Светлана ЛЮЛЬКОВА,
учитель возжаевской школы № 1,
Белогорский р-н, Амурская область
Урок обучения грамоте в 1-м классе
Где можно встретить ежа? В лесу под
елкой, а еще на дне моря. На что похожи
прошлогодние шишки? На маленьких ежат. Эти
маленькие открытия делают дети на уроке при
знакомстве с буквой ё.
Тема. "Буква Ё, ё".
Цели. Учить плавному слоговому
чтению с переходом на чтение целыми словами;
развивать фонематический слух, речь; воспитывать
любовь к природе.
Оборудование. Слоговая таблица,
картинки деревьев (ель, береза, рябина, яблоня),
плакат с текстом "Как живет ёжик", картинки
лесного и морского ежей, задание-загадка про
ерша, индивидуальные листки с деформированным
текстом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Учитель. На прошлом уроке мы
познакомились с одной необычной волшебной
буквой. В русском языке она выполняет очень
большую и важную работу.
А почему она такая необычная?
Дети. Буквой ё можно обозначить
один звук [о] или два [йо].
У. Какими еще гласными,
изученными нами, можно обозначить один или два
звука?
Д. Буквами я, е.
У. В каких случаях эти буквы
передают один звук, а в каких – два?
Ответы детей.
– А теперь я проверю, раскрыли вы
секрет этих букв или нет.
III. Тема урока
У. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Д. Ель.
У. Как по-другому называют это
дерево?
Д. Ёлка.
У. Проанализируйте это слово.
Дети выполняют задание.
– Внимание, артикуляционная
разминка.
Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем:
"У ёлки иголки колки".
Дети выполняют задание.
– Росла в лесу ёлочка. Было у неё три
подружки. Кто они, догадайтесь сами В их названии
три слога.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Д. Берёза.
У. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Д. Рябина.
У. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Д. Яблоня.
Далее учащиеся выполняют
слого-звуковой анализ слов берёза, рябина,
яблоня.
У. Разминку продолжаем
Слоги весело читаем.
Дети читают слоги-слияния.
– Сравните буквы в столбиках.
Д. В одном столбике буквы
звонких согласных звуков, а в другом – глухих
согласных звуков.
Дети читают и сопоставляют слоги по
звучанию согласных.
У. Какие ещё гласные смягчают
согласный?
Д. Это я, ю, е, и.
У. Кто прячется под лапами ели?
Слово рассыпалось.
Д. Ёжик.
Дети выполняют слого-звуковой анализ
слова ёжик.
У. Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок.
Весь в иголках без застежек,
Что под деревом найдет,
На иглу нацепит он.
Дети работают по слоговой таблице.
– Что же нацепил ёжик?
Д. Слива, грибы, ягоды, яблоко,
груша.
IV. Физкультминутка
Дети читают стихотворение и выполняют
соответствующие движения.
ЁЛОЧКА
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки –
Разноцветные фонарики, хлопушки.
V. Тема урока (продолжение)
Дети читают текст с плаката.
КАК ЖИВЕТ ЁЖИК
Ёжик запас на осень еду. Он собирал на
иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Ёжик
спал-зимовал в тёплом гнездышке до весны. |
У. Что нового узнали о жизни
этого зверька? Что еще знаете?
Ответы детей.
– Если убежище ёжика безопасно, то
иногда можно и днём видеть, как забавляются эти
животные; если же сколько-нибудь шумно, то они
выходят только ночью. Сначала слышится шорох в
листьях, затем показывается и сам хозяин гнезда.
В случае опасности ёж мгновенно свёртывается в
колючий комок. Ёж спасается oт врагов своими
иголками. Свернётся в клубок и фуфыкает сердито.
Попробуй-ка возьми его! Зимой ежи спят, а летом
охотятся на насекомых, мышей и даже на змей. Ёж
совершенно нечувствителен к змеиному яду.
А теперь посмотрите на доску.
На доске.
– Составьте предложение из этих слов.
Д. Под ёлкой жил ёжик.
У. Ёж есть лесной, а есть...
Д. Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
У. Иглы морского ежа длинные, как
спицы, и служат для передвижения, защиты, а также
исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и
ест что в рот попадёт.
VI. Артикуляционная разминка
У. Лежит ёжик у ёлки, у ежа
иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
VII. Тема урока (продолжение)
У. Пока мы разминались, ёжик принёс
задание-загадку.
Д. Колюч, да не ёж.
У. Кто же это?
Д. Ёрш.
Дети выполняют слого-звуковой анализ
слова ёрш. Далее учащиеся читают
стихотворение, записанное на доске.
На доске.
На букву ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш.
И все ужасно колко. |
У. Держать в ежовых рукавицах. Как
понимаете это выражение?
Ответы детей.
– Держать в ежовых рукавицах –
обходиться с кем-нибудь строго, сурово. Ёжик
просит выполнить ещё одно задание. Используя
подсказку, которую он привёз на своей тележке,
составьте стихотворение.
Перед выполнением задания учащиеся
должны вспомнить правила работы с ножницами.
После выполнения – чтение стихотворения,
которое дети составили у себя на рабочем месте и
на доске.
VIII. Итог урока
У. Что нового узнали?
Ответы детей.
– В каких случаях буква ё может
передавать один звук, а в каких – два?
Ответы детей.
|