В.А. ЛИТВИН,
учитель школы № 84
г. Москва
Тепло родного очага
3-й класс
Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы?
Это всегда самые близкие, самые любимые люди в
нашей жизни. Часто мы понимаем это, уже став
взрослыми. В.А. Литвин, учитель школы № 84 г.
Москвы, помогает детям задуматься о том
бесценном, что они имеют, – тепле родного дома
Тема. "Тепло родного очага".
Цели. Интегрировать знания детей о
себе и своей родословной, полученные в 1-м и 2-м
классах; сформировать у учащихся чувство любви к
близким людям, стремление помогать им во всем;
пробудить чувство родного гнезда, чувство любви
к малой родине, а затем – любовь к родному
Отечеству.
Оборудование. Стенд "Мама
дорогая, мамочка родная...", выставка книг по
предмету "Этика и культура общения",
сочинения учащихся о семье, маме, плакаты с
пословицами о семье, о роли матери, оформление к
сценке "Сюрприз", рисунок "Семейное
древо", плакат-ребус "Вся семья вместе – так
и душа на месте".
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта, представляющего микрорайон "Новое Пушкино". Вашему вниманию предлагается широкий выбор качественного жилья в новостройках Пушкино от застройщика по весьма привлекательным ценам. Став владельцем одно-или многокомнатной квартиры в Новом Пушкино, Вы сможете в полной мере ощутить, что значит жить в микрорайоне, удобном для людей, спланированного и построенного с учетом их потребностей и запросов. Детские сады и школы, поликлиники и оздоровительные центры, паркинги и автостоянки... И все это в одном из самых экологически благополучных и комфортабельных районов Подмосковья. С подробной информацией о "Новом Пушкино", предлагаемых здесь квартирах и ценах на них можно ознакомиться на сайте novoe-pushkino.ru.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Тема урока
Учитель. Сегодня мы поговорим о
родном доме, родных людях, семье. А что такое
родной дом? Как вы понимаете это выражение?
Дети. Это своя улица, свой город.
– Место, где человек родился и вырос.
– Это семья.
– В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и
преодолевать трудности, отсюда уходим во
взрослую жизнь.
– Дом – это очаг.
У. Действительно, ребята, дом –
это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно
поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а
сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем
вспоминают с теплотой и нежностью. Многие
известные писатели и поэты в своих произведениях
с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме,
о родных людях, которые отдали им тепло своей
души, научили жить и любить все, что их окружает.
Вот как описывает родной дом великий русский
поэт Сергей Есенин:
Низкий дом с голубыми ставнями.
Мне тебя не забыть никогда...
А замечательный певец русской природы
Михаил Пришвин так вспоминает детство в родном
доме.
Учитель читает отрывок из
произведения М.М. Пришвина "Моя Родина".
– Где же зародилось такое отношение
к природе, Родине у Пришвина?
Д. В родном доме.
– Около мамы.
– В лесах.
У. Любить Родину, все, что нас
окружает, учат прежде всего родные люди. Родина –
это место, где мы родились: наш дом, наша семья.
Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье.
Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме,
семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так
хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?
Читаем стихотворение Золтана Зелка "Какой
хороший вечер".
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись...
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Почему так хорошо герою этого
стихотворения?
Д. Вся семья дома.
– В доме тепло, уютно, спокойно.
У. Вспомните, как нам бывает хорошо,
когда вся семья вместе. Попробуем разгадать
ребус, и мы прочитаем с вами пословицу.
Дети разгадывают ребус.
– "Вся семья вместе – так и душа
на месте". Объясните смысл пословицы.
Дети дают свои ответы. Учитель
обобщает их и делает вывод.
– В жизни каждого человека семья
играет важную роль. Давайте сейчас мысленно
перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала
ответьте: что значит для вас ваша семья, дом?
Д. Здесь мы учимся жить, здесь мы
находим дружбу, взаимопонимание.
У. Вы рассказывали о своей семье,
когда писали сочинение "Моя семья", делали
рисунки, посвященные этой теме. Зачитайте
несколько фрагментов из сочинений.
Дети зачитывают фрагменты из своих
сочинений.
* * *
У меня от мамы нет никаких тайн. Я
всегда ими с ней делюсь. Я стараюсь помочь маме в
домашних делах. Мы не распределяем обязанности
по дому, а делаем все вместе. Еще мы очень любим
играть в шашки и разгадывать головоломки. Мы
знаем, что нам с мамой в нашей семье, маленькой, но
дружной, нельзя никогда ссориться. Мы это
понимаем, поддерживаем хорошие отношения.
Я чувствую в своей семье радость, тепло,
поддержку и дружбу.
* * *
После работы моя мама занимается
домашним хозяйством. В свободное время я ей
помогаю. Когда надо что-нибудь починить, то папа и
Дима делают это сами.
Мы все любим друг друга. Когда кто-то уезжает, то
мы скучаем. Но обычно мы все вместе ходим гулять,
в театр, в гости. Нам хорошо вместе!
* * *
В нашей семье все заняты своими
делами. Папа работает, мама – домохозяйка, я и мой
старший брат учимся в школе. У каждого свои
обязанности. Я помогаю маме мыть посуду,
подметаю. Брат Женя ходит в магазин и гуляет с
собакой. Мы любим и уважаем друг друга. Я очень
люблю играть с папой. Он у нас веселый, играет на
гитаре, хорошо рисует. Мы часто поем с ним песни.
Вечером мы играем в шахматы и морской бой. Часто
всей семьей мы уезжаем на выходные дни к бабушке
в деревню. И даже на рыбалку мы любим ездить всей
семьей.
Папа, мама, брат и я – дружная семья.
– Какую роль играют в вашей жизни
родители?
Д. Растят нас, заботятся о нас,
переживают за нас, помогают нам, учат добру.
У. Закройте глаза и представьте
себе сказочный домик. Вас пригласили в этот домик
на выходной день или на каникулы вместе с
родными. Кого из своих родных людей вы бы взяли с
собой и почему?
Дети отвечают на вопрос, учитель
обобщает ответы.
– Какие пословицы и поговорки о
до-ме, семье, маме вы знаете?
Д. Береги землю любимую, как мать
родимую.
– В своем доме и стены помогают.
– Одна у человека мать, одна и Родина.
– Сердце матери лучше солнца греет.
– При солнышке тепло, при матери добро.
– Нет лучше дружка, чем родная матушка.
– Птица рада весне, а младенец – матери.
У. Чем крепка семья?
Д. Взаимопониманием, любовью,
заботой друг о друге.
У. Кто является хранительницей
домашнего очага, домашнего уюта?
Д. Мама дорогая, мамочка родная.
У. Мама ближе всех. Маму помнят и
почитают всю жизнь.
Дети читают отрывок из книги
З.Воскресенской "Сердце матери".
– К празднику 8 Марта вы писали
сочинения о своих мамах. В них вы высказали самые
теплые слова в адрес ваших мам. Сейчас я зачитаю
некоторые из них: "Я не могу обойтись без
мамы", "Моя мама самая добрая, самая
хорошая", "Она умеет прекрасно готовить",
"Она самая красивая и умная", "Без мамы дом
– сирота".
III. Итог урока
У. Сегодня мы много говорили о
семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам
людях, о тепле родного дома. Как же сберечь тепло
в родном доме, как сделать его по-настоящему
теплым, уютным, привлекательным? Что от вас лично
зависит, как сберечь тепло родного очага?
Д. Надо проявлять заботу о
других, уважать старших, помогать по хозяйству,
делать приятные сюрпризы.
Разыгрывается сценка "Сюрприз".
Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома
отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга
дочери Аня. Отец и сын играют в шашки, девочки
играют в куклы.
Оля (подруге). Как есть хочется!
Скорей бы мама пришла, хоть бы ужин приготовила.
Аня. А разве вы не можете
приготовить ужин сами к маминому приходу?
Оля. Не знаю. Мы так никогда не
делаем.
Аня. А давай попробуем.
Оля. Давай!
Девочки идут на кухню.
Аня. Где у вас картошка?
Оля. Вот. А еще у нас огурец есть.
Девочки начинают чистить картошку.
Оля роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын.
Отец. Что это у вас тут за шум?
Оля. Готовим маме сюрприз.
Сын. Какой?
Оля. Ужин!
Сын. Ура! Я тоже хочу приготовить
сюрприз, только я картошку не умею чистить.
Аня. Да уже и не надо. Ты лучше
мусор вынеси.
Отец. Выходит, один я без
сюрприза. Придется браться за веник.
Все работают. Раздается звонок.
Входит мама, удивленно глядит вокруг себя, роняет
сумки, хватается за сердце. Все суетятся.
Сын. Ну вот, сюрприз! И зачем мы все
это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придет,
всех накормит, все уберет. А теперь что?
Отец. А к сюрпризам-то надо
готовиться постепенно.
Сын. Мамочка, успокойся, мы больше
так не будем!
Оля. Нет, неправильно! Мы будем это
делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.
Все. Ведь мы тебя очень любим!
Мама. Спасибо, родные! Мне очень
приятно, что вы решили помочь мне.
У. Давайте попробуем сделать
вашим родным приятные сюрпризы. Представьте
себе, что к нам приплыла наша старая знакомая,
сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать
что-нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы,
дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Дети высказывают свои просьбы золотой
рыбке. Учитель подводит итог, отмечает при этом,
что сердца ребят полны добра и великодушия по
отношению к своим близким, своей семье.
– Надо стараться, чтобы огонек в
вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей
семьей, берегли ее честь, записывали свою
родословную, глядя на фотографии своих родных и
близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет
вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной.
Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Дети поют песню "Родительский дом".
Ответы. 1б; 2а; 3в; 4б; 5в; 6а;
7в; 8в; 9а; 10а.
|