Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2002

Наташа ГУСЬКОВА

"Слово только оболочка..."

Наверное, каждый из нас, живущих на Земле, хоть раз задумывался над тем, для чего людям было подарено Слово.
Долгие века философы и поэты искали ответ на этот вопрос. Их размышления, иногда противоположные по авторским взглядам, подчас проникнутые сомнением, объединены преклонением перед Словом и литературным искусством.
Всю сознательную жизнь, вспоминая любимые строчки или пытаясь писать стихи, я думала о предназначении Слова, о судьбе Поэта. Но я понимала не все... До тех пор, пока не прочитала стихотворение А.Тарковского "Слово только оболочка...".
Помню, меня удивило своеобразие авторской точки зрения. В этом произведении впервые поставлена под сомнение ценность самого Слова. Поначалу в голосе автора даже слышится легкий оттенок пренебрежения: Слово сравнивается с "пленкой". Значит, оно не самостоятельное явление, а лишь отражение тайн бытия, уникальная возможность приблизиться к секретам мироздания. Тарковский как будто призывает нас прекратить благоговение перед внешней сущностью Слова и одновременно говорит о волшебной, сверхъестественной силе, которой оно наделено внутри. Слово "странным светится огнем", огнем магическим. Ему дано связывать время и пространство, изменять "жребии людские", предсказывать будущее. Поэтому Поэт – не простой человек, а Пророк, ясновидец! Не зря же Тарковский предостерегает его:

Власть от века есть у Слова,
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заранее
Ни сражений, ни любви.
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!

В этих строках заключена глубочайшая мудрость: не бросай слов на ветер! Да, Слово – "пленка", и "пленка" тонкая, хрупкая, несколько звуков, но оно наделено Божественной энергией.
И поэт-пророк должен обращаться с ним осторожно, бережно, осознавая свою ответственность перед другими.

Язык автора очень прост, в стихотворении нет традиционных художественных приемов, таких, как сравнения или эпитеты, за исключением яркой метафоры "пленка". Здесь самым главным выразительным средством является интонация – живая, пульсирующая.

Тревожность создают короткие отрывистые строчки. Автор мастерски использует аллитерацию, повторяя звуки [с] и [т], которые придают стихотворению четкий ритм и решительный, власт-ный характер. По ходу чтения напряжение возрастает и достигает кульминации в последней гениальной строфе:

Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских.
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.

...И Слово, живое, искреннее, странствует по свету...