Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Надежда МАЛЫШЕВА

Продолжение. См. № 31, 38, 39/99; 1, 32/2000; 2, 24/2001

Остановись перед красотой

Рукоделие

Основной концепцией программы непрерывного обучения детский сад – начальная школа "Художественный труд" является общее развитие способностей, знаний и умений детей на примере обучения их элементам народных ремесел. Весь учебный курс представляет собой педагогическую систему интегрального типа на основе дидактических принципов обучения.

  • Всестороннее развитие и воспитание.

  • Постепенность усложнения материала.

  • Разнообразие трудовых заданий.

  • Интеграция сведений из разных учебных дисциплин.

  • Введение игровых элементов в обучение.

Все это способствует самостоятельности мышления, воспитанию творческой инициативы, осознанию красоты и важности предметной деятельности.

3-й класс

В третьей четверти дети продолжают расширять свои знания и умения в макраме, знакомятся с народными ремеслами: бисероплетение и вязание крючком.

Занятие 17

Толстая пестрая нить

Чтобы свить толстую нить, отрежем несколько прямых нитей длиной 1–1,5 м. Можно соединить вместе нити разные по толщине, фактуре, цвету, волокнистому составу.

Закрепим 2–3 нити за середину, соединив вместе концы (рис. 1, а). Крутим нить в одну сторону.

Рис. 1. Пестрая нить

Рис. 1. Пестрая нить

Берем левой рукой сильно скрученную нить за середину (рис. 1 б, в), правой рукой соединяем концы нити, отводя левую руку в сторону (тем самым, натягивая скрученную нить, рис. 1, г). Крепко сжимаем концы нити правой рукой, левую руку отпускаем. Толстая нитка скручивается. Не отпуская концов нити, проведем несколько раз левой рукой вдоль нее, разглаживая (рис. 1, д). На концах завяжем узелок, чтобы нитка не раскручивалась. Получили толстую нить (рис. 1, е).
Освоив технику свивания нитей в толстую нитку, ребята с увлечением экспериментируют с цветом, фактурой, блеском и матовостью искомых нитей, получая меланжевую пряжу контрастных и однотонных оттенков, интересную фактуру и игру цвета и блеска в скрученной нити.
Толстая нитка может стать закладкой, шнурком для брелка или медальона. Ее можно использовать в плетении и аппликации.

Занятие 18

Стрекоза

Это украшение для заколки, браслета-оберега, ручки, карандаша или брошь. Для работы потребуется жесткая упаковочная веревка толщиной 1 мм. Длина первой нити – 70 см, второй нити – 30 см. Можно использовать бумажный шпагат, тонкую тесьму в виде "рулика" (трубочки), мелкие лоскутки прозрачной ткани или крашеной, аппретированной марли (обработанной желатином), густой клей ПВА.

Закрепим обе нитки посередине булавочкой (рис. 2, а), завяжем на расстоянии от булавки двойной плоский узел (сокращенно ДПУ) – голова стрекозы. На расстоянии 6–7 см завяжем второй ДПУ (рис. 2, б). Возьмем второй узел в пальцы и подвинем к первому узлу (рис. 2, в), образовались "пико" (петельки) с двух сторон – это верхние крылья. На расстоянии 4–5 см завяжем третий ДПУ и подвинем его к двум предыдущим (рис. 2, г). Далее плетем цепочку из ДПУ длиной 3–4 см. Концы заклеим, после высыхания клея обрежем. В петельки крылышек подклеим марлю или прозрачную ткань (рис. 2, д). Подробное описание выполнения ДПУ см. в № 2–2001, с. 4.

Рис. 2. Стрекоза

Рис. 2. Стрекоза

Рис. 3. Двойной плоский узел

Занятие 19

Ручка в плетеном оформлении

Ручку оплетем цветной ниткой. В работе используем толстую нитку длиной 50–75 см и ручку (простейшей формы в виде карандаша). Положим на середину нитки ручку. Завяжем узелок, плетем цепочку из ДПУ. Концы нитки заклеим или завяжем бантиком (рис. 4, а). На длинных концах ниток можно завязать узелок на расстоянии от ручки, чтобы ее подвешивать. К нарядной ручке приклеим стрекозу (рис. 4, б). Вот и готов необычный подарок.

Рис. 4. Плетеное оформление

Рис. 4. Плетеное оформление

Занятие 20

Закладка

Плоская тесьма на трех- четырех прядях.

Возьмем 3 или 4 отрезка жесткой крученой нити, "сутажа" или круглой тесьмы толщиной
2–3 мм, длиной 30–40 см. Свяжем концы узелком (рис. 5, а), приколем их булавочками к подушке (приспособление для плетения макраме, рис. 5, б) и плетем по схеме.

Рис. 5. "Девичья коса"

Рис. 5. "Девичья коса"

Укладываем правую прядь на соседнюю и под третью (рис. 5, в), каждый раз начиная работу справа (рис. 5, г). Плоская тесьма – это обыкновенная "девичья коса" (рис. 5, д).

Осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, детям, умеющим плести тесьму на трех прядях, дадим самостоятельно разобраться в схеме плетения тесьмы на четырех прядях (рис. 6, а).

Рис. 6. Переплетение "штопка"

Рис. 6. Переплетение "штопка"

Делим число нитей на две группы. Работаем крайними нитями навстречу друг другу. Начинаем работу справа. Нить 4 укладываем на нить 3 и под нить 2. Нить 1 под нить 6 (рис. 6, б). Далее берем крайнюю нить справа 3, укладываем на нить 2 и под нить 1. Крайнюю нить слева 4 – под нить 3 (рис. 6, в) и т.д.

На первый взгляд сложно, но, приглядевшись, увидим переплетение "штопка" (рис. 6, г), идущее справа налево.

Плоскую тесьму можно использовать как собственно поделку – закладка, брелок для ключей, так и в коллаже. Используя нитки разного цвета, получим пеструю тесьму (меланжевую). Для плетения берем нитки одной толщины.

В основном узоры в макраме построены на двух основных узлах. Это уже известный двойной плоский узел (ДПУ) и репсовый узел. Репсовый узел имеет разные названия в зависимости от направления нити основы: если основа направлена по горизонтали, он носит название горизонтального, при вертикальной основе его называют вертикальным, и, наконец, если узел завязан на диагональной основе, он называется диагональным.

Репсовые узлы, завязанные в ряд, словно карандаш, "рисуют" всевозможные линии. Это кривые, параллельные, пересекающиеся и тому подобные линии. Репсовый узел позволяет создать не только ажурные узоры, тесьму, но и очень плотные плетения. Если в плотном плетении нити двух и более цветов, оно напоминает вышивку крестом.

Прежде чем плести, нити следует закрепить на основе. Основа может участвовать в плетении или нет.

Крепление нити на основе замочком налицо.

Возьмем нить длиной 15 см, уложим ее на подушку (специальное приспособление для крепления нитей, можно использовать сидение мягкого стула) горизонтально и с двух сторон заколем булавками. Мы подготовили основу для крепления нитей. Теперь берем нить длиной 30 см, сложим ее пополам и опустим петлей вниз за основу (рис. 7, а). Затем оба конца нити опустим вниз на основу (рис. 7, б) и в петлю (рис. 7, в).

Рис. 7. Крепление нити на основе замочком налицо.

Рис. 7. Крепление замочком налицо

Чтобы выполнить горизонтальный узел, укрепим на основе две нити. Из образовавшихся четырех концов первую нить слева используем как основу для плетения, остальные три нити рабочие. Нить 1 уложим на рабочие нити слева направо, а место поворота этой нити заколем булавкой (рис. 8, а). Основу держим правой рукой горизонтально, слегка натягивая. Нить 2 возьмем левой рукой и перекинем через основу влево (рис. 8, б). Аккуратно завяжем ее, натянув основу. Затем выведем нить 2 вперед и вверх на основу и вниз в петлю (рис. 8, в). Подтянем второй виток, тем самым завязывая горизонтальный узел (рис. 8, г). Поочередно завяжем нити 3, 4 и получим ряд горизонтальных узлов, идущих слева направо.

Рис. 8. Горизонтальный узел

Рис. 8. Горизонтальный узел

Используя в работе цветные нитки, повторим выше описанную операцию несколько раз, получим плетеный узор в полоску (см. рис. 9, д).

Рис. 9. Узор в полосочку

Рис. 9. Узор в полосочку

Если взять четное количество нитей и проплести цветные ряды справа и слева на половине нитей, а затем встретившиеся основы завязать друг на друга, получим ряд в виде галочки. Мы назвали узор "елочка" (рис. 10, д).

Рис. 10. Узор "елочка"

Рис. 10. Узор "елочка"

Занятие 21

"Фенечка"

Нитяной браслет, оберег – подарок для мамы.

Цели. Учить создавать орнамент способом плетения. Закрепление навыка плетения репсового узла. Привить любовь к красоте, созданной руками человека. Воспитывать бережное отношение к труду.

Материалы и оборудование. Три нити тесьмы "сутаж" или круглой тонкой тесьмы нескольких цветов (длина одной нити в 7 раз больше готового изделия), булавочки, подушка для плетения макраме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель рассказывает, что в старину верили в магическую силу узлов. Узлы носили в виде украшения на плече, шее или запястье и свято верили, что они оберегут их от бед. С тех давних пор нитяные украшения получили название обереги.

Далее учитель показывает, как плести оберег.

Сложим три нити пополам, завяжем узелок, получив петельку (см. рис. 9, а). Укрепим нитки за узелок булавочками с двух сторон (см. рис. 9, б). Распределим нити с чередованием цвета. Закрепим цветную нитку-основу слева булавочкой (см. рис. 9, в), завяжем на ней репсовые узелки рабочими нитками поочередно, получим цветной плетеный ряд (см. рис. 9, г). Повторим эту операцию несколько раз – нитяное украшение готово.

Получается узор в полоску (см. рис. 9, д).

Узор "елочка" – более сложное задание, которое следует выполнять после плетения узора в полоску. Работаем по схеме рис. 10.

Прежде чем плести браслет, следует потренироваться в плетении, сначала выполнив узор в полоску, затем – узор "елочка".

Дети могут выбрать любой понравившийся узор или придумать новый. Чтобы было удобно носить браслет на руке, на концах сплетем тесьму на трех прядях "косички". Окончание тесьмы закрепим узелком. Можно пришить готовый замочек.

Выполнив браслет-оберег, ученики примеряют его на руку.

* * *

Бисерное рукоделие пришло к нам, как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла, из глубины истории, передаваясь из поколения в поколение.

Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Америки и островов Тихого океана, Европы и Азии.

Разнообразные по форме, названиям, орнаментам, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в V–VI вв. до нашей эры. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры – древние славяне. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX – начале XX вв.

Украшения из бисера придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей – тысяч неизвестных самобытных мастериц.

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: "Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды.

Поутру купцы разгребли золу и обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло.

Так почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, появились стеклянные бусы разных форм и размеров.

Занятие 22

Лилия

Это брошь, украшение на одежду, в волосы.

Цели. Учить изготавливать цветы из бисера по графической схеме. Воспитывать аккуратность. Развивать фантазию и воображение. Знакомить с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества.

Материалы. Цветной бисер, тонкая проволока, нитки "мулине" зеленого цвета, клей ПВА.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель рассказывает о древних корнях ремесла "работы с бисером". В старину праздничные одежды украшали бисером, мелкими бусинами и самоцветными камнями. Особенно богато украшались одежды, головные уборы царей, знатных людей и священнослужителей, так как это стоило очень дорого и позволить себе такие одежды могли немногие. Бисером вышивали, из него плели, его низали. Мастерство рукодельниц совершенствовалось из года в год. И настоящие мастерицы не забыли это ремесло. Великие модельеры и дизайнеры создают неповторимые шедевры вечерних платьев, используя бисер.

Учитель. Мы сегодня познакомимся с материалами, которые нам понадобятся для плетения из бисера, с некоторыми приемами. Отгадайте загадку, что мы начнем плести из бисера:

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.

Дети. Цветы.

Учитель. Хорошо, вы правильно отгадали, что мы будем выполнять сегодня на уроке. Кто знает стихи о цветах?

Ученик 1. 

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали, и сделали цветок.
Такие веселые эти ромашки,
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

Ученик 2. 

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Учитель объясняет последовательность работы по схеме, показывает практические приемы низания бисера на тонкую проволоку (она лучше подходит для данного возраста).

Освоив приемы соединения бисера в ряды, а ряды – в элементы лепестков (рис. 11, а), тычинок (рис. 11, б), листиков (рис. 11, в), дети смогут собрать цветок (рис. 11, г), а из цветов – букет. Стебельки лучше обмотать нитками зеленого цвета, плотно прижимая витки ниток друг к другу, кончик приклеить клеем ПВА.

Рис. 11. Лилия

Рис. 11. Лилия

Приводим схемы сборки незабудки (рис. 12), ромашки (рис. 13), сирени (рис. 14). Форма лепестков и листиков у них разная, композицию из готовых цветов каждый ученик составляет самостоятельно.

Рис. 12. Незабудка

Рис. 12. Незабудка:
а – лепесток; б – цветок; в – листик; г – веточка

Рис. 13. Ромашка

Рис. 13. Ромашка:
а – цветок; б – лепесток; в – листик

Рис. 14. Сирень

Рис. 14. Сирень:
а – изготовление цветка; б – листок; в – веточка

Букет цветов из бисера может быть подарком для друзей и близких. Используя разные схемы, можно выполнить композиции из незабудок (см. рис. 12), ромашек (см. рис. 13), лилий (см. рис. 11). Добавим бабочек, стрекоз, жучков (рис. 15, 16, 17) и получим мини-панно, которое украсит интерьер комнаты.

Занятие 23

Насекомые из бисера (рис. 15, 16, 17)

Мы уже знаем, что понадобится для работы с бисером: цветной ровный бисер, тонкая проволока и графическая схема.

Дети могут воспользоваться предложенными схемами или придумать и нарисовать свои.

Рис. 15. Бабочка

Рис. 15. Бабочка:
а – большое крыло; б – малое крыло; в – туловище; г – бабочка

Рис. 16. Стрекоза

Рис. 16. Стрекоза:
а – крыло (4 шт.); б – туловище с лапками (10 шт.)

Рис. 17. Муха

Рис. 17. Муха

Занятие развивает образное мышление, творчество, фантазию, "моторные" способности через овладение ручными многообразными операциями, формирует способность выстраивания последовательности технологической цепочки.

* * *

Кто теперь не знает, что ручное вязание придумали мужчины. Говорят, было это 3000 лет назад. Вязаному детскому носку, обнаруженному в древней гробнице, более 2500 лет! Причем носок связан не просто: в него можно просунуть большой палец отдельно от остальных, как в перчатке (в Древнем Египте носили сандалии наподобие теперешних пляжных шлепанцев и ремешок пропускали между пальцами). Древние вязальщики немало потрудились, прежде чем научились так искусно вязать. Сначала вязали пальцами. Затем был придуман крючок (он проще), и только потом появились спицы.

Самыми искусными вязальщиками древности были арабы. В XII в. вязать стали испанцы и итальянцы. Правда, вязаных изделий было настолько мало, что их хватало только членам королевской фамилии, светской и церковной аристократии.

В ХVI в. вязание распространилось по всей Европе. Женщины, взяв в свои руки вязание, стали великолепными, изобретательными вязальщицами. Некоторые даже удостоились звания "королева вязания" на представительном соревновании, а швейцарская вязальщица связала на толстых спицах свитер за 71 минуту.

Вязание крючком – одно из самых легких рукоделий. Именно с него обычно в старину начинали приобщать к рукоделию детей.

Вязание крючком начинается с петли. Ее образуют на конце нити, идущей от клубка (рис. 18, а). Петлю зажимают в левой руке между большим и указательным пальцами. Рабочую нить кладут на указательный палец левой руки. В правой руке держат крючок (как карандаш), вводят его в петлю, захватывают нить и протягивают ее в петлю (рис. 18, б) – образовалась первая петля воздушной цепочки, называется она воздушной. Все последующие вяжут точно так же, получается цепочка из воздушных петель – основа для будущего узора.

Рис. 18. Воздушная цепочка

Рис. 18. Воздушная цепочка:
а – петля; б – первая петля воздушной цепочки; в – воздушная цепочка; г – столбик

Для знакомства со следующими элементами вязания рассмотрим простейший прием работы крючком – провязывание рядов справа налево: закончив очередной ряд, вязание поворачивают и выполняют новый – опять справа налево. При этом с боковых сторон необходимо вязать кромочные петли.

Петли для подъема, или кромочные петли. Одна или несколько воздушных петель, провязанные перед началом нового ряда, называются петлями для подъема. Петли для подъема лучше вязать в конце ряда и, повернув вязание, начинать новый ряд.

Столбик. Крючок вводим в петлю предыдущего ряда, захватываем нить и вытягиваем петлю (на крючке две петли). Накидываем нить на крючок и протягиваем ее через две петли на крючке (рис. 18, г).

Занятие 24

Воздушные косички

Для работы понадобятся остатки толстых крученых цветных ниток, крючок № 3–5 (в зависимости от толщины нитки).

Воздушную цепочку можно связать пальцами и крючком. Можно поэкспериментировать, выполняя цепочки разными способами. Завяжем петельку (см. рис. 18, б), затем вяжем цепочки разной длины, цвета, толщины.

Разнообразные по толщине и цвету цепочки нам пригодятся при выполнении по аппликации. Ученики знакомятся с древнейшим народным ремеслом, представляя себя вязальщиками, вяжут пальцами и крючком. Развивают "моторные" способности и взаимодействие двух рук.

Занятие 25

Настенное украшение – панно. Коллективная работа

Напольное украшение (рис. 19) создаем аппликацей из воздушных косичек, плетеной тесьмы. Для работы понадобятся воздушные косички разных цветов, толщины, длины, плетеная тесьма, кусочек толстой ткани размером 40ґ25 см, иголка № 10–12, нитки в тон косичек, картон 10ґ15 см для намотки ниток для кисточек.

Каждую цепочку или косичку пришиваем к ткани нитками того же цвета, что и цепочки, швом "вперед иголка". Сочетая цепочки по цветам и оттенкам и толщине, пришиваем их вплотную и с небольшими промежутками в разных направлениях, все это даст игру цвета и линий.

Рис. 19. Панно
Рис. 19. Панно:
а – толстая скрученная нить; б – тесьма на трех нитках; в – тесьма на четырех нитках; г – воздушная цепочка

Панно обошьем цепочкой из темных ниток, сделаем из тех же ниток кисточки длиной 10 см. Чтобы быстро приготовить нитки для кисточек, намотаем их на картон шириной 10 см. Разрежем нитки с одной стороны. Смастерим и пришьем кисточки внизу.

Занятие 26

Ободок на голову

Подготовим толстые нитки, крючок № 3–5 (в зависимости от толщины ниток). Величину обхвата головы определяют так, как показано на рис. 20, а. Провяжем воздушную цепочку длиной 5 см, введем крючок в третью петлю цепочки, не считая петлю на крючке, вяжем ряд столбиков. В конце ряда сделаем петлю для подъема, перевернув вязание, продолжим работу (рис. 20, б). Вяжем до тех пор, пока длина вязаной полоски не достигнет величины обхвата головы минус
2–4 см на растяжку вязки.

Связав полоску требуемой длины, нить от клубка оторвем, оставшийся кончик длиной около 20 см протянем через петлю.

Возьмем иголку с большим ушком, вденем в нее конец нити и аккуратно сошьем два коротких края вязаной полосы, захватывая только краевые косички (рис. 20, в). Занятие строим так: объяснение нового материал и освоение приема – на занятии, многократное повторение приема – домашнее задание.

Рис. 20. Ободок на голову

Рис. 20. Ободок на голову

Получившийся ободок можно украсить полупомпоном (№ 1/2000, занятие 24) или помпоном.

* * *

В IV четверти дети создают композиции из ранее выполненных элементов, изучают новые рукоделия, строящиеся на основе полученных ранее умений и навыков. В основе таких работ лежит принцип от материала к художественному образу, композиции, конструкции, то есть конструирование и моделирование. Это коллажи из ранее выполненных элементов из бисера, ниток, тесьмы и тому подобного, графические композиции из геометрических форм: круга, треугольника, квадрата, ромба, конструирование простейшей мягкой игрушки, работы, выполненные в новых, современных техниках.

Занятие 27

Помпон

Ранее мы учили детей выполнять полупомпон. Он получается не очень плотным и ровным, имеет форму полусферы, то есть плоский с одной стороны.

Помпон имеет форму шарика (сферы). В работе используем пушистые нитки, два одинаковых кружка диаметром 4–6 см, в центре отверстие 1–1,5 см, иголка с широким ушком, ножницы.

Рис. 21. Помпон

Рис. 21. Помпон

Сложим кружки вместе, обмотаем их ниткой (иголку с вдетой ниткой вводим в отверстие кругов, рис. 21, а). Для изготовления помпона можно использовать цветные нитки, в этом случае помпон получится пестрым.

Заполнив полностью отверстие нитками, переходим к важному и довольно сложному приему: надрезаем ножницами нитки по контуру кружков (рис. 21, б). Освободившиеся кружки немного раздвигаем (рис. 21, в) и перевязываем крепкой ниткой. Затем кружки разрежем и снимем с помпона (рис. 21, г).

Готовый помпон нужно потрясти, он лучше распушится.

Занятие 28

Образы и композиции из помпонов и полупомпонов.

Эта работа направлена на развитие образного мышления, фантазии. Что можно сделать из пушистых шариков и их половинок, какую композицию, образ? Вот лишь часть примеров объемных работ – это гусеница, воробей, пингвин, котенок, зайка. Так выглядят поделки в материале (рис. 22, 23).

Рис. 22. Котенок и зайка

Рис. 22. Котенок и зайка

Рис. 23. Гусеница, воробей, пингвин

Рис. 23. Гусеница, воробей, пингвин

Поделка может быть выполнена в виде коллажа, настенного украшения (рис. 24). Эту работу следует выполнять коллективно или группами по 8–10 человек. В панно можно соединить разные "элементы", выполненные на предыдущих занятиях этого номера (занятия 17, 20, 24, 27) из предыдущих номеров (№ 31/1999), занятие "Танцующие кисточки"; № 1/2000, занятие 28; № 32/2000, занятие 10; № 2/2001, занятие 17; № 24/2001, занятие 1.

Рис. 24. Эскизы настенных украшений

Рис. 24. Эскизы настенных украшений:
а – помпоны; б – нитяные шарики; в – раскрученный шелк (тонированные веревки)

Рис. 24. Эскизы настенных украшений:

На рис. 24 эскизы лишь нескольких настенных украшений. Занятие можно построить по-разному

  • Попробуем создать образ на бумаге. Попросим учеников нарисовать животное, птицу, использовав только круги, дополнив небольшими деталями (нос, клюв, хвост, глаза и пр.). То есть выполним эскиз.

  • Составим композицию из заранее вырезанных кругов разной величины, дополним мелкими деталями, вырежем и наклеим их. То есть, выполним аппликацию.

  • При наличии помпонов и полупомпонов, выполним объемные образы, склеив детали клеем ПВА. Мелкие детали вырежем из плотной ткани, кожи, замши. Для усов используем леску. Хорошо получаются коллективные работы и работы, выполненные небольшими группами, где каждый ученик делает работу, которая у него получается хорошо и быстро. Он чувствует свою значимость в создании большой работы.

Занятие следует проводить на уроках труда и рисования, объединив их одной темой.

Занятие 29

Радужные пузырьки

Во втором классе (№ 2/2001, занятия 33, 34) мы знакомили учеников с изонитью – рисунком нитками, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Дети научились приему заполнения угла нитками. Сейчас мы покажем им, как заполнить нитками круг.

На изнаночной стороне картона чертим пересекающиеся под прямым углом прямые, в точку пересечения устанавливаем ножку циркуля и чертим круг произвольной величины. Повторим этот прием несколько раз, тем самым решим композицию картона прямоугольной формы. Разделим окружности на равные части. Разметку можно произвести при помощи циркуля, линейки, на глаз (рис. 25).

Рис. 25. Радужные пузырьки

Рис. 25. Радужные пузырьки

Разделим одну окружность на 16 частей (приняв за пример циферблат часов), окружность большего размера – на 24 части. Подумаем, как это сделать? Окружности третьего круга – на 16, четвертого, самого большого, – на 32 части (см. рис. 25).

При выполнении изонити на окружности следует помнить:

  • Мест разметки должно быть четное количество, а значит, делиться на 2.

  • Нанесем на изнаночной стороне направление движения работы, против часовой стрелки (см. рис. 25).

  • Места разметки прокалываем иглой, держа ее вертикально. Это делаем на пустой невысокой коробочке.

  • Нить отрезаем длиной 60–70 см, на одном конце завязываем узелок, другой кончик вдеваем в иглу.

  • Нитку вводим с изнанки налицо в любое отверстие на окружности.

  • На лицевой стороне делаем стежок. Между его концами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и двигаемся по часовой стрелке (рис. 26, а).

Рис. 26. Выполнение изонити

Рис. 26. Выполнение изонити
  • Находясь с изнаночной стороны, вводим иглу в ближайшее отверстие по стрелке.

  • При заполнении круга на лицевой стороне нити протягиваются от одной точки на окружности к другой точке по прямой линии (рис. 26, б). На изнаночной стороне стежки располагаются строго по дуге в виде пунктирной линии (рис. 26, г).

  • Если нить при работе сильно укоротилась и ею неудобно шить, ее следует закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с узелком на конце с изнанки налицо в следующее по стрелке отверстие.

  • Чем меньше количество отверстий между концами стежка, тем ближе изображение приближается к кольцу (рис. 27).

Рис. 27. Кольцо, выполненное изонитью

Рис. 27. Кольцо, выполненное изонитью
  • Чем меньше расстояние между проколами, тем настил будет плотнее. Работать следует тонкой иголкой, ею же делаем проколы и в дальнейшем работаем.

Занятие интегрального типа. Следует объединить занятия математики и труда.

Занятие 30

Придумай сам орнамент из углов и кругов.

Ученику предлагаем составить схему или воспользоваться нашими примерами, опираясь на ранее полученные знания и умения. Затем выполнить изонить.

  • Построим круг в центре в окружении углов, расположенных вершинами от центра (рис. 28 а, б).

Рис. 28. Орнаменты из углов и кругов

Рис. 28. Орнаменты из углов и кругов
  • Построим углы на двух пересекающихся прямых в кольце рис. 29.

Рис. 29. Орнамент в кольце

Рис. 29. Орнамент в кольце

30. Снежинка в кольце

30. Снежинка в кольце
  • Построим углы на двух пересекающихся прямых в окружении симметрично расположенных снежинок (рис. 30, элемент "снежинка" получаем, если стежок проходит строго через центр круга).

  • Построим круг в центре в окружении углов, расположенных вершинами к кругу.

Дети выбирают задание сами, тем самым определяя сложность и трудоемкость выполнения схемы изонити.

Работа развивает образное мышление, творческую активность, аккуратность, качественное выполнение промежуточных операций (разметка окружности, прокалывание отверстий), подбор цвета и оттенков ниток, композиции, воспитывает бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.

Занятие 31

Придумай сам образ в технике "изонить".

Продолжаем работать в технике "изонить". Попробуем составить композиции из углов и кругов в виде насекомого: бабочки, мухи, гусеницы и т.д. (рис. 31).

Рис. 31. Муха:
а – муха; б – изнанка

Напомним детям, что чертим и размечаем с изнаночной стороны картона. Можно нарисовать эскиз насекомого, которого будем изображать. Постараемся изобразить его из геометрических форм, помня, что угол при заполнении его нитками напоминает треугольник. А из треугольников можно построить ромб, квадрат, трапецию, шестиугольник и пр. Круг же, можно преобразовать в кольцо разной толщины, вставить кольцо в круг. Затем разметим картон в натуральную величину, симметрично располагая круги и углы, разные по размеру. Усики и лапки выполняем швом "вперед уголку в два приема" (№ 2/2001, с. 15). Можно ввести овал, так как он заполняется нитками как круг.

Занятие 32

Червячок

Элемент получается при намотке нитки на карандаш.

Такое название придумали дети, впервые снимая намотку нитки с карандаша. Уж очень она напомнила им червячка.

Для работы понадобятся отрезки толстых ниток, круглые карандаши или палочки разной толщины.

Завяжем слабый узелок, отступив от конца нитки 15 см (рис. 32, а). Наденем узелок на заостренный конец карандаша (рис. 32, б). Одной рукой держим карандаш и короткий конец нитки, другой намотаем длинный конец нитки на карандаш ровными рядами витков (рис. 32, в). Свяжем концы ниток и снимем "червячка" (рис. 32, г) с карандаша (со стороны грифеля).

Рис. 32. Червячок

Рис. 32. Червячок

Цвет, длина, толщина "червячка" могут быть разной. Это готовый элемент для коллажа и аппликации.

Занятие 33

Сам придумай образ из "червячков". На предыдущем занятии ученики выполнили большое количество "червячков". Это элементы для составления любой композиции, образа. Как из кубиков мы строили дом в детстве, так из новых элементов можно создать изображение не только дома, но и цветов, животных, птиц и пр. Попробуем выкладывать скрученные нитки по кривой, в виде кольца, чередовать по цвету и толщине. У нас получились тюльпаны (рис. 33). Закрепим композицию клеем ПВА.

Рис. 33. Тюльпаны

Рис. 33. Тюльпаны

Если нарисовать эскиз или воспользоваться раскраской, можно получить более сложный образ. Сначала отгадаем загадки.

1. Не ездок, а со шпорами, не будильник, а будит.
2. Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает.

Вот какой петушок получился у нас рис. 34.

Рис. 34. Петушок

Рис. 34. Петушок

Попробуйте сделать кота по нашему эскизу рис. 35.

Рис. 35. Котик

Рис. 35. Котик

Дети сами выбирают сложность поделки, тем самым осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку.

Занятие 34

"Капелька"

Цель. Учить выполнять стебельчатый шов (шов назад иголка); учить изготавливать выкройку мягкой игрушки по образцу или эскизу игрушки; учить передавать характер будущей игрушки; развивать творчество каждого ребенка в оформлении игрушки дополнительными деталями.

Материалы и инструменты. Кусочки несыпучей ткани, для набивки – мелкие кусочки ватина, 20–30 см бельевой веревки, игла и нитки для сшивания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель предлагает ученикам провести праздник для малышей подшефного детского сада, придумать и показать спектакль. А кукол для спектакля сшить самим. Дети очень любят мягкую игрушку, особенно подвижную. "Как ее сделать?" – спрашивают они.

Учитель показывает ребятам образец выполненной куклы, у которой голова и туловище – в виде капли воды голубого цвета, веревочные ножки и ручки, ладошки и туфельки – шарики. Украшают куклу большие выразительные глаза с длинными ресницами, челочка и бант (см. рис. 37). Она смешно двигается, может сидеть в разных позах, так как ножки и ручки из веревочек. Учитель объясняет последовательность выполнения куклы.

1. Сначала нужно изготовить выкройки. Сложим лист плотной бумаги, нарисуем половинку "капельки" с учетом припусков на шов (больше на 1 см со всех сторон). Вырежем по линии (сглаживая неровности, придаем плавность линии, вырезая ножницами). Это голова и туловище (рис. 36, д). Ладошки и туфельки – одинаковые круги (рис. 36, б). Достаточно сделать один круг диаметром 7–8 см.

2. Обведем шаблоны на толстый картон. Вырежем по линии, получаем выкройку (лекало). Лекало можно использовать многократно, оно удобно в хранении (положим в конверт, подвесим).

3. Обведем и вырежем по лекалу ткань.

4. Шьем сначала ручки и ножки. Веревочку разрежем пополам. На концах ее завяжем узелки. Круг наметаем по краю мелкими стежками (шов "вперед иголка"), стянем нитку. Набьем кусочками ватина, вставим узелок веревочки, затянем нитку. Несколькими стежками закрепим шарик, завяжем узелок, отрежем нитку. Прием повторим с другой стороны веревочки (рис. 36, в).

5. Две детали капельки соединяем швом "назад иголка", работу начинаем сбоку (место для рук), шьем по краю верхней части, далее с другой боковой стороны.

6. Вставим ручки-веревочки так, чтобы шарики-ладошки были внутри, а веревочка снаружи (рис. 36, г).

7. Сошьем края, оставив широкое отверстие снизу.

8. Вывернем заготовку. Набьем мелкими мягкими кусочками. Вставим веревочные ножки (рис. 36, д). Зашьем косыми стежками.

Рис. 36. Заготовка "капельки".

Рис. 36. Заготовка "капельки".

9. Раскрутим и пришьем веревку – волосы. Завяжем бантик.

10. Приклеим глаза, рот, ресницы (полоску черного драпа нарежем "лапшой"). Получилась "Капелька" (рис. 37).

Рис. 37. Капелька

Рис. 37. Капелька

Вот какие у нас получились куклы, все разные веселые и забавные, маленькие и большие, можно устраивать представление "Веселая семья Капелек".

В 3-м классе дети продолжили знакомиться с возникновением народных ремесел, с новыми материалами и инструментами, используемыми в данных ремеслах. Узнали о видах и свойствах современных материалов, которые можно использовать в прикладном творчестве (крашеная, обработанная желатином марля, цветной шпагат). Учились понимать рисунки, схемы, эскизы. Учились анализировать свойства материалов, подходящих для конкретной работы, а также освоили приемы разметки. Учились определять этапы своей работы и порядок действий. Учились комбинировать различные приемы работы для достижения задуманного образа и решали художественные и творческие задачи.

Знакомились и выполняли новые приемы моделирования и обработки материалов, повторяли предложенный образ, вносили в него небольшие изменения и создавали образы по собственному замыслу. Развивали дизайнерский опыт, достигая решения образа путем использования разных материалов, приемов их обработки при помощи других техник.

Продолжение следует