Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2002

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Ирина АРТЮХОВА,
канд. пед. наук,
ГосНИИ семьи и воспитания
Российской академии образования,
г. Москва

Степень сосредоточенности

В прошлой статье мы уже говорили о том, что внимание не имеет своего продукта деятельности. Оно необходимо, чтобы человек мог успешно выполнять какую-либо работу, мог активизировать свои познавательные процессы. То есть внимание сопровождает любую деятельность человека, включает его психические процессы в работу, помогает на чем-либо сосредоточиться. Но тем не менее внимание обладает вполне определенными свойствами, которые можно измерить.

Традиционно выделяются следующие свойства внимания: концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.

Специальные психологические исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Развивая те или иные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

Сегодня речь пойдет о концентрированности внимания.

Иногда человек настолько углубляется в выполнение того или иного дела, увлечен чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Многие учителя, наверное, мечтают о том, чтобы их ученики так увлеченно решали задачи или писали упражнения. Для этого нужно, чтобы они умели концентрировать свое внимание в нужное время и на нужном предмете. Такое умение так и называется "концентрированность внимания". Это свойство внимания характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Высокая концентрация внимания позволяет человеку замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

Если же ученик не умеет сосредотачивать свое внимание, то его сознание только как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатление от предметов оказывается расплывчатым, нечетким.

Надо заметить, что степень сосредоточенности внимания младшего школьника на каком-либо предмете может быть достаточно высокой. Но для этого нужно, чтобы выполнялись некоторые условия: этот предмет (явление, дело, рассказ, задание и т.п.) должен вызвать интерес ребенка, включить его эмоции. Но в любом случае продолжительность такого состояния младшего школьника сравнительно невелика. Только в подростковом возрасте развивается способность совершать волевые усилия для сосредоточения внимания.

Но все-таки умение концентрировать внимание можно и нужно тренировать. Это можно делать с помощью различных развивающих заданий, игр и упражнений. Они могут включаться непосредственно в процесс обучения.

В любой коррекционной работе по развитию внимания нужно выполнять такое правило: одни и те же упражнения, задания, игры (в различных модификациях) нужно проводить систематически и достаточно долго (имеется в виду длительный период времени), потому что формирование внимания у малышей – процесс небыстрый, иногда малозаметный. Но при определенном упорстве учителя и детей можно добиться заметных улучшений характеристик внимания.

Некоторые упражнения полезно порекомендовать выполнять родителям вместе с детьми, потому что у учителя не всегда есть время для индивидуальных и систематических занятий. Многие упражнения просто удобнее выполнять в домашней спокойной обстановке.

Хочу заметить, что не стоит отдельно заниматься диагностикой внимания в целом и отдельных его свойств. Учитель обычно в процессе ведения уроков и систематического наблюдения за детьми составляет достаточно точное мнение о внимательности своих учеников. Предлагаемые ниже развивающие упражнения, нацеленные на формирование тех или иных свойств внимания, дадут учителю и своеобразный диагностический материал. Педагог, конечно, заметит, кто из детей быстрее и лучше выполняет задания и сможет убедиться в правильности своих прежних выводов. Упражнения дифференцированы по свойствам внимания, поэтому учитель сможет уточнить свои диагнозы, увидев, какое свойство внимания хуже развито у того или иного ученика.

Рассмотрим далее практические упражнения для младших школьников на концентрацию внимания.

ПОРАБОТАЕМ КОРРЕКТОРАМИ

Рассмотрим модификацию известного диагностического и развивающего приема "Корректурная проба". Суть его заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок может почувствовать, что значит "быть внимательным" и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Материалы

Любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для младших школьников нужно использовать тексты с крупным шрифтом.

Условия проведения

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум пять раз в неделю) в течение двух–четырех месяцев.
Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Правила проведения

Это упражнение рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил.

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от трех–четырех предложений до нескольких абзацев или страниц.

6. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают "штрафы".

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения отражаются в инструкции, даваемой учителем в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания для младших школьников – четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков – слабая концентрация.

Психологи, которые проводили практические исследования со школьниками, заметили, что после первых трех–четырех недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в два–три раза.

Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение двух–четырех месяцев. Если после четырех месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к психологу или логопеду.

При работе с детьми 6–8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать на индивидуальных занятиях.

Во время групповых занятий бывает трудно достичь общей нормы, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

ХОД ИГРЫ

Сначала нужно объяснить детям, кто такой корректор и какие профессии требуют развитого внимания.

Учитель. Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях и книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы стали читать интересную книгу, а там вам встретилось много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед тем как отдать книгу в типографию, ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Представляете, каким внимательным нужно быть и при этом знать правила грамматики.

Но быть внимательными нужно и людям других профессий. Как вы думаете, каким специалистам нужно быть особенно внимательными? Объясните, почему вы так считаете?

Дети отвечают на вопрос. Учитель в случае затруднений помогает им, называя такие профессии (шофер, летчик, врач, военный, охотник и др.).

Учитель. Давайте сегодня с вами поиграем в корректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как у настоящего корректора. Но все свое внимание вам придется сосредоточить на выполнении задания. Тем более, что вы будете соревноваться друг с другом. Проверять выполнение задания вы будете также друг у друга сами.

В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

Дети выполняют задание. Потом они работают парами: обмениваются своими работами и ищут друг у друга ошибки.

Затем в соответствии с правилами участники выполняют штрафные задания. Учитель тактично поддерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае эти дети не должны стать объектом насмешек. Можно их похвалить, за то, что они успешно нашли ошибки в работе своего товарища и т.п.