Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

В.А. ЛИТВИН,
учитель школы № 84
г. Москва

Тепло родного очага

3-й класс

Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это всегда самые близкие, самые любимые люди в нашей жизни. Часто мы понимаем это, уже став взрослыми. В.А. Литвин, учитель школы № 84 г. Москвы, помогает детям задуматься о том бесценном, что они имеют, – тепле родного дома

Тема. "Тепло родного очага".

Цели. Интегрировать знания детей о себе и своей родословной, полученные в 1-м и 2-м классах; сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем; пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству.

Оборудование. Стенд "Мама дорогая, мамочка родная...", выставка книг по предмету "Этика и культура общения", сочинения учащихся о семье, маме, плакаты с пословицами о семье, о роли матери, оформление к сценке "Сюрприз", рисунок "Семейное древо", плакат-ребус "Вся семья вместе – так и душа на месте".

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта, представляющего микрорайон "Новое Пушкино". Вашему вниманию предлагается широкий выбор качественного жилья в новостройках Пушкино от застройщика по весьма привлекательным ценам. Став владельцем одно-или многокомнатной квартиры в Новом Пушкино, Вы сможете в полной мере ощутить, что значит жить в микрорайоне, удобном для людей, спланированного и построенного с учетом их потребностей и запросов. Детские сады и школы, поликлиники и оздоровительные центры, паркинги и автостоянки... И все это в одном из самых экологически благополучных и комфортабельных районов Подмосковья. С подробной информацией о "Новом Пушкино", предлагаемых здесь квартирах и ценах на них можно ознакомиться на сайте novoe-pushkino.ru.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Тема урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье. А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение?

Дети. Это своя улица, свой город.
– Место, где человек родился и вырос.
– Это семья.
– В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.
– Дом – это очаг.

У. Действительно, ребята, дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает. Вот как описывает родной дом великий русский поэт Сергей Есенин:

Низкий дом с голубыми ставнями.
Мне тебя не забыть никогда...

А замечательный певец русской природы Михаил Пришвин так вспоминает детство в родном доме.

Учитель читает отрывок из произведения М.М. Пришвина "Моя Родина".

– Где же зародилось такое отношение к природе, Родине у Пришвина?

Д. В родном доме.
– Около мамы.
– В лесах.

У. Любить Родину, все, что нас окружает, учат прежде всего родные люди. Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения? Читаем стихотворение Золтана Зелка "Какой хороший вечер".

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись...
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Почему так хорошо герою этого стихотворения?

Д. Вся семья дома.

– В доме тепло, уютно, спокойно.

У. Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе. Попробуем разгадать ребус, и мы прочитаем с вами пословицу.

Дети разгадывают ребус.

– "Вся семья вместе – так и душа на месте". Объясните смысл пословицы.

Дети дают свои ответы. Учитель обобщает их и делает вывод.

– В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья, дом?

Д. Здесь мы учимся жить, здесь мы находим дружбу, взаимопонимание.

У. Вы рассказывали о своей семье, когда писали сочинение "Моя семья", делали рисунки, посвященные этой теме. Зачитайте несколько фрагментов из сочинений.

Дети зачитывают фрагменты из своих сочинений.

* * *

У меня от мамы нет никаких тайн. Я всегда ими с ней делюсь. Я стараюсь помочь маме в домашних делах. Мы не распределяем обязанности по дому, а делаем все вместе. Еще мы очень любим играть в шашки и разгадывать головоломки. Мы знаем, что нам с мамой в нашей семье, маленькой, но дружной, нельзя никогда ссориться. Мы это понимаем, поддерживаем хорошие отношения.
Я чувствую в своей семье радость, тепло, поддержку и дружбу.

* * *

После работы моя мама занимается домашним хозяйством. В свободное время я ей помогаю. Когда надо что-нибудь починить, то папа и Дима делают это сами.
Мы все любим друг друга. Когда кто-то уезжает, то мы скучаем. Но обычно мы все вместе ходим гулять, в театр, в гости. Нам хорошо вместе!

* * *

В нашей семье все заняты своими делами. Папа работает, мама – домохозяйка, я и мой старший брат учимся в школе. У каждого свои обязанности. Я помогаю маме мыть посуду, подметаю. Брат Женя ходит в магазин и гуляет с собакой. Мы любим и уважаем друг друга. Я очень люблю играть с папой. Он у нас веселый, играет на гитаре, хорошо рисует. Мы часто поем с ним песни.
Вечером мы играем в шахматы и морской бой. Часто всей семьей мы уезжаем на выходные дни к бабушке в деревню. И даже на рыбалку мы любим ездить всей семьей.
Папа, мама, брат и я – дружная семья.

– Какую роль играют в вашей жизни родители?

Д. Растят нас, заботятся о нас, переживают за нас, помогают нам, учат добру.

У. Закройте глаза и представьте себе сказочный домик. Вас пригласили в этот домик на выходной день или на каникулы вместе с родными. Кого из своих родных людей вы бы взяли с собой и почему?

Дети отвечают на вопрос, учитель обобщает ответы.

– Какие пословицы и поговорки о до-ме, семье, маме вы знаете?

Д. Береги землю любимую, как мать родимую.
– В своем доме и стены помогают.
– Одна у человека мать, одна и Родина.
– Сердце матери лучше солнца греет.
– При солнышке тепло, при матери добро.
– Нет лучше дружка, чем родная матушка.
– Птица рада весне, а младенец – матери.

У. Чем крепка семья?

Д. Взаимопониманием, любовью, заботой друг о друге.

У. Кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта?

Д. Мама дорогая, мамочка родная.

У. Мама ближе всех. Маму помнят и почитают всю жизнь.

Дети читают отрывок из книги З.Воскресенской "Сердце матери".

– К празднику 8 Марта вы писали сочинения о своих мамах. В них вы высказали самые теплые слова в адрес ваших мам. Сейчас я зачитаю некоторые из них: "Я не могу обойтись без мамы", "Моя мама самая добрая, самая хорошая", "Она умеет прекрасно готовить", "Она самая красивая и умная", "Без мамы дом – сирота".

III. Итог урока

У. Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему теплым, уютным, привлекательным? Что от вас лично зависит, как сберечь тепло родного очага?

Д. Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по хозяйству, делать приятные сюрпризы.

Разыгрывается сценка "Сюрприз".

Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шашки, девочки играют в куклы.

Оля (подруге). Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хоть бы ужин приготовила.

Аня. А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?

Оля. Не знаю. Мы так никогда не делаем.

Аня. А давай попробуем.

Оля. Давай!

Девочки идут на кухню.

Аня. Где у вас картошка?

Оля. Вот. А еще у нас огурец есть.

Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын.

Отец. Что это у вас тут за шум?

Оля. Готовим маме сюрприз.

Сын. Какой?

Оля. Ужин!

Сын. Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить.

Аня. Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.

Отец. Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник.

Все работают. Раздается звонок. Входит мама, удивленно глядит вокруг себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся.

Сын. Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?

Отец. А к сюрпризам-то надо готовиться постепенно.

Сын. Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!

Оля. Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.

Все. Ведь мы тебя очень любим!

Мама. Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили помочь мне.

У. Давайте попробуем сделать вашим родным приятные сюрпризы. Представьте себе, что к нам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что-нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке. Учитель подводит итог, отмечает при этом, что сердца ребят полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье.

– Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Дети поют песню "Родительский дом".

Ответы. 1б; 2а; 3в; 4б; 5в; 6а; 7в; 8в; 9а; 10а.