Наташа ГУСЬКОВА
"Слово только оболочка..."
Наверное, каждый из нас, живущих на
Земле, хоть раз задумывался над тем, для чего
людям было подарено Слово.
Долгие века философы и поэты искали ответ на этот
вопрос. Их размышления, иногда противоположные
по авторским взглядам, подчас проникнутые
сомнением, объединены преклонением перед Словом
и литературным искусством.
Всю сознательную жизнь, вспоминая любимые
строчки или пытаясь писать стихи, я думала о
предназначении Слова, о судьбе Поэта. Но я
понимала не все... До тех пор, пока не прочитала
стихотворение А.Тарковского "Слово только
оболочка...".
Помню, меня удивило своеобразие авторской точки
зрения. В этом произведении впервые поставлена
под сомнение ценность самого Слова. Поначалу в
голосе автора даже слышится легкий оттенок
пренебрежения: Слово сравнивается с
"пленкой". Значит, оно не самостоятельное
явление, а лишь отражение тайн бытия, уникальная
возможность приблизиться к секретам мироздания.
Тарковский как будто призывает нас прекратить
благоговение перед внешней сущностью Слова и
одновременно говорит о волшебной,
сверхъестественной силе, которой оно наделено
внутри. Слово "странным светится огнем",
огнем магическим. Ему дано связывать время и
пространство, изменять "жребии людские",
предсказывать будущее. Поэтому Поэт – не простой
человек, а Пророк, ясновидец! Не зря же Тарковский
предостерегает его:
Власть от века есть у Слова,
И уж если ты поэт,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заранее
Ни сражений, ни любви.
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
В этих строках заключена глубочайшая
мудрость: не бросай слов на ветер! Да, Слово –
"пленка", и "пленка" тонкая, хрупкая,
несколько звуков, но оно наделено Божественной
энергией.
И поэт-пророк должен обращаться с ним осторожно,
бережно, осознавая свою ответственность перед
другими.
Язык автора очень прост, в
стихотворении нет традиционных художественных
приемов, таких, как сравнения или эпитеты, за
исключением яркой метафоры "пленка". Здесь
самым главным выразительным средством является
интонация – живая, пульсирующая.
Тревожность создают короткие
отрывистые строчки. Автор мастерски использует
аллитерацию, повторяя звуки [с] и [т], которые
придают стихотворению четкий ритм и решительный,
власт-ный характер. По ходу чтения напряжение
возрастает и достигает кульминации в последней
гениальной строфе:
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских.
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
...И Слово, живое, искреннее,
странствует по свету...
|