согласованности целей. С
одной стороны, общеизвестно, что образование
каждого происходит на основе его личных учебных
целей. Именно наличие личных целей обеспечивает
продуктивную образовательную деятельность и
самореализацию обучающегося. С другой стороны, у
каждого учителя есть свое видение и общих целей
обучения предмету, и частных конкретных целей
каждого урока. Учитель должен научиться
согласовывать свои цели обучения с целями
обучения ученика, помогая ученику осознать,
сформулировать и достичь поставленных целей.
Принцип координации собственного
жизненного опыта ученика с социальным опытом
предшествующих поколений. Учитель является
носителем социокультурного опыта поколений и в
зависимости от уровня развития,
профессионализма и прочего имеет свою картину
мира, свое знание предмета или материала, с
которым он приходит на урок, свое отношение к
нему.
Каждый ребенок, в свою очередь, в
зависимости от среды обитания имеет некоторое
свое представление об окружающем мире.
На уроке происходит согласование опытов учителя
и ученика, в ходе которого учитель не может
навязывать свое мнение, а должен в ходе общения
подвести ребенка к пониманию ошибочности его
представлений, к открытию нового знания, к
желанию принять новое видение материала.
Математика играет особую роль в формировании
научной картины мира, развивая у ученика видение
себя и окружающего с помощью числа и формы
предметов и понимание языка математики, на
котором говорят и пишут люди в современном
обществе.
Изучение математического объекта учеником
происходит последовательно: от актуализации
имеющихся представлений об объекте через
открытие новых знаний о нем, к осознанию, что у
него лично и в окружающем мире связано с данным
объектом.
В процессе получения внешних
результатов учения (например, выполнения
самостоятельной работы, теста, построения схемы,
выполнения рисунка, составления плана или
алгоритма деятельности), которые отражают
уровень знаний учеников, происходит развитие
личностных качеств ребенка (мышления, памяти,
воображения, способностей, воли и др.) –
внутренних результатов.
Внешние результаты планируются на каждый урок в
виде познавательных целей, внутренние – в виде
творческих, коммуникативных, оргдеятельностных
и других целей.
К познавательной продукции урока относятся
сформированные представления и знания о
математике, к творческой – умения создавать
собственный продукт деятельности (составлять
задачи и выражения, формулировать определения,
делать маленькие математические
"открытия"), к оргдеятельностным – умения
ставить цели деятельности, составлять план,
подводить итог, оценивать результат, к
коммуникативным – умения общаться, в том числе и
на математическом языке, к развивающим –
развитие мышления, внимания, воображения, воли и
других психических качеств личности.
Принцип образовательной рефлексии.
Образовательный процесс сопровождается
осознанием учениками и учителем способов
деятельности и образовательных приращений. В
конце каждого урока подводится итог, где
обсуждается, что нового на уроке узнали, чему
научились, что было самым трудным, что было самым
интересным, кто каких успехов достиг, что еще не
получается, что нужно повторить и др.
Выделенные принципы мы попытались
реализовать в конспектах по математике для 1-го
класса. Надеемся, что предложенные материалы к
уроку помогут учителям сделать уроки более
интересными и насыщенными разнообразной
математической деятельностью независимо от
того, по какому учебнику они работают. Мы ждем
ваши отклики на данные публикации, пожелания,
предложения и вопросы по методике преподавания
математики в личностно ориентированной
технологии обучения.
Особенности первых уроков в 1-м классе
Цели первых уроков математики:
– убедить учеников, что заниматься
математикой интересно. Математика – это
интеллектуальная игра со своими правилами,
которые ребенок должен сам открыть, чтобы их
принять;
– постоянно подчеркивать, что
каждый ребенок способен заниматься математикой,
для чего необходимо создавать ситуации успеха в
разных видах деятельности на уроке. Учитель
должен найти минимальный успех каждого ученика и
указать на него;
– научить ученика получать радость
от общения с учителем, учениками и от самой
учебной деятельности. Подчеркивать силу
коллектива в решении сложных задач,
акцентировать внимание на том, что все люди
разные, они по-разному видят и воспринимают
окружающий мир, рассуждают, делают открытия тоже
по-разному, и именно поэтому мы сильны в
коллективе, вместе мы можем больше сделать, чем
каждый в отдельности;
– постепенно создавать
интеллектуальную базу для успешного изучения
математики каждым ребенком путем создания
проблемных ситуаций и использования
разнообразных развивающих заданий.
Построение первых уроков математики.
1. Обстановка на уроках должна быть
спокойная и доброжелательная. Класс вместе с
учителем выслушивает все ответы, их обсуждают,
ищут правильные.
2. Необходима смена видов деятельности каждые
3–5 минут.
3. Введение нового материала полезно начинать
на 10-й – 12-й минуте.
4. Динамические паузы обязательны, возможно, и
два раза: первая – активная, для разминки всего
тела, вторая – включает упражнения для глаз или
рук.
5. Урок начинается и заканчивается по звонку.
6. Детей не сравнивают между собой, сравнивать
можно ученика только с самим собой вчерашним и
сегодняшним.
Структура уроков изучения нового:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы.
4. Открытие нового знания.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа.
7. Итог урока.
Тема. "Знакомство".
Цели. Познавательные: знакомство с
жизнью школы и школьными принадлежностями;
творческие: учить отгадывать загадки, изображать
семью, составлять краткий рассказ о своей семье;
коммуникативные: учить вступать в контакт на
примере знакомства с соседом по парте;
оргдеятельностные: учить подводить итог урока.
ХОД УРОКА
I. Знакомство
Начать урок следует со знакомства.
Учитель. Цель нашего урока –
познакомиться друг с другом, со школой и
школьными принадлежностями.
Представляется учитель,
представляются дети. Полезны таблички на груди
учителя с именем и отчеством и учеников с
фамилией, именем и номером класса, в котором он
обучается.
Учитель предлагает нарисовать портрет семьи,
чтобы затем по картинке рассказать о членах
своей семьи соседу по парте.
Для учителя это тест, по которому он определит
отношение к ребенку, психологический климат,
взаимоотношения в семье. Сам процесс рисования
самых близких людей успокоит ребенка и даст
хорошую возможность познакомиться с соседом по
парте и с классом в целом. Темой для первого
диалога станет "Моя семья" (см. Приложение).
После завершения работы учитель задаст
несколько общих вопросов, которые помогут
ученику составить краткий рассказ о семье.
1. Сколько членов в вашей семье? У
кого из учеников класса семья самая большая?
2. Кто в вашей семье самый старший? Самый
младший?
3. Сколько у вас в семье детей? У кого в семье
больше всех детей?
4. Какие семьи называются многодетными? Почему
они так называются?
Затем идет диалог учеников в парах.
II. Представления детей о математике
У. Сейчас у нас будет урок
математики. Кто знает, что изучает математика?
Из диалога будет видно, кто посещал
детский сад, кто занимался с родителями, а кто
вообще не занимался математикой.
Проведенная беседа даст учителю некоторое
представление об уровне подготовки учеников по
математике.
III. Игра "Угадай-ка"
У. Вы любите отгадывать загадки?
Я сейчас предложу загадки о предметах, которые
вам купили к школе.
Учитель читает загадки, дети хором
отвечают. Кто-то из самых подвижных учеников
ставит эти предметы на видное место.
У. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Дети. Портфель.
У. Учитель у меня в портфеле!
Как? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его ... зовут.
Д. Учебником.
У. То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Д. Тетрадь.
У. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
Д. Карандаш.
У. Буквы напечатанные –
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Д. Ручка.
У. Какими словами можно назвать
все эти предметы?
Д. Школьные принадлежности.
У. Как вы понимаете пословицу
"Делу – время, потехе – час"?
Ответы детей.
Затем идет работа с учебником.
IV. Итог урока
В конце урока учитель предлагает детям
подвести итог.
У. Какова была цель урока?
Д. Познакомиться.
У. Достигли мы поставленной
цели?
Д. Да.
У. Что нам помогло
познакомиться?
Д. Нарисованный портрет семьи,
рассказ о семье.
У. Мы знакомились не только друг
с другом, но и со школой и школьными
принадлежностями. Что вам понравилось на уроке?
Кому-то понравилось общаться с
учителем, кому-то – общаться с детьми, кому-то –
рисовать. Таким образом выясняется ориентация
ребенка на общение с детьми или учителем, на
деятельность, на школу. Можно сделать выставку
рисунков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комментарии к рисунку "Моя семья"
Часто ребенок изображает себя в
центре, а все члены семьи держатся за руки.
Ребенок показывает, что у него дружная семья.
Если ребенок не поместил себя на рисунке, это
говорит о чувстве отчужденности. Ребенок не
считает себя членом семьи. Важны размеры членов
семьи и расположение на рисунке друг
относительно друга и ребенка. Те, у кого с
ребенком теплые, душевные отношения,
изображаются ближе к ребенку, остальные – дальше
или совсем отсутствуют. Обратите внимание,
какими изобразил ребенок членов семьи: добрыми
или злыми.
Тема. "Признаки предметов".
Цели. Познавательные: учить
количественному и порядковому счету предметов в
пределах 6, формировать умение распознавать
предметы по цвету, форме и размерам; творческие:
учить передавать свое настроение цветом, учить
описывать свое настроение словами, учить
отгадывать загадки, выделяя признаки предметов;
развивающие: обучать приемам запоминания
информации по первым буквам в названии слов;
оргдеятельностные: учить понимать задания
учителя, точно и правильно их выполнять,
подводить итог урока; коммуникативные: учить
делиться своими внутренними ощущениями,
рассказывая о своем настроении, описывать
картину и слушать товарища.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний, постановка
проблемы и открытие нового знания
Учитель. Учимся отгадывать
загадки. Я буду загадывать, а вы отгадывайте.
Подвижный ребенок приглашается к
доске, он будет выставлять картинки-отгадки,
– Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу.
"Кушай, мамочка!" – скажу.
Д. Яблоко.
У. Какие признаки предмета
названы?
Д. Форма у яблока круглая, яблоко
румяное – это цвет.
У. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?..
Д. Репка.
У. Какие признаки предмета
названы?
Д. Цвет и форма.
У. Какой цвет у репки?
Д. Желтый.
У. Какие слова описывают форму?
Д. Круглый бок, колобок.
У. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
Д. Арбуз.
У. Назовите признаки арбуза. Что
общего у яблока, репки и арбуза?
Д. Круглая форма.
У. Сама пестрая, ест зеленое,
дает белое.
Д. Корова.
У. Какие признаки предметов
названы?
Д. Цвет.
У. Давайте разберемся. Кто
пестрая?
Д. Корова.
У. Что зеленое?
Д. Сено.
У. Что белое?
Д. Молоко.
У. Лесной зверек, длинные задние
лапки, длинные уши, косые глаза.
Д. Заяц.
У. Большой дикий зверь, косматая
голова, тяжелые лапы, длинный тонкий хвост.
Д. Лев.
Аналогичные вопросы задаются по
каждой загадке. Выделяются размеры, цвет и форма
предметов.
II. Построение диалога по картинкам
Обучение количественному и
порядковому счету в пределах 6.
У. Сколько загадок я загадала?
Сколько картинок стоит на доске? Кто стоит
первый? Кто стоит последний? Какой по счету стоит
корова? На какие две группы можно разделить
данные картинки?
Д. Растения и животные.
У. Назовите растения. Назовите
животных.
Пригласите ученика к доске, чтобы он
правильно расставил картинки.
– Назовите домашнее животное.
Сколько домашних животных на картинках? Назовите
диких животных. Сколько диких животных? Кто из
диких животных хищник? Есть ли среди растений
овощи? Есть ли среди растений фрукты? Сколько
овощей на доске? Сколько фруктов?
Вы отгадали загадки, выделяя в них
признаки предметов: цвет, форму, размеры.
Тема сегодняшнего урока – "Признаки
предметов".
III. Игра "Что это?"
У. Я называю цвет, а вы подберите
соответствующее слово.
Начали: "белый".
Д. Снег, лист...
У. Черное.
Д. Море, кофе...
Д. Зеленая.
Д. Лягушка, лужайка...
У. Красная.
Д. Шапочка, роза, площадь...
У. Желтый.
Д. Лимон, цыпленок...
У. Серый.
Д. Заяц, волк...
У. Цветные.
Д. Карандаши, сны...
IV. Физкультминутка для пальцев
Пять воробьев на заборе сидели.
Один улетел, а четыре запели.
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел – и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, а двое остались.
Попели, напелись и вдруг разлетелись.
Руки с растопыренными пальцами. По
мере того как птицы улетают, дети загибают
пальцы.
V. Работа в тетради
Дети раскрашивают радугу. Это задание
направлено на умение найти правило для
запоминания.
У. Я вам сейчас предложу две
загадки. Сравните их.
Разноцветное коромысло через реку
повисло.
Д. Радуга.
У. Какие признаки радуги названы
в загадке?
Д. Цвет – разноцветное
коромысло. Форма дана в сравнении с коромыслом,
изогнуто как коромысло.
У. Приказало солнце: "Стой,
Семицветный мост крутой".
Д. Радуга.
У. Какие признаки названы во
второй загадке?
Д. Цвет – семицветный, значит,
семь разных цветов. Форма дана в сравнении с
мостом – "мост крутой".
У. Что общего в этих загадках?
Д. Отгадки – радуга. Одинаковая
форма – коромысло или мост крутой. Цвет –
разноцветная или семицветная.
У. В какой загадке цвет указан
точнее?
Д. Во второй загадке сказано,
семь цветов.
У. Какие это цвета?
Ученики называют цвета.
Есть необычное греческое слово
"мнемоника", что в переводе означает
искусство запоминания. Кому из нас не хочется
запомнить как можно больше слов или событий?!
Чтобы запомнить цвета радуги и порядок их
следования, используется мнемоническая фраза:
"Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан".
Учитель записывает ее на доске. Для
читающих детей это будет зрительный образ,
который хорошо запоминается.
– Это фраза для запоминания цветов
радуги. Слово "каждый" начинается с какой
буквы?
Д. С буквы к.
У. Название какого цвета
начинается на букву к?
Д. Красный.
У. Закрасьте первую полоску
красным цветом. Аналогично дальше,
К – красный, о – оранжевый, ж
– желтый, з – зеленый, г – голубой, с
– синий, ф – фиолетовый. Учитель или читающий
ученик называет каждое слово. Класс хором
выделяет первую букву в каждом слове и называет
цвет, начинающийся данную букву. Дети
закрашивают прямоугольники нужным цветом. Затем
раскрашивают радугу.
– Конечно же, все видели российский
флаг. Сколько полосок на флаге? Какого цвета
полоски? Кто знает порядок следования цветов в
российском флаге? Я вам скажу одно выдуманное
слово, по которому вы сами назовете порядок
цветов российского флага. Это слово бесикр,
то есть белый, синий, красный. Вы сами можете
придумывать такие слова для запоминания чего-то
важного.
А теперь раскрасьте флаг, запомнив
мнемоническую фразу.
VI. Работа с картиной
И.В. Говоркова и Е.В. Губановой "Цветные
впечатления"
У. Какие цвета представлены на
картине? Что они передают? Что дети чувствуют,
глядя на картину? Им весело или грустно? Для чего
нужен цвет в картине?
Д. Передать цвета природы или
предметов, а также передать свое настроение.
VII. Передача настроения с помощью
цвета*
Дети рисуют. Затем учитель предлагает
вопросы, которые помогут ученику описать свое
настроение в нескольких словах.
У. Ребята, поднимите руки, у кого
радостное, веселое настроение. Какими цветами вы
передали свое радостное настроение?
У кого грустное настроение? Какими
цветами вы его передали?
Может быть, кто-то использовал другие
цвета?
Что вы хотели передать такими цветами?
Покажите рисунок соседу и расскажите
соседу по парте о своем настроении.
На перемене можно рассмотреть рисунки
друг друга. Можно сделать выставку рисунков и для
родителей.
VIII. Итог урока
У. Какие признаки предметов мы
сегодня вспоминали?
Д. Цвет, форму и размеры.
У. Какие цвета передают
радостное настроение?
* Учителю нужно кое-что знать о цвете.
Излишнее использование красного цвета связано с
агрессией, хотя, с другой стороны, может быть, у
ребенка просто не было других карандашей.
Преимущественное использование темных цветов
связано с депрессией, то есть с угнетенным
состоянием.
Тема. "Раньше-позже,
сначала-потом".
Цели. Познавательные: учить точно и
правильно употреблять слова "раньше",
"позже", "сначала, "потом" на
материале времен года, счета, режима дня,
повторить явления природы, закрепить порядковый
и количественный счет в пределах 10;
оргдеятельностные: формировать умение
составлять рассказ по картинкам, приучать к
правильному режиму дня.
ХОД УРОКА
I. Постановка проблемы и открытие
нового знания
Учитель. Я вам предложу загадки, а
вы хором ответите на вопрос: "Когда это
бывает?" Посмотрим, дружный ли у нас коллектив,
умеете ли вы хором одновременно отгадывать
загадки.
Ученик выставляет на доску картинки
после ответов детей.
– Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома...
Зовут меня...
Д. Зима.
У. Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня...
Д. Весна.
У. Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою –
Я реки согреваю.
"Купайтесь!" – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...
Д. Лето.
У. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я...
Д. Осень.
По ходу загадывания полезно спросить
детей, по каким признакам они определили зиму,
весну, лето и осень.
II. Фронтальный опрос
У. Кто в году четыре раза
одевается?
Д. Земля.
У. Когда земля одевается?
Д. Зимой, весной, летом, осенью.
У. Как земля одевается зимой,
весной, летом и осенью? Когда наступает Новый год?
Д. Зимой.
– Зимой все покрыто снегом, весной все
зацветает.
У. Какое время года наступает
после зимы?
Д. Весна.
У. Какое время года наступает
после весны?
Д. Лето.
У. В какое время года начинаются
занятия в школе?
Д. Осенью.
У. Что бывает раньше: зима или
весна?
Д. Зима.
У. Какое время года наступает
позже: осень или лето?
Д. Осень.
У. Какое время года изображено
на первой (второй, третьей, четвертой) картинке?
Скажите, какое время года вам больше всего
нравится, и объясните, почему.
Ответы детей.
Все времена года хороши, в каждом
сезоне есть своя прелесть.
III. Количественный счет в пределах 10
У. Назовите числа по порядку от 1
до 5. Кто сможет посчитать до 10? Давайте, посчитаем
хором от 1 до 10. Какое число вы назвали раньше: 2
или 3? Какое число вы назвали позже: 1 или 4?
Назовите по порядку числа от 2 до 7. Какое число вы
назвали раньше: 10 или 9? Какое число вы назвали
позже: 5 или 8?
IV. Физкультминутка
Выставляются человечки, которые
показывают последовательность упражнений.
Ученики описывают последовательность
упражнений, используя слова "сначала",
"потом", затем по команде учителя начинают
выполнять.
V. Работа по учебнику
У. Составьте рассказ по картинке
"Режим дня". Послушайте внимательно
инструкцию о том, как нужно рассказывать.
Учитель читает памятку Г.Граника
"Учись рассказывать".
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
VI. Составление рассказа по картинке к
сказке "Репка"
VII. Итог урока
У. Опишите сегодняшний урок с
помощью слов "раньше", "позже",
"сначала", "потом". Чему мы сегодня
учились?
Д. Составлять рассказы, с
использованием слов "раньше", "позже",
"сначала", "потом".
Тема. "Число и цифра 1".
Цели. Познавательные: учить
узнавать и называть цифру 1, обозначать один
предмет цифрой 1, находить цифры в окружающей
обстановке, объяснять их смысл; формировать
представление о том, что через одну точку можно
провести много прямых; творческие: формировать
умение отгадывать загадки и обосновывать свою
точку зрения в обосновании пословицы "И один в
поле воин" и формулировать положение о том, что
через одну точку можно провести много прямых.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель. Учимся считать в пределах
10.
На доске выставляются числовые
карточки, которые будут помогать детям вести
счет и отвечать на разные вопросы.
– Сколько карточек? Какое число
первое? Какое число последнее? Какое число стоит
за числом один? Назовите число, следующее за
числом два. Давайте посчитаем хором. Покажите
пятую карточку. Сколько точек на пятой карточке?
Сколько точек на седьмой карточке?
II. Постановка проблемы
Игра "Отгадай-ка!".
У. Отгадайте загадки.
Один костер
Весь мир согревает.
Дети. Солнце.
У. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня...
Д. Луной.
У. Кто один имеет рог?
Отгадайте...
Д. Носорог.
У. Что объединяет все эти
загадки? Какое число есть в каждой загадке?
Д. Число один.
У. Число один – это тема
сегодняшнего урока.
III. Открытие нового знания
У. Что у вас связано с числом 1? У
кого-то день рождения 1 июня, кто-то живет в
доме № 1 и т.д. Кто-то скажет, что у меня один
нос.
Как показать число 1? Одним пальцем на руке, одной
палочкой, числовой фигурой, домино, цифрой.
Вывод. Число один показать можно
по-разному. Вы показали одну палочку – это похоже
на римскую цифру 1. Такую цифру мы можем встретить
в книгах для обозначения глав. Кто-то сказал о
первой букве алфавита, и действительно
старославянское написание числа 1 – это буква А с
волной сверху, которую называют титло. Кто-то
узнал цифру 1 – это арабская цифра. Кто-то показал
числовую фигуру с одной точкой, и такое
обозначение тоже используется.
Посмотрите на цифру 1 и послушайте, как
ее описал поэт Г.Виеру:
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
– Где можно увидеть цифру 1?
Дети отвечают.
Д. На гири написано 1 кг. На
пачке с молоком написано 1 л. На деньгах – 1
рубль и 1 копейка, на автобусе – номер маршрута,
по которому едет автобус. На часах. Часовая
стрелка указывает 1 час – время. 1 см на линейке.
Это может быть номер дома или квартиры. На
календаре – это число.
У. Попробуйте изобразить цифру 1.
Можно выложить ниточкой цифру 1, написать в
воздухе или сложить из палочек, показать
пантомиму, то есть с помощью собственного тела
показать цифру 1.
Практическая работа. Нужно взять
листок бумаги. Поставить на нем точку. Согнуть
листок так, чтобы линия сгиба прошла через данную
точку. Еще раз согнуть лист, чтобы линия сгиба
прошла через данную точку. Сколько прямых может
проходить через данную точку?
Д. Много.
У. Сколько точек на рисунке?
Д. Одна.
У. Сколько прямых можно провести
через одну точку?
Д. Много.
Вывод. Через одну точку можно
провести много прямых.
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
У. Как вы понимаете пословицу
"И один в поле воин"? Каждый человек ценен,
важен для общества. Коллектив нашего класса
состоит из отдельных учеников. Нам важно мнение
каждого ученика? Если каждый из учеников будет
умным, творческим и самостоятельным, то о классе
скажут, что класс хороший, умный, творческий. Если
все классы в школе будут умными, то в городе
скажут – это сильная школа, она дает хорошие
знания, там учатся очень умные и интересные
ученики. От каждого из нас зависит, каким будет
класс, школа, страна. По каждому из вас судят о
вашей семье, школе и молодежи в целом.
Великий математик Пифагор приписывал числу один
великую силу. Он считал, что число один
символизирует единство.
Какое основное понятие мы изучали на уроке?
Д. Число и цифру 1.
Тема. "Число и цифра 2"
Цели. Познавательные: формировать
умение различать и называть цифру 2, обозначать
два предмета цифрой 2, находить цифру 2 в
окружающей обстановке, учить вести обратный счет
в пределах 10; формировать представление, что
через две точки проходит одна прямая; творческие:
формировать умение отгадывать загадки,
изображать друга, составлять объекты из двух
палочек; коммуникативные: формировать умение
составлять краткий рассказ о своем лучшем друге
и слушать рассказ товарища; оргдеятельностные:
учить формулировать тему, цели урока, подводить
итог урока.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
На доске числовые карточки.
Учитель. В каком порядке
расположены карточки?
Дети. В обратном порядке от 10 до 1.
У. Сколько карточек? Посчитайте
от 1 до 10, Посчитаем хором от 10 до 1. Я буду
показывать карточки, а вы будете говорить,
сколько на ней изображено точек.
II. Игра "Продолжи счет"
Учитель начинает счет от 1 до 10.
У. Один.
Лена. Два.
Петя. Три...
Учитель начинает обратный счет от 10 до
1.
У. Десять.
Сережа. Девять.
Саша. Восемь...
Учитель начинает прямой счет от 1 до 10 и
называет два числа.
У. Один, два.
Петя. Три, четыре...
Учитель начинает обратный счет от 10 до
1 и называет два числа.
У. Десять, девять.
Лена. Восемь, семь...
III. Постановка проблемы
У. Игра "Угадай-ка!". Я вам
предложу загадки о человеке, а вы попробуете
отгадать.
Между двух светил я в середине один...
Д. Нос.
У. Сколько носов у человека?
Д. Один.
У. Один говорит, двое глядят,
двое слушают.
Д. Язык, глаза, уши.
Если загадка вызовет трудности, можно
задать дополнительные вопросы.
У. Чем человек смотрит? Чем
человек слушает? Чем говорит?
Ответы детей.
– Сколько языков у человека? Сколько
глаз? Сколько ушей?
Ответы детей.
– Два соседа-непоседы. День на
работе, ночь на отдыхе.
Д. Глаза.
У. Сколько глаз у человека?
Д. Два.
У. Всю жизнь ходят вдогонку, а
обогнать друг друга не могут.
Д. Ноги.
У. Сколько ног у человека?
Д. Две.
У. Две сестрицы – труженицы:
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Д. Руки.
У. Сколько рук у человека?
Д. Две.
У. Как вы думаете, какая тема
сегодняшнего урока?
Д. Число 2.
У. Как вы думаете, какая цель
урока?
Д. Как можно больше узнать о
числе 2.
IV. Открытие новых знаний
У. Что в вашей жизни связано с
числом 2?
Дети отвечают.
У. По описанию С.Маршака вы
найдете цифру.
А вот это цифра 2,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Покажите цифру 2. Где можно увидеть
цифру 2?
Творческая работа с палочками.
У. Что можно сложить из двух
палочек?
Д. Буквы л, т, х. Знаки +
и =.
– Римскую цифру V – знак победы.
Наверное, кто-то из детей что-то из
этого знает. Тот из детей, у кого больше всех
сложено объектов, – более эрудированный и
творческий.
Практическая работа. У каждого
ребенка лист бумаги. На листе бумаги нужно
поставить две точки.
У. Сколько прямых можно провести
через одну точку?
Д. Через одну точку можно
провести много прямых.
У. Сколько прямых можно провести
через две точки?
Д. Через две точки можно
провести одну прямую.
У. Согните лист так, чтобы линия
сгиба прошла через эти две точки.
Дети выполняют задание.
– Как вы понимаете пословицу
"Одна голова хорошо, а две лучше"?
Ответы детей.
– Нарисуйте своего друга. Это может
быть близкий человек или животное. Расскажите о
своем друге соседу по парте.
По итогам работы учитель задает
вопросы.
Поднимите руку те, у кого друзьями
являются родители.
Поднимите руку те, у кого друзьями
являются другие родственники: братья, сестры,
бабушки, дедушки, тети и др.
Поднимите руку те, у кого близкие
друзья – это животные. Назовите ваших друзей.
Каких друзей мы еще не назвали?
Назовите сами.
– Для известного математика
Пифагора число 2 символизировало полярность, или
противопоставление. Давайте сыграем в игру
"Скажи наоборот". Я буду называть слова, а вы
– говорить наоборот. Например, я говорю:
"Плохо", а вы противопоставляете и говорите:
"Хорошо". Начали: "мальчик".
Д. Девочка.
У. Вправо.
Д. Влево.
У. Вверх.
Д. Вниз.
У. Раньше.
Д. Позже.
У. Сначала.
Д. Потом.
У. Предшествующее.
Д. Последующее.
У. Жизнь.
Д. Смерть.
У. Добро.
Д. Зло...
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
У. Что вы изучали на уроке?
Д. Мы изучали число 2.
У. Расскажите, что связано у нас
в жизни с числом и цифрой 2.
Дети отвечают.
Тема. "Число и цифра 3".
Цели. Познавательные: учить
учеников различать, называть и показывать цифры
1, 2, 3, составлять выражения с данными числами и
сравнивать их; творческие: учиться отгадывать
загадки, придумывать противопоставления к
словам, составлять объекты из трех палочек;
оргдеятельностные: учить формулировать тему и
цели урока, подводить итог урока.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель. Игра "Молчанка". Вы
не будете говорить ответы на мои вопросы вслух, а
будете показывать числовые карточки.
Дети. Это числа 3, 6 и 9.
Покажите число, стоящее за числом 5.
Покажите число, стоящее перед числом
9.
Покажите число, стоящее между числами
5 и 7.
Покажите соседей числа 9.
Покажите цифру один.
– Игра "Скажи наоборот". На
прошлом уроке мы изучали число 2. Число 2
символизирует полярность, или
противопоставление, в окружающем мире. Я буду
называть слова, а вы будете говорить наоборот.
Например, я говорю "хорошо", а вы отвечаете
"плохо".
Начали: свет.
Д. Тьма.
У. Девочка.
Д. Мальчик.
У. Жизнь.
Д. Смерть.
У. Добро.
Д. Зло.
У. Вверх.
Д. Вниз.
У. Правое.
Д. Левое.
У. Прямое.
Д. Кривое.
У. Один.
Д. Много.
У. Заполните пропуски.
– Как вы рассуждали при поиске
знаков действий? Почему выражения записаны в
разные столбики?
Д. В первом столбике мы находили
результат, а во втором – знак действия.
У. Игра "Угадай-ка!"
Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут,
а он не откликается.
Д. Гриб.
У. Покажите цифрой, сколько
ножек у гриба.
Д. Одна.
У. Два конца, два кольца,
посередине гвоздик.
Д. Ножницы.
У. Покажите цифрой, сколько
концов у ножниц. Сколько колец у ножниц? Сколько
гвоздиков?
Дети выполняют задание.
II. Постановка проблемы
У. У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Да и как его не знать?
Мы отлично понимаем
Все, что хочет он сказать.
Д. Светофор.
У. Сколько глаз у светофора?
Какого цвета глаза у светофора? Что показывает
красный цвет светофора? Что показывает желтый
цвет? Что показывает зеленый цвет? Покажите,
сколько глаз у светофора.
Кто-то покажет цифру, кто-то – числовую
карточку.
– Назовите тему сегодняшнего урока.
Д. Число и цифра 3.
У. Сформулируйте цели урока.
Д. Побольше узнать о числе и
цифре 3.
III. Открытие новых знаний
У. Расскажите сами о числе 3 по
плану.
План
1. Что у вас в жизни связано с числом 3?
2. Где мы видим, где слышим о числе и цифре 3?
3. Какие художественные произведения связаны с
числом 3?
Д. Трехцветный флаг России.
– Моя любимая книжка "Три
поросенка".
– Я родился 3 мая.
– Я живу в квартире № 3.
– Я езжу на трамвае № 3.
У. Как можно показать число 3?
Когда речь пойдет о цифре, учитель
прочитает стихотворение С.Маршака.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
– Покажите цифру 3.
Что можно сложить из трех палочек?
Практическая работа. На парте
должно лежать 3 белых квадрата (1x1 см), одна
розовая полоска (1x2 см), одна голубая полоска
(1x3 см).
– Положите перед собой три полоски:
белую, розовую и голубую.
Составьте ряд от самой короткой до самой длинной
полоски. Получился ряд белая, розовая и голубая.
Поставьте цифры напротив каждой полоски.
Объясните, какие цифры вы поставили.
Д. Напротив белой полоски –
цифру 1, напротив розовой – цифру 2, напротив
голубой – цифру 3.
У. Что нужно добавить к белой
полоске, чтобы получить розовую?
Д. Еще одну белую.
У. Что нужно добавить к розовой
полоске, чтобы получить голубую?
Д. Еще одну белую полоску.
У. Запишите с помощью цифр, как
из белой полоски получить розовую.
Д. 1 + 1 = 2.
У. Как из розовой полоски
получить полоску, равную белой?
Д. 2 – 1 = 1.
– Загнуть часть полоски, равную
белой, и отрезать.
У. Как из розовой полоски
получить полоску, равную голубой?
Д. 2 + 1 = 3.
– К розовой добавить белую.
У. Как из голубой полоски
получить полоску, равную розовой?
Д. 3 – 1 = 2.
У. Как из данных полосок
получить полоску, равную голубой? Или, иначе
говоря, как получить число 3?
Д. 1 + 1 + 1 = 3,
2 + 1 = 3.
Возможно, что кто-то сообразит.
У. Сравните числа. Ответ
обоснуйте с помощью полосок. 1 и 2, 2 и 3, 1 и 3.
Ответы детей.
– На сколько 1 меньше 2?
Д. На один.
У. Покажите на полосках.
Д. На один белый квадрат.
У. На сколько 1 меньше 3?
Д. На два.
– На два белых квадрата или на
розовую полоску.
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
У. Какая у нас была тема урока?
Что у человека связано с числом и цифрой 3?
Отгадайте загадку "Трое одним плугом пашут.
Что это?"
Д. Три пальца руки пишут.
Тема. "Число и цифра 4".
Цели. Познавательные: учить
узнавать и называть цифру 4, повторить счет
прямой и обратный в пределах 10; арифметические
действия с числами 1, 2, 3; развивающие: развитие
внимательности в "веселом счете" и
творческого воображения при составлении
объектов из четырех палочек; творческие: учиться
отгадывать загадки, составлять объекты из
четырех палочек; оргдеятельностные: учить
формулировать тему и цели урока, подводить итог
урока; составлять план рассказа и рассказывать
по плану.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Счет по числовым карточкам и ответы на
традиционные вопросы.
Учитель. Назовите первое число.
Какое число следует за числом 1? Какое число стоит
между числами 1 и 3? Какое число стоит перед числом
5? Между какими числами стоит число 7? Какое самое
маленькое число в данном ряду? Какое самое
большое число в данном ряду? Какое число
предшествует числу 7. Назовите последующее число
для числа 9.
Ответы детей.
– Найдите значения выражений.
1 + 2
3 – 1
2 + 1
3 – 2
Ответы детей.
– Что общего во всех равенствах?
Дети. Все равенства содержат цифры
1, 2 и 3.
У. По какому признаку выражения
записали в столбики?
Д. В первом столбике – выражения
со знаком плюс, во втором – со знаком минус.
II. Постановка проблемы
У. Посчитайте, сколько друзей в
компании.
К доске приглашается ребенок, мало
подготовленный по математике, он будет
выставлять картинки на доску и испытает чувство
успеха.
Учитель или исполняет песенку, или
читает стихотворение С.Михалкова "Песенка
друзей".
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
– Петька-забияка – это два героя или
один?
Ответы детей.
– Кто такой Петька-забияка?
Д. Петух.
У. Сколько друзей пришло к нам в
гости? Как одним словом назвать эту компанию?
Д. Животные.
У. Какие животные пришли в гости:
домашние или дикие?
Ответы детей.
– Кто у нас стоит первым? Кто стоит
последним?
Ответы детей.
– Кто пришел вторым? Кто пришел
третьим? Кто пришел четвертым?
Ответы детей.
– Это мы считали слева направо. А
теперь будем считать справа налево. Кто стоит
первый справа? Кто стоит последний справа?
Ответы детей.
– Изменился порядок?
Д. Да.
У. Сколько всего друзей? Считаем
справа налево.
Ответы детей.
– Меняется число друзей, когда мы
считаем справа налево и когда мы считаем слева
направо?
Д. Не меняется.
У. Когда мы отвечаем на вопрос
сколько, мы узнаем количество. Счет называется
количественным. А когда задаем вопрос:
"Который или какой по счету?", мы задаем
порядок. Счет называется порядковым.
Учимся задавать вопросы. Задавайте
разные вопросы о наших гостях.
Ученики задают вопрос: "Какой по
счету стоит собака?" Отвечают – второй.
Учитель говорит: "Неправильно, собака стоит
четвертая". Тем самым вынуждая учеников
уточнять вопросы: "Какой по счету стоит собака,
если считать слева?", "Какой по счету стоит
собака от обезьяны, от петуха?"
– Какая тема сегодняшнего урока?
Какая цель урока?
Ответы детей.
III. Открытие новых знаний
Ученики сами рассказывают все, что они
знают о числе 4, по плану, аналогичному плану на
предыдущем уроке.
Учитель использует стихотворение
С.Маршака о цифре 4.
У. За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
На каком месте в ряду чисел стоит число
4? Какое число больше: 3 или 4? Какое число больше: 4
или 5? Как вы это объясните?..
Ответы детей.
Творческое задание. Покажите
четыре палочки. Что можно сложить из четырех
палочек?
Д. Квадрат, буквы м, р, е,
ш, о, ж, э, цифры 0, 2, 3 и др.
IV. Итог урока
У. Что мы сегодня изучали?
Д. Число и цифру 4.
У. Мы подведем итог урока с
помощью ваших ответов на мои вопросы.
Сколько лапок у котенка?
Сколько лапок у тигренка?
Сколько ножек у стола?
Столько ног и у слона.
Сколько же ног у каждого?
Д. Четыре.
Тема. "Число и цифра 5".
Цели. Познавательные: учить
учеников распознавать, называть цифру 5, считать
в прямом и обратном порядке в пределах 10;
творческие: учиться отгадывать загадки,
составлять разные объекты из пяти палочек;
оргдеятельностные: учить формулировать тему и
цели урока, подводить итог урока, составлять план
рассказа о числе 4, рассказывать по плану.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Игра "Потерялись числа". На доске
числовые карточки от 1 до 10, перевернуты обратной
стороной карточки с числами 2, 4, 6, 8.
Учитель. Сколько карточек на доске?
Назовите числа на карточках. Отгадайте, какие
карточки, пропущены.
Дети называют числа, кто-то из учеников
их переворачивает.
– Назовите первое число. Назовите
последнее число в ряду чисел. Какое число следует
за числом 3, за числом 7? Какое число предшествует
числу 4; числу 10? Какое число стоит между числами 5
и 7; между 3 и 5? Последующее число больше или
меньше предыдущего? На сколько последующее число
больше предыдущего? Какое число стоит справа от
числа 9; слева от числа 8? Назовите соседей числа 5;
числа 9.
Ответы детей.
– Игра "Молчанка". Я буду
показывать указкой на числовые карточки, а вы –
поднимать нужные цифры.
Учитель показывает числа 1, 3, 2, 4.
– Игра "Продолжи счет". Прямой
и обратный счет с любого числа в пределах 10.
Учитель начинает, затем показывает на ученика,
который и продолжит счет.
– Вычислите.
1 + 2
1 + 1 + 1
2 + 2
1 + 1 + 1 + 1
– По какому правилу выражения
записаны в разные столбики?
Дети. В первом столбике число
представлено в виде суммы двух меньших, а во
втором – в виде суммы единиц.
II. Постановка проблемы
У. Показывайте молча ответы на
мои вопросы с помощью цифр. Один плюс один
получится... прибавить еще один, минус два, плюс 3,
плюс 1. Назовите хором ответ.
Д. Пять.
У. Какая тема сегодняшнего
урока? Сформулируйте цели урока.
Ответы детей.
III. Открытие новых знаний
У. Совместный рассказ учеников о
числе 5. По известному плану расскажите о числе 5.
Каждый из учеников говорит по фразе.
– Что вы знаете о числе пять? Где
встречается цифра 5?
– Пять – лучшая оценка в школе.
– Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
– Пять стоит за числом 4.
– Пять больше 4. Деньги есть – 5 рублей, 5
копеек.
У. Что можно составить из 5
палочек?
Ответы детей.
– У человека пять пальцев на руке.
Как называется каждый палец на руке?
Д. Большой, указательный,
средний, безымянный, мизинец.
У. Как вы понимаете фразу
"Знать, как свои пять пальцев"?
Ответы детей.
– Будем вспоминать стихи о цифрах и
выставлять цифры по порядку.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра 2,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Я буду выставлять на доске части
целого, а вы будете обозначать количество
числовыми фигурами.
На доске 3 синих круга и 2 желтых круга.
Синие круги обведены синим мелом, желтые круги –
желтым. Все вместе обведено красным мелом и
показывает целое.
Из чего состоит целое?
Д. Из геометрических фигур.
У. Из каких частей составлено
целое?
Д. Из синих и желтых кругов.
У. Сколько синих кругов?
Д. Три.
У. Сколько желтых кругов?
Д. Два.
У. Сколько всего кругов в целом?
Д. Пять – это три и два.
У. Всего пять кругов, синих три.
Сколько желтых кругов?
Д. Пять без трех – это два.
У. Всего пять кругов, желтых два.
Сколько синих кругов?
Д. Три – это пять без двух.
У. Составьте всевозможные
выражения.
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
У. Чему мы сегодня научились? Что
вам больше всего понравилось на уроке? Какими
результатами вы довольны?
Ответы детей.
Тема. "Многоугольники".
Цели. Познавательные: учить
различать и называть геометрические фигуры –
треугольник, четырехугольник, пятиугольник,
многоугольник; учить показывать углы, вершины и
стороны многоугольников; повторить прямой и
обратный счет в пределах 10 и арифметические
действия в пределах 5; творческие: учить получать
треугольник перегибанием листа бумаги; давать
названия многоугольникам, изображать себя с
помощью геометрических фигур;
оргдеятельностные: учить формулировать тему и
цели урока, подводить итог урока.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Повторение понятий предшествующий,
последующий, между, следует за.
Игра "Какое число я задумала?"
Учитель. Я задумала число,
прибавила к нему 1 и получила 5. Какое число я
задумала? Как вы рассуждали?
Ответы детей.
– Я задумала число, вычла 1 и
получила 3. Какое число я задумала? Как вы
находили задуманное число?
Ответы детей.
– Я задумала число, прибавила к нему
2 и получила 5. Какое число я задумала?
Ответы детей.
– Я задумала число, прибавила к нему
4 и получила 5. Какое число я задумала?
Ответы детей.
– Как вы думаете, почему данный
треугольник называют магическим? Можно ли данный
квадрат назвать магическим?
Дети. Сумма чисел, стоящих на
сторонах треугольника, равна 4. Треугольник можно
назвать магическим, потому что сумма чисел в
строках, столбцах и на диагоналях квадрата равна
3.
II. Постановка проблемы
У. Какую фигуру можно сложить из
трех палочек?
Д. Треугольник.
III. Открытие новых знаний
Практическая работа. У каждого
ребенка на парте лежит лист бумаги.
У. Берем первый лист. Ставим три
точки в разных местах листа. Сгибаем лист, чтобы
линия сгиба прошла через две точки. Соединяем
линиями все точки. Вырезаем фигуру. Какая фигура
получилась?
Д. Треугольник.
У. Сколько точек вы поставили?
Ответы детей.
– Эти точки называются вершинами
треугольника. Покажите стороны треугольника.
Сколько сторон у треугольника?
Ответы детей.
– Покажите углы у треугольника.
Сколько углов у треугольника?
Ответы детей.
– Почему фигура называется
треугольником?
Д. Потому что у треугольника три
угла.
У. Покажите четырехугольник.
Покажите углы, стороны, вершины. Сколько у
четырехугольника вершин, углов, сторон?
Ответы детей.
– Посмотрите на фигуру и дайте ей
название.
Д. Это пятиугольник.
У. Расскажите о пятиугольнике.
Ответы детей.
– Какое название вы дадите данной
фигуре?
Д. Это шестиугольник.
У. Какое название вы дадите
данной фигуре?
Д. Это восьмиугольник.
У. Какое название вы дадите
данной фигуре?
Д. Это двенадцатиугольник.
У. Можно ли к этим фигурам
добавить круг?
Д. Нет, у круга нет углов.
У. Какое название вы дадите всем
фигурам с углами? Как одним словом их можно
назвать?
Д. Многоугольники.
У. Скажите, квадрат – это
многоугольник?
Д. Да, у него есть углы.
Учитель показывает квадрат.
У. Какие названия вы можете дать
данной фигуре?
Д. Прямоугольник,
четырехугольник, многоугольник и квадрат.
Учитель показывает треугольник.
У. Какие названия вы можете дать
данной фигуре?
Д. Треугольник и многоугольник.
Творческая работа.
У. Нарисуйте человечка с помощью
геометрических фигур. Какие геометрические
фигуры вы использовали для изображения
человечка?
Ответы детей.
– Сколько фигур вам потребовалось?
Ответы детей.
– После урока посмотрим рисунки.
О чем эта песня? Кто ее знает, пусть
поможет мне ее спеть.
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Припев:
Что увидят эти глазки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе..
Мы его нарисовали – только и всего.
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
У. Чему вы научились на этом
уроке? Что нового вы узнали? Что вам больше всего
понравилось? Что у вас лучше всего получилось?
Ответы детей.
|