Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя БАРАНОВСКАЯ,
средняя школа № 659,
г. Москва

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46/99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001

Поэзия в красках

Урок эстетики 35

Тема. "Творческий путь художника Ореста Адамовича Кипренского (1782–1836)".

Цели. Познакомить детей с творчеством художника Ореста Адамовича Кипренского; прививать любовь к искусству; расширять исторические познания; учить пользоваться справочной литературой.

Оборудование. Репродукции О.Кипренского "Портрет мальчика А.А. Челищева" (1808–1809), "Портрет Е.В. Давыдова" (1809), "Портрет девочки в маковом венке" (1819), "Портрет А.С. Пушкина" (1827); cловарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Друзья! На этом уроке вы познакомитесь с творчеством Ореста Адамовича Кипренского, рассмотрите его репродукции, знакомые и незнакомые, познакомитесь с офицером времен войны 1812 г., его одеждой и некоторыми терминами, означающими элементы одежды.

III. Знакомство с Орестом Адамовичем Кипренским

У. Орест Кипренский родился в Петербургской губернии в 1782 г. и был сыном помещика Дьяконова и крепостной. С 1788 по 1803 г. (даты учитель пишет на доске) он учился в Воспитательном училище в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи, но настоящим его призванием стал портрет. Фамилия Кипренский вымышленная; возможно, она происходит от имени богини Киприды. Обратимся к словарю:
"Киприда – одно из имен древнегреческой богини любви и красоты Афродиты, родившейся, по преданию, вблизи острова Кипр в Средиземном море".
Уже одна из первых работ Кипренского – погрудный портрет Адама Швальбе (1804) – имела большой успех. Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в. (учитель пишет дату на доске). Живопись Кипренского привлекает теплыми золотистыми тонами в духе любимого им голландского художника Рембрандта. Один из критиков того времени отмечал в его полотнах "кисть широкую, смелую, мягкую, колорит сильный, удивительное сочетание в красках, искусные переливы теней".
Совет Академии художеств присудил Кипренскому за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805) большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Но отъезд был отложен из-за наполеоновских войн в Европе.

IV. Знакомство с картиной "Портрет мальчика А.А. Челищева"

У. Первая картина, которую я вам представляю – портрет мальчика. Картина так и называется – "Портрет мальчика А.А. Челищева", она была написана около 1808–1809 гг.

Учитель показывает репродукцию.

О.А. Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева. 1808–1809

О.А. Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева. 1808–1809

– Ваши впечатления.

Дети. Портрет написан на темном фоне.
– Серьезное и умное выражение лица.
– Глаза большие, темные.
– Темный пиджак, красный джемпер и белая рубашка.

У. Свободные, смелые мазки, сочетание ярких цветов в одежде мальчика – густо-синего, алого, белого – и черные, почти без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредственность ребенка и серьезность взрослого. Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя. В 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. (дату учитель пишет на доске) и в рядах русской армии дошел до Парижа.

В 1809 г. Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его избрали академиком.

V. Знакомство с картиной "Портрет Е.В. Давыдова"

У. С одним из полотен, за которое в том числе Кипрен-скому было присвоено звание академика, я вас сейчас познакомлю.

Учитель показывает репродукцию.

О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809

О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809

Д. Мужчина изображен почти во весь рост.
– Сзади справа светло-фиолетовое пятно, все остальное сзади – темное.
– Симпатичный молодой человек в красивой одежде.
– Курточка красная с полосками впереди, брюки обтягивающие, белые.
– Он облокотился на что-то.
– В руке держит саблю, а другую руку согнул и положил на пояс.
– Лицо с усами, волосы темные.
– Выражение глаз задумчивое, как будто что-то вспоминает.

У. Это парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Офицер стоит в непринужденной изящной позе. Он показан почти во весь рост. Его мундир написан насыщенными контрас-тными цветами: ярко-красный ментик1 украшен золотым позументом, а белые чикчиры2 оттенены серебряной портупеей.
В свободной позе, задумчиво глядя в сторону, небрежно облокотясь на каменную плиту, стоит полковник лейб-гусаров Давыдов. Этот портрет воспринимается как собирательный образ героя войны 1812 г., хотя он вполне конкретен. Романтическое настроение усилено изображением грозового пейзажа, на фоне которого представлена фигура. Художник использует смелые цветовые эффекты.

VI. Знакомство с картиной "Портрет девочки в маковом венке"

У. В 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Однако они либо не сохранились, либо вообще не были закончены.
Один из портретов, который он написал в тот период, дошел до наших дней. Он хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Давайте рассмотрим репродукцию.

Учитель показывает репродукцию.

Д. Очень приятная девочка.
– На голове венок из маков, а в руке цветок, похожий на гвоздику.
– Волосы завязаны в хвостик, а одна прядь свисает.
– На ней белая кофточка с бирюзовой накидкой.
– Она облокотилась на столик.

У. Этот портрет был особенно дорог Кипренскому. Модель изящно и очень по-детски облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребенка.
Любопытно, что эту картину итальянцы посчитали работой старого мастера. Кипренский писал в Россию: "Мне в глаза говорили... якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвести оное чудо".
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. О его работах в России мы поговорим чуть позже, а сейчас я скажу несколько слов о портрете девочки.
В 1828 г. Кипренский вновь покинул Россию – теперь уже навсегда. Его влекла в Италию любовь к юной Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), "девочке в маковом венке", портрет которой он написал почти 10 лет назад. В 1834 г. Кипренский перешел в католичество и обвенчался с Мариуччей.

VII. Знакомство с картиной "Портрет А.С Пушкина"

У. Итак, вернемся вновь в 1823 г., когда Кипренский вернулся в Россию, в Петербург. На родине художник написал множество портретов. В этот же период в Петербург вырвался из ссылки Александр Сергеевич Пушкин и после семилетней разлуки снова встретился с Дельвигом – самым близким другом еще с лицейских времен. В доме Дельвига Пушкин читает "Бориса Годунова". И возможно, что именно под впечатлением поразившего его чтения Дельвиг заказал Кипренскому пушкинский портрет. Его я предлагаю вашему вниманию.

Учитель показывает портрет.

О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827

О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Д. У Пушкина молодое, умное лицо.
– Глаза задумчивые.
– Волосы кудрявые, бороды и усов нет, но волосы растут на щеках.
– Одет в пиджак, на шее шарф, а на плече – клетчатый шарф.
– Рука с длинными пальцами.
– Ногти тоже длин-ные.
– Фон светлый.
– На дальнем плане статуя, в руках у нее какой-то музыкальный инструмент.

У. Скрещенные на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, – все это характерные признаки романтического героя, отрешенного от окружающего мира и погруженного в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: "...минута – и стихи свободно потекут". Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент – момент творчества. Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит...
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

В Петербурге Кипренский поселился на Фонтанке, в доме Шереметева, сына крепостной актрисы Жемчуговой. Там он прожил несколько лет. Там и позировал ему летом 1827 г. Пушкин.
Портреты Кипренского многим обязаны модели. Модель сама диктовала ему решение портрета, вела его за собой. За мольбертом он был покорен и доверчив. И всегда у Кипренского чем значительнее модель, тем портрет удачнее. Сила и гений Пушкина подчинили его себе. Образ поэта строг и величав. Спокойна и сдержанна поза. Руки сложены на груди. В легком повороте головы ощущается внутреннее движение. Художник создал портрет-предвидение: Пушкин здесь такой, каким ему еще предстояло стать. Ведь не было еще ни "Маленьких трагедий", ни "Капитанской дочки", ни "Медного всадника"...
"Вот поэт Пушкин... – записывает в дневник впечатления от выставки в академии профессор Петербургского университета Никитенко, – видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания..." Да и все согласились, что сходство поразительно.
Пушкинский портрет стал лебединой песней Кипренского. После смерти Дельвига, в 1831 г., Пушкин выкупил портрет у вдовы. Он до конца висел в доме поэта, в его гостиной. А к тому времени уже в тысячах экземпляров разошлась сделанная Уткиным копия-гравюра, по которой вся Россия узнала облик своего поэта.

VIII. Заключение

У. Я уже вам говорила, что в 1828 г. Кипренский навсегда покинул Россию, уехав в Италию. Там он женился на "девочке в маковом венке", а через два года после женитьбы в 1836 г., мастер скончался.

IX. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились?
Какие его произведения вам запомнились и чем?
Где скончался Орест Адамович Кипренский?

Ответы детей.

Продолжение следует