Федеральный научно-методический центр им.
Л.В. Занкова предлагает серию статей,
раскрывающих содержание нового учебного
комплекта для 3-го класса четырехлетней
начальной школы.
Прежде всего назовем все учебники для третьего
класса, обращая внимание на то, что такие
предметы, как русский язык, окружающий мир,
трудовое обучение, представлены в двух вариантах
(на выбор учителя).
Русский язык. 3-й класс. Тетради по русскому
языку, 3-й класс, из 2 частей (авт. А.В. Полякова);
Русский язык. 3-й класс из 2 час-тей (авт. Н.А.
Чуракова, В.Ю. Свиридова);
Литературное чтение. 3-й класс из 2-х частей
(авт. Н.А. Чуракова);
Математика. 3-й класс (авт. И.И. Ар-гинская, Е.И.
Ивановская). Тетради по математике из трех частей
(авт. Е.П. Бененсон и др.);
Мы и окружающий мир. 3-й класс (авт. Н.Я.
Дмитриева, А.Н. Казаков). Окружающий мир. 3-й класс
(авт. И.П. Товпинец).
Уроки мастерства, 3-й класс (авт. Т.Н.
Проснякова); Твори! Выдумывай! Пробуй! Учебник для
3-го класса (авт. Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова);
Музыка, 3-й класс (авт. Г.С. Ригина).
Авторы комплекта исходили из
положения о том, что каждый из учебников построен
с учетом развития идей, заложенных в учебниках
предыдущих классов. Следовательно, методика
изучения каждого учебного предмета
ориентируется на дальнейшее общее развитие
ученика, формирование его самостоятельной
учебной деятельности, воспитание его духовной и
эмоциональной культуры. Предлагая краткое
описание каждого учебника из
учебно-методического комплекта для 3-го класса по
системе Л.В. Занкова, ФНМЦ надеется оказать
учителю методическую помощь в отборе учебников
для учеников именно его класса.
Серию статей начинаем с описания концепций
учебников – победителей Конкурса по созданию
учебников нового поколения 2001 г. и уроков,
которые проводились учителями-практиками по
этим учебникам (конкурс проводился Национальным
фондом подготовки кадров и Министерством
образования России).
Особенностью учебника русского языка
является попытка принципиально изменить
привычные акценты: традиционно в начальной школе
все виды разбора (звуко-буквенный, морфемный,
связанный с характеристикой части речи, а также
разбор по членам предложения) носили характер
"дополнительных" заданий и воспринимались
школьниками как ненужное мучение. Цель учебника
– сделать эти разборы функционально
необходимыми, добиться того, чтобы школьники
обнаружили, что разбор помогает решать
практические задачи правописания (первые три
вида разбора); помогает понимать смысл
сказанного, а в дальнейшем и менять его
(четвертый вид разбора).
Первая часть учебника ("Части
слова") посвящена формированию
орфографических умений на основе понимания
действий Закона сильной позиции. Здесь создаются
условия для практического освоения тех
орфограмм, осознание которых связано с уяснением
состава, этимологии и звуко-буквенного облика
слова. Вторая часть учебника ("Части речи")
создает условия для наблюдения за орфограммами,
порожденными изменениями формы слова
(склонением или спряжением).
Сведения о происхождении слов (их
этимологический анализ, а также данные, из какого
именно языка они пришли) носят не просто
культурологический характер: дело не только в
том, чтобы сделать учебник интересным или
расширить представления из истории языка. Дело в
том, что процедура исторического разбора делает
для школьника слово прозрачным. Он зрительно
запоминает части этого слова, поскольку каждая
из них для него теперь обладает смыслом!
Например, если школьник видит, что слово пожалуйста
состоит из двух частей – пожалуй и ста,
причем смысл каждой части объясняется (пожалуй
– от жаловать, дарить любя; ста – либо
сударь, либо стало быть), то теперь запоминание
правописания того слова уже не будет носить
формально-механический характер. То же самое – с
другими словами, например, со словом счастье
( с + часть) и т.д. Смысл деления
слов с удвоенными согласными в корне на слова,
пришедшие в язык из Англии, Франции, Греции и т.д.,
все тот же: окружить слова определенным
ассоциативным ореолом, который делает
запоминание их правописания осмысленным.
Хотелось бы отучить школьника от пугающего
словосочетания "словарное слово". Для него корова
должна быть не абстрактным "словарным
словом", а словом, в котором есть сочетание -оро-,
тогда (по аналогии) и молоко (-оло-),
и воробей, и соловей, и золото,
и городской, и другие будут не словами
"для запоминания", а словами, в которых есть
общая закономерность.
В учебнике сделано все возможное для
того, чтобы школьники обратили внимание на слово,
чтобы слово стало предметом их интереса, то есть
стало конструктивно разборным и
"прозрачным" сразу в нескольких
направлениях: своего происхождения,
звуко-буквенного состава, морфемного состава,
парадигмы своих возможных изменений и своего
контекстного значения.
В учебнике выстроена система работы,
нацеленная на осознание школьниками лексических
возможностей речи. Школьники знакомятся с
понятиями синонимы, антонимы, фразеологизмы,
осваивают их практически. Одна из линий работы
ориентирована на практическое освоение
школьниками некоторых важных формул речевого
этикета, на формирование умений различать и
создавать тексты разных видов.
Учебник, состоящий из двух частей,
будет дополнен сборником упражнений,
методическим комментарием и тематическим
планированием.
Наталья ЧУРАКОВА
Светлана ЯКОВЛЕВА,
учитель школы № 1934,
г. Москва
Поговорим об учебниках
3-й класс (1–4)
Тема. "Окончание".
Цель. Научить выделять окончания,
образовывать другие формы слова, связывать слова
в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование. Учебник русского
языка Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой. 3-й
класс, часть 1.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Поднимите на меня свои
глазки. Я посмотрю, все ли у вас в порядке. Мы
сегодня будем снова раскрывать тайны русского
языка. Готовы?
Дети. Да!
У. А что мы будем исследовать, вы
узнаете позже.
II. Актуализация знаний
У. Тогда за работу. Давайте найдем
слово, с которым мы будем работать. Записываем
строчную и заглавную букву орфограмм.
Учитель диктует слова, дети в строчку
записывают буквы орфограмм.
– Крюк.
Д. Парный согласный в корне
слова – к. Пишем букву к.
Учитель записывает на доске, дети – у
себя в тетрадях.
У. Ковер.
Д. Безударный гласный. Пишем
букву о.
У. Ванна.
Д. Удвоенная буква согласного
звука. Пишем букву н.
У. Птенец.
Д. Безударный гласный. Пишем
букву е.
У. Куницы.
Д. Орфограмма цы. В конце
слова пишем ы после ц.
В результате работы на доске
появляется такая запись.
– Я заметил, если убрать букву ы,
то получится слово конец.
У. Верно. Запишите его.
Дети выполняют задание.
– Давайте образуем от этого слова
новые слова. Запишите два однокоренных слова.
Дети записывают.
– Какие слова вы записали?
Д. Конечный.
У. Как образовано это слово?
Д. С помощью суффикса -н-.
– А еще здесь чередование
согласного в корне. Было ц, стало ч.
У. Хорошо. А еще какое слово
записали?
Д. Наконечник. Я его
образовал с помощью приставки на-.
У. И...
Д. Еще с помощью суффикса -ник-.
У. Молодцы. Я тоже приготовила
слова.
Учитель открывает запись на доске.
– Как образованы мои слова?
Д. Кончик – с помощью
суффикса -ик-.
– Слово окончание
образовано с помощью приставки и суффикса.
Приставка о-.
У. Верно. А суффикс -аний.
– Я вам предлагаю записать мое
слово – окончание.
Дети записывают.
III. Изучение нового материала
У. Как вы понимаете, что такое
окончание?
Д. Это конец слова.
У. Интересное мнение. Запомните
его.
Д. Нет. Это часть слова, которая
стоит после корня.
У. Хорошо.
Д. Мне кажется, что окончание –
это часть слова после основы.
У. Давайте выяснять, что же такое
"окончание". Кто из вас прав?
Учитель записывает на доске слова.
На доске.
– Если считать, что окончание –
конец слова, то здесь окончания -ик и -ок.
Д. Нет, здесь нулевое окончание.
Окончание – часть слова после корня.
– В некоторых словах, например, вода...
– Значит, была права Катя, окончание – это
часть слова после основы.
– Я знаю, окончание – это изменяемая часть
слова. Помните, мы изменяли те слова по вопросам.
У. Давайте мы изменим по
вопросам слово мячик.
Дети вместе с учителем изменяют слово
по вопросам, учитель тем временем записывает на
доску формы слова мячик.
На доске.
Мячик
Мячика
Мячику
Мячик
Мячиком
О мячике
|
У. Есть...
Д. Что? – мячик.
У. Нет...
Д. Чего? – мячика.
У. Рад...
Д. Чему? – мячику.
У. Вижу...
Д. Что? – мячик.
У. Горжусь...
Д. Чем? – мячиком.
У. Говорю о...
Д. О чем? О мячике.
– Да, точно, окончание – изменяемая
часть слова. Основа всегда – мячик, а
окончание меняется.
У. Для чего же нужно окончание?
Д. Окончание изменяет смысл
слова.
– Я с тобой не согласна, окончание
меняет форму слова: мячик, мячика, мячику
– смысл тот же, только вопросы разные.
У. Какую же работу выполняет
окончание?
Д. Окончание изменяет форму
слова.
У. А что мы здесь сделали?
Учитель показывает на слова кончик,
окончание.
Д. Образовали новые слова.
У. Что нам помогло образовать
эти слова?
Д. Приставка и суффикс.
У. Значит, здесь мы занимались
словообразованием, а здесь...
Учитель показывает на формы слова мячик.
Д. Формообразованием.
У. Вспомнили. Теперь нам
предстоит продолжить исследование. Какую еще
работу выполняет окончание?
Ответы детей.
– Знаете ли вы, у каких частей речи
есть окончания?
Д. У существительных: коты
– окончание -ы, ученица – -а.
– У глаголов, например, бежали –
окончание -и.
– Местоимение она – окончание -а.
– Прилагательное – красивая –
окончание -ая.
У. Замечательно. Продолжим
исследование. Следующее задание.
На доске.
Ночевала тучка золотая на
груди утеса-великана. |
– Я вам предлагаю записать себе это
предложение в тетрадь. Прочитайте его. А так как
тема нашего исследования "Окончание", то я
вас прошу выделить в словах окончания.
Д. А еще в предложении можно
выделить орфограммы.
– Указать части речи.
– Мы еще можем разобрать по членам
предложения.
У. Точно. Мы с вами запишем это
предложение, выделяя орфо-граммы. Укажите части
речи и выделите окончания в словах. Итак, пишем.
Дети списывают предложение с доски.
Когда часть детей уже заканчивает работу,
учитель предлагает детям следующее.
– Я вам предлагаю проверить,
правильно ли вы выделили окончания. Откройте
учебник на странице 141, упражнение № 157.
Учитель вызывает к доске по одному
ребенку, и дети указывают части речи и выделяют
окончания.
Д. Ночевала – окончание -а –
это глагол, тучка – окончание -а.
У. Это, значит, тоже глагол?
Д. Нет, это существительное.
У. Ну окончание такое же, как и у
глагола.
Д. Этот глагол и существительное
женского рода...
У. Имеют форму женского рода.
Д. Да. Посмотрите: что делала?
– ночевала, что? – тучка – это
разные части речи.
У. Слова разных частей речи.
Убедили.
Следующий ребенок выходит к доске.
Д. Золотая – окончание -ая.
– На – это предлог, здесь
нет окончания.
– Здесь окончание -а.
– Да нет же, здесь нулевое окончание.
У. Интересно. А что такое
окончание?
Д. Часть слова после основы.
У. Какая это часть?
Д. Изменяемая часть слова.
У. Измените это слово.
Д. Оно не изменяется.
– Там нельзя выделить окончание.
– Груди – окончание -и, это
существительное.
– Утеса – окончание -а,
существительное.
У. Женского рода?
Д. Нет. Мужского рода.
У. Подождите. Тучка –
окончание -а, утеса – окончание -а.
Раз это существительные, то они женского рода.
Д. Смотрите, тучка – она
моя – жен-ский род, утес – он мой –
мужской род.
– Здесь есть что? – тучка,
нет чего? – утеса. Окончания
одинаковые, но род разный и вопросы мы задаем к
словам разные.
У. Замечательно. Какие вы
наблюдательные. А кто-нибудь из вас знает, что
такое утес?
Д. Скала, камень.
У. Верно. Скала, каменный обрыв.
Д. Я заметил, что здесь есть
олицетворение: ночевала тучка – как будто она
живая.
– И еще утес – великан, ведь у него
тучка ночевала на груди.
У. Умнички. Осталось еще одно
слово.
Д. Великана –
существительное, окончание -а.
У. Хорошо. Здесь окончание -а,
потому что это существительное?
Д. Нет, не поэтому. На груди
у кого? –у великана. Мы смотрим по
вопросу.
У. Понятно. Могу ли я утверждать,
что если у слов одинаковые окончания, то они
относятся к одной части речи, отвечают на один и
тот же вопрос?
Д. Нет, одинаковые окончания –
это еще не значит, что эти слова одного рода, и не
значит, что слова одной части речи.
У. Нам надо запомнить, что
одинаковые окончания – это вовсе не обязательно
одна и та же форма у слов. Продолжаем исследовать
окончания. Теперь такое задание. Прочитайте.
На доске.
Ночевала
золотой
вижу |
солнце
лучи
тучкой |
Дети читают.
– Я увидела на ваших лицах
улыбки. Что вас заставило рассмеяться?
Д. Так не говорят, смешно звучит.
У. Как же нам исправить? Что надо
сделать, чтобы речь звучала правильно?
Д. Изменить окончания.
У. Запишите эти словосочетания
правильно.
Дети записывают у себя в тетрадях.
Затем к доске учитель приглашает по очереди
учеников – они вставляют карточки с нужными
окончаниями.
Д. Солнце что делало? ночевало
– здесь надо исправить окончание -а на -о.
– Лучи какие? золотые –
здесь надо вставить карточку -ые.
– Вижу что? тучку – должно
быть окончание -у.
У. Какую же работу выполняют
здесь окончания?
Д. Они соединяют словосочетания.
– Служат для связи слов в
словосочетаниях.
У. Точно. Возьмите, пожалуйста,
учебники. На странице 142 найдите упражнение
№ 159. Прочитайте первую часть задания.
На доске.
Когда увяла трава и
облетели (дерево), Ёжик и Медвежонок взяли по
(удочка) и пошли к (река). |
– Что произошло с предложением,
когда на работу вышли не те окончания?
Д. Нет смысла, так не говорят.
– Слова в предложении не связаны по
смыслу.
У. То есть вы хотите сказать, что
нарушается связь слов в предложении?
Д. Да.
У. Я вас прошу, запишите это
предложение правильно.
Дети записывают.
– Как вы записали?
Д. Облетели что? деревья.
– Взяли по чему? по удочке.
– Пошли к чему? к реке.
У. Какую работу выполняют здесь
окончания?
Д. Окончания связывают слова в
предложении.
У. Дома вы доделаете это
упражнение.
IV. Подведение итогов
У. Что же мы исследовали сегодня
на уроке?
Д. Какую работу выполняют
окончания?
На доске.
Какую работу выполняют
окончания?
1. [ ] образовывают другие...
2. [ ]связывают слова в... |
– Окончания образовывают другие
формы слова.
У. И второе...
Д. Окончания связывают слова в
предложениях, а еще в словосочетаниях.
В результате на доске запись выглядит
так.
На доске.
У. Верно. Завтра мы продолжим
исследовать эту тему. Чтобы у нас было много
интересного материала, я вас прошу помочь
провести завтра урок.
V. Домашнее задание
У. Попробуйте дома придумать
такие словосочетания или предложения, где слова
не связаны по смыслу. Напишите на отдельных
листочках, а на следующем уроке вы поменяетесь с
соседом этими заданиями.
|